Краткая справка по итогам социологического исследования





Скачать 44.21 Kb.
НазваниеКраткая справка по итогам социологического исследования
Дата публикации11.09.2014
Размер44.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Краткая справка по итогам социологического исследования
Современное российское общество в последние десятилетия переживает духовный кризис, в связи с этим забота о нравственном развитии молодого поколения является одной из первостепенных задач.

Серьезная проблема – сохранение исторической памяти как основы патриотическое воспитания молодежи, которое невозможно себе представить без познания истории своей страны, особенно тех ее страниц, которые часто вовсе не затрагиваются, или весьма бегло рассматриваются на уроках истории. Общепризнано, что без знания своего прошлого невозможно построить будущее. Это в полной мере относится и к драматическим страницам советской истории.

В рамках проекта «Исторический долг и вера в будущее» в январе-феврале 2013 года в Тверской области было проведено прикладное социологическое исследование, целью которого стал анализ представлений молодежи региона о событиях периода репрессий в истории нашей страны. В исследовании принимало участие 400 респондентов – старшеклассников общеобразовательных учреждений городов Твери, Ржева, Нелидова, Осташкова, Торжка, а также учащихся профессиональных лицеев. В опросе приняло участие 40 % юношей и 60 % девушек.

Результаты исследования показали, что современные школьники, вопреки первоначальной гипотезе, интересуются историей своей страны (около 80 %), при этом интерес юношей и девушек к историческим событиям одинаково высок, хотя среди молодых людей выше доля тех, кто отметил, что «история ему скорее не интересна».

Уровень осведомленности тверской молодежи о такой трагической странице в жизни нашей страны, как сталинские репрессии оказался средним – только 37 % от общего числа респондентов отметили, что знают об этом периоде в истории, уровень информированности девушек выше, чем юношей (40 % и 30 % соответственно). Большинство участников исследования отметили, что главным источником информации о названных событиях стали уроки истории в школе (33 %), 16 % черпают сведения о времени репрессий из интернета, а 13% - из рассказов родственников, знакомых. Так же популярным оказался такой источник информации об эпохе сталинизма, как факультативные занятия по краеведению, но, к сожалению, они проводятся не во всех школах.

Для того, чтобы более детально проанализировать круг представлений респондентов об истории репрессий, участникам опроса было предложено отметить, о каких конкретно событиях того периода им известно. В результате было установлено, что лучше всего респонденты информированы о массовых расстрелах и арестах невиновных людей (об этом известно 58 % респондентов). О расстреле на территории Тверской области польских офицеров знают 34 % респондентов, а вот такие события, как деятельность НКВД в здании Тверской медицинской академии и создание лагеря для пленных поляков в Нилово-столобенской пустыни известны только 17 % респондентов. При этом уровень информированности юношей и девушке не отличается.

Учащимся тверских образовательных учреждений было предложено выразить свое отношение к трагическим событиям эпохи сталинского правления. 29 % участников исследования отметили, что считают эти преступления всего лишь «одной из множества страниц истории», еще 29 % молодых людей назвали их «трагедией нашего прошлого», 19 % считают, что «это было необоснованной жестокостью». Только 4 % учащихся сообщили, что «им это безразлично». Среди юношей выше доля тех, кто считает репрессии «трагедией прошлого» (35 % и 27 %), тогда как девушки больше склоняются к точке зрения, что «сталинские репрессии - это одна из страниц истории» (30 % и 28 % соответственно). Так же среди девушек чаще встречается ответ, что «эти события были необоснованной жестокостью».

Одним из основных вопросов в исследовании стало выявление представлений респондентов о том, что же такое репрессии. Требовалось узнать, как сами молодые люди понимают данное явление. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы понимаете значение слова «репрессии»?». В результате 33 % учащихся отметили, что репрессия – «политика «жестких мер», осуществляемых правительством в кризисные периоды жизни общества», 20 % - что «это - наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя». 11 % высказали мнение, что «это позиция, когда одна группа людей считает себя выше других, поэтому решает кому жить, а кому умирать». Следует отметить, что большинство респондентов в трактовке термина «репрессии» исходили из фактического определения этого процесса, а не из его моральной или эмоциональной составляющей.

Информированность участников исследования о существовании мемориала «Медное» - одного из главных памятников жертвам репрессий в нашей области оказалась средней. 50 % респондентов знают о его существовании, а 50 % никогда об этом не слышали. При этом только 3 % учащихся посещали мемориал несколько раз, еще 14 % -бывали в «Медном» один раз. Важно, что 36 % участников исследования отметили, что «хотя и не были на территории мемориального комплекса, но хотели бы там побывать». Только 5 % опрошенных старшеклассников и учащихся профессиональных училищ указали, что «не были и не хотели бы побывать там».

10 % респондентов признались, что в их семье есть родственники, пострадавшие во время репрессий, а 50 % молодых граждан региона просто не знают, были ли в их семье пострадавшие.

Участникам социологического исследования было предложено также выразить свое отношение к расстрелу польских офицеров и оценить влияние этого трагического события на отношения между двумя странами. Большинство респондентов заявили, что «такое не должно больше повторяться никогда» (39 %), 24 % опрошенных считают, что «общая трагедия должна объединить народы, поскольку и наша страна и Польша потеряли в ходе этих событий большое количество своих граждан». Только 7 % участников опроса полагают, что указанные события – «просто ошибка, о которой следует забыть». В ответах на этот вопрос, как и на многие другие, мнение юношей и девушек совпало.

Абсолютное большинство представителей тверской молодежи, принявших участие в социологическом исследовании, считают, что «следует чтить память тех, кто погиб в репрессиях» (86 %) , а более половины (59 %) отмечают, что необходимо помнить не только своих сограждан, но и о тех польских военнопленных, которые стали жертвами этих репрессий. Современная молодежь должна об этом знать и помнить.

Таким образом, проведенное исследование показало, что молодые жители тверского региона имеют определенные представления о событиях периода сталинских репрессии, однако у многих тверичей эти знания имеют поверхностный характер. При этом тверская молодежь понимает необходимость сохранения памяти о невинных жертвах преступного режима, среди которых оказались как советские, так и польские граждане. Все это требует расширения в молодежной среде информационно-просветительской работы с целью формирования объективных представлений о трагических событиях советской истории.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткая справка по итогам социологического исследования iconПояснительная записка Программа курса «Социология»
Кроме того, студенты знакомятся с методами социологического исследования, получают представления о этапах, методах проведения социологического...
Краткая справка по итогам социологического исследования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Краткая справка по итогам социологического исследования iconИнформационно-аналитическая справка по результатам социологического...
Костромской области. В исследовании приняли участие 1241 студентов из них: студенты спо – 374 участника (30,1% от общего количества...
Краткая справка по итогам социологического исследования icon«История и краеведение»
Краткая историческая справка об истории благотворительности в России
Краткая справка по итогам социологического исследования iconСправка по итогам проведения декады по английскому языку

Краткая справка по итогам социологического исследования iconГ. Саранск 2011 Раздел Краткая историческая справка
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»
Краткая справка по итогам социологического исследования iconКраткая справка по истории учреждения Государственного банка в г. Самара
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание
Краткая справка по итогам социологического исследования iconСправка анализ по итогам 2 четверти. Статистические данные на 2-четверть

Краткая справка по итогам социологического исследования iconТема 13. Тестирование в исследовании систем управления
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Краткая справка по итогам социологического исследования iconПрограмма социологического исследования и ее структура. Виды социологических исследований
Социальная доктрина и сущность структурно-функционального метода в социологии Г. Спенсера
Краткая справка по итогам социологического исследования iconДиплом 1 степени
Справка по итогам X региональной научно-практической конференции «апрельские чтения», 2015 год
Краткая справка по итогам социологического исследования iconДиплом 1 степени
Справка по итогам VIII региональной научно-практической конференции «апрельские чтения», 2013 год
Краткая справка по итогам социологического исследования iconУчебно-методический комплекс по социологии для специальности Экономика...
России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования
Краткая справка по итогам социологического исследования iconРабочая программа учебной дисциплины маркетинг
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Краткая справка по итогам социологического исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие о силикатах, стекле и керамике, краткая историческая справка. Стеклянные товары. Состав, строение и свойства стекла
Краткая справка по итогам социологического исследования iconСправка по итогам предметно-обобщающего контроля по немецкому языку
«Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск