Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 371.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации09.02.2014
Размер371.1 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Математика > Самостоятельная работа
  1   2   3
Управление образования администрации

Прохоровского района

Районный методический кабинет

«самостоятельная работа на

уроке математики

как средство развития математического мышления

учащихся».



(Из опыта работы О.М.Матвейчук,

учителя математики

МОУ «Береговская СОШ»)

Прохоровка - 2010
НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА

Самостоятельная работа на уроке математики как средство развития математического мышления.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

5-11 классы общеобразовательной школы

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
В МОУ «Береговская СОШ» Прохоровского района Белгородской области обучается 175 учеников. Организован подвоз учащихся из отдалённых Береговского и Первомайского отделений. В школе 12 классов -комплектов, из них 8 среднего и старшего звена. Школа работает в едином учебно - воспитательном режиме, направленным на воспитание гармонично развитой личности.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ОПЫТА

Современная жизнь предъявляет весьма значительные требования к знаниям граждан и их умению работать. Безвозвратно прошло то время, когда было можно прожить всю жизнь, используя лишь те профессиональные знания и навыки, которые были приобретены в детстве и юности. наших глазах отмирают многие старые профессии и появляются новые, о которых ещё совсем недавно никто не помышлял. Вот почему в наше время так важно выработать умение учиться самостоятельно; учиться постоянно и после школы, и после университета.

На выработку этого качества у учеников направлена моя работа.

Всё дело в том, чтобы не довольствоваться тем умением, которое выработал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить от более лёгких задач к более трудным. Без воспитания стремления к познанию, желания узнать нечто новое, как в своей профессии, так и за её пределами едва ли следует считать школьное образование совершенным и завершённым. Поэтому необходимо приучать учащихся с первых лет обучения к книге, к чтению не только художественной литературы, но и литературы научной и технической. Такая привычка, полученная в детстве и юности, сохранится на всю жизнь и будет серьёзной поддержкой, в какой бы области деятельности не пришлось трудиться бывшему воспитаннику школы.

Изобретения и научные открытия буквально врываются в нашу жизнь, в наш повседневный быт. То, что ещё вчера было предметом научных исследований, сегодня уже используется миллионами людей и воспринимается как нечто само собой разумеющееся, без чего невозможно существовать. Различные научные направления и области деятельности взаимно влияют друг на друга. Именно поэтому так важно прививать учащимся в школе убеждение в единстве научных знаний и в необходимости, например, для будущего врача не только знаний биологии, но и физики, химии, математики, а также совершенного владения речью, умение чётко и кратко формулировать свои мысли.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА НОВИЗНА ОПЫТА
Опыт своей работы можно определить как репродуктивно-рационализаторский. В основе технологии обучения лежат идеи современных мастеров педагогического труда, учителей - новаторов и личный опыт. В своей работе опираюсь на опыт Р. Хазанкина, который является автором технологии обучения в математике на основе решения задач, которая основана на следующих концептуальных положениях: 1) личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества; 2) обучать математике = обучать решению задач; 3) обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи; 4) индивидуализация обучения «трудных» и «одарённых»; 5) органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; 6) управление общением старших и младших школьников; 7) сочетание урочной и внеурочной работы.

В системе учебных занятий особое сочетание имеют не традиционно построенные урок - лекция, уроки решения

«ключевых задач» (вычленение минимального числа основных задач по теме, решение задачи различными методами, решение системы задач, самостоятельное составление задач, участие в конкурсах и олимпиадах), уроки - консультации ( вопросы учащихся по заранее заготовленным карточкам, работы с карточками: анализ, обобщение, дополнение карточек), зачётные уроки (выполнение индивидуального задания, коррекция при работе в паре до полного понимания, выставление оценок за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради).

Разделяю концепции проблемного обучения. (Лернер, Скаткин, Махмутов), теорию дифференцированного обучения (Н. Гузик, И.Первин, В. Фирсов и др).
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущей педагогической идеей моей работы является сотрудничество педагога и ученика в процессе обучения математике на основе взаимного доверия и уважения:

- учение без принуждения;

- максимальная помощь ученику;

- свободный выбор;

- идея коллективного творчества;

- сотрудничество родителя, педагога, ученика. Основную цель работы вижу в овладении учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования, для изучения смежных дисциплин.

Реализация этой цели осуществляется по средствам системы взаимосвязанных компонентов, отражающих организацию собственной деятельности и познавательной деятельности учащихся:

- создание календарно-тематических планов уроков;

- усвоение учебного материала организуется в процессе выполнения заданий в условиях оптимального для данного класса сочетания фронтальной, индивидуально - групповой и индивидуальной форм;

- создание благоприятных морально - психологических условий обучения, ситуаций психологического единства в классе, внутреннего комфорта каждого ученика на основе посильности предъявляемых требований.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры мышления учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Как отметил академик А.В. Погорелов, автор учебника геометрии, «...очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать». Эти мысли я полностью разделяю.

Рассуждать, анализировать и доказывать вот то главное, чему должен научить каждый учитель.

Опыт моей работы в школе показал, что успешное овладение учениками школьным курсом математики связано не с отсутствием способностей ребят, а с отсутствием навыков самостоятельной работы. Если на уроке школьнику всегда поможет учитель, то дома такой поддержки нет. Значит надо так построить свою работу, чтобы ученик при возникновении трудностей мог самостоятельно их преодолеть. Главным здесь является опора на предыдущие знания, которые лежат в основе всего последующего. Это как лестница. Без опоры на очередную ступень нельзя подняться выше.

Особое внимание при таком подходе я уделяю слабым ученикам. Они должны почувствовать, что на них не махнули рукой, а в их возможности верят. Ученик слаб не потому, что он не способен справиться с курсом, а потому что он запустил основы, не вник в необходимые понятия, не привык самостоятельно размышлять и доводить до конца начатые рассуждения. В тоже время я не забываю о сильных учениках. С ними я строю работу так, чтобы они почувствовали уверенность в своих внутренних возможностях. Поэтому главная для меня задача-формирование навыков самостоятельной работы. Для решения этой задачи я разработала следующую методическую основу опыта моей работы.





Если ученик научился самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими - то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил

после объяснения учителя. Здесь решается и воспитательная задача привития навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких-то практических задач.

Потому одним из важных и распространенных видов

является работа над книгой (учебником). На уроках я

использую такой прием работы, как обсуждение

прочитанного материала.

Анализ. Этот приём является сильным средством развития

самостоятельности учащихся. Обсуждение прочитанного

проявляется в форме беседы, в ходе которой учитель ставит

учащимся вопросы.

Так, например, в 5 классе по пункту «Сложение и

вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

ученикам предлагаю прочесть два первых абзаца этого

пункта.

Учитель: В тексте, который вы прочли, приводится пример

разделения буханки хлеба на части. Что особенного при

этом было? На какие части разрезали буханку хлеба?»

Ученики: «Буханку разрезали на 8 частей».

Учитель: «Какими были эти части?»

Ученики! «Эти части были между собой равными».

Учитель: «На тарелку положили 2 части буханки хлеба.

Сколько на тарелке хлеба?»

Ученики: «2/8 буханки».

Учитель: «А как записать, что на тарелку решили положить

еще 5 частей буханки?.

Ученики: «5/8 буханки»

Учитель: «Сколько частей буханки теперь находится на

тарелке?»

Ученики: «7/8 буханки»

Учитель: «А как было получено это число?»

Ученики: «2/8+5/8».

Учитель: «Запишите этот результат в виде равенства».

Ученики записывают 2/8+5/8=7/8

Учитель: «Теперь сформулируйте правило сложения дробей

с одинаковыми знаменателями».

Далее ученикам предлагаю самим составить несколько

аналогичных заданий и решите их.

Также использую такой приём, как самостоятельное

составление плана прочитанного, который может быть

использован при подготовке и ответу.

Пример такого плана по тексту П.41 «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. »

1. Угол.

2. Сторона угла.

3. Вершина угла.

4. Обозначение угла.

5. Сравнение углов путем наложения.

6. Равенство углов.

7. Луч, проведенный из вершины угла.

8. Развернутый угол.

9. Построение прямого угла.

Прием выявления существенного.

Работа с оглавлением и предметным указателем не вызывает особых трудностей, но важна для воспитания у учащихся умения работать с учебной книгой. Для этого создаю специально ситуации, в которых ученику было необходимо найти соответствующее место в учебнике. Примеры создания таких ситуаций. После изучения уравнений и неравенств ученикам предлагала вопрос: «Что называют уравнением ?» Тем, кто затруднялся ответить на этот вопрос, предлагала самостоятельно, пользуясь оглавлением, найти пункт «Уравнение» и прочесть там, что называют уравнением. Если ученик ошибается при измерении и построении углов - а эта ошибка свидетельствует, что у ученика нет навыка в использовании транспортира, - то ему предлагаю самостоятельно найти по оглавлению пункт 42 «Измерение углов. Транспортир» прочесть его и затем вновь попытаться решить заданную ему задачу.

ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ
Работа с рисунками и иллюстрациями. Например, едва ли

найдется лучший прием, приводящий быстрее всего к цели,

чем рисунки с чашечными весами при формировании понятия «уравнения». При этом сам термин «уравнение» с помощью такого рисунка получает разъяснение (уравнивать, уравновесить, сравнить). Чертежи и рисунки, схемы позволяют учащимся в ряде случаев не только самостоятельно найти решение задачи, но и перейти от учебных задач и задачам прикладного характера.

Работа над понятием, термином. Правильному пониманию того или иного понятия способствует самостоятельный поиск в соответствующих словарях происхождения соответствующего термина («уравнение», «биссектриса», «краткое» и т.д.)
ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ
Не менее распространенным видом самостоятельных работ является выполнение письменных работ на уроке. К ним отношу:

1. Выполнение упражнений, решение задач на

закрепление пройденного материала. Так, например, минимальные требования к знаниям, умениям учащихся при изучении темы «Законы сложения» включают знания переместительного и сочетательного законов, умение записывать их с помощью букв и применять их при вычислениях. Поэтому закрепление этого материала направлено на: а) формирование у учащихся умение записывать законы сложения с помощью букв; б) обучение применять законы сложения для получения верных равенств из данного и для вычисления рациональным способом значения (числовых) выражений. Примеры предлагаю разной степени сложности, и используя дифференцированный подход. Предлагаю ребятам индивидуальные, фронтальные, групповые самостоятельные работы. Провожу самостоятельные работы на различных этапах уроках: после объяснения нового материала (воспроизводящие), во время этапа закрепления и в качестве домашнего задания (прием конкретизации полученных знаний).

Так текущая проверка выполняет не только контролирующую, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую функцию.

Систематическая проверка способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на выполнение пробелов в их подготовке, на выполнение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему. Часто в своей практике применяю самостоятельные работы на этапе обобщения и систематизации знаний учащихся, в которых использую задания разноуровневого характера.

(Разработка урока по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел " (6кл); разработка урока «Действия с рациональными числами» ( 6кл); урок - зачёт по теме «Первообразная и интеграл» в форме игры «Счастливый случай» (11кл)). Практикую, чтобы сами учащиеся составляли задачи и упражнения. Ведь составление задач является процессом творческого поиска, способствующим развитию оригинальности мышления. Развиваю стремление придумать задачу не похожую на задачу учебника.

Нравятся ребятам практические работы на местности:

1) Измерить длину, ширину и высоту модели прямоугольного параллелепипеда и вычислить его объём.

2) Измерить длину, ширину и высоту классной комнаты и вычислить её объём.

3) Измерить длину, ширину своей комнаты. Начертить в тетради план этой комнаты в масштабе 1:100

4) Построить на местности отрезок длиной 100м

5) Найти расстояние между городами (г. Санкт-Петербург и г. Москва) с помощью географической карты.

Также организую работу над ошибками. В этой работе не ограничиваюсь решением того же примера или задачи, в которых ученик сделал ошибку. Выполняем задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки, возвращаясь к этой работе с тем, чтобы быть уверенным, что учащийся понял, в чём заключается правильное решение или правильный ответ. В последние годы в практике обучения математике широкое распространение получило «создание проблемной ситуации». Почти каждая задача включает в себя какую-то проблему. При разрешении проблемы стараемся обсудить различные предложения учащихся. даже если эти предложения на первый взгляд «нелепы». Например, при выведении правила округления чисел (гл. II, п.33, стр. 272) рассматривается неравенство 3<3,7<4. От учеников на вопрос о том, каким натуральным числом лучше всего заменить 3,7 поступают 2 предложения: а) число 3; б) число 4.

«Обоснованием» того, что надо взять число 3 може1 служить такой аргумент: при округлении чисел, надо отбрасывать десятичные знаки и ни о чём больше не думать - это самый лёгкий путь. И такой аргумент не лишён смысла. Но будет ли этот аргумент наилучшим с математической точки зрения - этот вопрос обсуждается. И далее идёт разговор в плане той аргументации, которая представлена в учебнике.

Одним из видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий.

С целью обеспечения самостоятельности выполнения домашних заданий и предупреждения перегрузки учащихся на уроках уделяю внимание обучению учащихся: а) алгоритмам действий;

б) решению текстовых задач (математизация ситуаций);

в) выполнению практических работ на вычисления и построения; изготовлению моделей, выполнению рисунков, схем, таблиц и т.д.

В конце каждого урока, особенно в 5,6, а так же 7 классах комментирую домашнее задание.

В процессе обучения действуют два вида связи: прямая

от учителя к ученикам - и обратная - от учащихся к учителю. Я использую взаимную проверку знаний учащимися.

При выполнении самостоятельной работы проверку осуществляю с помощью консультантов, которых назначают из числа хорошо успевающих учеников. Каждому ряду назначаю консультанта.

Практикую назначение ассистентов так же из числа

успевающих учеников. Ассистенты не выполняют работу, а сразу проверяют ход работы у учащихся. А я в это время наблюдаю и оцениваю деятельность и учащихся, и ассистентов, и провожу индивидуальную работу с отдельными учениками. Взаимная проверка хорошо себя оправдывает при проведении обобщающих уроков, зачетов

В своей работе я стремлюсь обратиться к личности ребёнка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для раскрытия склонностей и способностей ребёнка. Сообразуясь с этой задачей, использую разнообразные методы и средства обучения, что способствует формированию у школьников логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивает у учащихся интерес, способствует более прочному усвоению знаний. Разнообразие методов обучения - необходимое условие всестороннего развития учащихся.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Беседа - такой метод обучения, при котором учи гель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и демонстрации, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

При изложении материала методом беседы происходит диалог между учителем и учеником. Учащиеся под руководством учителя путём логических суждений, самостоятельной умственной работы над поставленными вопросами приходят к выводам и обобщениям.

Рассказ - это последовательное, образное изложение материала учителем, не прерываемое диалогом. Метод рассказа применяют в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Рассказ должен быть чётким, логически последовательным, образным, эмоциональным.

Объяснение - это последовательное, строгое в логическом отношении изложение учителем наиболее сложных вопросов. Этот метод применяют, когда нужно доказать, объяснить, обосновать. Для объяснения характерны такие черты, как суждения, умозаключения, доказательства. Он не заменим в тех случаях, когда по изучаемому вопросу у учащихся нет достаточных знаний и наблюдений, опираясь на которые учитель мог бы изложить материал методом беседы.

Лекция характеризуется большой научной строгостью изложения и большой продолжительностью. Она обычно рассчитывается на целый урок. Метод лекций приемлем главным образом в старших классах, так как требует от учащихся устойчивого внимания на протяжении длительного времени, высокого уровня развития абстрактного мышления, умения записывать по ходу лекций основные идеи, выводы, формулировки законов, формулы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД.
Назначение исследовательского метода заключается в

организации поисковой, творческой деятельности учащихся

по решению проблем и проблемных задач.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть

различны. Это могут быть задания, требующие целого

урока, домашние задания на определенный, но

ограниченный срок.

Подавляющая масса исследовательских заданий должна

представлять собой небольшие поисковые задачи,

требующие, однако, прохождения всех или большинства

этапов процесса исследования.

1) наблюдение и изучение фактов и явлений;

2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);

3) выдвижение гипотез;

4) построение плана исследования;

5) осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими;

6) формулирование решения, объяснения;

7) проверка решения;

8) практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.

Исследовательский метод, даже при его простых вариантах, предполагает готовность ученика к целостному решению проблемной задачи и самостоятельному прохождению его этапов.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск