№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля
| Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядность дидактический материал)
| Дом. задание
| Дата провед.
План/фактич
|
Тема I. РУСЬ ДРЕВНЯЯ (10ч)
|
1
| Восточные славяне: быт, верования.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Древние люди на территории страны. Занятия и образ жизни людей. Происхождение Восточных славян. Племена и их расселение. Занятия, быт, верования. Взаимоотношения с соседними племенами.
Понятия: присваивающее хозяйство, пашенное земледелие, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
| Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами
| Отвечать на вопросы
| Ммедиа-презентация
| Стр.
4-6
§ 1
|
|
2
| Соседи восточных славян.
| 1
|
| Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами
| Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств
| Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам; Задания в Рабочей тетради
|
| § 2
|
|
3
| Формирование Древнерусского государства.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Образование государства у восточных славян. Совершенствование ремесла, торговли, земледелия. Киев и Новгород – центральные города.
| Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
| Задания в Рабочей тетради
| Ммедиа-презентация
| § 3
|
|
5
| Первые русские князья.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава
| Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.
| генеалогическое древо правления первых князей
| Ммедиа-презентация
| § 4
|
|
6
| Князь Владимир. Крещение Руси.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
| Выделять особенности внутренней и внешней политики князя Владимира, выделять отличия новой религии от язычества, определять значение принятия христианства для Руси
|
|
| § 5
|
|
7
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
| 1
| Урок-практикум
| Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского, общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
| Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
| Работа с документами
| Ммедиа-презентация
| § 6
|
|
8
| Культура и быт Древней Руси.
| 1
|
| Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
| Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
| Сообщения, таблица
| Ммедиа-презентация
| § 7
|
|
9
| Быт и нравы Древней Руси.
| 1
|
| Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
| Сравнивать образ жизни разных групп населения.
| Задания с развёрнутым ответом
| Ммедиа-презентация
| § 8
|
|
10
| Урок обобщения и
закрепления изученного материала
| 1
|
| целостное представление о Киевской Руси, её значение в системе европейских и восточных государств, в системе мировой торговли; роль Киевской Руси как государства ставшего колыбелью восточнославянским народам: украинцам, белорусам, русским
| Сравнивать исторические явления.
Знать основные положения за изученный период. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Зачёт(тестирование, вопросы и задания, практическое задание, исторический диктант)
|
|
|
|
|
11
| Начало раздробленности Древнерусского государства.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Причины раздробленности государства и их последствия.
| Объяснять причины возникновения раздробленности на Руси, выделять последствия
| Задания в Рабочей тетради
|
| § 9
подготовить сообщения
|
|
12-13
| Главные политические центры Руси.
| 2
| Урок-практикум
| Владимиро -Суздальское княжество. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий.
Великий Новгород.
Новгородская колонизация Русского Севера.
Галицко-Волынская земля. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
| Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
| Составление таблицы, выступления групп
|
| § 10-11 Контурная карта, задания 1, 2
|
|
14
| Монгольское нашествие на Русь.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Нашествие на Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
| Умение работать с картой.
| таблица
| Ммедиа-презентация
| § 12
Р.т 3,4,5.
|
|
15
| Борьба русских земель с западными завоевателями
| 1
| Урок изучения нового материала
| Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
| Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).
| Задания в Рабочей тетради
| Ммедиа-презентация
| §13
|
|
16
| Русь и Золотая Орда.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
| Уметь определять сущность и последствия
монголо-татарского ига.
Работать с документами
| Устные ответы
на вопросы проверка таблиц, схема
на карточках
| Ммедиа-презентация
| §14; вопросы,
задания,
|
|
17
| Русь и Литва.
| 1
| Урок-практикум
| Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
| Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты
| Задания в Рабочей тетради
|
| §15; вопросы и задания, карта
|
|
18
| Культура русских земель в XII-XIIIв.
| 1
| Урок-практикум
| Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
| Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать исторические источники (картины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе
| Задания в Рабочей тетради
| Ммедиа-презентация
| §16; вопросы, задания, документы
|
|
19
| Урок повторения и проверки знаний.
| 1
| Обобщение, повторение, систематизация и контроль знаний по изученной теме
|
| Знать основные положения изученного курса . Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Обобщать исторические события и явления; делать выводы
| Тестовые и др. задания
|
|
|
|
Тема 4. Образование единого Русского государства(6 ч.)
|
20
| Причины и предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
| 1
| Урок-практикум
| деятельность исторических личностей (Иван Калита).
| Определять причины и предпосылки создания единого государства. Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью
|
| Ммедиа-презентация
| §17;
|
|
21
| Москва-центр борьбы с ордынским игом. Куликовская битва.
| 1
| Урок изучения нового материала
| историческое значение Куликовской битвы в истории Руси
| Уметь выделять главное. Выводить «уроки» из события. Определять роль личности с истории
|
| Ммедиа-презентация
| §18;
|
|
22
| Московское княжество и его соседи в к.XIV – середине XVI в.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Московское княжество и его политика. Иван III, Василий III Предпосылки объединения единого государства, политика московских князей. Междоусобные войны
| Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию
|
| Ммедиа-презентация
| §19; карта;
|
|
23
| Создание единого русского государства.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи
| Устный развернутый ответ на вопросы, проблемное задание на карте
| Ммедиа-презентация
| §20;
|
|
24
| Московское государство в конце XV– начале XVI в.
| 1
| Комбинированный урок
| Завершение объединения русских земель. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года.
| Умение определять изменения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы
| Карта, схема, устный опрос, карточки с индивидуальным заданием
|
| §21;
|
|
25
| Церковь и государство.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Становление русской автокефальной церкви. Ереси. Нестяжатели, иосифляне. Теория «Москва - третий Рим»
| Умен, определять причины изменения в положении Русской православной церкви. Причины появления ереси
| Задания в Рабочей тетради
|
| §22
|
|
|
26
| Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Избранная рада,
централизованное
государство, Земский собор, приказы,
стрельцы, дворяне,
губа, судебник, царь,
сословная монархия
| Уметь устанавливать
причинно-следственные
связи, выявление исторической закономерности.
Роль личности в истории.
Умение кратко и развернуто давать ответы,
оперировать понятиями
| Сообщения, таблица, индивидуальное
задание, карточки,
устный опрос
| Ммедиа-презентация
| §23; таблица
«Реформы
избранной
Рады»; даты;
новые слова;
|
|
27
| Внешняя политика Ивана IV.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Ливонская война, засечная черта, наемник, казаки, Речь Посполитая
| Уметь выбирать главное при составлении
хронологической таблицы.
Видеть причинно-
следственные связи.
Уметь оперировать
терминами и понятиями
|
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
| Ммедиа-презентация
| §24; вопросы, хронологическая
таблица;
карта; сообщения
|
|
28
| Опричнина.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие
| Уметь выделить главную суть явления (процесса). Причинно-следственные связи, итоги (последствия). Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим явлениям
| Решение познавательных задач
| Ммедиа-презентация
| §25;
|
|
29
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках
| 1
| Комбинированный урок
| «Сказания о князьях
Владимирских»,
«Задонщина», «Сказание о Мамаевом
побоище», «Хождение за три моря»,
«Троица».
Афанасий Никитин,
| Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
| Таблица
| Ммедиа-презентация
| § 26
|
|
30-31
| Архитектура и живопись в XIV – XVI веках
| 2
| Урок изучения нового материала
| Московская и новгородская архитектура. Аристотель Фиораванти Феофан Грек, Анд-
рей Рублев
| Давать характеристику
описательную произведениям искусств.
Учиться писать краткие
сообщения
| Сообщения
| Ммедиа-презентация
| § 27
|
|
32
| Быт XV – XVI веков
| 1
|
|
| Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
| Сообщения
| Ммедиа-презентация
| § 28
|
|
33-34
| Родной край в XIV—XVI вв.
| 1
| Экскурсия в краеведческий музей
| Холмогоры, основание Архангельска
|
| Сообщения
| Ммедиа-презентация
|
|
|
35
| Урок обобщения и систематизации знаний за курс истории России
| 1
| Урок-практикум
| Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками
| Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, блиц-опрос
|
|
|
|
36
| Итоговая контрольная работа за курс Истории России с древнейших времён до XVI века
| 1
|
| Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками
| Знать основные положения изученного курса истории России за 6 класс. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Контрольная работа
|
|
|
|