История государственной символики России Цель урока – изучение истории создания и изменений государственной символики России в исторических условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
- обучить творческому использованию навыков исторического анализа анализа;
- формировать интерес к истории государства через историю развития государственной символики;
- изучение понятий «герб, флаг, гимн»;
- установление причинно-следственных связей политического развития государства и изменений его символики;
2. Развивающие:
совершенствовать умение владеть нормами культуры речи;
формировать исследовательские умения и навыки;
овладение аналитическими навыками при работе с историческим источником;
формировать навыки работы по составлению и анализу интерактивной карты как исторического источника.
3. Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе;
формирование читательского вкуса через приобщение к лучшим образцам русской литературы;
формирование положительного образа трудящегося человека на различных этапах исторического развития;
воспитание уважительного отношения к предпринимательской деятельности на современном этапе развития России, национальной идентичности.
Тип урока – урок объяснения нового материала, инновационный с имитацией публичных форм речи в форме ток-шоу.
Форма урока - предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания; План урока
№ этапа
| Содержание
| Время
| 1 этап
| Активизация внимания, создание проблемной ситуации, видеоролик.
| 3 минуты
| 2 этап
| Вызов, целеполагание, распределение учащихся по группам, индивидуальное задание.
| 3 минуты
| 3 этап
| Работа в группах, осмысление и обобщение собранных материалов, моделирование ответа.
| 7 минут
| 4 этап
| Целостное осмысление изученного материала, презентация результатов работы групп (выступления представителей), индивидуальное задание.
| 39 минут
| 5 этап
| Подведение итогов урока, домашнее задание
| 3 минуты
| Конспект урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент.
Слово учителя. На прошлом уроке состоялось знакомство с очерком А.Ф. Писемского «Питерщик». Мы говорили о смысле названия, особенностях жанра и композиции, образе главного героя. Кажется, изучили этот очерк вдоль и поперёк, но сегодня на уроке мы предлагаем посмотреть на это произведение в ином ракурсе. Но прежде чем вы узнаете тему урока, просмотрите, пожалуйста, видеоролик. В нём прозвучит вопрос. По окончании просмотра я предлагаю вам на него ответить
|
Слушание, просмотр видеоролика, дискуссия: ответ на вопрос «Нужен ли Костроме литературный музей?»
Однозначно: Костроме нужен литературный музей. Он позволит каждому почувствовать, насколько богата талантами Костромская земля, в стенах музея можно вести неторопливый и вдумчивый разговор о литературе и истории Костромского края.
| Вызов, постановка учебной цели.
Сегодня на уроке мы предлагаем вам создать проект экспозиции литературного музея, один из залов которого будет посвящён очерку «Питерщик». Достоин ли «Питерщик» занять место в экспозиции?
Тема урока: «Современное прочтение очерка А.Ф. Писемского «Питерщик», созданного на костромском материале».
Цель урока: изучение очерка «Питерщик» в историко — литературном контексте.
Так как мы создаем музей, то в нем не обойтись без анализа исторических документов и монографических исследований. Кроме этого нам потребуется провести исследование географических сведений, представленных в очерке. Определить актуальность темы.
Какие экспонаты заполнят музейный зал? К сегодняшнему уроку каждый из вас готовил индивидуальное задание. Мы предлагаем вам разделиться на группы, обобщить собранные вами материалы, подготовить ответ.
Первая группа составляет историко-географическую интерактивную карту. На карту Костромской губернии нанесите полученные из монографических исследований и очерка «Питерщик» данные о местах входа крестьян, направлениях отходничества и профессиональной принадлежности.
Вторая группа готовит портретную галерею для экспозиции. Рассмотрите портреты крестьян и выберите те, которые можно поместить в галерее, свою точку зрения аргументируйте.
Третья группа проводит сравнительный анализ монографических исследований и очерка «Питерщик» по предложенным вопросам, формулирует актуальность и значение темы.
Четвёртая группа комментирует названия мужской одежды, упоминаемой в очерке.
Индивидуальное задание для одного ученика.
|
Глобальное слушание, ответы на вопросы учителя.
В музейном зале можно разместить портрет главного героя, исторические документы и карты, образцы одежды.
| Работа в группах, обсуждение собранных материалов, подготовка ответа.
| Работа в микрогруппах.
| Выступления представителей групп:
Первая группа представляет интерактивную историко-географическую карту, анализирует природно-климатические условия и их влияние на положение крестьян.
Вторая группа представляет портрет Клементия Матвеевича.
|
Интерактивная карта, глобальное слушание, чтение историко-географической карты:
На карте Костромской губернии мы разместили наиболее крупные районы выхода крестьян, встречающиеся в монографиях и очерке «Питерщик»: Чухломский, Буйский, Галичский, Солигаличский, Нерехтский (районы окрашены в разные цвета) – зона рискованного земледелия.
Направления отходничества: Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Гельсингфорс (на карте появляются стрелки).
Профессиональная принадлежность отходников: строительный промысел, кожевенно-сапожный, малярно-художественный, шапочный, кузнечный и др.
Вывод: природно-климатические условия Костромской губернии не позволяли крестьянам получать хорошие урожаи и платить денежный оброк помещику, что стало главной причиной распространения отходничества. (Приложение № ___) Мультимедийная презентация, критическое слушание. В очерке даются два портрета питерщика. Первый: «Это был лет тридцати пяти видный собой мужик, волосы русые, борода клином, на лбу несколько морщин, взгляд умный, лицо истощённое». Портрет свидетельствует о том, что этот герой многое пережил, многое испытал. Иллюстрацией к первому портрету Клементия Матвеевича может служить картина З. Голубевой «Портрет крестьянина» (Приложение№.....). Мы видим на портрете молодого крестьянина с уставшим взглядом, лоб его перерезали морщины, чувствуется в его образе надломленность.
Второй портрет появляется в конце очерка: «Он сидел в волчьей шубе, с золотым перстнем на пальце, в ботфортоподобных сапогах, с двумя другими, тоже, надо полагать, подрядчиками, и что-то им толковал; они слушали с большим вниманием, хотя и были гораздо старше его....Он держал себя далеко гордее прежнего, говорил меньше, как-то истово и совершенно уж купеческим тоном». Иллюстрацией второго портрета может служить потрет кисти В. Васнецова «Иван Петров». Ладный крепко сбитый, он излучает сдержанную силу, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. В первом портрете чувствуется внутренняя раздвоенность героя: перед нами человек, поживший в городе, которому теперь невозможно вернуться к привычному деревенскому укладу. Следовательно, отходничество имело как положительные, так и отрицательные стороны для русского крестьянина.
| Выступление третьей группы. По составленным заранее вопросам проводился сравнительный анализ монографических источников и очрека «Питерщик», выяснялись актуальность изучения явления отходничества в современных экономических условиях и его влияние на социокультурную обстановку в стране.
| Проблемно-поисковая, аналитическая, систематизация, сравнение, публичное выступление, критическое слушание.
Источники, монографические исследования – Приложение № _____
1 вопрос: Актуальность изучения отходничества как экономического феномена. Большинство исследователей отмечают, что вопрос трудовой миграции в современной России стоит очень остро. Опыт Российской империи в вопросах регламентирования отхожих промыслов познавателен. Явление и сегодня затрагивает жителей депрессивных регионов, каким является и Костромская оласть. По завершению советского периода в России вновь появилось отходничество как особая форма трудовой миграции.
2 вопрос: Понятие и причины отходничества.
Отходничество – явление, распространенное в крестьянской среде, особая форма трудовой миграции населения периода 18 – н. 20
вв. из мест постоянного проживания с целью поиска дополнительного заработка. (Ю.М.Плюснин).
Причины: а) невозможность прокорма на месте, скудность урожаев;
б) нечерноземье центральной и северной России;
в) помещик осознает, что ему выгоднее
получить оброк деньгами и способствует обучению крестьян ремеслу;
г) в промыслах на стороне крестьяне видели возможность избежать крепостной зависимости;
д) крестьянам вменялось в обязанность уплата оброка в установленный срок в денежной форме.
3 вопрос: История отходничества.
Еще в 18 в. в Санкт-Петербурге появились первые выходцы из Костромской губернии – не по собственному желанию, известен указ Петра I «О плотниках на Охту». Отход значительно возрос в течение 18 в. В очерке представлен рассказ героя, подтверждающий сведения о начале отходничества в период 1 четверти 18 века. Наибольшее распространение отходничество получило во второй половине 19 века после отмены крепостного права и складывания рыночных отношений в сельской местности (денежный оброк, аренда).
4 вопрос: Черты характера отходников.
Честность и добросовестность в работе, щепетильное отношение с ее качеству и гордость за изделия. Характер и мастерство были сформированы крестьянским образом жизни, основу которого составляли христианские представления. Обучение начиналось в раннем возрасте. Но городская среда оказывала и негативное влияние на отходников – пьянство, распутность, «жизнь на широкую ногу», отступление от религиозных норм. Такой случай и описывается в очерке «Питерщик».
5 вопрос: Занятия отходников. Плотницкий и малярный отход в Петербург был основным источником доходов костромских крестьян. Плотницкие артели во второй половине 19 в. содержались костромскими крестьянами. Костромичи сохраняли ведущее положение среди строителей. Именно малярно-художественный промысел представлен в очерке. Существовала и географическая специализация. Костромичи первовенствовали среди плотников и каменщиков. Трудной и тонкой работы костромские крестьяне не любили.
6 вопрос: Экономическое положение отходников. Отходники строительных специальностей имели довольно высокие заработки до 150 руб. за сезон. В домах отходников появляются керосиновые лампы, фарфор, самовары, граммофоны, покупная мебель. Утрачивается главный принцип – целесообразность вещей. Выход замуж за отходника давал надежду на достаток. Питерщик имеет шубу, часы, костюм. Неразумные траты могли привести и разорению.
7 вопрос: Оценка отходничества в историографии.
Большинство исследователей говорят об отходничестве как о прогрессивном явлении. Повышалась грамотность, культура. С точки зрения экономики, многие отходники улучшили свое материальное положение. Но как отрицательные последствия можно отметить отрыв от традиционных крестьянских ценностей – религиозность, скромность, семейственность, падение нравов.
Вывод: Сравнительный анализ позволяет проследить историю отходничества и его эволюцию. Очерк «Питерщик» может служить полноценным историческим источником для изучения вопросов отходничества.
| Выступление четвёртой группы. Комментарий названий мужской одежды, упоминаемой в очерке.
| Мультимедийная презентация, критическое слушание.
В тексте очерка упоминаются следующие названия мужской одежды: понева, купеческая сибирка, синий кафтан, поддёвка, шуба. Читаем в «Кратком Костромском областном словаре» (составители Н.С. Ганцовская, Г.И. Маширова): Понева (понява)- «широкая, долгая одежда, которая волочится и обвисла». В поневу одет крестьянин — хлебопашец. Весь облик этого крестьянина свидетельствует о крайней бедности. В поношенную сибирку одет Клементий Матвеевич. В костромской губернии сибирку носили крестьяне — отходники: «сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником» . Эпитет «поношенная» указывает на то, что совсем недавно Клементий Матвеевич жил богато и ни в чём не нуждался, но сейчас обеднел, кроме того в прошлом, очевидно, он занимался отхожим промыслом. Ещё один показатель благосостояния в очерке — поддёвка. Эту одежду носили жители Чухломского района. «Поддёвка — полукафтанье, безрукавый кафтанчик, поддеваемый под верхний кафтан». Поддёвки носили исключительно богатые люди. В храмовый праздник — Крещение — крестьяне надевают поддёвки и синие кафтаны («верхнее долгополое мужское платье, запашное с косым воротом»). И поддёвка , и кафтан — это праздничное платье, которое носили, в основном, отходники. В конце очерка герой появляется в волчьей шубе. Шубой в 19 веке называлась верхняя просторная меховая одежда. Не случайна деталь волчья: оторвавшись от родной земли, герой утрачивает часть своей души, зато приобретает волчью деловую хватку. Вообще одежда показывает, что внезапный взлёт Клементия сменился финансовым и нравственным падением, за которым последовал новый взлёт.
| Индивидуальное задание. Слово учителя. Если проанализировать произведения писателей современников Писемского, например И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, то образы крестьян, созданные этими писателями вызывают сочувствие своей нелёгкой долей. А мы предлагаем вам прослушать отрывок из книги костромского писателя, поэта, философа Алексея Вячеславовича Зябликова Провинциальная столица». Что роднит произведения двух таких разных авторов? К этому отрывку художник нарисовал три шаржа, какой из них отражает образ, созданный Алексеем Зябликовым?
(Приложение№ )
| Выразительное чтение отрывка (Приложение № ), критическое слушание.
В обоих произведениях звучит авторския ирония по отношению к героям. Отходничество в 19 веке создавало дефицит мужской крестьянской силы, но и в 21 веке ситуация не изменилась, поэтому на лице костромского мужика застыла «печать собственного превосходства». Сравним у Писемского: «Он держал себя далеко гордее прежнего»
|
Подведение итогов урока. Домашнее задание: используя знания, полученные на уроке, подготовьте рассказ экскурсовода по залу литературного музея.
|
|
|