«Нравственные заповеди в религиях мира»
Цель:
воспитание обучающихся, как добродетельных граждан, через понимание значения нравственных заповедей традиционных религий мира.
Задачи:
дать представление о важнейших чертах и качествах, необходимых человеку: почтительность, милосердие, уважение, доброжелательность.
обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;
способствовать развитию чувства благодарности и долга перед родителями, нравственного чувства сопереживания;
воспитывать любовь и уважение к родителям, и чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование; видеофильмы по теме урока «Воробей» и «Сломанная кукла»; изображения священных предметов и основателей религий; сердечки-сувениры.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня морозный солнечный день. Настроение замечательное. Мы рады видеть друг друга. А еще к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: У вас на столах лежат изображение священного предмета. Скажите, что это за предмет? И как он появился? (Скрижали Моисея) Слайд 2.
Учитель: А кто такой Моисей? (Основатель религии «Иудаизм») Слайд 3.
Учитель: А что на скрижалях было написано?
Учитель: Так вот темой нашего урока будет «Нравственные заповеди в религиях мира». Слайд 1. 3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, как Пророк Моисей получил 10 заповедей.
Просмотр отрывка из анимационного фильма «Десять заповедей».
Учитель: А для чего нужны заповеди? (Чтобы люди знали, как нужно жить, чтобы можно было отличать хорошее от плохого). Слайд 4.
Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.
Не сотвори себе кумира.
Не произноси имени Бога всуе.
Соблюдай субботу как праздник.
Почитай отца и мать твоих.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства.
Не желай дома ближнего твоего.
Вывод: Мы уже говорили, что эти 10 заповедей были не только основой поведения многих и многих поколений верующих, но и стали основанием для законов, которые приняты всеми людьми мира, вне зависимости от их национальности и веры.
Учитель: Эти законы отражены в христианском учении и в исламе. Сегодня я принесла вам две священные книги:
Учитель: Кто скажет, как они называются? (Коран и Библия).
Учитель: В этих священных книгах изложены правила, по которым должны жить люди.
Коран говорит о том, что человеческая жизнь – наивысшая ценность и человек не имеет право лишать жизни других и самого себя. Убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Ислам предписывает людям любить друг друга и относиться к ближнему так, как они сами хотели, чтобы к ним относились другие.
«Относиться к ближнему так, как они сами хотели, чтобы к ним относились другие». Слайд 5.
Иудейский закон гласит «Не делай ближнему того, что неприятно тебе». Слайд 6.
Учитель: Согласно христианскому учению, Иисус Христос не отменил библейские заповеди, которые получил Моисей, но даже усилил некоторые предписания. Иисус Христос подчеркивал, что верующий человек должен относиться хорошо не только к близким хорошим людям, но даже и к врагу. И на зло, отвечать добром.
Иисус Христос говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца Вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Иисусу принадлежит краткая формулировка всех тех заповедей, которые ранее были даны человечеству. Он сказал, что есть две самые главные заповеди, на которых основано все священное писание. Слайды 7, 8.
1.«Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим».
2.«Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Вывод: религии ислам, православие, иудаизм говорят об одном и том же! Слайд 9.
4. Первичная проверка понимания.
Учитель: А есть и еще одна нравственная заповедь, которую особо отмечают все мировые религии и о ней мы сейчас и поговорим. Давайте посмотрим небольшой видеофильм и подумаем, о какой же заповеди идет речь. Фильм называется «Воробей».
Беседа после просмотра.
Учитель: Какую заповедь не выполнял сын?
(Пятую заповедь, он не почитал своего отца, кричал на него)
Учитель: Как отец сумел поставить его на место?
(Он противопоставил грубости сына доброту и любовь)
Учитель: Как вы думаете, раскаялся он в своём поступке?
(Да, он раскаялся, ему стало стыдно)
Учитель: Ребята, сейчас я вам расскажу один секрет. В истории религий мира только эта заповедь одна обещает долгую и счастливую жизнь человеку. Человеку, который почитает своих родителей. Слайд 10.
Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Слайд 11.
Учитель: А что вы понимаете под словом «чти» (почтение)?
Учитель вывешивает картинку со значением слова.
Почтение - глубокое уважение. Относится к кому-нибудь с почтением. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Слайд 12.
Учитель: Ислам предписывает с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммад любил повторять «Рай находится под ногами наших матерей». Слайд 13. 5. Первичное закрепление.
Учитель: Мне хочется, чтобы вы посмотрели еще один маленький фильм. Он называется «Сломанная кукла».
Учитель: Какая страшная трагедия произошла в жизни девочки?
Учитель: Как девочка относилась к своей матери?
Учитель: Как относилась мама к своей дочери?
Учитель: Как вы думаете, осознала ли девочка свою вину после смерти мамы?
Учитель: Почему фильм называется «Сломанная кукла»?
Вывод: не нарушай заповедь о почитании родителей, чтобы потом не жалеть об этом! Люби и береги своих родителей, потому что наступит время, когда ты каждый день будешь корить себя в отсутствии внимания и любви к ним! Слайд 14. 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учебник стр.71 вопросы; проиллюстрировать 1 заповедь (по выбору обучающихся). 7. Подведение итогов. Рефлексия. Слайды 15, 16.
Учитель раздает всем обучающимся маленькие сердечки-сувениры:
Ребята, я очень хочу, чтобы вы, когда придете домой подарили своим родителям маленькое сердечко. И пусть ваши сердца будут милостивыми и любящими!
|