Скачать 104.78 Kb.
|
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания учащихся среднего и старшего звена в курсе обществоведческих дисциплин (история и обществознание). Цветкова О. Н., учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 33 г. Костромы. Почему данная технология для меня является актуальной? По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе, является необъективность оценки учителем знания или умения учащегося. Под понятием «необъективность» я понимаю: -отсутствие четко определенных заранее и известных учащимся критериев оценивания; - неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах; - субъективность оценки в качестве карающей меры со стороны учителя. Результатом такой ситуации становится пренебрежительное отношение учащихся к оцениванию. Сложности (какие?) возникают при оценивании результатов обучения на уроке, в конце изучения темы или курса, в следствии чего учителю трудно планировать дальнейшую работу. Поэтому применение технологии альтернативного оценивания учащихся, на мой взгляд, должно сделать оценивание открытым для учащихся и родителей, а определенные процедуры оценивания - традиционным элементом каждого урока. Данная технология помогает мне, как учителю, реализовывать следующие задачи:
Что бы технология работала, в ее применении я придерживаюсь определённых принципов.
Оценка – систематический процесс, определяющий проблемы, достоинства и ценности достигнутого: знания, умения и навыки, которые приобрел учащийся в процессе обучения. Отметка является формализованной количественной (бальной) или качественной (уровневой) характеристикой оценки, выраженная любыми знаками (чаще цифровыми).
Методы альтернативного оценивания, применяемые мною в процессе преподавания истории и обществознания в среднем и старшем звене. 1. Совместная с учащимися разработка четких критериев для оценивания.
Все категории взаимосвязаны и показывают, что учащийся знает, и что он умеет. Данный метод нашел отражение в моем тематическом планировании и в проведении учебных занятий по истории и обществознанию. 2. Прогнозирование и самооценка учащимися своих результатов с использованием индивидуальных карт на уроке. Из урока истории России по теме: «Социальные движения XVII – XVIII в.в.» (10 класс): Карточка самооценки ученика.
+ - знаю, могу научить другого – 2 балла +/? – знаю, умею, но есть некоторые сомнения – 1 баллов ? – не умею, не понимаю – 0 баллов Максимально – 16 баллов: 8 - 10 баллов – ''удовлетворительно'', 11 -13 – ''хорошо'' , 14 – 16 – ''отлично'' Из урока обществознания по теме: «Типы обществ». (11 класс): Карточка самооценки ученика.
+ - да, знаю, могу выполнять, могу объяснить самостоятельно +/? – затрудняюсь, необходима помощь одноклассников, учителя ? – не могу, не знаю, не имею представления После прогностического оценивания, в начале урока, ученик ставит перед собой задачи: (формулирует самостоятельно) Например: - на уроке я должен научиться решать задачи на определение типов обществ; - я хочу на уроке узнать о степени развития современного российского общества; - полученные на уроке знания потребуются мне для того, что бы слушая, понимать речи политиков, философов о степени развития российского общества. В конце урока учащийся еще раз обращается к карточке самооценки и проводит самоанализ своей работы на уроке, продолжая следующие фразы: - я убедился, что знаю и умею … - я узнал и научился… - я могу применить знания (где?) … - мне осталось неясным … Затем он формулирует заказ учителю: -мне бы хотелось разобраться в вопросе … - прорешать блок заданий по проблеме … 3. Составление собственного «портфолио» на элективном курсе. Фрагмент занятия по теме: ''Человек и его право'' (7 класс). Цели: а) наглядно представить результаты своих творческих работ на элективном курсе; б) использовать материалы своего «портфолио» для презентации своих достижений. Структура (чего?): ученик, выполняя творческие задания на занятии и дома, оформляет их на листе формата А 4 и вкладывает в «портфолио». Основная идея «портфолио» в его накопительном и информационном характере. Данная работа способствует продлению содержательной связи ребенка с материалами курса, может использоваться как справочное пособие. Примеры творческих заданий:
Критерии оценивания папки достижений: - полнота собранного материала (по 1 баллу за каждое выполненное задание); - творческий подход к выполнению заданий (от 1 до 2 баллов за задание); - презентабельность – от 1 до 5 баллов. Итог: составление рейтинга «портфолио» учащихся, посещающих элективный курс и предложение первым трём презентовать свои достижения на традиционной школьной Неделе науки. 4. Работа экспертных групп из учащихся класса (во время групповой работы). Цель: способствовать повышению активности работы учащихся в группах, ответственности каждого учащегося за результат групповой работы.
После презентации группами итогов выполнения своих заданий, эксперт дает комментированную оценку групповой работы. 2) Экспертная карта для оценивания выступлений учащихся, презентаций, творческих отчетов и т. д. (заполняется каждым учеником). Цель: способствовать формированию у школьников способов критического слушания. Критерии в подготовленном классе обсуждаются вместе с учащимися и меняются в зависимости от темы занятия.
5. Ведение индивидуальных карт учащихся на элективных курсах. Цель: активизировать работу учащихся на каждом занятии, совершенствовать навыки самооценки, оценить их работу на элективном курсе. Название элективного курса: ''Учимся защищать свои права'' Фамилия, имя учащегося: Голикова Яна Класс: 9 ''Г''
Приход: за решение задачи, аргументацию, творческое задание, работу с законом. Расход: опоздание, пропуск занятия без уважительной причины, мешал на занятии другим ученикам, некорректное высказывание во время дискуссии. По окончании занятий выстраивается рейтинг учащихся. Использование альтернативных способов оценивания учащихся на уроках истории и обществознания позволяет мне активизировать работу моих учеников, сделать каждый урок более продуктивным, так как мы в совместном обсуждении ставим перед собой четкие задачи, вместе оцениваем результаты работы на уроке и ставим перед собой новые цели. . . 1. Л. Мак Брайд, Д. Дрейк, М. Левински Оценка результатов работы учащихся в общественных дисциплинах. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование М., 1998 |
Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | «Обобщение и систематизация позитивного педагогического опыта как... Цель: непрерывное совершенствование и обновление педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области преподавания... | ||
Вопросы к зачету Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м... | Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка Те же авторы (С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев) и та же программа (см выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10... | ||
Протокол судебного разбирательства 8 Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м... | ||
Анализ работы школьного научного общества «меридиан» в 2007 2009 учебном год Исследовательской и проектной деятельностью были охвачены ученики всех классов среднего и старшего звена | Методические указания для студентов 28 1 По подготовке к семинарским и практическим занятиям 28 Дисциплина «Арбитражный процесс» входит в учебный план дисциплин гражданско-правовой специализации и изучается студентами на 6-м... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одской области обучается 175 учеников. Организован подвоз учащихся из отдалённых Береговского и Первомайского отделений. В школе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В моу сош с уиоп №3 я работаю уже 6 лет, преподаю английский язык в классах младшего, среднего и старшего звена | ||
Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина... Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта | Образовательная программа кружка по английскому языку «Colour English +» ... | ||
Применение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе по теме Данная работа посвящена использованию проектной методики при обучении английскому языку учащихся старшего звена средней школы | Современные средства оценивания результатов обучения Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения» | ||
Методические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» Цель учебной дисциплины опд. Ф. 8 Современные средства оценивания результатов обучения обеспечить освоение студентами современных... | «Ты и твоя будущая профессия» Настоящий сборник включает в себя пакет материалов и типовых диагностических методик и предназначен для проведения комплексного психологического... |