Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики





Скачать 111.86 Kb.
НазваниеЗадачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики
Дата публикации26.08.2014
Размер111.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
История государственной символики России
Цель урока – изучение истории создания и изменений государственной символики России в исторических условиях.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа;

- формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики;

- изучение понятий «герб, флаг, гимн»;

- установление причинно-следственных связей политического развития государства и изменений его символики;

2. Развивающие:

  • совершенствовать умение владеть нормами культуры речи;

  • формировать исследовательские умения и навыки;

  • овладение аналитическими навыками при работе с историческим источником;

  • формировать навыки работы по составлению и анализу интерактивной карты как исторического источника.

3. Воспитательные:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе;

  • формирование читательского вкуса через приобщение к лучшим образцам русской литературы;

  • формирование положительного образа трудящегося человека на различных этапах исторического развития;

  • воспитание уважительного отношения к предпринимательской деятельности на современном этапе развития России, национальной идентичности.



Тип урока – урок объяснения нового материала, инновационный с имитацией публичных форм речи в форме ток-шоу.

Форма урока - предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
План урока


этапа

Содержание

Время

1 этап

Активизация внимания, создание проблемной ситуации, видеоролик.

3 минуты

2 этап

Вызов, целеполагание, распределение учащихся по группам, индивидуальное задание.

3 минуты

3 этап

Работа в группах, осмысление и обобщение собранных материалов, моделирование ответа.

7 минут


4 этап

Целостное осмысление изученного материала, презентация результатов работы групп (выступления представителей), индивидуальное задание.

39 минут

5 этап

Подведение итогов урока, домашнее задание

3 минуты

Конспект урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Слово учителя. На прошлом уроке состоялось знакомство с очерком А.Ф. Писемского «Питерщик». Мы говорили о смысле названия, особенностях жанра и композиции, образе главного героя. Кажется, изучили этот очерк вдоль и поперёк, но сегодня на уроке мы предлагаем посмотреть на это произведение в ином ракурсе. Но прежде чем вы узнаете тему урока, просмотрите, пожалуйста, видеоролик. В нём прозвучит вопрос. По окончании просмотра я предлагаю вам на него ответить




Слушание, просмотр видеоролика, дискуссия: ответ на вопрос «Нужен ли Костроме литературный музей?»

Однозначно: Костроме нужен литературный музей. Он позволит каждому почувствовать, насколько богата талантами Костромская земля, в стенах музея можно вести неторопливый и вдумчивый разговор о литературе и истории Костромского края.

Вызов, постановка учебной цели.

Сегодня на уроке мы предлагаем вам создать проект экспозиции литературного музея, один из залов которого будет посвящён очерку «Питерщик». Достоин ли «Питерщик» занять место в экспозиции?

Тема урока: «Современное прочтение очерка А.Ф. Писемского «Питерщик», созданного на костромском материале».

Цель урока: изучение очерка «Питерщик» в историко — литературном контексте.

Так как мы создаем музей, то в нем не обойтись без анализа исторических документов и монографических исследований. Кроме этого нам потребуется провести исследование географических сведений, представленных в очерке. Определить актуальность темы.

Какие экспонаты заполнят музейный зал?
К сегодняшнему уроку каждый из вас готовил индивидуальное задание. Мы предлагаем вам разделиться на группы, обобщить собранные вами материалы, подготовить ответ.

Первая группа составляет историко-географическую интерактивную карту. На карту Костромской губернии нанесите полученные из монографических исследований и очерка «Питерщик» данные о местах входа крестьян, направлениях отходничества и профессиональной принадлежности.

Вторая группа готовит портретную галерею для экспозиции. Рассмотрите портреты крестьян и выберите те, которые можно поместить в галерее, свою точку зрения аргументируйте.

Третья группа проводит сравнительный анализ монографических исследований и очерка «Питерщик» по предложенным вопросам, формулирует актуальность и значение темы.

Четвёртая группа комментирует названия мужской одежды, упоминаемой в очерке.

Индивидуальное задание для одного ученика.


Глобальное слушание, ответы на вопросы учителя.

В музейном зале можно разместить портрет главного героя, исторические документы и карты, образцы одежды.


Работа в группах, обсуждение собранных материалов, подготовка ответа.

Работа в микрогруппах.



Выступления представителей групп:

Первая группа представляет интерактивную историко-географическую карту, анализирует природно-климатические условия и их влияние на положение крестьян.


Вторая группа представляет портрет Клементия Матвеевича.




Интерактивная карта, глобальное слушание, чтение историко-географической карты:

На карте Костромской губернии мы разместили наиболее крупные районы выхода крестьян, встречающиеся в монографиях и очерке «Питерщик»: Чухломский, Буйский, Галичский, Солигаличский, Нерехтский (районы окрашены в разные цвета) – зона рискованного земледелия.

Направления отходничества: Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Гельсингфорс (на карте появляются стрелки).

Профессиональная принадлежность отходников: строительный промысел, кожевенно-сапожный, малярно-художественный, шапочный, кузнечный и др.

Вывод: природно-климатические условия Костромской губернии не позволяли крестьянам получать хорошие урожаи и платить денежный оброк помещику, что стало главной причиной распространения отходничества. (Приложение № ___)
Мультимедийная презентация, критическое слушание.
В очерке даются два портрета питерщика. Первый: «Это был лет тридцати пяти видный собой мужик, волосы русые, борода клином, на лбу несколько морщин, взгляд умный, лицо истощённое». Портрет свидетельствует о том, что этот герой многое пережил, многое испытал. Иллюстрацией к первому портрету Клементия Матвеевича может служить картина З. Голубевой «Портрет крестьянина» (Приложение№.....). Мы видим на портрете молодого крестьянина с уставшим взглядом, лоб его перерезали морщины, чувствуется в его образе надломленность.

Второй портрет появляется в конце очерка: «Он сидел в волчьей шубе, с золотым перстнем на пальце, в ботфортоподобных сапогах, с двумя другими, тоже, надо полагать, подрядчиками, и что-то им толковал; они слушали с большим вниманием, хотя и были гораздо старше его....Он держал себя далеко гордее прежнего, говорил меньше, как-то истово и совершенно уж купеческим тоном». Иллюстрацией второго портрета может служить потрет кисти В. Васнецова «Иван Петров». Ладный крепко сбитый, он излучает сдержанную силу, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. В первом портрете чувствуется внутренняя раздвоенность героя: перед нами человек, поживший в городе, которому теперь невозможно вернуться к привычному деревенскому укладу. Следовательно, отходничество имело как положительные, так и отрицательные стороны для русского крестьянина.

Выступление третьей группы. По составленным заранее вопросам проводился сравнительный анализ монографических источников и очрека «Питерщик», выяснялись актуальность изучения явления отходничества в современных экономических условиях и его влияние на социокультурную обстановку в стране.

Проблемно-поисковая, аналитическая, систематизация, сравнение, публичное выступление, критическое слушание.

Источники, монографические исследования – Приложение № _____

1 вопрос: Актуальность изучения отходничества как экономического феномена. Большинство исследователей отмечают, что вопрос трудовой миграции в современной России стоит очень остро. Опыт Российской империи в вопросах регламентирования отхожих промыслов познавателен. Явление и сегодня затрагивает жителей депрессивных регионов, каким является и Костромская оласть. По завершению советского периода в России вновь появилось отходничество как особая форма трудовой миграции.

2 вопрос: Понятие и причины отходничества.

Отходничество – явление, распространенное в крестьянской среде, особая форма трудовой миграции населения периода 18 – н. 20

вв. из мест постоянного проживания с целью поиска дополнительного заработка. (Ю.М.Плюснин).

Причины: а) невозможность прокорма на месте, скудность урожаев;

б) нечерноземье центральной и северной России;

в) помещик осознает, что ему выгоднее

получить оброк деньгами и способствует обучению крестьян ремеслу;

г) в промыслах на стороне крестьяне видели возможность избежать крепостной зависимости;

д) крестьянам вменялось в обязанность уплата оброка в установленный срок в денежной форме.

3 вопрос: История отходничества.

Еще в 18 в. в Санкт-Петербурге появились первые выходцы из Костромской губернии – не по собственному желанию, известен указ Петра I «О плотниках на Охту». Отход значительно возрос в течение 18 в. В очерке представлен рассказ героя, подтверждающий сведения о начале отходничества в период 1 четверти 18 века. Наибольшее распространение отходничество получило во второй половине 19 века после отмены крепостного права и складывания рыночных отношений в сельской местности (денежный оброк, аренда).

4 вопрос: Черты характера отходников.

Честность и добросовестность в работе, щепетильное отношение с ее качеству и гордость за изделия. Характер и мастерство были сформированы крестьянским образом жизни, основу которого составляли христианские представления. Обучение начиналось в раннем возрасте. Но городская среда оказывала и негативное влияние на отходников – пьянство, распутность, «жизнь на широкую ногу», отступление от религиозных норм. Такой случай и описывается в очерке «Питерщик».

5 вопрос: Занятия отходников. Плотницкий и малярный отход в Петербург был основным источником доходов костромских крестьян. Плотницкие артели во второй половине 19 в. содержались костромскими крестьянами. Костромичи сохраняли ведущее положение среди строителей. Именно малярно-художественный промысел представлен в очерке. Существовала и географическая специализация. Костромичи первовенствовали среди плотников и каменщиков. Трудной и тонкой работы костромские крестьяне не любили.

6 вопрос: Экономическое положение отходников. Отходники строительных специальностей имели довольно высокие заработки до 150 руб. за сезон. В домах отходников появляются керосиновые лампы, фарфор, самовары, граммофоны, покупная мебель. Утрачивается главный принцип – целесообразность вещей. Выход замуж за отходника давал надежду на достаток. Питерщик имеет шубу, часы, костюм. Неразумные траты могли привести и разорению.

7 вопрос: Оценка отходничества в историографии.

Большинство исследователей говорят об отходничестве как о прогрессивном явлении. Повышалась грамотность, культура. С точки зрения экономики, многие отходники улучшили свое материальное положение. Но как отрицательные последствия можно отметить отрыв от традиционных крестьянских ценностей – религиозность, скромность, семейственность, падение нравов.

Вывод: Сравнительный анализ позволяет проследить историю отходничества и его эволюцию. Очерк «Питерщик» может служить полноценным историческим источником для изучения вопросов отходничества.

Выступление четвёртой группы. Комментарий названий мужской одежды, упоминаемой в очерке.

Мультимедийная презентация, критическое слушание.

В тексте очерка упоминаются следующие названия мужской одежды: понева, купеческая сибирка, синий кафтан, поддёвка, шуба. Читаем в «Кратком Костромском областном словаре» (составители Н.С. Ганцовская, Г.И. Маширова): Понева (понява)- «широкая, долгая одежда, которая волочится и обвисла». В поневу одет крестьянин — хлебопашец. Весь облик этого крестьянина свидетельствует о крайней бедности. В поношенную сибирку одет Клементий Матвеевич. В костромской губернии сибирку носили крестьяне — отходники: «сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником» . Эпитет «поношенная» указывает на то, что совсем недавно Клементий Матвеевич жил богато и ни в чём не нуждался, но сейчас обеднел, кроме того в прошлом, очевидно, он занимался отхожим промыслом. Ещё один показатель благосостояния в очерке — поддёвка. Эту одежду носили жители Чухломского района. «Поддёвка — полукафтанье, безрукавый кафтанчик, поддеваемый под верхний кафтан». Поддёвки носили исключительно богатые люди. В храмовый праздник — Крещение — крестьяне надевают поддёвки и синие кафтаны («верхнее долгополое мужское платье, запашное с косым воротом»). И поддёвка , и кафтан — это праздничное платье, которое носили, в основном, отходники. В конце очерка герой появляется в волчьей шубе. Шубой в 19 веке называлась верхняя просторная меховая одежда. Не случайна деталь волчья: оторвавшись от родной земли, герой утрачивает часть своей души, зато приобретает волчью деловую хватку. Вообще одежда показывает, что внезапный взлёт Клементия сменился финансовым и нравственным падением, за которым последовал новый взлёт.

Индивидуальное задание. Слово учителя. Если проанализировать произведения писателей современников Писемского, например И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, то образы крестьян, созданные этими писателями вызывают сочувствие своей нелёгкой долей. А мы предлагаем вам прослушать отрывок из книги костромского писателя, поэта, философа Алексея Вячеславовича Зябликова Провинциальная столица». Что роднит произведения двух таких разных авторов? К этому отрывку художник нарисовал три шаржа, какой из них отражает образ, созданный Алексеем Зябликовым?

(Приложение№ )


Выразительное чтение отрывка (Приложение № ), критическое слушание.

В обоих произведениях звучит авторския ирония по отношению к героям. Отходничество в 19 веке создавало дефицит мужской крестьянской силы, но и в 21 веке ситуация не изменилась, поэтому на лице костромского мужика застыла «печать собственного превосходства». Сравним у Писемского: «Он держал себя далеко гордее прежнего»


Подведение итогов урока. Домашнее задание: используя знания, полученные на уроке, подготовьте рассказ экскурсовода по залу литературного музея.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconЗадачи: Изучение истории происхождения герба, гимна и флага, анализ...
Цель классного часа: воспитание на примере изучения государственной символики и ее истории патриотизма и гражданственности
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconРабочая программа по дисциплине Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
Цели и задачи дисциплины: Освоение теоретических основ современных химических методов анализа, аналитических методик и приемов, статистической...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconЗадачи урока: Пробудить интерес к предмету, расширить общий кругозор...
Цель урока – формирование представления учащихся о государственной символики стран мира
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconСимволы государства
Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики icon«Посёлок Канифольный в цифрах»
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconНумерология или наука о числах
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconС. Ю. Ключников. Священная наука чисел
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconВикторина по математике
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconИсследовательская работа на тему : «Тайны числа π»
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №91
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Ι. образовательные: формировать навыки составления характеристики литературного героя, анализа текста; знать понятия...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическое воспитание, через накопление знаний о Конституции...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconФормирование перечня основных задач исследовательского университета...
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconВеликая Отечественная война в стихотворениях
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconПояснительная записка к рабочей программе по предмету «История»
Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической...
Задачи урока: Образовательные: обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа; формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики iconРайонная творческая конференция школьников Муниципальное общеобразовательное...
Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск