Скачать 244.31 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «История России с древнейших времен до конца ХУ1 века» 6 класс Пичуговой Антонины Афанасьевны Монаково 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы «История России. 6-9 классы»: Данилов А.А. Косулина Л.Г – М: Просвещение, 2009 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 40 часов, из расчета 1, 3 часа в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану в 6 классе. С целью повышения эффективности использования учебного пособия, авторская программа была модифицирована: основные вопросы содержания программы рассматриваются в последовательности, определенной учебным пособием для учащихся. Для повышения качества изучения вопросов содержательной линии «Культура» были добавлены 2 часа из резерва на изучение следующих тем: - Русь в 1Х - первой половине ХП в. (6+1=7 ч.) - Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.); - Московское государство в 16 в (5 ч.+1=6ч.). Цель: - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях отечественной истории, охарактеризовать наиболее яркие личности российской истории, их роль в становлении и развитии государственности, культуре. Задачи: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. - овладение школьниками знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе. - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами в духе демократических ценностей современного общества. Перечень учебно-методического комплекта: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2008 г. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007 г. Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы: Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет. За письменные работы: Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80% Оценка "3" - 41-60% Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения истории ученик 6 класса должен знать/понимать • основные этапы и ключевые события истории России и мира в средние века; выдающихся деятелей отечественной и истории этого периода; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; уметь • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности. Перечень учебно-методического комплекта: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2008 г. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007 г. Календарно-тематическое планирование истории России 6 класс
Раздел 4. Содержание программы учебного курса. Введение. (1ч.) Что изучает история Отечества. История России – часть Всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины. Русь Древняя. (10 ч.) Восточные славяне. Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины 1 тысячелетия до н.э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Язычество. Общественный строй и управление. Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение. Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия. Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каганат, дань. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода. Первые русские князья. Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги Походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве. Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформы. Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира Крестителя в русской истории. Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава. Управление государством. Древнерусские города. Складывание крупной земельной собственности. Земельные отношения и социальные слои. Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Выдающиеся памятники древнерусской культуры. Основные понятия: культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность. Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности Древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело. Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти. Политическая раздробленность на Руси (9 часов) Начало раздробления Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация. Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде. Галицко-Волынской княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка. Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Особенности управления в раннемонгольском государстве. Причины монгольской экспансии. Первые походы монгол на Русь. Сражение на реке Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Основные понятия: нойон, курултай. Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Ледовое побоище и его значение. Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык. Русь и Литва. Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особенности Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве. Основные понятия: католицизм. Культура русских земель ХП-ХШ вв. особенности культуры ХП-ХШ вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм. Русь Московская (18часов). Предпосылки объединения русских земель. Русские земли во второй половине ХШ- первой половине ХУ века. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система на Руси. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего сражения. Основные понятия: ярлык, удельные княжества. Куликовская битва. Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. Особенности тактики обеих сторон. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Набег Тохтомыша. Значение Куликовской битвы. Основные понятия: национальное самосознание, тактика, маневрия землей и положении русского крестьянства. Категории русского крестьянства. Зарождение казачества. Ограничение Московское княжество и его соседи. Внутренняя и внешняя политика Василия1. Причины Московской усобицы, её основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской и украинской народности. Основные понятия: диалект, уния, народность. Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества. Иван Ш. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства. Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре. Московское государство в конце ХУ - начале ХУ1 века. Возвышение великой власти. Появление символов государственной власти. Органы управления государством. Новшества и комплектация русского войска. Изменения в порядке владен свободы крестьян. Судебник 1497 года. Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, уезд, казна, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки. Церковь и государство в конце ХУ - начале ХУ1 века. Изменения в положении Русской Православной Церкви. Монастыри. Ереси. Еретическое движение. Разработка теории «Москва – Третий Рим» Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне. Условия развития страны в ХУ1 веке. Территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Установление царской власти. Реформы Избранной Рады. Становление сословно представительной монархии. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная Рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монарха. Судебник Ивана 1У 1550г. стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений. Приказная система. Военная реформа. Основные понятия: Избранная Рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы. Внешняя политика Ивана 1У. основные направления внешней политики. Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Основные понятия: засечная черта, ясак, острог. Опричнина. Разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана 1У. последствия опричной политики. Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина , «заповедные лета» Просвещение, устное народное творчество, литература вХ1У-ХУ1 вв. особенности развития культуры. Влияние централизации страны на культурную жизнь просвещение и публицистика. Летописные своды. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература. Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия. Архитектура и живопись. Зодчество. Архитектура Московского государства. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Основные понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый. Быт ХУ – ХУ1 века. Развитие городов. Изменения в городской жизни. Особенности русского костюма и русской трапезы. Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, лампа, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник. Итоговое повторение. Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. Раздел 5. Формы и средства контроля 1. Промежуточный контроль (тестирование) – 9 - «Империя Карла Великого и её распад» - «Крестовые походы» - «Столетняя война» - «История средних веков» - «Восточные славяне, формирование Древнерусского государства» - «Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» - «Борьба Руси с нашествием с Востока и западными завоевателями» - «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества» - «Реформы Избранной рады, внешняя политика Ивана IV, опричнина» 2. Фронтальный опрос 3. Составление сравнительных таблиц 4. Самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой. 5. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников 6. Работа с документами Учебно-методические средства обучения Основная литература для учителя: 1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История 6 -9 классы. – М.: Просвещение, 2008. 2. Примерная программа основного общего образования МО РФ 2004 г. 3. Симонова Е.В. Тесты по истории России к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010 г 4. Зуев М.Н. История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы. – М.: Экзамен, 2011 г 5. Андреевская Т.П. Тесты по истории России. М.: Издательство «Экзамен», 2007 Дополнительная литература для учителя: 1. А. Ф. Антонов Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М: Просвещение, 2000 г.; 2. И. В. Бабич Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: М., 2001г.; 3. С. Г. Смирнов Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 2000; 4. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. 5. Каргалова. -М.: Русское слово, 1998; 5. Короткова М. В. История России IX-XVIII в.: дидактические материалы /М. В. Корот-кова. - М.: Дрофа, 2002 Сайты в помощь учителю
Основная литература для обучающихся: 3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2008 г. 4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г. Дополнительная литература для обучающихся: 1. П. П. Епифанов Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1999 г. Оборудование: Плакаты «История России с древнейших времён до конца XVI века»- «Русское слова» 6 класс/ Под редакцией Д. И. Полторака - 26 листов Компьютер-1 Раздаточный материал – Атласы «История России с древнейших времён до конца века XVIII век» -15 Комплект карт «История России с древнейших времён до конца века XVIII век». Наглядные пособия по истории России. 6-11 класс – Спектр-М, Москва 2009. |
Календарно-тематическое планирование курса истории россии. История... Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних... | Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | ||
Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца ХVI века, М.; Русское слово, 2008 А. Н сахаров, А. Н. Боханов История России... | ||
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века» Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – «История России с древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, М.: Просвещение, 2001г | Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» | ||
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004... Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» -м.: Ооо «Русское слово-учебник»,... | Рабочая программа История России Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,... | ||
Сахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца XVI века.... Л. Г. Косулина Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10... | Рабочая программа составлена на основании следующего умк: Программы... Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»... | Календарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края»... Учебник для учащихся: В. Д. Данилов, Б. И. Павлов «История Чувашии с древнейших времен до конца XX века» | ||
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории.... |