Скачать 0.52 Mb.
|
Ш Международный конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на I ступени общего среднего образования Авторы: Подгол Антонина Михайловна, Ермалинская Елена Ивановна, учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 4 г. Осиповичи» г. Осиповичи, 2013 Аннотация В данной работе представлены рекомендации по организации и проведению информационно-пропагандистской работы с младшими школьниками. Авторы формулируют важность проведения данной работы для обеспечения гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, принимая во внимание особенности возраста младших школьников, отмечают наиболее приемлемые формы и методы гражданско-патриотического воспитания, подчёркивают чрезвычайную важность последовательной, твёрдой позиции классного руководителя. В приложении к работе предлагается практический материал, который с успехом могут использовать классные руководители, другие педагогические работники. Содержание
Пояснительная записка Современные тенденции развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства требуют переосмысления целей, задач и результатов образования личности. Воспитание гражданственности становится главным направлением современной системы образования, основой для формирования идеологического фундамента общества. Необходимость развития системы гражданского образования в Республике Беларусь обусловлена сегодня рядом причин: - возрождение Республики Беларусь как самостоятельного демократического государства; - создание условий для формирования правовой культуры человека; - становление нового общества, которое требует формирования у подрастающего поколения соответственной гражданской культуры; - строительство государственной политики на принципах гуманизма, демократии, социальной справедливости, что обеспечивает всем гражданам одинаковые стартовые возможности для развития их потенциальных возможностей, достижения социально значимых целей. В настоящее время в Республике Беларуси происходит процесс формирования такой системы образования молодёжи, которая ориентирована на воспитание активной гражданской позиции, патриотизма, национального самосознания, уважения к личности и правам человека, готовности к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом государстве. Национальная идея воспитания человека как гражданина своего Отечества нашла отражение в законах «О гражданстве Республики Беларусь», «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребёнка», в Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Концепции национальной школы Республики Беларусь и других государственных документах. Так, в Программе воспитания детей и учащейся молодёжи определены актуальные направления гражданского воспитания: усвоения сущности и роли гражданина; знание гражданских прав и обязанностей; формирование активной гражданской позиции; интеграция молодёжи в существующее социальное окружение. Подчёркнуто, что наиболее значимыми задачами воспитания личности являются формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, уважению к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям обычаям. Существующие исследования по проблеме гражданского воспитания личности относятся в основном к подростковому и юношескому возрасту. Между тем младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом в воспитании гражданственности личности. В данной работе мы показываем, как проводится информационно-пропагандистская работа в наших классных коллективах. Понятно, что информационно-пропагандистская деятельность является неотъемлимой частью воспитательной работы. Мы используем такие формы, как часы информирования, классные часы, внеклассные мероприятия (праздники, воспитательные дела, встречи, заочные путешествия и т.д.), экскурсии, которые посвящены истории зарождения белорусского государства, развития культуры белорусского народа, формированию ценностного отношения к Родине, к окружающему миру, к людям, к самому себе. Цель нашей работы – дать учащимся общие понятия о том, что такое Родина, что такое общество, какие права и обязанности имеет человек; познакомить с особенностями географического положения Беларуси, с национальными традициями, с легендами, с жизнью белорусов, прославивших нашу страну; раскрыть гражданские качества белоруса. Методические рекомендации Правильная организация работы по гражданскому воспитанию учеников начальных классов основана в первую очередь на знании возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Детям младшего школьного возраста свойственна повышенная эмоциональность. Нередко чувства определяют их поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему миру. Это диктует нам необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, конкретны. Сухость здесь противопоказана. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить. Возрастные особенности младших школьников, в частности их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть, содействуют эффективному применению на занятиях по гражданскому воспитанию многочисленных игровых методик. Но надо помнить, что игра является средством познания мира, и поэтому желательно на уроках создавать модели реальных жизненных ситуаций. Организуя гражданско-патриотическое воспитание, учитываем и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неумная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации гражданско-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям. Учитывая особенности этого возраста, необходимо обратить внимание на тот факт, что система занятий по гражданскому воспитанию в начальной школе не предусматривает изучения конкретных законов, прав и обязанностей, а является серией вводных, подготовительных занятий, которые имеют моральную, гражданскую, воспитательную направленность и призвана психологически подготовить учеников к изучению гражданских дисциплин в средней и старшей школе и к выполнению своих гражданских функций. Проводимая нами пропагандистско-информационная работа вариативна по форме, содержанию и ориентирует на поэтапное формирование гражданских качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В соответствии с основными положениями личностно-деятельностного подхода нами используется комплекс методов, оказывающих воздействие на: рациональную сферу через просвещение (сведения из жизни белорусского народа – традиции, культурные, природоведческие, социальные, исторические) эмоционально-волевую сферу (создание опыта сопереживания позитивного или негативного) действенно-практическую сферу через включение в деятельность Система гражданских знаний младших школьников включает:
Исходя из этого, наша информационно-пропагандистская работа проводится по следующим направлениям: Природоведческое Историческое Социальное Следуя возрастным особенностям детей, информационно-пропагандистская работа строится последовательно, поэтапно: постепенно расширяется круг социальных объектов (мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, товарищи, класс, школа, улица, город (село), страна, мир), углубляется понимание патриотизма (быть патриотом — значит любить свою семью, свой дом; быть патриотом значит любить свою школу; быть патриотом — значит любить, беречь, охранять природу родного края; быть патриотом — значит любить и защищать свою Родину), усложняется нравственно-патриотическая деятельность (от заботы о своем маленьком уголке родного края — до участия в серьезных общественно-политических акциях старших школьников). Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
Строить жизнь коллектива рекомендуется по тематическим периодам, каждый из которых посвящается теме, событию в жизни класса, школы, общества, природы. Учителю важно помнить, что дети должны быть не только активными участниками этих дел, но и их организаторами. Природоведческое направление Природа – один из первых объектов мира, с которым сталкивается ребёнок. Школа формирует отношение к природе как дому человечества. Отношение к Родине немыслимо без бережного отношения к природе. «…Охранять природу – значит охранять Родину» - говорил Михаил Пришвин. И здесь важно сочетание познания, наблюдения, любования природой с осознанной работой по уходу за животными и растениями, за природными уголками, которые ребёнок видит на прогулке, возле дома, в парке, во время похода в лес, в путешествии. Экологическое воспитание – один из важнейших аспектов социализации личности. Задача начального этапа в экологическом воспитании – сформировать готовность ребёнка к правильному взаимодействию с природой. А для этого необходимо создать условия для установления эмоциональных связей ребёнка с природой и разнообразной деятельности в ней, чтобы привить потребность быть отзывчивыми и коммуникабельными, стремление не на словах, а на деле сочувствовать другим, поддерживать в трудную минуту не только людей, но и зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых и все удивительные и прекрасные природные сообщества. Основные формы работы: экскурсии, целевые прогулки, экологические и интерактивные игры в природе, экологические акции. Предполагается создание плакатов, рисунков, написание мини-сочинений, обращений в местные органы охраны природы и природных ресурсов, составление экологических прогнозов, свода правил поведения в различных природных сообществах, разработку экологических проектов. Огромная роль отводится также практической деятельности в природе: подкормке в зимнее время птиц, изготовлению кормушек и скворечников и т.п. Мероприятия, проводимые в рамках природоведческого направления информационно-пропагандистской работы Экологический практикум «Школа добрых волшебников»
Историческое направление Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного современного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. Заинтересованность историей родного края, любовь и уважение к своему языку нужно воспитывать с детства. Трэба ведаць – сэрца просіць, Як дзядам, бацькам жылося… Як сахой даўней аралі, Як смыком зямлю бярлялі, Як з сявалкі збожжа зерні Рассявалі чорнай жменяй… Трэба ведаць… Што зазналі, Як на пана працавалі… Трэба ведаць… І пра тое, Апраналі што? Якое?.. Пятрусь Броўка Учитель знакомит с историей страны, с историей своего края, своего города, используя такие формы, как общественные праздники, устные журналы, экскурсии по городам и памятным местам республики, коллективные творческие дела. При ознакомлении с жизнью и духовной культурой своего народа проводятся познавательные игры, музыкальные, поэтические конкурсы, народные праздники, народные игровые программы и др. Мероприятия, проводимые в рамках исторического направления информационно-пропагандистской работы
Социальное направление Кроме истории, необходимо формировать у детей интерес к современным событиям, происходящим в стране, в мире, в городе, в школе. В этом помогут беседы, пресс-информации, устные журналы и другие формы. Чтобы дети представляли, в каком обществе, государстве они живут, учитель знакомит их с государственными символами: гербом, гимном, флагом. Кроме того, у каждого города тоже есть свой герб, который отражает его историю. Детям интересно узнать, как создавались и изменялись символы. В этом помогут такие формы работы, как беседы, классные часы, заочные путешествия, экскурсии. Обогащение знаний детей о государстве, его символах, законах сопровождается ознакомлением с правовыми нормами и правилами поведения. Некоторые формы работы: игры, тренинги, сочинение сказок, конкурсы рисунков на правовую тематику, чтение и обсуждение статей, заметок из детских периодических изданий и др. Мероприятия, проводимые в рамках социального направления информационно-пропагандистской работы
Заключение «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма». Н.Г. Чернышевский Что значит любить Родину? Значит, знать её прошлое, жить её настоящим, беспокоиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве». Литература
Приложение Класная гадзіна у другім класе Тэма: “З любоўю да роднага слова” Мэты: развіваць уменне размаўляць на беларускай мове, працягнуць знаёмства з беларускімі пісьменнікамі Я.Купалам і Я.Коласам , выхоўваць любоў да роднай мовы і павагу да сваёй Радзімы. Ход класнай гадзіны 1.Арг. момант. 2.Уступная гутарка. - Як называецца краіна, ў якой мы жывём? - Як называецца сталіца нашай Радзімы? - Хто прэзідэнт нашай краіны? - Якая мова з’яўляецца нашай роднай мовай? - Сёння мы будзем размаўляць на беларускай мове, таму што мы яе любім. Адправімся ў падарожжа на вясёлым цягніку. 3. Асноўная часка. - Першы прыпынак “Гульня” Праводзіцца гульня “Назаві адным словам”
Праводзіцца гульня “Жывы – не жывы” (Настаўнік называе слова. Калі яно абазначае жывую істоту, дзеці падымаюць рукі, калі нежывую – спакойна стаяць. Вучань, які памыліўся, сядае за парту) Казуля – кашуля Лыжка – мышка Дошка – кошка Крот – рот Жабка – шапка Рак – мак Качка – тачка - Другі прыпынак “Крыжаванка” – школьны дыктант
1. Люстэрка вучня. 2. Прыналежнасць для пісьма. 3. Самы першы падручнік. 4. Мэбля ў класе. 5. Школьная сумка. 6. Мелодыя, якая сведчыць аб заканчэнні ўрока. 7. Чалавек, які дае веды. -Трэці прыпынак “Загадкі” З гушчару зялёнага, Дзе мошкі і цень, На скалы ўзабраўся прыгожы …(алень) У ваду нырае смела, Хатку ён, будуе ўмела. Пад вадой і на вадзе Будаўніцтва ён вядзе. (бабёр) У чырвоных ботах Ходзіць па балотах. (бусел) - Чацвёрты прыпынак “ Букет” л с л К о а у а п К а ( У дзве вазы саставіць букеты, каб атрымаліся прозвішчы вядомых беларускіх пісьменнікаў) Янка Якуб
( Я.Купала “Хлопчык і лётчык”, Я.Колас “Кот”) 4.Вынікі - Гэта быў апошні прыпынак, і мы вяртаемся ў клас. - Як мы павінны адносіцца да нашай дзяржавы і роднай мовы? - Што вам спадабалася ў нашым падарожжы? Аб чым вы даведвліся? - Дзякуй вам за працу. «Весенние цветы», составление фриза |
Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» За месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии студент должен предоставить одну контрольную работу. Ответы на вопросы контрольного... | Анализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому... В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно | ||
Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных... | В сероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию... Всероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим... | ||
Положение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому... Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия... | План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | ||
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения,... Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя... | Организация работы в образовательной организации среднего профессионального... | ||
Методические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию... Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск | Анализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию по мбоу сош №13 за 2012-2013 учебного год «Патриотическое воспитание детей и молодежи рт на 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотической программы по мбоу сош №13 на 2010-2015... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов обучения учащихся начальных... | Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Удмуртский арсенал» Поисковая, познавательная, общественно-полезная практическая, творческая, проектная | ||
План работы методического объединения начальной школы №446 на 2013-2014... Методическая тема объединения:«Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью проекта являются совершенствование работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке её к служению... | ||
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-Россияне!» В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России | Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» Всероссийский конкурс на лучшую научно – популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» |