Пояснительная записка Программа курса «Социология»





НазваниеПояснительная записка Программа курса «Социология»
Дата публикации07.01.2015
Размер196 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра общей и практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ

для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 2 заочной формы обучения (полный срок обучения, 4 семестр)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на

заседании кафедры кафедры социологии и истории психологии

(Протокол № 10, от 23.04. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

КФН, Доцент Волосков И.В..

Рецензент:

ДПН, профессор. Афанасьев В.В.

Заведующий кафедрой:

Доктор психологических наук, профессор Б.Н. Рыжов.

Часть 1 Программа учебной дисциплины.

1.1. Пояснительная записка

Программа курса «Социология» составлена в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Учебный курс социологии дает студентам теоретические знания об обществе, его структуре, механизмах функционирования и развития. Курс знакомит студентов с зарождением социологической мысли, основными этапами ее развития, наиболее значимыми социологическими школами, направлениями, теоретическими концепциями ученых, внесших значимый вклад в развитие социологического знания. Кроме того, студенты знакомятся с методами социологического исследования, получают представления о этапах, методах проведения социологического исследования.

Цель курса- ознакомив студента с теоретическим материалом, подвести его к анализу актуальных проблем современного общества, сформировать у студентов знания о социологической науке, структуре общества, в том числе и современного, о структуре взаимоотношений в обществе различных социальных групп, социальных институтов и других элементов общественной системы.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:

а) студент должен знать и уметь использовать:

- социологический тезаурус (категориально-понятийный аппарат);

-основные школы, концепции и подходы к исследованию различных сторон общества;

-известных исследователей, внесших существенный вклад в развитие социологии как науки;

-основную проблематику развития современного общества;

- основные методы общей и практической социологии;

-основные проблемы социологии с точки зрения разных социологических концепций и теорий;

-методологию и методику подготовки и проведения социологического исследования;

б) студент должен иметь навыки:

- теоретического обоснования своей позиции в соответствии с современными социологическими концепциями;

-анализа различных социальных явлений с точки зрения наиболее адекватных социологических подходов;

-составления программы социологического исследования, его проведения и обработки полученного материала;

- ведения научной дискуссии;
1.2. Содержание учебной дисциплины:

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Социология как наука.

Место социологии в системе общественных наук. Общество как системы, их элементы. Социальные институты. Объект и предмет социологии. Связи социологии с общественными и гуманитарными науками. Методы социологии: методы наблюдения, включенного наблюдения, направленного наблюдения, методы анализа текста.

Тема 2. История развития социологии.

Предпосылки возникновения социологии. Социологическая теория О. Конта. Социальная статика и социальная динамика. Роль семьи в функционировании общества. Критерии оценки прогресса и этапы развития общества.

Э. Дюркгейм как основоположник структурного функционализма. Специфика исследования общества как системы в структурном функционализме. Социальные институты, их признаки. Базовые социальные институты общества. Роль морали, права, семьи в функционировании общества. Аномия, как состояние общества, ее истоки. Критерии прогресса и этапы развития общества. Роль социальной дифференциации и разделения труда в развитии общества. Общества механической и органической солидарности.

Марксизм как направление структурного функционализма. Роль экономики и базиса в развитии общества, базис и надстройка. Производительные силы и производственные отношения. Конфликтная теория К. Маркса. Недостатки марксизма и их критика в 20 веке. Неомарксизм (Р. Дарендорф) о истоках, внутренней динамике конфликта.

М. Вебер как основоположник социологии понимания. Признаки социального действия, мотивы социального действия. Критика рациональности З. Фрейда. Социальные роли, статусы, ожидания как регуляторы поведения. Конфортность как основа рационального действия в обществе. Роль культуры, общества, личности в регуляции социального поведения.

Интегральная социология П. Сорокина. Понятие и типы социокультурных суперсистем, динамика развития и смены суперсистем. Социология революции П. Сорокина. Интегральная социология П. Бурдье. Общество как поле. Роль габитуса в функционировании общества, социальных институтов, социальном поведении личности.
Раздел 2. Общество как социальная система

Тема 1. Социальная структура общества.

Понятие структуры. Роль разделения труда и социальной дифференциации в формировании социальной структуры общества. Исторические формы дифференциации. Понятие и критерии выделения социального статуса личности. Класс и страта. Роль социальной мобильности в функционировании социальной структуры. Типы мобильности и агенты социальной мобильности.

Тема 2. Социальные группы.

Понятие и признаки социальной группы. Статус социальной группы.

Молодежь как социальная группа, критерии выделения молодежи как социальной группы. Функции молодежи как группы. Риски функционирования молодежи как группы в современном российском обществе.

Семья как социальная группа. Функции семьи в обществе. Традиционная семья и альтернативные семьи. Риски существования семьи как группы в современном российском обществе. Семьи и индивидуализация. Тенденции развития семьи как социальной группы.

Политическая элита как социальная группа, функции политической элиты, механизмы формирования и воспроизводства элит.

Интеллигенция как социальная группа. Роль и функции интеллигенции в индустриальном и информационном обществе. Особенности функционирования интеллигенции в современном российском обществе.

Тема 3. Социальные отношения.

Природа и типология социальных отношений. Роль разделения труда, дифференциации в формировании социальных отношений. Социальный статус, социальные роли и ожидания как регуляторы социальных отношений. Институты социального контроля и нормы как факторы регуляции. Тенденции развития социальных отношений в современном мире.

Тема 4. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Природа и типология социальных норм. Нормы морали и права, религиозные, корпоративные, традиционные нормы. Нормы и формальные, неформальные санкции. Нормы и институты социального контроля. Понятие, истоки девиантного поведения. Институты социального контроля и формы наказания и профилактики девиантного поведения. Истоки развития девиантного поведения в современном российском обществе. Роль СМИ, информационных технологий, общественного мнения в функционировании и профилактике девиантного поведения.

Тема 5. Социализация личности.

Понятие личности. Этапы формирования личности. Агенты и институты социализации. Роль семьи, образования, СМИ, социального окружения в процессе социализации личности. Социализация и десоциализация. Истоки и механизмы профилактики десоциализации.

Тема 6. Социальные процессы.

Представление о социальных процессах. Природа и типология социальных изменений. Истоки и формы социальных изменений, прогресс и регресс, противоречивость прогресса. Мегатенденции развития современного общества. Социологические теории глобализации, информатизации.

1.3. Список литературы:

1. Гидденс Э. Социология М., 2005

  1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы и темы. М., 2003

  2. Кравченко А.И., Добреньков В.И. Социология М., 2005

  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. М., 2003

  4. Маркович Д.Ж. Общая социология М., 1998

  5. Фролов С.С. Социология. М., 2004

  6. Штомпка П. Социология. М., 2005

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения дисциплины.

Форма обучения – заочная (полный срок обучения)

Лекции – 8 часов

Самостоятельная работа – 62 часа

Зачет – 2 курс, 4 семестр

Всего – 70 часов

2.1.Учебно-методический план курса



Название раздела, темы

Итого

Лекции

Самостоятельная работа

1.

Раздел 1. Введение










2.

Тема 1. Социология как наука

6

1

5

3

Тема 2. История развития социологии

11

1

10

4.

Раздел 2. Общество как социальная система













Тема1. Социальная структура общества

6

1

5




Тема 2. Социальные группы

11

1

10




Тема 3. Социальные отношения

11

1

10




Тема 4. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

11

1

10




Тема 5. Социализация личности

6

1

5




Тема 6. Социальные процессы

8

1

7




Итого по курсу

70

8

62

2.2. Тематика докладов и рефератов.

1. Общество как система.

2. Место социологии в системе общественных наук.

3. Место социологии в системе гуманитарных наук.

4. Социология и психология.

5. Человек в системе общественных отношений.

6. Предпосылки возникновения социологии.

7. Роль семьи в функционировании общества в теории О.Конта.

8. Роль человека в развитии общества в теории О. Конта.

9. Роль социальных институтов в функционировании общества.

10. Общество механической и органической солидарности в теории Э. Дюркгейма.

11. Социология понимания М. Вебера.

12. Природа социального поведения и его мотивы.

13. Системная теория общества Т. Парсонса.

14. Интегральная социология П. Сорокина.

15. Социокультурные суперсистемы П. Сорокина.

16. Интегральная социология П. Бурдье.

17. Общество как социальная система.

18. Исторические формы социальной дифференциации общества.

19. Источники социальной стратификации.

20. Особенности социальной дифференциации в современном российском обществе.

21. Семья, как малая социальная группа.

22. Молодежь как социально-демографическая группа.

23. Интеллигенция как социальная группа.

24. Этнические группы и общности.

25. Природа и типы социальных отношений.

26. Особенности социальных отношений в современном российском обществе.

27. Социализация как социокультурный процесс.

28. Маргиналы как социальная группа.

29. Люмпены как социальная группа.

30. Особенности процесса социализации в современном российском обществе.

31. Роль игры в процессе социализации.

32. Роль коммуникации в процессе социализации.

33. Глобализация как макросоциальный процесс.

34. Информатизация как социальный процесс.

35. Социальные риски и последствия НТР.

36. Социальные риски и последствия мирового экономического кризиса.

37. Особенности использования метода наблюдения в социологии.

38. Особенности использования метода эксперимента в социологии.

39. Интервью как социологический метод.

40. Анкетирование как метод социологии.

2.3. Вопросы для повторения материалов курса.

1) Каковы научные предпосылки возникновения социологии?

2) В чем состоит отличие социологии и философии?

3) В чем состоит отличие социологии и психологии?

4) Почему основой функционирования общества О. Конт считает семью?

5) Какие этапы развития общества выделил О. Конт?

6) Каковы признаки социального института?

7) Как взаимосвязаны социальные институты и организации?

8) Какие социальные институты Э. Дюркгейм считал базовыми в функционировании общества?

9) Какова природа общественного разделения труда?

10) В чем проявляется различие обществ механической и органической солидарности?

11) Какие функции выполняет общество как система с точки зрения теории Т. Парсонса?

12) Какие этапы в развитии общества выделил Т. Парсонс?

13) Что такое социокультурная суперсистема?

14) В чем проявляется закон флуктуации П. Сорокина?

15) В чем специфика системного подхода П. Бурдье?

16) Каковы исторические этапы социальной дифференциации?

17) В чем особенности социальной дифференциации в современном российском обществе?

18) Каковы признаки социальной группы?

19) Каковы функции семьи как социального института и группы?

20) Каковы причины дисфункции института традиционной семьи в современном российском обществе?

21) Каковы особенности молодежи как социальной группы?

23) Каковы особенности интеллигенции как социальной группы?

24) Каковы причины маргинализации?

25) Каковы особенности этнических групп?

26) Какова природа и типы социальных отношений?

27) Каковы причины и пути преодоления социальных конфликтов?

28) Какова природа и типология социальных норм?

29) Каким образом социальные нормы связаны с санкциями?

30) Каковы наиболее значимые факторы социализации?

31) Какую роль игра играет в социализации?

32) Какую роль играет коммуникация в социализации?

33) Как влияет социальный статус родителей на процесс социализации?

34) Каковы особенности глобализации как социального процесса?

35) Каковы особенности информации как социального процесса?

36) В чем проявляются социальные противоречия НТР?

2.4. Тестовые задания для самоконтроля

1.Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением

4) общностью социального статуса
2. Предотвратить межнациональные конфликты можно через:

1) создание национально однородных государств

2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонациональных госдарств

3) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности

4) последовательное наращение военного потенциала государства
3. Формой вертикальной мобильности является:

1) создание семьи 2) безупречная производственная деятельность

3)постоянное проживание в городе 4) повышение по службе
4. Что из перечисленного характеризует восходящую социальную мобильность?

1) назначение ведущего инженера директором фирмы

2) назначение инженера одной фирмы инженером другой

3) разжалование офицера в рядовые

4) переезд из одного поселка городского типа в другой
5. Примером негативного отклоняющегося поведения является:

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

2) перемещение человека в пределах своей группы

3) несоблюдение принятых в обществе норм

4) изменение статуса человека

6. Социальные общности -это:

1) отношения между людьми в обществе

2) совокупность социальных классов

3) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками

4) интеграция между людьми в обществе
7. Социальная группа -это:

1) любой коллектив

2) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии

3) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

4) любая совокупность людей, объединившаяся для выполнения определенной деятельности.
8. Социальная стратификация- это:

1) процесс перемещения людей из одной социальной группы в другую

2) система признаков, определяющих социальную структуру

3) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

4) этап исторического развития социальной дифференциации
9. Центральное понятие современной теории социальной стратификации страта означает:

1) расслоение общества

2) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре

3) процесс дифференциации общества

4) все перечисленное выше
10. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в большей степени?

1) В древнем Египте 2) в древней Индии 3) в древнем Китае 4) в Киевской Руси
11.Что из перечисленного не относится к основным признакам нации?

1) национальный язык 2) национальность 3) общее гражданство

4) общие права и обязанности по отношению друг к другу
12. Элементами национального самосознания являются:

1) историческая память народа 2) национальный менталитет

3) осознание национальных интересов 4) все перечисленное выше
13. Национальный вопрос-это:

1) проблемы отношений между нациями, народностями и борьба за права и интересы этнических и национальных групп

2) вопрос о возникновении, функционировании, развитии наций и других этносоциальных общностей и их взаимодейтсвии

3) вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении, о преодолении национального неравенства

4) все перечисленное выше
14. Основным направлением в развитии наций и национальных отношений в современном мире являются:

1) межнациональная интеграция

2) межнациональная дифференциация

3) дифференциация и интеграция

4) этническая изоляция.
15. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

1) престиж 2) социальная роль 3) авторитет 4) личный статус
16. Проявлением социальной стратификации выступает:

1) усвоение человеком социальных норм

2) идеологический плюрализм

3) наличие в обществе различных социальных групп

4) многопартийность
17. Маргиналами называются:

1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2) опустившиеся на “социальное дно” выходцы из разных классов

3) представители малооплачиваемых слоев населения

4) разорившиеся предприниматели
18. Люмпены-это:

1)наемные рабочие низкой квалификации

2) вынужденные переселенцы из “горячих точек”

3) опустившиеся на “социальное дно” выходцы из различных слоев

4) перебравшиеся в город сельские жители
19. Социализация личности-это:

1) общение с окружающими

2) изменение социального статуса

3) усвоение накопленного людьми социального опыта

4) переход из одной социальной группы в другую
20. Наличие в обществе различных социальных групп -это проявление:

1) социальной несправедливости

2) социального неравенства

3) социальной стратификации

4) общественного престижа
21. Социальная сфера общества охватывает:

1) производство материальных благ

2) законотворческую деятельность государства

3) межнациональные отношения

4) формирование духовно-нравственных основ общества
22. Отличительным признаком семьи традиционного (патриархального типа) является:

1) добровольное распределение обязанностей между супругами

2) главенствующее положение отца семейства

3) активное участие женщин в общественном производстве

4) забота о детях
23. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности -это:

1) престиж 3) авторитет

2) социальный статус 4) уважение
24. Социальный статус-это:

1) степень признания достоинств личности

2) оценка обществом статуса личности

3) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями

4) оценка людьми социальной значимости выполняемых человеком функций.
25. Кто предложил для характеристики общества термин социальная мобильность?

1) М. Вебер 2) П. Сорокин 3) Т. Веблен 4) Т. Парсонс.
26. Какой ученый стал основоположником социологии?

1) Э. Дюркгейм 2) М. Вебер 3) П. Сорокин 4) О. Конт.
27. Какого социолога считают основоположником структурного функционализма?

1) П. Сорокин 2) П. Бурдье 3) Э. Гидденс 4) Э. Дюркгейм
28. Какой российский социолог стал основоположником интегральной социологии?

1) Л. Мечников 2) В. Вернадский 3) Н. Федоров 4) П. Сорокин
29. Какой социолог стал основоположником понимающей социологии?

1) М. Вебер 2) О. Конт 3) Э. Дюркгейм 4) П. Штомпка
30. Примером нисходящей мобильности является:

1) Переход учителя из одной школы в другую.

2) Повышение по службе

3) Переезд в другую страну

4) Переход на низкооплачиваемую работу.


    1. Вопросы к зачету:

  1. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки

  2. Общественное разделение труда как основа формирования социальной структуры общества.

  3. Становление социологии на Западе как самостоятельной науки (О. Конт, Г. Спенсер).

  4. Социальная стратификация, ее измерение и исторические типы.

  5. Социальная структура современной России, тенденции развития.

  6. Социальная мобильность, типология и каналы мобильности

  7. Молодежь как социально-демографическая группа. Социальные проблемы молодежи в современной России

  8. Семья как социальная группа

  9. Интеллигенция как социальная группа.

  10. Наука и общество, место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

  11. Теория технологических революций и современное постиндустриальное общество.

  12. Структурный функционализм как парадигма социологии.

  13. Марксизм как парадигма социологии

  14. Социология понимания о природе, мотивах социального поведения.

  15. Интегральная социология об особенностях развития общества.

  16. Социология революции П. Сорокина.

  17. Социальный контроль, его формы и функции.

  18. Социальные нормы и девиантное поведение.

  19. Социальные институты и организации общества.

  20. Социальные связи, их природа и типология.

  21. Социальные институты: формирование, структура, функции и дисфункции.

  22. Основные направления в современной западной социологии

  23. Семья как социальный институт, ее структура, типология, социальные функции.

  24. Основные проблемы развития социологии в современной России.

  25. Объект, предмет и функции социологии.

  26. Социальные организации и их роль в обществе.

  27. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук.

  28. Социальный контроль и социальные отклонения.

  29. Общественное мнение, его роль в обществе, методы изучения.

  30. Эмпирическое социологическое исследование: виды, программы и использование результатов.

  31. Методы эмпирического социологического исследования.

  32. Общество как социокультурная система. Уровни общества.

  33. Социальные институты современного российского общества. Особенности функционирования.

  34. Гражданское общество и правовое государство.

  35. Социальные группы, их типология. Особенности малой группы.

  36. Современные социологические концепции мирового развития.

  37. Природа и типология социальных отношений.

  38. Тенденции развития современного общества.

  39. Основные тенденции развития современного российского общества.

  40. Современные социологические концепции глобализации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология»
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка целью дисциплины «Социология»
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими гуманитарными и обществоведческими...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целями преподавания...
В. А. Давыденко, А. И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целями преподавания...
В. А. Давыденко, А. И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconРабочая программа по дисциплине Социология Москва пояснительная записка
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» icon10 класс (профильный уровень) пояснительная записка
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconЛебедев А. Н. Психология рекламы
Пояснительная записка. Цель и задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Пояснительная записка Программа курса «Социология» iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск