История россии с древнейших времен до конца XVI века





Скачать 192.98 Kb.
НазваниеИстория россии с древнейших времен до конца XVI века
Дата публикации01.08.2014
Размер192.98 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа



ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории МО РФ, 2007г. и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы - М., «Просвещение», 2007 год. Использовано также методическое письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, 2012 – 2013 уч. год.
Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:

  • -ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

  • -выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

  • -развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

  • -формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

  • -воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

  • -стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.



В программу введён региональный компонент «Краеведение», применяемый как часть уроков: «В экспедицию с археологами. Что такое прошлое нашего края и зачем его нужно изучать», «Восточные славяне и их соседи. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Памятники эпохи древности в нашем крае», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Наш край в составе Киевской Руси», «Культура русских земель. XII – XIII веках. Родной край в древности», «Церковь и государство в конце XV – XVI века. Святое Белогорье».
УМК.

Используемый учебно - методический комплект:

1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс – М.,

«Просвещение», 2006г.

2. Методические рекомендации к урокам по истории России с древнейших времен до конца XVI.

Под ред. Л.Г.Косулиной М., «Просвещение», 2008г.

Дополнительные пособия для учащихся

-Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение, 2005год

-Хрестоматия по истории России – М., Просвещение, 1998 г.
Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 36 часов в год, 2 часа в неделю.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.

Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый материал по истории России с древнейших времён до конца 20-го века.

3. Он-лайн тесты по истории России.

Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень и предусматривает здоровьесберегающие технологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в в 6 класс ученик должен:

знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;

уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;

владеть компетенциями:

-коммуникативной -информационно – поисковой

-смысловой и поисковой -рефлексивной

-личностного саморазвития -учебно – познавательной;

быть способным решать жизненно – прагматические задачи:

-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

-использовать полученные знания в общении с людьми;

-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.


Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (36 часов) 6 класс



п/п

Наименование тем и темы урока

Количество часов

Дата проведения урока

Знания, умения, навыки







План

Факт




1.

Введение. Что изучает история Отечества. История России- часть Всемирной истории

1







Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для

решения познавательных задач.




2.

В экспедицию с археологами. Что такое прошлое нашего края и зачем его нужно изучать

1













Тема 1. Восточные славяне (2 ч.)





В 3.1.1.

Восточные славяне и их соседи. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Памятники эпохи древности в нашем крае.

1







Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. Блиц опрос, проверка карты.





4.1.2



Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами. Салтово-маяцкая культура.

1







Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство;










Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (8 ч.)





5.2.1.

Формирование Древнерусского государства.

1







Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем.








6.2.2.

Первые русские князья.

1







Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы; составление таблицы «Первые русские князья»




7.2.3.

Князь Владимир. Крещение Руси.

1







Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства).




8.2.4.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Наш край в составе Киевской Руси.

1







Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Я. Мудрого; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.




9.2.5.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

1







Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).







10.2.6.

Культура и быт Древней Руси.

1







Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры).





11.2.7.

Быт и нравы Древней Руси. Местные краеведы.

1







Уметь описывать быт, образ жизни разных слоёв населения Древней Руси; выявлять особенности местной культуры.




12.2.8.

Повторительно – обобщающий урок: «Русь в IX – XII в.»

1







Обобщение материала по теме. Тест «Русь в IX – XII в.»







Тема 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (9 ч.)





13.3.1.

Раздробление Древнерусского государства.

1







Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы; излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.




14.3.2.

Владимиро-Суздальское княжество. Галицко - Волыжская земля.

1







Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей»

15.3.3.

Великий Новгород.

1







16.3.4.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

1







Уметь показывать на ист. Карте территорию расселения и направления походов монголо- татар; описывать их образ жизни и военную организацию; выявлять особенности и цели монгольского государства,




17.3.5.

Борьба Руси

с западными завоевателями.

1







Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи,

роль личности; раскрывать значение отпора для Руси немецко – шведской агрессии; высказывать суждения о деятельности и личности А. Невского.

18.3.6.

Русь и Золотая Орда в XIII веке.

1







Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами.




19.3.7.

Русь и Литва.

1







Уметь работать с картой, фрагментами документов.




20.3.8

Культура русских земель. XII – XIII веках. Родной край в древности.

1







Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.




21.3.9.

Урок обобщения и повторения знаний учащихся по теме «Удельная Русь XII – XIII вв. »

1




Тест «Удельная Русь»










Тема: «Образование единого Русского государства» (8 ч)




22.4.1.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в.

1







Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины усиления Московского княжества.




23.4.2.

Москва – центр борьбы

с ордынским владычеством.

1







Уметь выделять главное, извлекать «уроки» из события, определять роль личности в истории.

24.4.3.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1







Раскрывать значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре; высказывать и аргументировать оценку исторических событий в данный период, анализировать учебный текст и фрагменты ист. документов.

25.4.4

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

1







Уметь кратко излагать исторический материал; анализировать фрагменты исторических документов.

26.4.5

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1







Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой.




27.4.6

Российское государство во II половине XV – начале XVI века.

1







Давать определение понятий. Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.


28.4.7

Церковь и государство в конце XV – XVI века. Святое Белогорье.

1







Уметь определять причины изменения в положении Русской Православной Церкви, раскрывать роль РПЦ в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей; причины появления ереси.

29.4.8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого Русского государства»

1







Тест «Образование единого Русского государства»












Тема 5. Московское государство в XVI в. (6 ч.)










30.5.1

Формирование централизованного государства в средине XVI века. Реформы «Избранной рады».

1







Уметь устанавливать причинно-следственные связи; определять роль личности в истории;

давать краткие и развернутые ответы, оперировать понятиями; систематизировать ист. материал в виде схемы и таблицы; сравнивать систему правления при Иване III и Иване IV.




31.5.2

Внешняя политика российского государства в середине – II половине XVI века.

.

1







Устанавливать причинно – следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой, устно излагать материал о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успеха и неудач внешней политики.


32.5.3.

Внутренняя политика Ивана IV во второй половине XVI века.

Опричнина.

1







Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи,

анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям.




33.5.4.

Русская культура в XV –XVI веках.

1







Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций.

Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

34.5.5

Быт XV – XVI веков. Наш край в XIV – XVI в.в.

1







35.5.6.

Повторительно-обобщающий урок «Московская Русь XIV – XVI в.в»

1







Уметь обобщать и систематизировать исторический материал, использовать полученные знания при работе с тестовыми заданиями. Тест «Русь Московская»




36.

Итоговое повторение и обобщение материала по истории России с древнейших времён до конца XVI века.

1







Урок контроля, оценки, коррекции знаний. Урок – игра.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

История России с древности до XV в.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории....
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – «История России с древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, М.: Просвещение, 2001г
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconСахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца XVI века....
Л. Г. Косулина Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconКалендарно-тематическое планирование курса истории россии. История...
Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconРабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков»
«История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века»
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПротокол №1 Приказ №137
Умк а. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века»
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПрограмма курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»
А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconКол-во
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconРабочая программа История России
Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,...
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconСценарий урока по теме «Князь Владимир и Крещение Руси»
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века»
История россии с древнейших времен до конца XVI века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История России с древнейших времен до конца XVI века» А. А. Данилов, Л. Г. Косулин


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск