Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок





Скачать 174.42 Kb.
НазваниеКорвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок
Дата публикации09.07.2013
Размер174.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок- конференция химии в 9 классе «СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Корвякова Лидия Михайловна

МОУ гимназия с.Боринское

Липецкого района

Липецкой области
Цели урока Образовательные: дать понятие о силикатной промышленности, изучить производство строительных материалов и стекла; научить писать уравнения химических реакций этих производств. Дать понятие о составе различных сортов стекла, их практическом значении и применении; составе керамики, фарфора, цемента, его применении. Рассмотреть историческое развитие силикатной промышленности, показать роль М.В.Ломоносова в развитии производства стекла. Познакомить с предприятиями силикатной промышленности Липецкой области. Воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к стеклу, чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому наследию своей Родины, бережного отношения к окружающей среде. Развивающие: развивать творческие способности, речь учащихся, умение работать с дополнительной литературой; развивать интерес к декоративно- прикладному искусству (керамика, фарфор, художественное стекло).

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, школьная коллекция «Стекло» , «Минералы» .

Метод: лекция с элементами беседы, беседа с активизацией учащихся, самостоятельный поиск учащихся информации при направляющей роли преподавателя.

Ход урока

I. Мотивационный этап. I. Мотивационный этап.

Тема сегодняшнего нашего урока: «Силикатная промышленность» (Слайд 1) На уроке нам предстоит изучить основы производства силикатной промышленности, познакомиться с продуктами силикатной промышленности их практическом значении и применении. Выяснить, почему эта промышленность называется силикатной? Что используется в качестве сырья этой промышленности? Познакомиться с предприятиями силикатной промышленности Липецкой области и историей зарождения силикатной промышленности на Липецкой земле. Рассмотрим проблемы защиты окружающей среды при производствах силикатной промышленности. (Слайд 2)

II. Изучение нового материала

Кремний, после кислорода, самый распространенный элемент на Земле. Но встречается он только в связанном состоянии. Массивные горные породы (граниты, гнейсы, базальты) состоят из различных соединений  кремния с кислородом и металлами. Металлов в земной коре не так уж много. Углерод, который служит основой органических полиме ров и пластмасс, составляет всего лишь 0,1% земной коры по массе. Производство древесины ограничено скоростью прироста леса. А использование силикатов практически не ограничено ничем. По силикатному сырью, можно сказать, мы ходим. Сосед углерода привык к работе,
Замену ему нигде не найдете.
Если бы этот пропал элемент,
Где бы мы взяли кирпич и цемент,
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?
Пляжи песчаные, толщи подземные -
Где бы все это было без кремния?

Вспомните латинское название кремния - силициум. Нетрудно провести аналогию между названием этого элемента и темой нашего урока. Силикатная   промышленность  – это отрасль промышленности, занимающаяся переработкой природных соединений кремния. (Слайд 3) К силикатной промышленности относится производство стекла, керамики, цемента. (Слайд 4) Истоки силикатной промышленности лежат в глубокой древности, когда человек умелый научился изготавливать простейшие орудия труда, позволявшие ему выжить в суровые времена. Первые орудия древние люди изготовляли из соединений кремния, состоящих из халцедона, кварца, опала. Позднее для этого стали использовать яшмы, горный хрусталь, агаты, вулканическое стекло. Применение соединений кремния начинается с эпохи каменного века. (Слайд 5) Посмотрим, что служит сырьем для современной  силикатной   промышленности. Это природные соединения - глина (Al2O3* 2SiO2*nH2O); песок (SiO2); известняк CaCO3; доломит MgCO3 * CaCO3. Искусственно полученные вещества – сода Na2CO3 ; бура (Na2B4O7 *10H2O) ; сульфат натрия (Na2SO4). Отходы других отраслей промышленности - доменный шлак; нефелиновый шлам; сланцевая зола. (Слайд 6) У вас на столах коллекции данных образцов. Рассмотрите их. Наш урок сегодня пройдет не совсем обычно. Мы с вами заранее разбились на группы. Каждая группа получила задание представить свою отрасль в силикатной промышленности. Но прежде, чем предоставить слово учащимся я хочу дать задание всему классу. По ходу выступлений своих товарищей, вы должны заполнить таблицу, результаты заполнения мы обсудим позднее.


Отрасль сил.   промышленности

Сырьё

Уравнения хим.реакций

Виды изделий

Область применения

Итак, слово 1 группе учащихся, которые представляют стекло.

1 ученик. Разговор о стекле нам хотелось бы начать стихами М.В.Ломоносова.

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. (Слайд 7) Открыто стекло очень давно. Достоверно известно, что еще в IV тысячелетии до н. э. в некоторых странах Востока умели выплавлять стекло. Имя его открывателя, естественно, неизвестно.Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла". В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвести этот опыт, но они оказались безуспешными. Так, "теория" Плиния - всего лишь легенда. Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла считается светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э.
Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит). Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. начало древнего стеклоделия восходит к середине Ш тысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра и Эфрата, островом Крит. Первыми стеклянными изделиями были украшения - бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современными археологами. Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла. (Слайд 8) 2 ученик. Стеклоделие в России развилось в IX - Х вв. В Х-Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов. На Руси в Х1-ХШ веках употреблялось толстостенное оконное стекло только круглой формы. В источниках того времени не зря употребляется слово "оконце", его диаметр не превышал 20 - 30 сантиметров. А на территории Киево-Печорской Лавры была найдена мастерская по производству цветной мозаики. Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Петр Первый покровительствовал развитию стеклоделия: отменил пошлины на изделия, приглашал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу. В царствование Елизаветы (1741-61 г.г.) только около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов. К этому времени уже успели проявиться и их отрицательные стороны -истребление лесов в окрестностях и загрязнение воды. Поэтому был издан «Указ о нестроении около Москвы вновь винных и стекольных заводов, к которым коммуникации водяной нет, и о покупке и заготовлении на таковые заводы лесу и дров из дальних, а не близких мест». Замечательные открытия в области создания цветных стекол и смальт связаны с деятельностью великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.).    В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики. М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многоцветную, красочную продукцию. М.В. Ломоносов начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаист в 1740-е годы. Ученый мечтал о возрождении мозаик, предназначенных, по его словам "для убранства огромных публичных строений", образцы которых он видел в храмах Киева и Новгорода XI-XII веков. (Слайд 10)    Проделав огромную работу, Ломоносов получил монопольное право на производство цветных стекол в России, для чего в 1753 году, недалеко от Петербурга, была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов. Из сваренной здесь смальты Ломоносов сам и по его указаниям ученики выполнили ряд мозаичных произведений, в числе которых грандиозная цветная мозаичная картина "Полтавская баталия" (1762-1764). Из трех его известных работ особенно интересен портрет Петра I, хранящийся в Эрмитаже. (Слайд 11) Его открытия доходят до зарубежных стран. Продукция фабрики, рецепты, сырьевые материалы, красители, печи, машины, станки и инструменты постоянно видоизменялись и совершенствовались. Сначала выпускались только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальта). Затем появляются различные галантерейные изделия: граненые камни, подвески, броши, запонки. С 1757 г. фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы.   Особое внимание на фабрике уделялось горячей обработке стекла. Конструируя специальные печи и станки, Ломоносов довел производство до высокого технического уровня. В Китайском дворце сохранились два стола, а также рамы для барельефов Петра I и Елизаветы Петровны, декоративно оформленные мозаикой из этих смальт. Для отделки ораниенбаумских дворцов на Усть-Рудицкой фабрике было изготовлено большое количество стекляруса, а также смальт для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца. (Слайд12)

3 ученик. Основой обычного стекла являются силикаты натрия и кальция, Na2O*CaO*6SiO2. Сырье для его производства - сода Na2CO3, известняк СаСО3 и песок SiO2. Исходные вещества нагревают  в специальных ваннах до температуры 1500 С и некоторое время выдерживают для удаления газов ( СО2, SO2, паров воды). Основные химические процессы: Na2CO3+ СаСО3+ 6SiO2=2CO2↑ + Na2O*CaO*6SiO2 (Слайд 13)

Затем из жидкой массы изготавливают нужные изделия путем выдувания, вытягивания или формовки. У стекла нет постоянной температуры затвердевания, и загустевающему, вязкому стеклу можно  придать любую форму.

   Вводя различные добавки, можно менять свойства стекла.

1. Оконное (натриевое) стекло Na2O·CaO·6SiO2. 2.Бутылочное или посудное стекло Na2O·CaO·6SiO2 с примесью Al2O3 3.Химическое тугоплавкое K2O·CaO·6SiO2, твердое и не такое пластичное, но зато обладает сильным блеском. 4.Медицинское кварцевое стекло (из чистого песка SiO2). Посуду, изготовленную из него можно накалить добела, бросить в холодную воду и оно не потрескается, пропускает УФ лучи. (кварцевые лампы в медицине). 5.Хрустальное стекло (свинцовое стекло) K2O·PbO·6SiO2 (весьма тяжелое, сильно преломляет свет и хорошо полируется). Красота хрустальных изделий зависит от мастерства их отделки. 6.Оптическое стекло (состав такой же, как у хрустального) для изготовления линз и призм, в котором недопустимо пузырьков газа. Оптическое стекло – окно в мир. В макромир, во Вселенную вглядываются стеклянные глаза телескопов. В микромир можно заглянуть через глазок микроскопа. 7. Фотохромное стекло (боросиликатные стекло В2О3 с равномерным включением кристалликов хлорида серебра, изменяет цвет и прозрачность в зависимости от освещения. Эффект потемнения и просветления вызван обратимым переходом ионов серебра в нейтральное состояние. Выделение атомарного серебра приводит к потемнению стекла). 8.Защитное стекло (защищает от УФ, инфракрасных, чрезмерно ярких видимых лучей). Используется при сварочных работах, в металлургии. 9.Зеркальное стекло. 10.Художественное цветное стекло (Слайд 15-17) Стекловолокно - тонкие стеклянные нити - получается путем вытягивания расплавленного стекла через мелкие отверстия. Стекловолокно прочное на разрыв. Ткани из этого волокна негорючи, обладают тепло-электро-звукоизолирующими свойствами, химически стойки. Применяются для изоляции. Стеклопластик получается из стекловолокна и пластмасс. Он в 3-4 раза легче стали, но не уступает ей по прочности. Стеклопластиком можно заменить дерево и металл. Применяется в автомобильной, авиационной, судостроительной промышленностях.( Слайд 18) На территории Липецкой области достаточно сырьевых ресурсов для производства стекла, но, к сожалению, эта область производства у нас не развита.

Учитель: мы предоставляем слово 2-й группе учащихся, которые познакомят нас со второй отраслью силикатной промышленности – керамикой.

1 ученик. Слово керамика берет свое начало из Греции от слова «keramos» - глиняная посуда. (Слайд 19)

Если спросите – откуда эта греческая ваза,

И кирпич, и черепица, и кувшин для молока,

Я скажу вам: из оврага; я поведаю вам сразу,

Это всё из красной глины, что считают просто грязью,

Всё – от вазы из музея до цветочного горшка..

Добавляя щедро воду, долго месят эту глину;

Лепят разные вещицы (глина мягче пластилина)

Обжигают, чтобы сделать её каменной

И из глины получается …..керамика.

Сырьем для керамики служат различные виды глины. (Слайд 20) Формула глины AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O. Изготовление керамических изделий осно­вано на свойстве глины при ее смешивании с водой образовывать пластическую массу. В незапамятные времена, узнав свойства глины, человек стал гончаром и строителем. Вначале развилось гончарное ремесло. Когда оно возникло, трудно сказать. Утверждают, что изготовление глиняной посуды старо, как мир... Если же быть более точным, то можно предположить, что давность первых гончарных изделий исчисляется примерно 10—12 тысячами лет. Глина оказалась прекрасным легко доступным сырьем. Ее можно было формировать и обжигать даже в примитивных очагах. Опытные руки гончара делали из глины прекрасные художественные произведения искусства — кувшины, вазы, чашки, миски, которые после обжига расписывали красками. (Слайд 21) керамику можно разделить на несколько отраслей: строительная керамика (производство кирпича, облицовочной плитки, керамических труб, черепицы) , бытовая керамика (производство гончарных изделий, фарфора, фаянса), техническая керамика. Основные этапы производства керамики: 1) обработка сырья; 2) приготовление керамической массы; 3) формование и сушка массы; 4) обжиг: 3AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O = 3AL2O3 · 2SiO2 + 4SiO2+ 6H2O; 5) отделка изделий. (Слайд 22)

2 ученик. Самый обыкновенный кирпич – продукт обжига глины, его можно считать самым долговечным строительным материалом: кирпич способен пережить гранит, известняк и даже железо. Знаете ли вы, что кирпич – ровесник цивилизации? Его изготовляли и использовали в строительстве еще в Древнем Египте. Кирпич имеет разную форму и цвет, прочность его зависит от разного качества глины, добавки песка и хорошей температура обжига. Когда-то изготовление кирпича было очень тяжелой работой. Сначала босыми ногами месили глину, потом вручную придавали ей форму кирпича и обжигали в печах при высокой температуре. Производство кирпича в наше время механизировано. Различают различные виды кирпича: 1- Красный глиняный кирпич. Красная окраска обусловлена наличием в глине оксида Fe2O3. (Слайд 24) 2- Пустотелый кирпич, т.е. имеющий внутри полости определенной формы. Не теряя свои теплоизоляционные свойства, такой кирпич позволяет уменьшить массу жилого здания на 30-40%. (Слайд 25) 3 - Силикатный кирпич (светло-серого цвета). Сырьем для него служат известь и кварцевый песок. Этот кирпич обладает меньшей морозостойкостью, не выдерживает длительного воздействия высоких температур (нельзя для кладки печей). Используется в качестве стенового материала для возведения надземных частей зданий.(Слайд 26). На территории Липецкой области достаточно ископаемых материалов для производства кирпича. Липецкий комбинат силикатных изделий был построен в 1938 году для производства утолщенного силикатного кирпича и стеновых блоков из ячеистого бетона. Является одним из крупнейших предприятий Липецка, а продукция завода пользуется особенным спросом в Московской, Тамбовской, Тульской, Рязанской, Брянской областей. Кирпичные заводы расположены на территории Добринского, Тербунского, Липецкого районов. Существовал такой завод и на территории с.Боринское (80-е годы прошлого столетия), но из-за несовершенства технологий производства, был реконструирован. На его месте в настоящее время располагается мебельная фабрика. Для внутренней и наружной облицовки стен изготавливают обли­цовочные плитки: глазурованные и неглазурованные. Глазурованные плитки украшают различными рисунками и глазурями. З ученик. Фарфор был изобретен более 2 тыс. лет назад в Китае. Для его по­лучения использовались специальные беложгущиеся глины. Китайский фарфор был тонким, почти невесомым, стенки его были полупрозрач­ными. Изготовление такого фарфора передавалось только по нас­ледству и хранилось в большом секрете.(Слайд 28) Первый европейский фарфор был изобретен англ.алхимиком Иоганном Фридрихом Бёргером в 1710г. В России состав фарфоровой массы разработал около 1747 г. Д.И. Виноградов. Различают две основные разновидности фарфора: 1. Твердый фарфор –имеет состав: глина, каолин - 50℅, полевой шпат - 25℅,кварцевый песок - 25℅, обжигаемый при температуре 1380-1460оС. (Слайд 29) 2. Мягкий фарфор – каолин - 25-40℅, полевой шпат – 3-40℅, кварцевый песок 3-40℅, температура обжига - 1200 оС. К мягкому фарфору относится костяной фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой степенью белизны и просвечиваемости и большой декоративностью. В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.(Слайд 30). Фаянс отличается от фарфора тем, что не просвечивает даже в тонких слоях. Фаянс керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальника, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.
Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора меняется лишь соотношение компонентов, и сходная технология (различия в режиме обжига).
А теперь обратите внимание на следующий слайд. Узнали этот фарфор? Правильно, это визитная карточка и гордость нашей страны – Гжельский фарфор. На каждом изделии этой фабрике стоит зеленое клеймо в виде двуглавого орла с надписью «Гжель». (Слайд 31) В 14-15 вв. возили гжельцы в Москву бытовую керамику (горшки, кувшины, кринки и другую утварь из серой глины). В середине 17 века обнаружились в этих местах залежи беложгущейся глины, превосходящие своим качеством глины Западной Европы. Мастера начинают делать аптекарскую посуду – реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки. В 17 веке здесь научились делать майолику – нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки, блюда, тарелки, игрушки птиц и зверей, фигурки людей, шкатулки, помадные баночки. Одновременно гжельцы делали канализационные трубы для московских улиц, изразцы для печей и каминов. В начале 19 века гжельцы рискнули добавить в свои глины известь. С этого момента начинают расти знаменитые синие цветы на белом фоне – исключительно гжельская традиция. Одна краска, но имеет до 30 разных оттенков. Самобытный стиль росписи кобальтом становится классическим. Уже в 1802г. обозы с фарфоровым товаром шли в Москву. 4 ученик. А знаете ли вы, какие керамические изделия являются визитной карточкой Липецкого района, да и Липецкой области тоже? Конечно же это – романовская игрушка. Появилась она в наших краях ещё при Иване Грозном, когда пришли сюда первые колонисты для защиты от воинственных степняков. ". В начале XVII века сюда приехал Иван Никитич Романов - дядя будущего царя. Основанный им город назвал он по своей фамилии (ныне это территория с.Троицкое, Ленино, Пады Липецкого района). Народ построился, осел, стал ремеслом разным заниматься. А залежи глины в этих местах очень богатые. И белая тебе глина, и красная, и желтая (эта для посуды хороша). Особенно пришлые обрадовались черной глине. Она считается самой прочной и для лепки игрушки просто идеальна.Самая простая и маленькая игрушка - летящий жаворонок. Практически она и похожа на крохотную свистульку. В таком качестве она и использовалась и была у каждого юного романовца. Удоды и индюки - это уже традиционные обереги для маленьких детей. Их клали в колыбель или рядом с ней. (Слайд 32)

Учитель: нам осталось послушать последнюю группу учащихся, которые расскажут о цементном производстве. 1 ученик. Цемент – это минеральный вяжущий материал, который при смешивании с водой затвердевает (Слайд 33) Первый цемент был открыт во времена Римской империи. Примерно в это же время жители Древней Руси заметили, что устойчивость к воде придает извести измельченная обожженная глина.

Есть  силикатные  заводы, где выпускается цемент, Он со стеклом одной природы – В них кремний – главный элемент. Цемент готовится из смеси. А в смеси – глина, известняк Нам ход реакции известен, в печах всё происходит так: Из глины воду удаляют, И известняк разложат весь: А в результате получают Цемент – строительную смесь

Химизм процесса: AL2O3 · 2SiO2 ·2H2O (t) = AL2O3 · 2SiO2 + 2H2O СаО + SiO2( t) = СаSiO3 3СаО + Al2O3 (t) = 3СаО* Al2O3 Обычный цемент называют силикатоцементом CaO∙Al2O3∙SiO2 а) Портландцементом называется гидравлический вяжущий материал , состоящий из силикатов
Основной компонент портландцемента алит- 3СаО∙SiO2
белит- 2СаО∙SiO2∙3CaO∙Al2O3
Сырьё для производства портландцемента : известняк
мел
доломит
глина Применяют портландцемент для производства бетонных, конструкций и деталей, асбестоцементных и других изделий. (Слайд 36) Шлакопортландцемент - продукт совместного помола портланд­цемента и доменных шлаков, он более стоек к коррозии. Используют его так же, как и портландцемент. Белый цемент,- в его состав вхо­дят гипс, белый диатомит, используется как декоративный и отде­лочный материал. На основе цемента получают бетон - смесь щебня, песка, цемента. Если в бетон закладывают каркас из железных стер­жней, то получают железобетон. (Слайд 37) На основе цемента получают кро­вельные материалы - асбоцементные листы (получают при затвердева­нии смеси асбеста, цемента и воды). (Слайд 38)

2 ученик. Наша область богата залежами известняка, песка, глины. Это пос­лужило необходимым условием для создания в 1959 году це­ментного завода имени 50-летия СССР. Его построили почти в 4 км к северу от Липецка, что было связано с вредностью производства. Первая очередь мощностью 470 тыс. тонн в год была запущена в 1963 году1973 году на Липецком цемзаводе введена в строй первая в СССР линия по производству цемента сухим способом. Позднее, также впервые в стране, на заводе был установлен сепаратор, благодаря которому стало возможным выпускать повышенные марки цемента.Сегодня мощность завода — 1,6 млн тонн цемента в год. Предприятие занимает 10-е место в рейтинге крупнейших в отрасли по объему производства.

3 ученик. Любая промышленная деятельность воздействует на окружающую среду – используются энергия и ресурсы, многие из которых невозобновимые, негативно влияют выбросы и отходы от промышленной деятельности. На цементных заводах- очаги опыления барабаны для сушки угля и сырья, мельницы для угля, сырья и цемента, вращающиеся печи и транспортно-загрузочные устройства. В окрестностях цементного завода производительностью 400000т цемента в год на расстоянии 2 км. концентрация пыли в воздухе 20 мг\м^3.  Повышенная концентрация кремнезема в воздухе вызывает силикоз. Появляется одышка, боли, кашель, т. к. кремнезем в дыхательных путях превращается в кремниевую кислоту. Предохранительные меры: герметизация оборудования , снижение отходов до 99 % и экономное расходование продукции. Интересен подсчет, если на дне вагона остается слой цемента 0,5 см, то потери составляют 150 кг. Цементная пыль, которая попадает в воздух оседает в легких, раздражает слизистую оболочку. По медицинской статистике, жители, живущие в районе цементного завода, наиболее подвержены аллергенным заболеваниям, болезням дыхательных путей, высок показатель ОРЗ. К тому же, цемент – канцерогенное вещество. Правительство Российской Федерации сегодня уделяет большое внимание экологическим проблемам, связанным с производством в стране, чтобы повысить конкурентоспособность наших товаров на мировом рынке.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в страну под названием «Силикатная промышленность». Мы коснулись лишь самых азов данной темы. А между тем именно за силикатами будущее. Ведь изобрели же японцы небьющийся фарфор. А сковородки из мелкокристаллического стекла – ситалла, по прочности близки к чугунным, и бьются значительно меньше, чем обычное стекло.Я благодарю всех за участие. И попрошу вас ответить на вопросы Рефлексия: 1.Что вас больше всего понравилось на уроке? 2.С какими мыслями и настроениями вы покидаете урок?

животных. Когда наши места стали курортными, появились образы барышень в роскошных нарядах и гуляющие парочки. Всего у романовской игрушки более 80 сюжетов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconЗакон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени Героя Советского Союза П. А. Горчакова с. Боринское Липецкого...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок icon«Многообразие кишечнополостных. Значение в природе, жизни человека»
Учителя мбоу гимназии имени Героя Советского Союза П. А. Горчакова с. Боринское Липецкого муниципального района Липецкой области...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconП. А. Горчакова с. Боринское Липецкого муниципального района Липецкой...
...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconПоложение о проведении муниципального этапа XI всероссийской акции
«Перспектива» Липецкого муниципального района Липецкой области (далее мбоу дод цдод «Перспектива») среди образовательных организаций...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconКнига издана благодаря финансированию Администрацией Липецкой области,...
России. Вниманию читателя предлагается книга, посвященная его деятельности, очень слабо освещенной в литературе ХХ века. Очерк законодательных...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Учредитель: Муниципальное образование Липецкий муниципальный район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация Липецкого...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconЛитература Что такое «метод проектов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г. Грязи,Грязинского муниципального района Липецкой области
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconОрганизациия работы на учебно-опытном участке моу сош с. Сотниково...

Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области обсужден на общем собрании трудового коллектива мбоу сош с. Куймань,...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconУрок по теме «Квадратные уравнения» проводится в форме игры
Авторы: Владимирова Ольга Григорьевна, Кирьянова Галина Михайловна, Сахарова Лидия Ивановна
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconУрок Английский язык. 10 «Б» класс. Моу гимназия №19. г. Липецка...
Оборудование: учебник, аутентичный материал, медиа, раздаточный материал (репродукции, фотографии, рецепты)
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconУрок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8»
Урок обществознания Пряниной Валентины Григорьевны, учителя моу «Гимназия №8» г. Энгельса Саратовской области
Корвякова Лидия Михайловна моу гимназия с. Боринское Липецкого района Липецкой области Цели урок iconПоложение регионального конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов...
«единая россия» и общественной организацией «Липецкая областная федерация фитнес-аэробики» при поддержке Управления физической культуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск