Рабочая программа по интегрированному курсу «История»





Скачать 159.11 Kb.
НазваниеРабочая программа по интегрированному курсу «История»
Дата публикации12.08.2014
Размер159.11 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по интегрированному курсу «История» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории России А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Ориентируясь на жесткий лимит учебного времени, большой объем изучаемого материала по самостоятельным курсам Новая история зарубежных стран и История России 19 века, автор счел необходимым интегрировать данные курсы. Рабочая программа по интегрированному курсу «История» предназначена для 8-х классов общеобразовательных учреждений, рассчитана на 70 часов ( из них 11 повторительно-обобщающих и контрольных уроков). Запланированное большое количество повторительно-обобщающих уроков может использоваться каждым учителем по своему усмотрению. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; структуру курса с примерным распределением учебных часов по разделам, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

 Поскольку в связи с ГИА возрастает значение подготовки обучающихся к выполнению тестовых заданий, в планировании предусмотрено регулярное проведение проверочных тестирований.

 

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

 Интегрированный курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:

                воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

                формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

                освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

                овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

                применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения истории ученик должен знать:

                основные виды исторических источников;

                основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

                важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

                работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории);

                работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических  событиях; сравнивать свидетельства разных источников);

                работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

                описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений);

                анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);

                объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа по истории ( 8 класс) – 70 ч



Тема урока

Кол.час.

Тип урока

Харак-ка деят-ти учащ-ся

Виды контроля

Планир-е резул-ты освоения материала

Домашнее задание

Дата прведения

























план

факт

1

Что изучает новая история. Введение.

1

Вводный урок.

Знакомство с курсом, с содержанием.

Анализ материала учебника

Знать представ-е об изучаемом материале

Введение




2

Индустриал-я револ-я: достиж-я и проблемы.

1

Урок изучения нового матер-ла

Работа с нов. понятиями, текстом, докум, иллюстр.

Составить рассказ об изобретении

Уметь работать с понят., знать о модерниз-ии и нововвед-х, делать выводы

П. 1, 2 проблемные задания




3

Индустр-ое общество: проблемы и ценности.

1

Беседа

Работа с текстом учеб., докум., записи в тетрадях.

Составить рассказ о положении рабочих

Уметь анализ-ть, делать выводы, отвеч на вопросы, состав. рассказы.

П. 3 написать рассказ о миграции




4

Человек в изменившемся мире…

1

Комбинир.

Работа с текстом, докум., допол. литер-й,с тетр.

Состав-ть рассказ о технич-х изобрет-х

Уметь испол-ть ранее изучен-й материал, делать вывод, знать об измен-х изобрет.

П.4 вопрос 4 творческая работа




5

Наука и литература

1

Урок изуч-я нового матер-ла

Знаком-во с научными достиж-ми , запись в тетр-х, работа спонятиями.

Срав. анализ школьного образов-я

Знать о литерат-х произв-х, научных открыт-х, уметь анализ-ть, выводы

П.5,6 составить таблицу




6

Искусство 19 века

1

Беседа

Работа с докум., запись в тетр-х, знаком-во с трудами худож., композ-в.




Уметь анализ-ть, знать известных художников.

П.7,8 вопросы




7

Либералы, консерваторы, социалисты

1

Комбинир.

Сообщение учащ-ся, раб. с понятиями, запись в тетр-х

Составить таблицу

Знать взгляды, прнц, уметь объяснять, выделять главное

П.9, 10 работа с документами




8

Становление индустр-го общества

1

Урок обобщения и закрепления

Тестирование. Письм-й опрос на проблем-е вопросы

Тестирование , понятийный диктант

Закрепить пройден-й матер-л, выявить проблемы







9

Консульство и образов-е наполеоновской империи

1

Урок изучения нового матер-ла

Связь с историей России, работа с понят, докум., состав. схемы.

Составить таблицу «Внешняя политика империи»

Уметь работать с докум-м, пров-ть анализ, выделять главное, подводить итоги

П. 11 вопросы




10

Разгром империи. Венский конгресс.

1

Комбинир.

Работа с текстом, допол. лит-й, докум, творчес-я работа.

Выписать причины ослабления империи

Знать резул-ты Венского конгресса, уметь обобщать , выводы

П.12 составит рассказ




11

Англия в 1 пол. 19 века

1

Урок изучения нового матер-ла

Работа над понятиями, над реформами, запись в тетрадях.

Выполнение проблемных вопросов

Знать пути развития Англии, уметь анализ-ть, подводить итоги

П. 13 вопрос3,4




12

Франция от монархии к республике

1

Комбинир.

Самост-я работа, работа с датами, докум.

Записать причины револ.

Знать развитие Фр. при Наполеоне, уметь испол-ть ранее изуч-й мат-л

П. 14, 15 составить рассказ




13

Германия: на пути к единству

1

Урок изучения нового материала

Раб. с докум., понят, вопросами, допол. матер-л о Бисмарке

Составить рассказ «Железный канцлер»

Уметь анализ-ть, делать выводы, привод-ть факты и гипотезы

П. 16 вопросы




14

Нужна ли нам неделимая Италия

1

Комбин.

Работа с картой, допол. литер-й, с текстом.

Сопоставить взгляды героев итал-го

Уметь находить главное в тексте, выявить прич.

П.17 составить план объед.И




15

Парижская Коммуна

1

Изуч. нового матер-ла

Работа с иллюстр., докум., состав. схемы, табл.

Выписать прич. вос-я парижан

Умение делать схемы, отвеч на вопросы, причины

П.18 состав-ть рассказ




16

Строит-во новой Европы

1

Урок обобщ-я и закреп-я

Тестирование, состав-е таблицы

Состав-е таблицы

Умение самост-но работать с матер-м учебн.







17

Германская империя 19-20вв.

1

Урок изуч-я нового матер-ла

Работа с понят., иллюстр., документ.

Дать харак-ку Бисмарку

Уметь харак-ть личность, провод-ть анализ, отвечать на вопр.

П. 19 вопрос 6, 7.




18

Англия: конец Виктор-й эпохи

1

Комбин.

Сообщен. Учащ-ся, работа сдокум., картой, понят.

Выполнение проб-х вопросов

Уметь высказ-ть свою т.з., отвеч-ть на вопросы, испол-ть ранее изуче-й матер-л.

П.20




19

Италия: время реформ и захватов

1

Беседа

Раб. над вопросами, с текстом, докум, допол. лит-й

Дать сравнит-ю харак-ку Италии

Уметь приводить факты, высказ-ть т.з., делать выводы

П.22 вопрос 3 (п)




20

От Австрий. империи к А-В.

1

Урок изуч-я нового матер-ла

Работа с прош. Темами, картой, состав. схемы

Напис-ть прич-ны преобр-й в А-В

Уметь анализ-ть, знать прич-ны, знать прави-й

П.23 вопросы




21

Страны Зап.Европы: успехи и проблемы индуст-го общ-ва

1

Урок закреп-я и повтор-я

Тестиров-е. устный опрос по вопросам

Тестиров-е, устный опрос










22

США в 19в: модер-я, сохран-е респуб-ки.

1

Комбинир.

Раб с понят., текстом, докум, допол. лит-й, заслуш. сообщ-й.

Состав-ть рассказ о гражд-ой войне.

Уметь раб с текстом, знать мат-л о гражд. войне, о лидерах.

П.24, 25 состав-ть рассказ




23

Традиц-ые общества: этап колониализма

1

Творческая работа

Работа по группам, записи в тетр-х.

Составить таблицу

Уметь анализ-ть, испол-ть допол-й матер-л,







24

Международ-е отношения

1

Урок закреп-я

Письмен-й и устный опрос материала

Письм-й и устный

Закрепить изучен-й матер-л.







25

Российская империя 19в.

1

Урок изуч-я нового матер-ла

Работа с картой, текстом, состав. схемы

Составить таблицу

Уметь анализ-ть, дел-ть выводы,состав-ть схему.

Введение, подгот. сообщение.




26-27

Внутренняя и внешняя политика Александра 1

2

Комбинир.

Состав-ть схемы, связь с новой историей, раб. с понят, датами

Составить схему «органы госуд-й власти»

Знать о преоб-х А 1, его реформах, о связах Рос. С др. странами

П.1,2 соста-ть таблицу, вопросы




28

Реформатор-я деятел-ть Сперанского

1

Беседа

Работа с текстом, докум., понятиями, допол. литер-й

Записать реформы

Знать матер-л о реформах С., уметь анализ-ть, под-ть итоги.

П.3 вопросы




29

Отечествен-я война 1812г.

1

Комбинир.

Работа с картой, допол. лит-ой, заслуш-е сообщ-й, состав-е схемы




Знать основ-е этапы войны, видных генералов, знач-е и итоги

П.4 сочинение




30

Загранич-е походы русской армии. Внешняя политика 1813-1825гг.

1

Комбинир

Раб. с текстом, докум., вопросамиз

Записать итоги венского конгресса

Знать цели загран-го похода, роль священ-го союза и разгром напол-й армии.

П.5, вопросы.




31

Внутренняя политика А 1 в 1815-1825гг.

1

Беседа

Раб. над понятиями, вопросами, докум., допол. литер-й.

Дать оценку внутрен-й политике А 1

Знать рефор-ую деятел-ть Новосильц., реформы 20-хг., ее итоги.

П 6,7 составить схему




32

Общественное движение при А 1

1

Урок изучения нового материала

Составить таблицу, раб. с докум, допол. лит-й, с программ.

Сопоставить мат-л о 2-х тайных организ-х

Знать харак-ку тайных орган-й, их лидеров и программ. Уметь анализ-ть и сопос-ть.

П. 8 работа с документом и вопросами




33

Россия в 1 четв. 19 века

1

Урок повтор-я и закрепления

Тестирование и устный опрос учащ.

Письм-й и устный

Закрепить пройден-й матер.







34

Выступление декабристов

1

Урок изучения нового матер-ла

Раб. с иллюстр., с понят. , датами, допол. лит-й.

Описать план действий 14 дек. 1825г.

Знать о восстан. Декабристов и ее послед. Уметь находить главное в тексте

П.9 вопросы. Раб над манифестом




35

Внутренняя политика Николая 1

1

Комбинир .

Работа с текстом, докум, творч-я работа

Сравнить политику А 1 и Н 1.

Уметь подводить итоги, знать реформы Н 1, отвечать на вопросы

П. 10-11 запись реформ в тетрадях




36

Общественное движение в 30-50гг.

1

Комбинир.

Работа с текстом, допол. литер-й, состав. таблицу

тестирование

Знать о сущест-и обществ-х движен-й, их идеях, взглядах.

П.13 записать идеи револ-х движений




37

Внешняя политика. Крымская война

1

Изуч-е нового матер-ла

Работа с картой, датами, испол. допол. лит-ры, раб над вопросами.

Составить сравнит-ю таблицу

Иметь предст-е о внеш. полит, присоед. Казах. К России. Знать этапы Крым. войны и ее итоги

П. 12, 14 таблица и вопросы




38-39

Культура 1 половины 19 века

2

Беседа , самост-я работа

Работа с термин., деятел. культ., их трудами

Сравнит-я харак-ка культуры при А 1 и Н 1.

Иметь предст-ие о культ-м развитии Рос., уметь анализ., делать выводы.

П.15-17 вопросы, допол-е сообщение




40

Россия в 1 половине 19 века

1

Урок повтор-я и закреп-я

Тестирование и письмен-й опрос по карточкам

Письмен-я работа










41

Крестьянская реформа 1861г.

1

Урок изучения нового матер-ла

Запись в тетрад-х, раб с докум., допол. лит-ра, понят.

Записать причины отмены креп. права

Уметь работать с текстом, докум.. анализ-ть , делать выводы, знать причины, год реформ.

П. 19, 20 плюсы и минусы реформы записать




42-43

Либеральные реформы 60-70гг 19 века

1

Комбинир

Работа с текстом, состав. схемы, раб с понят., сообщение

Составить схему «Органы гос. власти»

Знать реформы гос-ва и их знач., уметь состав. схемы и анализ.

П. 21, 22 составить таблицу, вопросы




44

Социально-эконом. разв-е страны после 1861г.

1

Комбинир .

Раб. с текстом, понят., датами, вопросами, выпол-е заданий.

На основе таблицы рассказать о промыш-ти.

Уметь высказ-ть свою т.з., делать выводы, отвечать на вопросы.

П.23




45-46

Общественное движение и народ-во в 19 веке

1

Изучение нового материала

Раб. с текстом, допол. литер-й, состав. таблицы, индив-я работа.

Решение пробл-х вопросов, состав. таблицы.

Знать матер-л о револ-х кружках, их идеях, взглядах, уметь выделять глав-е в тексте.

П. 24-26 индивид-я творчес-я работа по группам




47-48

Внешняя политика А 2. Русско-турецкая война

1

Комбинир .

Работа с допол-й литер-й, картой, запись в тетр. Опред-й, дат.

Дать харак-ку европ-й политике Рос.

Тестирование

Знать основ-е направ-я внеш. полит., основ-е действия русско-турец. войны

П. 27-28 составить табл. Значение победы записать




49

Россия в эпоху реформ

1

Урок закрепления и обобщения

Тестирование и устный опрос по материалу

Письмен-й , устный

Закрепить пройден-й материал







50

Внутренняя политика А 3

1

Урок изуч-я нового материала

Раб. с докум, датами, понят, текстом и вопросами.

Сравнит-я политика А 2 и А 3.

Знать матер-л по сохран-ю самодер-я

П. 29-30 вопросы




51

Экономич-ое развитие в период правления А 3

1

Комбин .

Работа с картой, понят, документ., допол. литер-й.

Сравнить программу Вишнеград-го и Витте.

Уметь выдел-ть главное. , испол-ть ранее изучен-й матер-л

П.31 составить таблицу




52

Общественное движение в 80-90гг.

1

Беседа

Работа с текстом, допол. литер-й, испол-е ИКТ, состав. таблицы

Составить таблицу «Марксизм и народ-во»

Уметь запол-ть табл., анализ-ть, наход-ть главное в тексте.

П. 34 подгот. сообщение




53

Внешняя политика А 3

1

Комбинир .

Раб. с картой, текстом, состав-е схемы.

Выполнение проб-х заданий. тест.

Знать задачи внеш. Политики А 3 , ричины русско-фран. движ-я

П. 35 вопросы.




54-55

Культура России во 2 пол. 19 века

2

Беседа комбин.

Работа с текстом, допол. литер-й, подгот. сообщение.

Состав. таблицу « достиж-я науки , литер-ры».

Знать о деятел-х культуры и их трудах, уметь слушать и отвеч. На вопросы.

П.36-38 подгот-ть рассказ об ученых.




56

Новые черты в жизни города и деревни.

1

Беседа

Работа с терминами , с иллюстр., заслуш-е сообщений

Работа с творческими заданиями.

Знать предст-е о город-й и сельской жизни 19в.

П.39 вопросы




57

Россия в 90-е г. 19 века

1

Урок закрепления

Письмен-й и устный опрос по группам

Письм.. устный










58

История 19 века

1

Контрол-й итоговый урок

Тестирование

Тестирование

Проверить уровень усвоенного материала и закрепить.







59

Социал-но- эконом разв-е губернии

1

Урок изучен. нов. Мат-ла

Раб. с таблицами, цифр. факт. с понят. текстом.

Сделать обобщ-й вывод об изменениях

Знать о разв. эконом. в Каз. губер. о купцах о развит. торговли

П.1 вопрос 4 (п)




60

Край в Отечественной войне

1

Комбинир.

Связь с историей Рос., заслуш. докладов, раб. с терминами.

Состав. табл. «первое казан. Ополчение».

Знать о роли Каз. губер в войне, о Дуровой, о декабристах.

П. 2 творчес. Работа, задание 2




61-62

Культура края в 1 пол. 19 века

2

Беседа, диспут

Раб. с текстом, допол. литер., иллюстр., докум.

Выпол-е схемы «достижения культуры»

Знать матер., о культ-х деятелях 19в уметь анализ-ть, дел. выводы

П.3,4 составить таблицу, вопросы




63

Казан-я губерния в 1 пол. 19в

1

Урок повтор-я и закреп-я

Письм-й и устный опрос по матер-лу

Устн. и письм.

Закрепить пройд-й матер-л, выявить пробелы.







64

Крестьян-я реформа 60-х г в Казан. губернии

1

Комбинир

Связь и опора на истор. Рос., раб. с термин, докум., вопросы

Сформул-ть познав-е вопросы к отрывку

Уметь анал-ть, сопос-ть, дел-ть выводы, формул-ть вопросы

П. 5 составить вопросы




65

Социально-эконом. разв-е губернии во 2 пол. 19в.

1

Комбинир

Раб. с текстом, иллюстр., датами, документами

Описать источ. формиров-я буржуазии и раб. класса

Уметь раб. с текстом, допол. заданиями, испол-е изуч. мат-ла.

П. 6 вопросы, подго-ть выписку




66

Обществен-ое движение 70-90 гг.

1

Изучение нового материала

Раб. с текстом, допол.лит-й, с терминами, составл. табл.

Сравнить взгляды революц-х и либер-х народ-в

Знать об обществ. движ. Каз. губ, их идеи, взгляды уметь анализ. наход. глав в тек.

П.7 составить таблицу




67

Татарское национал-ое движение.

1

Изуч. нового мат-ла

Раб. с терминами, с текстом, допол. лит.

Тестирован. сопостав. взгляды.

Знать о татар. национ. движ, о просвет. и их движ

П.8 вопросы




68 69

Культура 2 пол. 19 века

2

Комбинир. беседа

Знаком-во с труд. ученых, раб. с термин, иллюстр. с вопросами

Состав. табл.

.

Знать и понимать культ. жизнь края., ее особен-ти

П.9-10 подг. сообщение.




70

Казан .Губерния в порефозм п-д

1

урок повтор. Закрепл.

Письм раб. по иарты

тэстерование










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconПрограмма среднего (полного) общего образования по интегрированному...
«Всеобщая История. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений авторы С. В. Агафонов О. В. Дмитриева М.:...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В
Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской«Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconПояснительная записка рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство»
Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.– М.: «Просвещение»,...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconПримерное планирование по интегрированному курсу Всеобщей истории и истории России
Учебник «Россия и мир. История XX века» / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. В. А. Рогожкин. М.: Дрофа, 2003-2005 гг
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по интегрированному...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История»
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История» (профильный уровень)
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по учебному курсу «История России»
Рабочая программа по учебному курсу («История России» «Всеобщая история») 9 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу Всеобщая история рабочая программа составлена на основе
...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 8 класс
...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс
...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007
Рабочая программа по интегрированному курсу «История» iconРабочая программа Предмет история История Россия XVII
Программа по курсу истории России XVII – XVIII вв являются продолжением авторской программы по курсу отечественной истории с древнейших...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск