Скачать 153.39 Kb.
|
ПРОГРАММА комплексного учебного курса для 4класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в Образовательной системе «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 4–5-го классов авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой. I. Пояснительная записка Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры России и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно) и не поднимается до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. Очень часто дети знают, как поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе, но совершают противоположные поступки и, анализируя свое поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100». А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100» каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. II. Общая характеристика учебного предмета Ключевой особенностью программы является формулирование целей изучения школьных предметов (в т.ч. и комплексного учебного курса ОРКСЭ) в виде линий развития личности школьника средствами того или иного предмета. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющим человеку решать определенный класс жизненно-практических задач. Иными словами – это наш вариант ответа на вопрос, который очень часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет (в нашем случае обществознание)? Где он может мне пригодиться?» Цели – линии развития – названного курса формулируются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание». Таким образом, обозначая цели изучения Основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по названному учебному курсу в более доступные ученику структуру и формулировки. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми – «называния нравственных правил» и «реальных действий в соответствии с нравственными правилами». Цели – линии развития личности – средствами курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» В приведенной ниже таблице показано соответствие требований ФГОС линиям развития личности ученика.
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4-го классов*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать свое отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить. III. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4–5-м классе из расчета один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Проекты, практические работы предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и их диагностика
Личностными результатами изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4–5-м классе является формирование следующих умений:
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1 и 2-ю линии развития. 1-я линия развития: понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика. 2-я линия развития: учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике.
в 4–5-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика. Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
в 4–5-м классе является формирование следующих умений. 1-я линия развития – понимать и объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика: знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; - уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур; - уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). 2-я линия развития – учиться действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, основанных на мировых религиозных культурах и на светской этике: - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение; - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
1. Представление результатов – в ходе реализации и презентации ученических проектов. 2. Главный способ оценки – рефлексивная самооценка ученика по умениям линий развития и коллективная оценка учениками (под руководством учителя) друг друга. 3. Дополнительный способ оценки – экспертная оценка учителями в результате наблюдения за деятельностью учеников в ходе исполнения и презентации своих проектов. Типовое планирование по дисциплине Основы религиозных культур и светской этики 4 класс № Наименование Часы Основы религиозных культур и светской этики (4 параллель) 1 Духовные ценности и нравсвенные идеалы в жизни человека и общества. Введение 2 Россия - наша Родина. Общее на разных языках. 3 Что для нас всего дороже? Чем богот духовный мир человека? 4 Граница между добром и злом. В чём заключается мудрость сказок? 5 Долг и совесть. По зову долга. Когда мучает совесть? 6 Честь и достоинство. Честь всего дороже. Честь рыцарская, воинская, гражданская. 7 Достоинство человеческой личности. Готовим проекты. 8 Счастье и смысл жизни. Счастье -это когда.... Ради чего живёт человек? 9 Справедливость и милосердие. Золотое правило. Ценныекачества челвеческой души 10 Представление проектов по теме "Как отличить добро отзла" 11 Ценность рода и сеиьи.Зачем семье нужны традиции? 12 Образцы культуры народов. Взгляд светский и религиозный. 13 Представлние проектов по теме "Каковы истоки правил морали?" 14 Правила поведения в школе 15 Этикет -форма для содержания этики 16 Представления по теме: "Какие правила особенно важны в школе" 17 Обобщающий урок 18 Сокровищница нравственности. Жизнль по законам чести 19 На развилке жизненных дорог. 20 Доброе слово и дело.Как научиться держать своё слово. 21 Строитель своей души.Чтобы стать лучше, нужна сила воли. 22 Образцы мужского поведения 23 Мир - театр, люди - актёры, но жизнь не игра. 24 Раэные прелставления о настоящем мужчине. 25 Кодексы мужского поведения в разные времена. 26 Образцы женского поведения. 27 Кодексы женского поведения в разные времена. 28 Женские роли в сем ье 29 Кодексы чести разных профессий 30 Честь рабочего человека,нового человека.Мораль российск. предпринимат.19 века 31 Порядочност ь истинного интеллегента.Интеллегентность состояние души. 32 Мир добрых соседей 33 Чувство родной страны 34 Проблемы основные вопросы уроков Итого: 34 ** Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Учебники для 1–4-го классов. – М.: Баласс, 2011. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4класса начальной школы в 2 частях – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – (Зеленый... | Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Самостоятельная работа 65 часов Зачетные единицы (кредиты) 5 Новосибирск... Для достижения поставленной цели в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом выделяются задачи курса | Рабочая программа учебного курса «Технология» Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е.... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Нормативно-правовая база ведения учебного курса Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики,... | ||
Задача нового учебного курса создание условий для духовно-нравственного... Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» | Методические рекомендации по организации учебного процесса в оу по... ... | ||
Рабочая программа учебного курса «География» Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... ... | Рабочая программа учебного курса «Экология» Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения |