Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы





Скачать 85.77 Kb.
НазваниеРазработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы
Дата публикации07.08.2014
Размер85.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Методическая разработка урока по истории 5 класс

«История древнего мира».
Тема программы: Помесы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Тема урока: Нашествие персидских войск на Элладу.
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока: 1. Сформировать понятие о причинах победы греков в борьбе с

персидским нашествием, о героизме, патриотизме греческого

народа.

2. Формировать умение разрешать проблемы, отстаивать свои

взгляды.

3. Развивать умение анализировать, выделять главное, делать

выводы, обобщения.

Оборудоваиие: 1. Карта «Древняя Греция в 5 веке до н.э.»

2. Атласы.

3. Документы из хрестоматии по истории древнего мира.

4. Учебная картина « Бой в Фермопильском ущелье»

5. Иллюстрации учебника.
Ход урока.

  1. Оргмомент:

  2. Актуализация знаний:

Теплое Эгейское море разделяет два полуострова и вместе

2 части света – Азию и Европу. На азиатской стороне Эгейского

моря расположены полуостров Малая Азия, владения персидского

«царя царей».

Европейский берег – это Балканский полуостров, на юге которого

находится Греция. Древние греки называли свою страну Элладой, а

себя эллинами. Они уже имели долгую историю, когда Персидская

держава вплотную приблизилась к Греции.

Вопрос детям: 1. Покажите на карте, примерные границы Персидского царства?

Имея такие огромные территории, Персидская держава мечтала

завоевать Грецию.

Вопрос детям: 2. В каком веке над Грецией нависла угроза персидского завоевания?

(в 5 веке до н.э.)

Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады.

Войско персов высадилось в Аттике

Вопрос детям: 3. Как называлась битва между греками и персами?

4. Покажите на карте место битвы?

5. В каком году она произошла?

6. Чем закончилась эта битва?

7. Почему победили греки?

По всем городам Греции пронеслась радостная весть – персы разбиты.

Но радоваться было рано, т.к. персы не оставили мечту завоевать

Элладу. Сегодня мы продолжим разговор о Греко – персидских войнах.

Запись в тетради

и на доске:

Тема урока: «Борьба греков с персидским нашествием?»

Забегая вперед, скажу, что греки победили.

На доске: Учебная задача: Почему эллины победили в войне с Персией?

Всю работу на уроке мы должны направить на решение этой задачи. Для

того чтобы её решить мы будем анализировать исторические документы,

работать с картой, с учебником.

В тетради: По ходу в тетради и будем делать краткие записи.

Запишем Причины победы греков. (на доске)

3. Новый материал:

  1. Афиняне гордились Марафонской победой. Не многие понимали, что

впереди новые бои с персами. Среди тех, кто понимал это был умный и

стр 159 энергичный афинский стратег Фемистокл. Земледельцы требовали

скульптура обороны Афин со стороны суши, так как считали, что их земли могут

пострадать от нашествия персов. Фемистокл выступал на Афинском

Народном собрании и считал, что его родина могут спасти лишь

«деревянные стены», т.е. боевые корабли. Но где взять деньги на

строительство флота? Благодаря настоянием Фемистокла афиняне

решили употребить доходы от серебряных рудников, делившиеся раньше

между гражданами Афин, для постройки судов.

стр.159 За короткое время афиняне построили 200 триер - мелкосидящих на

рисунок воде кораблей. с 3 рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль:

перед боем их обычно убирали. Триера благодаря согласованным

действиям 180 гребцов и рулевого развивала по тем временам скорость

(18км/час). Триера была подвижна, способна делать резкие повороты,

проходить через узкие проливы, не сев на мель инее задев подводных

камней. Громкие сигналы флейты помогали гребцам одновременно

поднимать и опускать вёсла. Гребцами на триерах были только свободные

граждане. Они были заинтересованы в победе, поэтому действовали

слаженно, напрягая все свои силы

запись на доске Что мы можем записать в тетради.

Создание

флота Фемистокл был умным и дальновидным политиком.

На Народном собрании он говорил: «Наша родина – Эллада разделена

на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Для борьбы

с сильным и опасным врагом надо объединиться».

запись на доске По его настоянию 30 государств создали союз. Командование

Союз 30 объединенным войском поручили спартанцам, так как у них было лучшее

государств сухопутное войско.

запись на доске В 486 г. до н.э. умер персидский царь Дарий 1, царём стал его сын

Фемистокл Ксеркс.

карта,атлас В 480 г.до н.е. из города Сарды в Малой Азии выступило

громадное войско персов. Это царь Ксеркс повел свои полчища на Элладу

Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покоренных народов.

Они не желали завоевывать Грецию для персов. Поэтому персидские

командиры гнали воинов в бой кнутами. Существует легенда о трех

разведчиках греках. Послушайте её и предположите.

Вопрос детям: Почему Ксеркс отпустил разведчиков?

Рассказ легенды.

Несметное войско подошло к узкому проливу Геллеспонт, разделяющего

Европу и Азию. По приказу Ксеркса через пролив был построен мост

длиной более километра. Поднялась сильная буря и разрушила мост.

Ксеркс пришел в ярость, приказал казнить строителей моста, отстегать

непослушное море и даже в виде наказания отпустить в него железные

цепи. Другие мастера выстроили мост. Они поставили 360 кораблей

вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между

собой. Переправа длилась семь суток. Далее войско двинулось по

европейскому побережью. Один за другим сдавались персам города .

Вдоль побережья следовал персидский флот. Корабли персов были

тяжелыми и не поворотливыми, приспособленные для плавания в

открытом море. Войско Ксеркса вторглось в северную Грецию.

Греки не отважились на открытый бой с персами

Карта Они решили защищать Фермопильский проход разделяющий северную

и среднюю Грецию. Его удобно было защищать: слева от греков

поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю.

Там вдали друг против друга стояли персидский и греческий флоты.

Откроем учебник Самостоятельно прочитаем «Бой в Фермопильском ущельи»

стр 160.

Вопросы детям 1. Почему 300 спартанцев пожертвовали собой?

2. Как сражались спартанцы?

Вывод: Благодаря героизму спартанцев удалось сохранить главные силы

греческого войска.

Но это не спасло среднюю Грецию от разорения. (Персы вытоптали

ячменные поля, вырубили оливковые деревья и виноградники, сожгли

деревни.) Приближались к Афинам.

Учитывая сложившуюся ситуацию народное собрание Афин по

настоянию Фемистокса принимает решение оставить Афины. Дети,

женщины, старики укрылись на острове Саламин под защитой флота.

Мужчины способные носить оружие вступили на корабли. Флот

находился в узком проливе между Аттикой и Саламином.

Спартанский царь Эврибиат, командовавший греческим флотом,

намеревался увезти корабли к новому рубежу обороны Коринфскому

перешейку. Тем самым афинское население на Саламине обрекалось на

гибель и рабство.

Стр. 162 Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам

план знаком каждый подводный камень, все направления ветров.

С ним не соглашались, тогда он пошел на хитрость. Фемистокл подослал

своего человека к Ксерксу. Притворившись изменником, он посоветовал

персидскому царю остановить греческие корабли, пока они не

ускользнули из Саламинского пролива.

Ксерокс попался на хитрость Фемистокла. Ночью его флот подошел

к Саламинскому проливу, а утром начался смертельный бой.

Стр.159 Знаменитый греческий поэт Эсхил, описал Саламинскую битву в

рисунок своем произведении «Персы».

Эта битва была решающей в ходе греко-персидских войнах, Ксеркс

покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. Через год в

битве при Платеях и она была разбита.

Вывод: Греки отстояли свою независимость.

Закрепление И так мы с вами подошли к главному нашему вопросу.

Обратимся к документам. (У каждой пары свой документ)

Познакомимся с ними. О чем эти документы?

показать на 2. Фермопильское сражение

карте 4. Саламинский бой

3. Оставление Афин

1. Марафонская битва

Теперь расставим их в последовательности, т.е. так как они происходили

Почему эллины одержали победу над Персами?

(Упорная борьба греков за свою независимость).
Д/з. 1. Параграф № 35 вопросы

2. Документы

3. Сочинение.


Документы

Знаменитый греческий поэт Эсхил, участник Саламинской битвы, описал ее в своем произведении «Персы».

Не к бегству

Готовясь, пели эллины свой гимн

Священный, но стремясь отважно в бой…

И дружно и вдруг они морские волны

Ударом весел вспенили своих…

Их правое крыло шло впереди,

Порядок соблюдая, а за ним

Весь флот спешил, и слышен в то же время

Был громкий крик: «Вперед сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жен,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков, бой теперь – за все!»

Навстречу им неслись и персов крики,

И медлить дальше было невозможно:

Один корабль ударил медным носом

В другой, и начал эллинский корабль

Сраженье, сбивши с судна финикийцев

Все украшенья… Всюду бой кипел

Сперва стояло твердо войско персов,

Когда же скучились суда в проливе

Дать помощи друг другу не могли

И медными носами поражали

Своих же – все тогда они погибли,

А эллины искусно поражали

Кругом их… И тонули корабли,

И под облаками судов разбитых,

Под кровью мертвых скрылась гладь морская

Покрылись трупами убитых скалы

И берега, и войско персов

В нестройном бегстве всё отплыть спешило.
Какую причину победы греков в Саламинской битве вы считаете главной?

Определите, о каком событии рассказывается в отрывке из исторического источника?

  1. Видишь курган у Фокидской скалы!

То могила трех сотен

Лакедемонян, что здесь бились с войсками мидян

И полегли далеко от родного им края, ослабив

Сопротивлением своим грузную силу войны.

Изображение зверя с косматой гривой увидя,

Знай, что воздвигли его в честь Леонида вождя

Греческий поэт Лолий Басс.

Определите, о каком событии рассказывается в отрывке из исторического источника.

  1. Вперед, сыны Эллады, устремитесь в бой!

Освободите алтари родных богов,

Детей и жен своих. Ведь бой идет за все!

… Сперва в бою держалось войско варваров.

Когда ж в теснине корабли персидские

Столкнулись, весла сокрушая тяжестью,

Друг друга клювами бодая медными,

Тут не защиты не было, ни помощи.

Эсхил

  1. Боги!

Постановили совет и народ.

Предложение внес Фемистокл, сын Неокла, из дема Фреарии.

Город вверить Афине, покровительнице Афин, и всем другим

Богам, дабы они защищали от варвара страну.

Сами же афиняне и иностранцы, живущие в Афинах,

Пусть перевезут детей и женщин в Трезену, архегета страны.

А стариков и имущество пусть перевезут на Саламин.

Постановление Афинского народного собрания из Трезены.


  1. В центре боевого строя, где со стороны варваров стояли персы и саки, победило войско царя. Одержав победу, персы прорвали строй афинян и погнали их в глубь материка. Но на обоих флангах победа была на стороне афинян и платейцев. Победив противника, они не стали преследовать бегущих варваров, а, сомкнув оба фланга, вступили в бой с теми варварами, которые прорвали центр, и в этой стычке афиняне победили. Обращенных в бегство персов афиняне преследовали и убивали, пока не достигли моря. Здесь они потребовали огня и кинулись на корабли…

Геродот.

Учитель истории Малышева Наталия Сергеевна.

МОУ Петрецовская средняя общеобразовательная школа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной...
История Древнего мира. 5 класс: программа для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая– М. Просвещение,...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа по истории (история Древнего мира) для 5 класса...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
«История», Примерной программы по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconТематическое планирование По Истории Древнего мира 5 класс
Учебник: Ф. А. Михайловский Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Русское слово», 2010
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа курса «История Древнего мира»
Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки рф, авторской программы Д. А. Вигасина, Г. И....
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРазработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconМетодическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»
А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconКонспект урока Индийские касты Ямкова Светлана Николаевна моу «оош...
История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение,...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа по истории древнего мира предполагает, что в 5...
Свенцицкой «История Древнего мира» М, «Просвещение», 2008., программы курса «История. Введение в историю» А. Н. Майкова М., «Вента-Граф»...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconСогласовано заместитель директора по ур утверждаю директор школы
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconКалендарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Разработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы iconКонспект урока по изобразительному искусству (3 класс) Тема: «Рисование с натуры ветки вербы»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск