Скачать 43.08 Kb.
|
Урок – викторина по математике. Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать умение делать выводы, активизировать познавательный интерес к точным наукам, воспитывать любовь к математике. Оборудование: плакат с высказыванием о математике, демонстрационные таблицы (задание для команд, кроссворды, римская нумерация, египетская нумерация). Тип урока: Викторина-путешествие. Ход мероприятия Учитель. Дорогие дети и гости нашего класса, я рада приветствовать вас на этом празднике. Я уверена, что многим из вас нравится наука математика. А что она изучает? Ответы детей. Учитель. Трудно обойтись сегодня без математики. Всем, и взрослым, и детям, нужна ее помощь. Вот почему так важно хорошо знать математику. Хотели бы вы попасть в мир науки, а именно, в удивительную страну математики? Хотели бы вы узнать кое-что из истории развития этой науки, интересно и полезно провести время? Ответы детей. Учитель. Я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие, но сначала нужно получить пропуск в страну Математики. Конечно, мы получим его, но только в том случае, если разгадаем математический кроссворд (приложение № 2, 3). Команды учащихся разгадывают кроссворды. Учитель. Дети, вы хорошо поработали и получили пропуск. Вы хотели бы узнать, какая именно страница из истории математики сегодня откроется перед нами? Тогда найдите на этих портретах цифры (приложение № 7). Дети находят цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Учитель. Дети, сейчас большинство людей на Земле пользуются этими десятью цифрами для названия и обозначения чисел. Но не всегда было так. Сегодня мы узнаем кое-что интересное из истории нумерации, а помогут нам в этом ученики - ваши товарищи, и вы сами, ведь, чтобы получить знания, надо приложить усилия. 1 ученик. Я расскажу вам о математике на пальцах, но сначала вы должны выполнить задание. Карточка № 1. Какого числа, месяца и года был запущен первый советский искусственный спутник Земли, если в этот день от начала летоисчисления прошло 1956, 9 месяцев и три дня? Карточка № 2. Николаю было 10 лет, когда отец пообещал ему велосипед. - Я куплю тебе велосипед, когда тебе исполнится треть моего возраста, - сказал отец, которому в то время было 33 года. Во сколько лет Коля получит велосипед? 1ученик. Вы выполнили успешно задачу, поэтому я не имею права скрывать, что знаю. С развитием человечества счет становился необходимостью, а пальцы рук и ног долго были орудиями счета. Так, например, индейцы племени в Южной Америке вместо один говорили палец и обязательно показывали палец. Два - 2 пальца, три - 3 пальца, четыре - 4 пальца, пять - рука, шесть - палец на второй руке, десять - две руки, одиннадцать - палец на одной ноге, пятнадцать - нога и две руки, шестнадцать - палец на другой ноге, двадцать - человек, сто - 5 человек. Еще сейчас некоторые отсталые народы и малые дети пользуются пальцами при счете. Позже люди начали использовать деревянные палочки с насечками, камни, веревки с узелками. 2 ученик. Я расскажу вам о египетской нумерации, но сначала вы должны выполнить свои задачи. Карточка. Пятью прямыми линиями разделите циферблат таким образом, чтобы в каждой части, числа при добавлении давали равную сумму. 2 ученик. Итак, послушайте, я расскажу о египетской нумерации, которая возникла 5000 лет назад. Она была десятичной, но знака нуля не было. Вот какие были знаки для обозначения чисел (приложение № 4). Посмотрите на таблицу и сравните записи чисел. Разрядные знаки писали справа налево, в одной группе было не больше четырех одинаковых знаков. В этой нумерации для записи одного разрядного числа требуется от 1 до 9 знаков, а в современной нумерации - только 1 знак. В египетской нумерологии с расширением множества чисел вводились новые и новые знаки, а в современной необходимо только 10 цифр. 3 ученик. Покупая импортную одежду, вы можете увидеть интересное обозначение размера. Это знаки с древней римской нумерации. Свой рассказ я продолжу, если вы выполните мои задания. Карточка № 1. Записать число 24 тремя восьмерками, четырьмя тройками. Ответ: 24 = 8 +8 +8, 24 = 3х3х3-3. Карточка № 2. Записать число 30 пятью шестерками, четырьмя тройками. Ответ: 30 = 6 +6 +6 +6 +6, 30 = 3х3х3 +3 3 ученик. С древних времен сохранилась римская нумерация. Она применяется для обозначения размера одежды. Эта нумерация имеет узловые числа (приложение № 5). С их помощью, сложением и вычитанием записывают другие натуральные числа. Рассмотрим записи чисел. Если меньшая цифра стоит справа от большей, она добавляется. Меньшая цифра, стоящая слева от большей, вычитается. Одна и та же цифра может повторяться не более чем 3 раза. Меньшая цифра слева может быть записана только один раз. Главный недостаток римской нумерации в том, что она не приспособлена для письменного выполнения арифметических действий. 4 ученик. Я увидел, что вы умеете разрешать задачи и примеры. А у меня вот такое задание (приложение № 8). Нарисуйте фигуру, которая подходит для клетки со знаком вопроса. Коллективное решение задачи. Ответ: цифра 3. - Как вы думаете, почему сейчас люди пользуются десятичной нумерации, которая состоит из десяти знаков: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9? Ответы детей. - Наше путешествие подходит к концу. Понравилось ли оно вам, дети? Чем именно? - Кому из вас математика стала еще более нравиться? Я искренне желаю вам успехов, новых открытий в области наук. До следующей встречи! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация: викторина «В гостях у мудрой совы» может быть использована в рамках внеклассного мероприятия, посвященного математике,... | Викторина по математике Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Викторина «большой турнир знатоков» Урок – викторина по кубановедению (5 класс). Учитель моу гимназия №88 Вельчева Ольга Григорьевна | Викторина по литературе. 5 класс. Викторина по сказкам. В «Сказке о золотом петушке» Какие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…»? | ||
Викторина по сказкам А. С. Пушкина Программное содержание : Продолжать Конспект занятия в подготовительной группе «Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина» | Викторина "мы полиглоты" Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением... | ||
Тесты по математике, варианты егэ по математике ... | Викторина по английскому языку для учащихся начальных классов ‘Are you good at English?’ Сегодня у нас необычный урок это урок викторина. И называется он «Хорошо ли ты в английском?» Наш урок будет состоять из пяти маленьких... | ||
Викторина по теме «Политическая система Великобритании» Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании» | Конкурс викторина «Недаром помнит вся Россия…» Заочный конкурс-викторина «Недаром помнит вся Россия…», посвященный неделе военно-патриотического воспитания «Военный городок» | ||
Правила вступительного испытания по математике Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность... | Программа вступительного экзамена по математике Вступительное испытание по математике в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в письменной форме. Продолжительность... | ||
Викторина. Для участия в викторине организованы 2 команды, в которые... РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).; на основе федерального... | Рабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса (далее... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» | ||
Рабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного... Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего... | Реферат «Внеурочные формы работы по математике» Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения |