Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин





Скачать 104.78 Kb.
НазваниеСредства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин
Дата публикации06.09.2014
Размер104.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания

учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин

(история и обществознание).

Цветкова О. Н., учитель истории и обществознания

МОУ гимназии № 33 г. Костромы.
Почему данная технология для меня является актуальной?

По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе, является необъективность оценки учителем знания или умения учащегося.

Под понятием «необъективность» я понимаю:

-отсутствие четко определенных заранее и известных учащимся критериев оценивания;

- неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах;

- субъективность оценки в качестве карающей меры со стороны учителя.

Результатом такой ситуации становится пренебрежительное отношение учащихся к оцениванию. Сложности (какие?) возникают при оценивании результатов обучения на уроке, в конце изучения темы или курса, в следствии чего учителю трудно планировать дальнейшую работу.

Поэтому применение технологии альтернативного оценивания учащихся, на мой взгляд, должно сделать оценивание открытым для учащихся и родителей, а определенные процедуры оценивания - традиционным элементом каждого урока.

Данная технология помогает мне, как учителю, реализовывать следующие задачи:

  1. наполнить оценку содержательной характеристикой;

  2. использовать методы и приемы альтернативного оценивания для целенаправленной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию;

  3. включить учащихся в процесс определения целей и перспектив обучения, как по отдельному занятию, так и по тематическому блоку;

  4. ввести систему «заказов» содержания образования ученик – учителю.


Что бы технология работала, в ее применении я придерживаюсь определённых принципов.

  1. Четко для себя разобраться в терминологии.

Оценка – систематический процесс, определяющий проблемы, достоинства и ценности достигнутого: знания, умения и навыки, которые приобрел учащийся в процессе обучения.

Отметка является формализованной количественной (бальной) или качественной (уровневой) характеристикой оценки, выраженная любыми знаками (чаще цифровыми).

  1. Оценке подлежат как процесс (создание, планирование, проведение мероприятия), так и результат (продукты, получаемые на выходе).

  2. Оценка должна способствовать развитию личности ребенка, ставить перед ним понятные цели и вести к их достижению.


Методы альтернативного оценивания, применяемые мною

в процессе преподавания истории и обществознания в среднем и старшем звене.

1. Совместная с учащимися разработка четких критериев для оценивания.


Критерии оценивания,

их обоснование

Уровни данного критерия,

их перевод в

традиционную оценку 1.

Применение на уроке по теме: ''Современное общество'' из курса ''Обществознание'' 11 класс

1. Знание.

Учащиеся с сформировавшимися знаниями (уровни 5 и 4) способны дать определение, объяснить основные понятия, понимают взаимосвязь между фактами, используют их подобающим образом

5. Ключевые понятия, темы идей тщательно отбираются, даются определение и описание.

4. КП хорошо отбираются, описываются, небольшие неточности фактические неточности.

3. КП частично отбираются и описываются, значительные фактические неточности.

2. КП незначительное количество отбирается, описывается и определяется, информация в основном неверная.

1. КП не отбираются, не описываются, информация отсутствует.


Понятия, темы и идеи: типы обществ, их характеристика (признаки), модернизация (особенности протекания), глобализация, ее противоречия и проявление,

противоречивость прогресса,

глобальные проблемы

(признаки, взаимосвязь)

2. Умственные навыки (анализ, оценка и синтез данных). Учащейся должен находить связь между фактами, проводить анализ, синтез, сравнение, аргументировать оценку, выявлять причинно- следственные связи, приводить альтернативные суждения.

5. Ученик отбирает, логически организует все данные, использует все навыки критического мышления, делает выводы.

4. Частично использует навыки критического мышления, делает выводы.

3. Использует не все навыки критического мышления, делает неполные выводы.

2. Нечетко или неправильно использует навыки критического мышления, неточные выводы.

1. Отсутствуют навыки и выводы

- Сравнивать типы обществ;

- определять к какому типу относится то или иное общество;

- приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем и пути их решения;

- решать задачи по теме;

- высказывать аргументированную позицию по суждениям:

- «Новый мировой порядок – путь к всеобщему процветанию или очередная утопия?»

- «Что означает конкретный подход к решению глобальных проблем в той или иной стране, регионе мира?»

3. Коммуникативные навыки (умение выражать свои мысли в письменной и устной форме). Знания, умения, способности к логическому мышлению демонстрируются в различных способах презентации, в том числе с использованием ИКТ.

5. Четкость и разработанность презентации, доступность.

4. Тема презентации хорошо разработана, организована, встречаются нарушения.

3. Лишь некоторые идеи презентации поданы хорошо.

2. Большинство идей выражено нечетко.

1. Все идеи выражены нечетко или с ошибками.

- Презентовать с использованием ИКТ особенности современного Российского общества, с определением его уровня развития. Предъявить аргументы в доказательство своей позиции


Все категории взаимосвязаны и показывают, что учащийся знает, и что он умеет. Данный метод нашел отражение в моем тематическом планировании и в проведении учебных занятий по истории и обществознанию.
2. Прогнозирование и самооценка учащимися своих результатов с использованием индивидуальных карт на уроке.

Из урока истории России по теме: «Социальные движения XVIIXVIII в.в.» (10 класс):

Карточка самооценки ученика.

Умения

Прогности-ческая оценка

Ретроспективная оценка

(в конце урока)


Трудности

1. Перечислять социальные движения XVII – XVIII в.в.

+


+

нет

2. Классификация социальных движений

+/?

+

выделять

критерии классифика-ции

3. Выделять: причины

социальный состав

итоги

лидеров

в каждом социальном движении

+

+

+

+

+

+

+

+

нет

4. Выделять общее и особенное в социальных движенияхXVII – XVIII в.в.

+/?

+/?

парное

сравнение

5. Аргументировать собственное мнение о роли социальных движений в истории России

?

+/?

доказывать

свое мнение

6. Уровень усвоения (оценка ученика)
Уровень усвоения (оценка учителя)

12 (хорошо)
11 (хорошо)

14 (отлично)

14 (отлично)

неуверен – ность,

работа над

сравнением социальных движений

+ - знаю, могу научить другого – 2 балла +/? – знаю, умею, но есть некоторые сомнения – 1 баллов ? – не умею, не понимаю – 0 баллов

Максимально – 16 баллов: 8 - 10 баллов – ''удовлетворительно'', 11 -13 – ''хорошо'' , 14 – 16 – ''отлично''
Из урока обществознания по теме: «Типы обществ». (11 класс):

Карточка самооценки ученика.

Умения:

В начале урока:

В конце урока:

1. Перечислять признаки обществ различного типа (не менее 4 х)

2. Уметь выделить необходимые признаки из предложенного перечня

3. Решение задач на определение типов обществ

(по предложенным признакам называть тип общества)

4. На основе отбора материала его анализа делать вывод о степени развития современного российского общества

5. Понимание речей, статей, политических программ. Вступление в дискуссии о степени развития российского общества


+
+/?
?
?

?

+
+
+
+

+/?

+ - да, знаю, могу выполнять, могу объяснить самостоятельно

+/? – затрудняюсь, необходима помощь одноклассников, учителя

? – не могу, не знаю, не имею представления

После прогностического оценивания, в начале урока, ученик ставит перед собой задачи: (формулирует самостоятельно)

Например:

- на уроке я должен научиться решать задачи на определение типов обществ;

- я хочу на уроке узнать о степени развития современного российского общества;

- полученные на уроке знания потребуются мне для того, что бы слушая, понимать речи политиков, философов о степени развития российского общества.

В конце урока учащийся еще раз обращается к карточке самооценки и проводит самоанализ своей работы на уроке, продолжая следующие фразы:

- я убедился, что знаю и умею …

- я узнал и научился…

- я могу применить знания (где?) …

- мне осталось неясным …

Затем он формулирует заказ учителю:

-мне бы хотелось разобраться в вопросе …

- прорешать блок заданий по проблеме …
3. Составление собственного «портфолио» на элективном курсе.

Фрагмент занятия по теме: ''Человек и его право'' (7 класс).

Цели: а) наглядно представить результаты своих творческих работ на элективном курсе; б) использовать материалы своего «портфолио» для презентации своих достижений.

Структура (чего?): ученик, выполняя творческие задания на занятии и дома, оформляет их на листе формата А 4 и вкладывает в «портфолио».

Основная идея «портфолио» в его накопительном и информационном характере. Данная работа способствует продлению содержательной связи ребенка с материалами курса, может использоваться как справочное пособие.

Примеры творческих заданий:

  • оформить ''ромашку'' Я в группах, правила внутри группы;

  • составить «синквейн» на понятие ''правила'';

  • мини сочинение ''Один день в стране абсолютной свободы'';

  • составить схему: ''В чем выражается моя личная ответственность''.

Критерии оценивания папки достижений: - полнота собранного материала (по 1 баллу за каждое выполненное задание); - творческий подход к выполнению заданий (от 1 до 2 баллов за задание);

- презентабельность – от 1 до 5 баллов.

Итог: составление рейтинга «портфолио» учащихся, посещающих элективный курс и предложение первым трём презентовать свои достижения на традиционной школьной Неделе науки.
4. Работа экспертных групп из учащихся класса (во время групповой работы).

Цель: способствовать повышению активности работы учащихся в группах, ответственности каждого учащегося за результат групповой работы.


  1. Экспертная карта для оценивания работы группы:

Критерии оценивания

Баллы

(от 1 до 3)

Особые отметки

1. Степень активности каждого члена группы

2. Проявили ли члены группы умение активного слушания?

3. Корректность по отношению друг к другу

4. Выделился ли лидер

5. Было ли распределение обязанностей в группе?

2

2
3

3

2

Проблема

была решена,

группа

использовала

мозговой штурм

После презентации группами итогов выполнения своих заданий, эксперт дает комментированную оценку групповой работы.
2) Экспертная карта для оценивания выступлений учащихся, презентаций, творческих отчетов и т. д. (заполняется каждым учеником).

Цель: способствовать формированию у школьников способов критического слушания.

Критерии в подготовленном классе обсуждаются вместе с учащимися и меняются в зависимости от темы занятия.

Критерии:

Оценивание (1-3 балла)

Примечание

(за что снижен или добавлен балл), рекомендации выступающему

1. Логичность выступления

2. Аргументированность

3. Яркость, эмоциональность

4. Доступность и др…

Итог:

2

1

2

2

Например: аргументы недостаточно убедительны,

были сделаны исторические ошибки

в датах



5. Ведение индивидуальных карт учащихся на элективных курсах.

Цель: активизировать работу учащихся на каждом занятии, совершенствовать навыки самооценки, оценить их работу на элективном курсе.

Название элективного курса: ''Учимся защищать свои права''

Фамилия, имя учащегося: Голикова Яна

Класс: 9 ''Г''

Тема занятия:

Приход

в баллах

Расход

в баллах

Остаток

1. Зачем мы изучаем право

8 баллов

0 баллов

8 баллов

2. Роль права в жизни общества

4 балла

0 баллов

4 балла

3. Твои права в семье….

Итог:


57 баллов из 86 возможных

68 % (качество знаний)







Приход: за решение задачи, аргументацию, творческое задание, работу с законом.

Расход: опоздание, пропуск занятия без уважительной причины, мешал на занятии другим ученикам, некорректное высказывание во время дискуссии.

По окончании занятий выстраивается рейтинг учащихся.
Использование альтернативных способов оценивания учащихся на уроках истории и обществознания позволяет мне активизировать работу моих учеников, сделать каждый урок более продуктивным, так как мы в совместном обсуждении ставим перед собой четкие задачи, вместе оцениваем результаты работы на уроке и ставим перед собой новые цели.

. .

1. Л. Мак Брайд, Д. Дрейк, М. Левински Оценка результатов работы учащихся в общественных дисциплинах. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование М., 1998

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин icon«Обобщение и систематизация позитивного педагогического опыта как...
Цель: непрерывное совершенствование и обновление педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconВопросы к зачету
Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconРабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка
Те же авторы (С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев) и та же программа (см выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconПротокол судебного разбирательства 8
Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012
Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconАнализ работы школьного научного общества «меридиан» в 2007 2009 учебном год
Исследовательской и проектной деятельностью были охвачены ученики всех классов среднего и старшего звена
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconМетодические указания для студентов 28 1 По подготовке к семинарским и практическим занятиям 28
Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одской области обучается 175 учеников. Организован подвоз учащихся из отдалённых Береговского и Первомайского отделений. В школе...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В моу сош с уиоп №3 я работаю уже 6 лет, преподаю английский язык в классах младшего, среднего и старшего звена
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconСовременные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconОбразовательная программа кружка по английскому языку «Colour English +»
...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconПрименение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе по теме
Данная работа посвящена использованию проектной методики при обучении английскому языку учащихся старшего звена средней школы
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconСовременные средства оценивания результатов обучения
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения»
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин iconМетодические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»
Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных...
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин icon«Ты и твоя будущая профессия»
Настоящий сборник включает в себя пакет материалов и типовых диагностических методик и предназначен для проведения комплексного психологического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск