Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология»





НазваниеПояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология»
страница1/8
Дата публикации22.02.2015
Размер1.44 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.08 – Социология труда

и экономическая социология

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040201 – Социология


Утверждено на заседании кафедры

философии и социологии

социально – гуманитарного факультета

(протокол № 10 от 29 апреля 2008г.)

Зав. кафедрой ________ В.Н.Самородов

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социология труда и экономическая социология»

РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель программы:

О.П.Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.
1.2. Рецензенты программы:

М.Н.Косарева, кандидат экономических наук, профессор Московской академии государственного и муниципального управления;

В.Н.Самородов, кандидат философских наук, доцент, зав.кафедрой философии и социологии МГПУ.
1.3. Пояснительная записка:

Курс «Социология труда и экономическая социология» предназначен для студентов IV курса социально-гуманитарного факультета, обучающихся по специальности «040201 – социология» (очная форма).

Социология труда и экономическая социология – дисциплина, динамичное развитие которой обусловлено самой жизнью. Проблемы труда затрагивают интересы всех категорий и групп населения, поэтому вопросы, рассматриваемые в курсе данной дисциплины, весьма актуальны. Данная программа составлена, исходя из понимания социологии труда как специальной социологической теории, предметом изучения которой является структура и механизм социальных отношений и социальных процессов в сфере труда.

Главной целью курса «Социология труда и экономическая социология» является формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии социологии труда и экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.

Задачи курса:

В результате изучения курса студенты должны:

• получить базовые представления об основных тенденциях развития социологии труда и экономической социологии;

• овладеть категориями и понятиями данной науки;

• получить представление об основных теоретических концепциях, направлениях и методах исследования социально-экономической жизни общества;

• овладеть навыками теоретического и эмпирического анализа социальных механизмов и институтов регуляции трудового и экономического поведения, профессиональной и экономической стратификации общества, социальной организации труда, отраслевого и регионального разделения труда, трудовой и экономической мобильности субъектов экономического поведения на макро- и микроуровнях;

• овладеть методами решения прикладных задач в рамках данной проблематики.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Общий курс «Социология труда и экономическая социология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социология», является теоретико-методологическим основанием для профессиональной специализации в области экономической социологии и социологии труда, читается на IV году обучения. Учебная дисциплина «Социология труда и экономическая социология» тесно связана с такими дисциплинами, как экономика, социология, социология организаций.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, определенного рамками учебной программы; показать научную эрудицию, знакомство с теоретическими моделями, разработанными отечественными и зарубежными специалистами; знание фундаментальных работ в области социологии труда и экономической социологии; владение навыками работы с научной литературой; умение раскрыть, аргументировать и иллюстрировать основные теоретические положения; умение анализировать процесс развития теоретического знания и приоритетные социально-экономические проблемы современного общества; знание основных методов прикладных исследований.

Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Социология труда и экономическая социология», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта.
При разработке данного курса были учтены требования Государственного образовательного стандарта.
При составлении программы использовались:

1. Социология труда и экономическая социология: Программа дисциплины / Авторы-составители Н.К.Смирнова, К.В.Кузнецова, Д.А.Покровский. – М.: Государственный университет – Высшая Школа Экономики, 2004.

2. Экономическая социология: Программа дисциплины / Автор-составитель В.В.Радаев. М.: Государственный университет – Высшая Школа Экономики, 2005.

3. Социология труда и экономическая социология: Учебная рабочая программа / Автор-сост. И.С.Бояркина. Владивосток: Изд-во Дальрыбвтуза, 2005.

1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология труда и экономическая социология» и общее количество часов в соответствии с ГОС ВПО специальности 040201 «Социология»:


ОПД.Ф.08

Социология труда как элемент общей системы знания о труде, её место в системе наук о труде несоциологического профиля: эргономике, психологии и физиологии труда, философии, трудовом праве. Типы и направления исследования в социологии труда. Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда. Профессии и профессиональная структура. Субъекты труда, их функции и характеристики. Социология трудовых коллективов. Прикладная социология труда.

Предмет, метод и направление экономической социологии. Социально-экономические уровни. История экономической социологии. Макроэкономическая социология. Основные социально-экономические модели стран мира и России. Региональная экономическая социология. Микроэкономическая социология. Социальный маркетинг.


150 час.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

№№

п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

1

040201 Социология

4

7

150

60

30

30




90

экзамен

2

040201.65

4

7

100

60

30

30

-




экзамен

1.6.Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№№

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Раздел 1. Социология труда

1.1.

Социология труда как научная дисциплина и элемент общей системы знания о труде: предметная область, структура и функции. Предмет и задачи социологии труда. Основные категории. Типы и направления исследований в социологии труда.

10

2

2




6

1.2.

История отечественных и зарубежных школ и направлений в социологии труда.

14

2

4




8

1.3.

Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда.

6

2







4

1.4.

Профессии и профессиональная структура общества. Трудовая мобильность.

10

2

2




6

1.5.

Функционально-технологическая структура трудовой деятельности. Условия труда: содержание, структура, функции.

10

2

2




6

1.6.

Субъекты труда, их функции и характеристики. Трудовая мотивация. Трудовое поведение: содержание, структура, функции. Социальные механизмы регуляции трудового поведения.

14

2

4




8

1.7.

Социология трудовых коллективов. Трудовые конфликты и забастовки.

10

2

2




6

1.8.

Прикладная социология труда.

6

2







4

2.

Раздел 2. Экономическая социология

2.9.

Предмет, метод и направление экономической социологии. История экономической социологии.

10

2

2




6

2.10.

Модели «экономического человека» (homo economicus) и их роль в развитии экономической социологии.

10

2

2




6

2.11.

Социально-экономические уровни. Макроэкономическая социология. Основные социально-экономические модели России и стран мира. Региональная экономическая социология.

10

2

2




6

2.12.

Микроэкономическая социология.

10

2

2




6

2.13.

Структура и функции предпринимательского поведения. Основные характеристики потребительского поведения.

10

2

2




6

2.14.

Социально-экономическая стратификация и её характеристики. Социально-экономическая мобильность. Социально-экономическое неравенство.

14

2

4




8

2.15.

Прикладные методы экономической социологии. Социальный маркетинг.

6

2







4




ВСЕГО

150

30

30




90


1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Социология труда
Тема 1. Социология труда как научная дисциплина и элемент общей системы знания о труде: предметная область, структура и функции. Предмет и задачи социологии труда. Основные категории. Типы и направления исследований в социологии труда.

Социология труда как отрасль социологического знания: общее и особенное. Объект социологии труда как общественное явление и процесс. Социология труда как элемент общей системы знания о труде, её место в системе наук, анализирующих труд социологического и несоциологического профиля (социология профессий, индустриальная социология, социология организаций, социология трудовых коллективов, экономика, философия, право, история, психология и др.). Взаимодействие с эргономикой, физиологией труда, экологией, антропологией. Связь социологии труда с региональной социологией, социологией города, социологией села, социологией организаций, социологией коллектива, социальной инженерией. Структура социологии труда как науки. Типы и направления исследований в социологии труда.

Уровни знания в структуре социологии труда: метатеоретический, общетеоретический, частнотеоретический, эмпирический, прикладной.

Функции социологии труда как совокупность научно-познавательных (открытие нового знания, прогнозирование и т.п.) и институциональных (практические рекомендации органам управления, подготовка кадров и образование) целей деятельности специалистов.

Категории социологии труда. Общенаучные, общесоциальные и специфические. Простой процесс труда. Содержание индивидуального труда. Содержание общественного труда. Условия труда и организация труда. Содержательность труда: мотивация, стимулирование, социальные ориентации и цели труда. Характер и содержание труда. Трудовая деятельность и трудовое поведение: виды, формы, субъекты. Способ соединения работника со средствами производства. Социологические аспекты собственности, наёмного труда и его отчуждения. Отношение к труду. Профессиональная культура. Социально-экономические механизмы регулирования труда. Трудовая мобильность. Взаимосвязь категорий.
Тема 2. История отечественных и зарубежных школ и направлений в социологии труда.

Периоды становления отечественной социологии труда. Первые опыты и проблемы социологии труда в XIX в. Субъективная социология о роли общины, возможностях перехода к социализму, минуя капитализм; взгляды П.В.Лаврова, Н.К.Михайловского, В.В.Берви-Флеровского. Вклад экономической и статистической науки в социологию труда; работы А.А.Чупрова, Ю.Э.Янсона, И.И.Янжула. Русская государственная школа; исследование проблем труда в работах М.И.Туган-Барановского, А.Лаппо-Данилевского. Марксистское направление в социологии труда; работы Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, А.А.Богданова. Направления и методы эмпирических исследований труда рабочего класса и крестьянства в конце XIX — начале XX в.

Переориентация социологии на освоение хозяйственной практики в послереволюционный период, поиск средств научного обоснования общественных явлений в новых экономических условиях. Два великих эксперимента: «военный коммунизм» и НЭП. Взгляды на проблемы труда Н.И.Бухарина, П.М.Керженцева, А.В.Чаянова, С.Г.Струмилина. Научная организация труда (НОТ) — важнейшее направление в социологии труда 20-30-х годов XX века: работы А.К.Гастева, П.М.Керженцева, Н.Д.Кондратьева, Н.А.Витке, А.Ф.Журавского и др. Причины и последствия свёртывания эмпирических социологических исследований в 30-х гг.

Причины возрождения социологии труда в конце 50-х – начале 60-х годов. Объективная потребность в условиях НТР в изучении и использовании социальных резервов производства. Ситуация компромисса в экономике, политике, идеологии и проблемная ситуация в социологии труда – разрыв между «высокой» и эмпирической социологией. Взаимодействие социологии труда с экономической наукой и социальной психологией. Характеристика основных направлений в отечественной социологии труда в 60-90-х годах XX века.

Периодизация истории зарубежной социологии труда. Характеристика основных этапов её развития. Предпосылки научной социологии труда. Проблемы отчуждения и разделения труда в исследованиях представителей английской политэкономической школы, немецкой школы социологии труда, американского институционализма и «научного менеджмента». Основные вехи развития социологии труда в XIX–XX вв. Организация и стимулирование труда в работах Тейлора, Форда. Условия труда в работах Файоля, Эмерсона. Социально-психологические проблемы (доктрина «человеческих отношений») в работах Э.Мэйо и его последователей. Этап «общественного человека» и его отражение в трудах социологов в 50-70-х гг. Комплексный анализ проблем труда – основное направление современной социологии труда.
Тема 3. Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда.

Общественное разделение труда. Характеристика основных видов труда. Труд в различных сферах: особенности, содержание, характер, структура, социальная характеристика субъекта, специфика продукта. Структурные преобразования в сфере труда Социально-экономические, демографические проблемы современного производства. Этнокультурные аспекты труда. Проблемы экономического суверенитета. Традиции труда в зависимости от социально-экономической истории народов.

Современные формы отчуждения труда.
Тема 4. Профессии и профессиональная структура общества. Трудовая мобильность.

Профессиональная структура современного общества. Дифференциация и интеграция как основные тенденции изменения профессионального разделения труда.

Определение профессий в зарубежной и отечественной научной литературе. Профессионализация социальных позиций индивида в современном обществе: профессионалы, специалисты, квалифицированные и неквалифицированные работники. Проблемы и методики измерения континуума физического и умственного труда: содержание труда и сложность профессии.

Процессы развития профессиональной структуры современного российского общества. Образование новых социально-профессиональных групп и слоев. Формирование слоя предпринимателей: биржевики, банкиры, промышленники. Особенности социальных ориентаций работников села в условиях аграрной реформы. Проблемы профессиональной подготовки работников в новых экономических условиях.

Соотношение социальной и трудовой мобильности. Структура и функции трудовой мобильности. Объективные и субъективные факторы трудовой мобильности. Формы и виды трудовой мобильности. Дисфункции трудовой мобильности. Социальные характеристики субъектов трудовой мобильности. Структура внешнего и внутреннего движения кадров. Профессиональная карьера работника как форма трудовой мобильности. Механизмы и методы регуляции трудовой мобильности.

Методы социологического изучения трудовой мобильности.
Тема 5. Функционально-технологическая структура трудовой деятельности. Условия труда: содержание, структура, функции.

Особенности взаимосвязи труда и технологии в современных условиях.

Технологический процесс. Социальная значимость технологии как оптимального способа трансформации сил природы, достижений науки в общественную силу труда. Виды технологий, их значение в обеспечении роста производительности труда и всестороннего развития работника. Проблемы технологической структуры производства.

Технологический процесс и его влияние на динамику изменения труда. Основные факторы инновационных преобразований в сфере труда.

Производственный и социальный аспекты условий труда. Трудовая среда и безопасность труда. Воздействие условий труда на использование, воспроизводство и обогащение способностей к труду работника.

Характеристики условий труда: материально-технические, организационные, экономические, социально-психологические, культурно-просветительские, медико-санитарные, бытовые. Социологические, экономические, психофизиологические и другие методы изучения условий труда.
Тема 6. Субъекты труда, их функции и характеристики. Трудовая мотивация. Трудовое поведение: содержание, структура, функции. Социальные механизмы регуляции трудового поведения.

Субъекты трудовой деятельности и их функции. Субъектная структура трудового процесса. Работник, профессиональная группа, трудовой коллектив, производственная организация как субъекты трудового поведения. Категории, отражающие субъективные характеристики производственной деятельности: профессиональные способности, трудовые мотивации, профессиональный интерес, профессиональные ценности, профессиональное самосознание, профессиональная культура. Трудовая мораль и ее особенности.

Содержание, структура и функции трудовой мотивации. Мотивационное «ядро» трудового поведения. Объективные и субъективные компоненты трудовой мотивации. Возрастная и аксиологически-нормативная специфика мотивации трудового поведения. Типы и виды мотивации трудового поведения. Специфика мотивации субъектов функционального, организационного, экономического поведения.

Трудовое поведение: содержание, структура, функции. Соотношение трудовой деятельности и трудового поведения. Виды и формы индивидуального, группового и коллективного поведения в сфере труда. Предметно-целевая направленность трудового поведения. Контекст трудового поведения. Методы и средства достижения результата в процессе реализации трудового поведения. Целевые формы трудового поведения: функциональное, организационное, экономическое и стратификационное поведение работников. Объективные и субъективные детерминанты трудового поведения. Альтернативный, избирательный, многовариантный характер трудового поведения. Стационарные и ситуативные характеристики трудового поведения.

Социальные механизмы регуляции трудового поведения. Объективные и субъективные факторы детерминации трудового поведения. Объекты, субъекты, формы и методы регуляции трудового поведения. Соотношение и взаимодействие мотивационных и институциональных механизмов регуляции трудового поведения. Специфические особенности административно-управленческих, экономических, социальных и социально-психологических механизмов регуляции трудового поведения. Нормативно-аксиологические формы регуляции функционального поведения работников. Трудовая мораль как институт социальной регуляции. Социокультурная детерминация трудового поведения.

Рыночные и командно-административные механизмы регуляции трудового поведения, их особенности и характеристики.
Тема 7. Социология трудовых коллективов. Трудовые конфликты и забастовки.

Признаки трудового конфликта. Структура и функции трудового конфликта. Типы, виды, показатели трудовых конфликтов. Факторы возникновения конфликтных ситуаций. Трудовой конфликт как социально-психологический процесс: стадии, фазы, механизмы протекания.

Социологическая характеристика производственной забастовки. Социальная напряженность как ранняя стадия массового трудового конфликта и методы её измерения. Социологические отраслевые исследования массовых производственных забастовок и их результаты.

Методы регулирования конфликтных ситуаций в производственных организациях. Процедуры решения трудовых споров в странах развитой рыночной экономики. Проблема правового разрешения трудовых споров (конфликтов). Роль арбитража в регулировании трудовых и организационных конфликтов. Диагностика и прогнозирование как методы профилактики деструктивных социальных конфликтов. Примирение, деловые переговоры и посредничество как эффективные технологии разрешения трудовых конфликтов.
Тема 8. Прикладная социология труда.

Специфика сбора данных при социологическом изучении человеческого труда. Наблюдение как один из основных методов сбора сведений (свободное и контролируемое, прямое и косвенное, с участием и без участия, индивидуальное и массовое). Опрос (устный и письменный, в виде свободной беседы или с помощью анкеты, тестов; интервьюирование). Математико-статистические методы социологических исследований труда. Сравнение (сравнительный метод). Анализ.

Интерпретация и объяснение в социологии труда. Систематизация и классификация собранных данных. Научное объяснение полученных результатов.
Раздел 2. Экономическая социология
Тема 9. Предмет, метод и направление экономической социологии. История экономической социологии.

Место экономической социологии в структуре социологического знания. Взаимосвязь экономической социологии с родственными дисциплинами: общей социологией, социологией труда, социологией организации и управления, экономической антропологии, экономической психологией. Экономическая социология и экономическая теория. Предмет экономической социологии.

Принципы и методы социально-экономического анализа. Специфика экономического и социологического анализа хозяйственной жизни. Основные категории экономической социологии. Структура и уровни социально-экономического анализа в экономической социологии. Макро- и микроэкономические подходы в социологическом анализе. Региональные проблемы в экономической социологии.

История экономической социологии. Принципы и критерии периодизации этапов развития экономической социологии (Н.Смелзер, Р.Сведберг, А.Кравченко, Ю.Веселов). Классические разработки в области экономической социологии. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса. М.Вебер как основатель экономической социологии. Вклад Э.Дюркгейма в становление экономической социологии. Антропологический анализ экономической жизни М.Мосса. Бельгийская школа социально-экономических исследований и её представители. Социология денег Г.Зиммеля. Концепция логического и нелогического действия В.Парето. Теория капитализма В.Зомберта и Г.Шмоллера. Концепция социальной экономики Й.Шумпетера и её особенности.

Отечественные разработки в области экономической социологии: М.Ковалевский, А.Чаянов, С.Булгаков, М.Туган-Барановский, Н.Кондратьев и др.

Современный этап развития экономической социологии в Западной Европе и США. Структурно-функциональный анализ экономического действия Т.Парсонса и Н.Смелзера. Социология «рационального выбора» Г.Беккера и Дж.Коулмена. «Новая экономическая социология» в США и её представители (Х.Уайт, М.Грановеттер и др.). Аксиоматика «рационального выбора» в работах Р.Будона, М.Крозье, П.Бурдье. Миросистемный анализ Ф.Броделя и У.Валлерстайна.

Современные разработки в области экономической социологии.
Тема 10. Модели «экономического человека» (homo economicus) и их роль в развитии экономической социологии.

Модели экономического поведения и их эволюция в экономических и социологических теориях. Классический, неоклассический и современный этапы анализа экономического человека. Дилеммы маржинализма и причины их существования. Гипотеза о «рациональном максимизаторе», её эвристические возможности и гносеологические пределы.

Институциональный анализ социально-экономических процессов в зарубежной и отечественной экономической и социологической литературе (Т.Веблен, Дж.Комммонс, Дж.Гибсон, Р.Коуз, Д.Норт и др.).

Концепции «ограниченной», «переменной» рациональности (Г.Саймон, Р.Сайерт, Дж.Марч, Х.Лейбенстайн, А.Стинчкомб и др.). «Лимиты» и ограничения рационального выбора. Концепция «органической» рациональности Ф.Хайека.

Модели экономического поведения в условиях командной экономики. Современные зарубежные и российские теории.

Концепции «homo economicus» в российских экономических и социологических теориях. (Н.К.Михайловский, А.В.Струве, Д.А.Столыпин, А.М. Большаков, С.Г.Струмилин, С.Н.Булгаков, П.Н.Ткачев, А.Н. Энгельгардт и др.)
Тема 11. Социально-экономические уровни. Макроэкономическая социология. Основные социально-экономические модели России и стран мира. Региональная экономическая социология.

Определение социально-экономической модели. Экономические и социальные факторы.

Модели однолинейного развития: марксистская теория, теория постиндустриального общества, теория модернизации, теория конвергенции

Модели параллельного и циклического развития: модель матричного развития (Ф. Бродель, И. Уоллерстайн), цивилизационные теории.

Основные глобальные тенденции социально-экономических изменений развитых капиталистических стран в ХХ веке. Утверждение социально-ориентированной рыночной экономики индустриальных стран в первой половине ХХ в. Появление среднего класса и «революция управляющих». Глобализация мировой экономики и последствия для социального развития общества.

Западные модели: США, Швеция, Германия, Великобритания, Франция.

Восточные модели: Японии, Республики Корея, КНР.

Социально-экономические модели развития России: советский и постсоветский период, рыночные отношения
Тема 12. Микроэкономическая социология.

Рынок труда: сущность, содержание, структура и особенности. Факторы, влияющие на поведение экономических агентов на рынке труда: зарплата, цены, прибыли и условия труда. Рынки национальные и локальные. Юнионизированные рынки труда.

Понятие рабочей силы, занятости и безработицы. Отраслевая структура рынка труда. Взаимосвязь и взаимозависимость рынков труда, капитала и рынка товаров. Спрос и предложение на рынке труда. Основные факторы, их обуславливающие. Рыночное равновесие и зарплата.

Механизмы регулирования рынка труда. Социальные проблемы управления трудом.

Государственное регулирование рынка труда. Негосударственные структуры содействия занятости. Социальные гарантии занятости. Регулирование заработной платы в рыночной экономике.
Тема 13. Структура и функции предпринимательского поведения. Основные характеристики потребительского поведения.

Основные подходы в определении содержания и оценки предпринимательского поведения (Й.Шумпетер, Н.Кондратьев, Ф.Найт, Ф.Хайек, Л.Мизес). Предпринимательская функция и предпринимательская прибыль. Предпринимательство и бизнес. Риск и неопределенность в структуре предпринимательского поведения. Специализация и профили предпринимательского поведения. Социально-психологический портрет предпринимателя. Предпринимательские способности и факторы предпринимательского успеха. Ценности предпринимательской культуры. Особенности становления и развития предпринимательства в России в современных условиях.

Потребление как вид социально-экономической активности. Ресурсные и воспроизводственные модели потребительского поведения. Субъекты, объекты и предмет потребительского поведения. Лимиты потребительского выбора. Потребительские предпочтения и факторы потребительского выбора. Принципы и методы калькуляции потребительского бюджета. Престижные, «нормальные» (рациональные) и девиантные модели потребительского поведения. Пропорции и баланс доходов и расходов потребительского бюджета. Стандарт, уровень и качество потребления. Социокультурная матрица потребительского поведения. Рыночные, командные и переходные модели потребительского поведения.
Тема 14. Социально-экономическая стратификация и её характеристики. Социально-экономическая мобильность. Социально-экономическое неравенство.

Сущность и функции социальной стратификации. Основные понятия теории стратификации и типология стратификационных систем. Экономическая стратификация современного общества и её характеристики. Критерии и подходы анализа экономической стратификации. Основные измерения экономической стратификации: разделение труда, собственность, доход, власть. Профессиональная стратификация. Классовые группы в системе экономической стратификации. Экономические статусы и роли, их функции и характеристики.

Общие представления о социальной мобильности. Типология социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная, групповая, структурная, межпоколенная и внутрипоколенная. Каналы социальной мобильности. Экономическая мобильность: причины, виды, содержание. Факторы диффузии экономической стратификации общества. Рыночные и государственные институты и механизмы регуляции экономической мобильности. Профессиональная мобильность, её типы и виды.

Неравенство, его причины и особенности. Измерения экономического неравенства: богатство, доход, заработная плата, власть. Профили неравенства в современном обществе (стратификация). Справедливые и несправедливые формы экономического неравенства. Сравнительные границы и критерии богатства, бедности и нищеты в современных обществах.

Социальные этапы и критерии социальной справедливости распределения общественного богатства. Социальные каналы доступа к экономическим благам. Государственные и рыночные механизмы распределения и перераспределения общественного богатства. Институты социальной опеки и социальной защиты.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПрограмма дисциплины «Социология потребления»
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПрограмма дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целями преподавания...
В. А. Давыденко, А. И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целями преподавания...
В. А. Давыденко, А. И. Ковальчук Маркетинг и маркетинговые исследования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПояснительная записка целью дисциплины «Социология»
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими гуманитарными и обществоведческими...
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПрограмма курса «экономическая социология и демография»
Паспорт специальности 220003 «Экономическая социология и демография» (социологические науки)
Пояснительная записка: Курс «Социология труда и экономическая социология» iconПрограмма дисциплины "Экономическая социология" для специальности 080506. 65
Требования к студентам. Курс предназначен для студентов бакалавриата, специализирующихся по направлению «Логистика и управление цепями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск