Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.03.2014
Размер68.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Захарова Елена Анатольевна

Тема урока: И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.

Класс: 7

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков

Вид урока: комбинированный

Цели урока: Ι. образовательные: формировать навыки  составления характеристики литературного героя, анализа текста; знать понятия  «портрет», «интерьер», «пейзаж», уметь определять их роль в создании образа

ΙI. развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа текста художественного произведения; анализа образа литературного героя и сравнения героев; навык выразительного чтения; умения обобщать изученное

ΙII. воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог с автором, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн

Работа с терминами: интерьер, портрет, пейзаж, художественная деталь, речь и поведение героев.

Оборудование урока: кабинет, оснащенный компьютерами с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, рабочие листы, дидактические материалы.

В течение урока обучающиеся работают в рабочих листах, которые сдают.

Ход урока

1 Проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала.

Слайд «И. С. Тургенев» -Творчество какого писателя мы с вами начинаем изучать? (И. С. Тургенева)

- Какие основные факты биографии вам запомнились? Дома вам нужно было прочитать статью учебника с. 212-213, выбрать основные факты биографии, составить кластер по творчеству И.С.Тургенева. Я предлагаю вам обменяться своими работами, прочитать их  и дополнить свои кластеры новыми сведениями (если такие увидите). (Зачитывание кластеров.)

Слайд «Кластер» -Ребята, а что за сборник указан в вашем кластере? («Записки охотника»)

Слайды «Записки охотника» ( Почти всю жизнь Иван Сергеевич Тургенев провёл в Европе, лишь ненадолго приезжая в Россию. Однако лучшие свои произведения он посвятил русским людям и русской природе. В 40-50е годы XIX века писатель создал несколько произведений, объединённых в один сборник «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасные картины природы средней полосы России.)

Слайд «Тема и идея «Записок охотника» - Но почему же сборник рассказов о жизни русской крепостной деревни называется «Записки охотника»?

Перейдите по ссылкам:http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06d2924b-7749-4e92-b47d-8af805a74495/view/ http://russkay-literatura.ru/ и ответьте на вопрос.

-В каждом персонаже «Записок», по мнению И.С.Тургенева, живет нечто особенное, неповторимо-индивидуальное. В своих героях-крестьянах Тургенев разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.

-Сегодня, ребята, нам предстоит интересная работа! Мы будем учиться давать характеристику литературного героя. О каком герое пойдет речь сегодня на уроке? (О Бирюке).

Слайд «Тема урока» Формулируем тему урока: «И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя». (Запись в тетрадь).

Слайд «Рассказ Бирюк» - Понятно ли вам содержание рассказа? Давайте проверим, выполним тест (Приложение)

Слайд - ключ (Взаимопроверка).

- Сегодня на уроке мы заглянем в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя.

2. Изучение нового учебного материала

1) -Какая задача перед нами стоит на сегодняшнем уроке? (Научиться давать характеристику литературного героя.)

-А через какие детали можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (Через портретное описание, через описание помещения, через отношение к людям, через отношение к своему делу, через отношение людей к герою). Правильно, именно эти вопросы мы и рассмотрим сегодня.

Слайд «Детали, помогающие дать характеристику героя»

-Ребята, а название произведения может охарактеризовать героя?

2) Как вы понимаете значение слова Бирюк?

Слайд 1) Словарная работа. Перейдите по ссылкам: (по словарю В. И. Даля) http://slovari.yandex.ru/, (по словарю С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова) http://pusk.by/, (по словарю Д. Н. Ушакова) http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=2554

и запишите значение слова «Бирюк»

3) -Каким вы представляете себе героя? (Ответы)

Слайд «Портрет Бирюка» -Таким?

-Это наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя, мы проследим с вами по тексту. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах. Для того чтобы мы смогли дать полную характеристику герою, смогли полнее увидеть детали, при помощи которых Тургенев раскрывает нами характер героя, я предлагаю вам поработать с эпизодами и заданиями к ним, а потом, выделить главное, чтобы занести в таблицу ключевые слова. В конце урока мы попробуем составить полную характеристику героя.

Слайд Итак, у вас на столах карточки с заданиями. Прежде, чем начать работать, посмотрите на таблицу. (Приложение)

4)Слайд «Физминутка»

5)Работа в группах.(Приложение)

Работают самостоятельно, пользуясь текстом и заданиями для групп, заполняя таблицу в рабочих листах. В качестве дополнительной подсказки можно использовать материал по теме по ссылкам: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/acc4be6a-5164-49a0-bd82-81fb16174608/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/14e7ea62-063f-498f-8796-d28e181e9f43/view/

6)Выступление групп

Слайд «Портрет в рассказе» Группа «Портретисты»

Слайд «Интерьер в рассказе» Группа «Исследователи интерьера»

Слайды «Пейзаж в рассказе» Группа «Пейзажисты»

7) Вывод. Проблемная ситуация.

– Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет – любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает – почему-то невольно стыдимся за увиденное. Почему же возможно такое противоречие? Найдите в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая позволит ответить на этот вопрос. («Я человек подневольный».)

– Есть ли еще в этом рассказе герои, которые могут сказать о себе, что они подневольные? (Все остальные крестьяне – крепостные, то есть тоже подневольные.)

– Согласитесь: крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но как они относятся к нему? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». В вину ему ставится и мастерство, и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами»). Почему так происходит?

– На чьей же стороне в этой ситуации Тургенев? (На стороне крестьянина-вора.)

– Попробуйте аргументировать его позицию. (Цикл рассказов «Записки охотника» (а значит, и рассказ «Бирюк») – обвинительный акт крепостному праву. Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, – становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.)

4.Рефлексия. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

- Сегодня на уроке мы анализировали текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии,  зримо представить нам героя. Ребята, а как вы считаете, зачем нужна характеристика литературного героя? (Чтобы понять поступки героя, душевные качества, социальные условия его жизни, основную мысль произведения)

-Скажите, а если сейчас составить характеристику Бирюка, она будет отличаться от характеристики, которую мы ему дали в начале урока? Составьте небольшую характеристику, используя материалы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся). Слайд «Синквейн» Можно составить в виде синквейна

Бирюк

Нелюдимый, бесправный

Охраняет, работает, воспитывает

Сильный, мужественный мужчина

Человечность

Домашнее задание: вопрос 5, 7 (с. 223);

Письменный ответ на вопрос: «Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?»

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1.CD-диск «Виртуальная школа Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

2.Чертов В. Ф. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные планы. - М.: Экзамен, 2007.

3.Коршунова И.Н. , Липина Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73/116481/?interface=pupil&class=49&subject=10

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-v-7-klasse-po-proizvedeniyu-isturgeneva-biryuk

http://ozhegov.info/

http://pusk.by/

http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=2554

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск