Рабочая программа по истории средних веков 6 класса
34 часа в год ( 2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Курс «История Средних веков» предназначен для использования в рамках общеобразовательных учреждений. Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшим в издательстве «Русское слово». Материл учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всеобщей истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях. Данная программа учитывает положения федерального базисного плана, сложившиеся традиции периодизации и преподавания истории, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по истории.
Материал программы и учебника позволяет учащимся любого уровня познакомиться со Средневековьем за одно полугодие. Курс ориентирует учащихся на усвоение основных черт средневековой истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источниками, как текстовыми, так и изобразительными.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Основная цель курса – дать школьникам знания о средневековом прошлом зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени.
Изучение истории на ступени 6-го класса направлено на достижение следующих целей:
Воспитательные:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Образовательные:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Развивающие:
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В результате изучения истории Средних веков ученики должны уметь и знать:
Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.
. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.
Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.
Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.
Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.
Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.
Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.
Излагать причины, следствия и значение исторических событий.
Анализировать фрагменты исторических источников.
Объяснять значение исторических понятий.
Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.
Образно воссоздавать исторические явления и события
Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.
Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи
Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.
Работать со справочной и дополнительной литературой.
Бойцов М.А., Шукуров Р.М.
Всеобщая история. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 320 с.: ил. ISBN 978-5-9932-0002-6
Часть первая. НАЧАЛО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
|
|
| Тема
| Срок изучения
| Кол-во часов по плану
| Кол-во часов фактически
| Формы контроля
| Предметные результаты
| Основные общеучебные умения
| Примечания
| 1
| Введение что такое средние века?
|
| 1ч
|
| Задания:
работа с картой:
обозначить на контурной карте гео-графические рамки средневековья;
нарисовать «ленту времени» и определить место средневековья в историческом раз
витии человечества
-Тестовые задания на соотнесение; исключение лишнего; восстановление недостающих звеньев в причинно-следственной цепи
| Понятие «средние века», Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков
| Знать:
хронологические рамки средних веков.
Уметь:
-показывать географические
рамки средневековья;
-объяснить понятия «темные» и «светлые» века;
- работать с картой;
-выполнять тестовые задания с выбором ответа;
заполнят пропуски в тексте
Знать:
*причины распада
Римской империи
и укрепления ее
Восточной части;
* особенности
общества Византии;
*характерные
черты императорской
власти
Уметь:
*работать с
контурной картой;
* составлять
характеристику с опорой на текст
|
| 2
| Второй Рим
|
| 1 ч
|
| Задания:
*показать на карте
и нанести на контурную
карту территории,
вошедшие в состав Византии в IV, V;
*территорию Византии в VII в.;
* нанести на контурную
карту Великий шелковый
путь;
* описать Византийские
храмы
* сравнить города
Константинополь и
Александрию.
*Тестовые задания на установление соответствия причинно-следственных связей и исключение лишнего.
| Обучающиеся смогут показывать на карте территорию Византийской империи, характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей
| Знать:
* особенности
отношений Византии с соседними с ней
странами
Уметь:
* описывать крупные
города Византийской
империи:
* показывать на карте
Великий шелковый
путь, территории,
входившие в состав
состав Византии
в IV-VII вв.
* характеризовать деятельность императора Юстиниана
*выполнять
тестовые задания¬
с выбором ответа;
* заполнять
пропуски в тексте
|
| 3
| Век Византии
|
| 1 ч
|
| составлять исторический портрет императора Юстиниана. Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.
Рассказывать о культуре Византии, представлять описание Выдающихся памятников
|
| 4
| Завоеватели Германцы
|
| 1 ч
|
| Задания:
* определить периоды
Расселения варваров
на различные террито-
рии
* работа с контурной
картой- нанести на карту области
расселения варварских
племен на
территории Римской
империи;
* описывать образ
жизни древних
германцев.
*Тестовые задания:
выбор готового ответа
; опознание; заполнение про-пусков в тексте
*Составить таблицу «Периоды расселения варварских
племен»
| На пороге средневековья. Великое переселение народов, падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
| Знать:
* периоды расселения
варваров на различной
территории римской
империи
* причины
вторжения варварских
племен на территорию
Римской империи
*причины распада
Западной Римской
Империи
Уметь:
* показывать на карте
области расселения
варваров;
* описывать образ
жизни , основные
занятия древних германцев.
|
| 5
| Рождение новой силы
|
| 1 ч
|
| Задания:
* описать образ жизни, быт и занятия арабов, основные положения ислама.
*Тестовое задание
*Работа с картой:
найти на карте и
нанести на контурные карты родину арабов,
государства, которые были
соседями арабов к
началу VII в.
(Византия, Франкское государство,
Хазарское царство
| Арабы в VI-XI веках. Расселение, занятия арабских племен. Возникновение и распространение ислама.
| Знать:
* особенности
природы Аравийского полуострова;
*образ жизни, занятия его населения;
* историю возникновения ислама;
* о роли пророка
Мухаммада в
становлении и
формировании
религии.
Уметь:
* работать с картой-
показывать Аравийский
полуостров;
* раскрывать систему правления в халифате;
* выполнять тестовые задания на сравнение,
* работать с истори
ческими документами
|
| 6
| Мир ислама
|
| 1 ч
|
| Задания:
- показать на карте;
и нанести на контурную карту направления завоевательных походов; террито-
рии, которые были завоеваны; терри-
торию Арабского халифата в период его могущества.
*выяснить причины распада халифата
-рассуждение на тему «Мир ислама»;
«Основные обязанности христиан и мусульман»
| Завоевание арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
| Знать:
* основные завоевания арабов;
* особенности развития культуры в странах Арабского халифата;
Уметь:
* показывать на карте территорию Арабского халифата;
*называть причины военных успехов арабов;
* определять
причины распада Арабского халифата;
* выполнять тестовое задание с выбором ответа;
заполнять пропуски в тексте
|
| 7
| От Хлодвига к Пипину
|
| 1 ч
|
| Задания:
* работа с картой -
показать и нанести на контурную карту места расселения франков;
* установить хронологию событий;
* работа с фрагментами из «Салической правды»;
*с опорой на текст, работа с исторически
ми документами.
* составить таблицы «Система управления государством при Хлодвиге», «Управление в Римской империи и
франкском при Хлодвиге»;
* проанализировать
«Салическую правду»;
-составить схемы
«Государство франков в VI в.», «Образование государства у франков
| Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда»
| Знать:
*основные черты власти короля в период правления Меровингов;
*особенности характера Хлодвига;
*причины успешного продвижения франков в Галлию;
*способы, которые использовал Людвиг, чтобы укрепить свою власть;
*систему управления
государством при
Хлодвиге;
Уметь:
*устанавливать
причинно-следствен-
ные связи в приня-
тии христианства в королевстве франков;
* выполнять тестовые задания:
|
| 8
| Император Карл
|
| 1 ч
|
| Задания:
- найти и нанести на к/к карту границы империи при Карле Великом в начале Х в.;
- обозначить границы земель, зависимых от Франкской империи;
- обозначить границы государств, накоторые распалась империя ;
- с опорой на текст
составить таблицу
«Завоевательные
походы Карла »;
«Система управления при Хлодвиге и Карле Великом» Составить схемы «Система управления империей при Карле Великом», «Причины распада империи Карла Великого». сообщение «Карл Великий»
| Держава Каролингов: этапы формирования; короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
| Знать:
* основные направления внутренней и внешней политики Карла Великого;
* систему управления империей при Карле Великом;
* причины распада империи Каролингов;
* хронологическую последовательность событий, происходивших в империи.
Уметь:
*показывать на
карте места основных сражений;
*выполнять тестовые задания
*сравнивать размеры королевства франков до правления Карла Великого и после;
* давать оценку
деятельности Карла
Великого;
|
| 9
| На развалинах империи
|
| 1 ч
|
| Задания: -
Работа с картой, нанести на контурную карту направления завоеваний викингов, норманнских походов; государства, созданные норманнами;
- описывать образ
жизни и быта скандинавов;
- устанавливать
хронологическую
последовательность
событий.
- составить хроноло-
гическую таблицу «События в Северной Европе»;
- выявить причины
вторжения норманнов в Англию и
Ирландию
Тестовые задания: -выбор готового ответа; -опознание;
| Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
| Знать:
- направления
завоевательных походов викингов;
- особенности уклада жизни, занятия и мифо-
логию норманнов;
- содержание легенд. о короле Артуре;
- особенности жизни и быта скандинавов;
- об объединении британских королевств;
-причины покорения Англии
-разницу между
терминами «норманны», «викинги», «варяги»;
-- смысл названия
«область датского права»
Уметь:
-показывать на карте направления норманнских походов;
- сравнивать образ жизни норманнов, франков и арабов; -выявлять общее и особенное
|
| 10
| Сколько раз завоевывали Англию ?
|
| 1 ч
|
|
|
|
| 11
| Повторительно-обобщающий урок. Раннее средневековье
|
| 1 ч
|
| Задания:
- воссоздать историческую эпоху в
форме воображаемого путешествия;
- описать и сравнить произведения искусства различных эпох;
-г - определить имена исторических персонажей по их высказываниям или характеристикам;
- найти сознательно допущенные
хронологические и
фактологические
ошибки в текстах;
- составить синхронную таблицу «События раннего средневековья»;
- составить сравни¬
тельную таблицу
«Культурное развитие в раннее средневековье»
|
| Знать:
- основные черты процесса образования государств в Вязании, Западной Европе, Араб-
ском халифате;
- основные причины распада Арабского ха-
лифта и империи Карла
- интересные факты культурного развития
Византии, стран Арабского халифата и империи Карла Великого
Уметь:
-характеризовать роль религии в жизни ;
-определять роль личности в истории Византии, Арабского Халифата, империи Каролингов,
государств Се верной Европы. Выполнять тестовые задания: установление причин-но-следственных связей
|
| |