Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт»





Скачать 177.98 Kb.
НазваниеМетодическая разработка мастер-класса «господин силуэт»
Дата публикации28.09.2014
Размер177.98 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
МБОУ ДОД «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Методическая разработка

МАСТЕР-КЛАССА
«ГОСПОДИН СИЛУЭТ»
Разработала

педагог дополнительного образования

Ендан Маргарита Сергеевна

Кызыл. 2013

Мастер-класс «ГОСПОДИН СИЛУЭТ»

(Рисунок, выполненный тушью и пером)

Цель: раскрыть художественную выразительность рисунка в технике туши и пера. Привить художественный вкус.

Задачи:

  • Научить последовательному изображению рисунка;

  • Закрепить навыки работы пером-ручкой, кисточкой

  • Воспитать четкость, аккуратность, осмотрительность, старательность;

  • Познакомить с историей изобразительного искусства с использованием дидактического материала.

Материалы и оборудование:

  • листы рисовальной бумаги формата А-4;

  • тушь чёрная;

  • перо №1;

  • карандаш;

  • кисточка № 3;

  • влажные салфетки для вытирания пера.

Вводная часть: Техника безопасности при использовании материально-технических средств (материалы оборудования). Правила дорожного движения.

Ход занятия:

Педагог - Здравствуйте ребята! На нашем занятии я вас познакомлю с интересным словом «Силуэт». Может, вы знаете, что означает это слово?

Обучающиеся – Это силуэт, какого либо предмета или тень предмета.

Педагог - Правильно! А откуда появилось это слово «Силуэт»?

Обучающиеся – Не знаем.

Педагог - Если не знаете, то я расскажу вам ребята. Это очень интересная история происхождения слова «Силуэт», а также познакомлю вас с материалами и оборудованием, которое необходимо использовать на данном занятии.

Итак, я начинаю с истории силуэта.

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО

«СИЛУЭТ»?



Картинки силуэтов и искусство вырезания силуэта является одним из самых древних видов искусства. И это не удивительно. Данное искусство начало свой первый путь в древнем Китае, как раз это совпало с изобретением в Китае бумаги. На бумаге рисовали, писали китайские иероглифы, использовали для государственных документов, но китайцы пошли еще дальше. Из бумаги они решили вырезать силуэты и наклеивать их на окна. Весь эффект появлялся вечером, когда в окнах зажигался свет. Вырезались разные силуэты, относящиеся к различным национальным верованиям китайцев. Но китайцы о существовании слово силуэт, как мы называем его сегодня, не знали.

История искусства силуэта восходит к петроглифам (наскальным рисункам) Древнего Египта, росписям древнегреческих амфор, ваз, архитектурной резьбе по дереву. В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов кукол из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений, осязательного чувства, изобразительная форма становится все более распространённой, находя воплощение в живописи, графике и скульптуре.

 

Театр теней силуэты в Древнем Китае, Японии



Роспись силуэтов в древней Греции на амфорах, вазах



Росписи силуэтов в гробницах Фараонов Древнего Египта



 Архитектурная резьба силуэта из глубокой старины и современная резьба по дереву.

В XVII XVIII веках в качестве дешевого и быстрого изображения портрета стали популярны силуэты. Зачастую создавались любителями, в основном женщинами. Они являются сентиментальной реликвией викторианской эпохи, милыми сувенирами с нарисованными неизвестными людьми из прошлого, застывшими в чернилах, красках, вырезанными из бумаги или отображенными на фарфоре. Изначально это искусство в Великобритании называли “тени” или “профили”, позже “искусство теней” во Франции. Само слово «Силуэт» появилось и начало свое существование с XVIII с века во Франции.

Жил да был в то время министр финансов при королевском дворе Людовика 15, которого звали Этьен де Силуэт. Этьен де Силуэт стремился сократить расходы двора, и, в частности, призывал богачей не тратиться на дорогие масляные портреты. За его скупость и подозрительность, сложилось немало анекдотов. Однажды один из придворных вельмож сделал на него карикатуру, где была изображена лишь тень профиля. Господину Силуэту настолько это понравилось, что он в своём дворце стал рисовать своих друзей и гостей. Он ставил гостя возле стены и обведя контур профиля головы, после чего закрашивал чёрным цветом и получался портрет. Он развешивал эти портреты по всему своему дворцу. Друзьям это понравилось, что слухи дошли до самого короля. Такие портреты стали называть в стиле «Силуэта». Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Федот Иванович Шубин (1740—1805).В Петербурге в девяностых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо, портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал 227 силуэтных портретов, вырезанных из черной бумаги, с награвированным обрамлением. В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом «Двор императрицы Екатерины II, и её приближенные».

СИЛУЭТ - «одноцветное контурное изображение чего-нибудь на фоне другого цвета», основоположником которого явился министр финансов 18 века Этьен де Силуэт из Франции, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля.

     

Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина и портрет самой Императрицы
Вторая половина XVIII в. Из книги «Двор императрицы Екатерины II и ее приближенные» 1899



Е. М. Бём. Силуэт из цикла «Дети». 1875. Елизавета Кругликова

Бумага, тушь, перо. Силуэт Ирины Одоевцевой

Санкт-Петербург, Русский музей

  Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов в книжной графике. Искусство силуэта и сегодня не потеряло свой статус. Картинки-силуэты используются в рекламе, в геральдике, в значках эмблемах фирм, в интерьерах и т.д.

Силуэты людей сегодня по старинке вырезают силуэтисты ножницами из бумаги, скажем, на какой-нибудь корпоративной вечеринке, а также можно увидеть в Москве на улице Арбата. Искусство силуэта и сегодня не потеряло свой статус.



Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги

 



Неизвестный художник конца XVIII века. Силуэт: великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином, сажающими дерево перед бюстом Екатерины II. 1784 — 1785 годы.

Галерея интересных работ, вырезанных из бумаги украинской художницей

Дмитро Юлии.





Плоскостная форма, воспринимаемая по причине тонального контраста фигуры и фона.

ИСТОРИЯ ТУШИ

В ранних трактатах об
искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Создавалась тушь специально для затушевывания поверхностей, вырезанных на камне иероглифов. В своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой. К примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса.

По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в 1200 году до нашей эры.



Гохуа - китайская живопись


Гохуа.
Ми Чуньмао.
Тушь.


Техника суми-э.
Макико Фукуда.
Тушь.


Город.
О. Чистякова.
Тушь.

Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски— пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века. Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, Но какие же краски жизни в черной туши? Выразительные возможности очень многообразны и увлекательны. Именно черная тушь способна играть цветами бирюзового летнего неба, пышной зелени леса, желтой солнечности лимона, красной спокойности заходящего солнца. Оттенки черной туши заставляют мир играть всеми красками так, как если бы это были реальные цвета. Этот эффект создается умелой игрой контраста цвета и тени. Эта гамма нейтральна. Один цвет помещает изображаемое на один уровень с нашим восприятием, символизируя Единство. Художник не копирует, а пытается понять истину, сущность вещей, которая безразлична к краскам мира. Черно-белый эскиз всегда схематичен, он лишь намек зрителю, в сердце которого рождается ответный образ.

"Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка - это птица, а линия - гора".



Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и работал кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской. Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется толщиной, детально тонкой линией. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности





Ван Рейн Рембрант. Тушь

Наибольшим признанием у художников пользуется китайская тушь - традиционный рисовальный материал в изобразительном искусстве Китая, откуда его заимствовали корейцы и японцы. В XVI—XVII вв. китайскую тушь привозили в страны Европы.

Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью. Тушь приготовляют из сажи (или ламповой копоти) и клеевых веществ либо пережиганием древесины хвойных пород, растительных масел и смол. Изготовляют тушь из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, активного вещества - желчи и антисептика. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет главную особенность - густой черный цвет, легко сходит с пера, какого не знает акварель. При работе кистью тушь разбавляют водой. Густая тушь дает глубокий, интенсивный тон, разбавленная от светло-серебристого до коричневатого цвета, при этом разбавленная водой тушь не дает жестких контурных затеков по краям рисунка. Заливки и "растяжки" кистью сочетают с рисованием пером, карандашом и углем. После высыхания тушь не растворяется водой, так как в ее состав входит спиртовой раствор шеллака, растворимый лишь спиртом.



Выпускается также цветная тушь на органических красителях. Цветная тушь может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится трехкратным объемом воды.



Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки. Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания «Пеликан Фаунт Индия», которая также разработала специальный состав туши, не содержащей шеллака. Так как работа тушью близка к технике работы акварелью, то иногда некоторые художники работают смешанной техникой, соединяя тушь с акварелью и другими материалами, применяемыми в рисунке. В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур. Пером рекомендуется рисовать на гладкой, хорошо проклеенной, не промокающей, плотной бумаге. На рисовальной бумаге ватман, имеющей шероховатую поверхность, работать пером необычайно трудно. Линии на ней выглядят прерывистыми, свобода движений руки стеснена, но опытный художник все же может ее использовать. Хорошо рисовать на мелованной бумаге, где ошибки иной раз можно исправить, пользуясь лезвием бритвы (художники мало используют эту бумагу из-за блеска и белизны).

ПРИЁМЫ РАБОТЫ ТУШИ

Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент - сажа. Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике - сухая кисть. Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая или линейная манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. Тростниковыми, бамбуковыми ручками, кисточками или гусиными перьями хорошо рисовать четкие и выразительные линии.

Гусиное перо.

Вплоть до XIX века гусиное перо было основным письменным инструментом. Но, такое перо было природным материалом и вследствие этого имело ряд недостатков. При письме кончик пера постоянно стачивался от трения о бумагу, и приходилось часто следить за правильностью заточки. Если кончик пера был  слишком острый, то получался очень тонкий штрих, а при закругленном кончике - толстый  и неровный. К тому же, гусиные перья имели различную мягкость. Вы сможете регулировать толщину пера с помощью перочинного ножа или лезвия. Такие ручки нужно часто обмакивать в чернила.



Гусиное перо



Линии гусиного пера
Перо - ручка

Примерно в середине XVII века в результате бурного развития науки, возникла необходимость в более удобном и долговечном пере. На смену гусиному перу пришло стальное перо. Сведения об изобретателе стального пера отсутствуют. Известно, что первые стальные перья были изготовлены в английском Бирмингеме в 1780 году. В 1820 г. Джозеф Гиллотти изготовил более тонкое и упругое стальное перо. В 1826 году Джосайя Мейсон создал, станок для штамповки стальных перьев и это, дало начало их массовому распространению. Стальное перо позволило ввести в начальной школе такой предмет, как чистописание –  уроки по формированию красивого почерка.  В школах стальным пером писали до 50-70 х годов  прошлого века. После на смену ему пришла шариковая ручка.





Перо – ручка и чернильница 50 – 70х годов прошлого века

Многие художники предпочитают чернильные авторучки, потому что проводимые ими линии получаются более мягкими и ровными:

Чернильная авторучка



Линии, выполненные чернильной авторучкой:

Кисточка


Соболья кисточка в Древнем Китае

Как многие уже знают, первые кисточки изобрели в Китае. Для рисования иероглифов. Самые дорогие кисти делали из щетины соболя и лисицы; наиболее дешевые — из щетины кошки или крысы. Пучок кисточки крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой палочки. Кисточка имела конусообразную форму, на ручке делались инкрустации из серебра и золота, нефрита, хрусталя, глазури, панциря черепахи или слоновой кости.

Вы можете разнообразить ваш рисунок, выполненный пером - ручкой или мелком, размыв некоторые участки беличьей кисточкой чистой водой.



Современная беличья кисточка



Линии, выполненные беличьей кисточкой
Тростниковое и бамбуковое перо

На Востоке широко используется тростниковое и бамбуковое перо. Его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью.

 



Тростниковая палочка:



Бамбуковая палочка:


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Последовательность выполнения


1 этап


Карандашом рисуются контур силуэта человека в профиль с натуры, уделяя особое внимание  нажиму карандаша (не сильно).
2 этап


Пером ручки обвести карандашный контур рисунка. Проследить за положение и скольжением пера рисующего (плавно, легко, не скрипя, не царапая бумагу).

3 этап





Контур, выполненный тушью, готов.

4 этап



Залить кисточкой полученный силуэт тушью и придать выразительность образа через контраст.
5 этап



Как бы идеально не были  заполнен рисунок силуэта, нужна чёткость и равномерная заливка тушью.

6 этап


Дорисовать карандашом вокруг силуэта орнамент в круге или в квадрате. Придумать различные переплетения геометрическими прямыми линиями или растительным узором в орнаменте.
7 этап


Готовый орнамент обвести пером по карандашному рисунку.

8 этап





Рисунок - «Господин Силуэт» готов.
Итог мастер-класса:


  1. Закрепление предложенного материала

    • Как появилось слово «Силуэт»?

    • В каком веке появилась впервые тушь, и в какой стране?

    • В каком веке, в какой стране появилось металлическое перо?

  2. Организация мини-выставки.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА


Шеллак – это подарок из мира насекомых стал замечательным отделочным средство для мастеров деревообработки, это старинный отделочный материал и поэтому старая система мер измеряла его, основываясь на «фунтовых отрезах». Один фунт (453 грамма) хлопьев шеллака растворяется в одном галлоне (3,785 л) спирта составляет 1 «фунтовый отрез». Два фунта в одном галлоне – это 2 «фунтовых отреза», один фунт в четверти галлона – это 4 «фунтовых отреза» и т. д. Шеллак – это не что иное, как органическая секреция для защиты своих тел определенного вида насекомых Laccifer Lacca или Лаковые жучки, одних из 2000 известных видов подобных созданий.

Петроглифы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) - высеченные изображения на каменной основе (от др.- греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба). Могут иметь самую разную тематику - ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Викторианская эпоха - Королева Виктория взошла на престол в 1837 г. в восемнадцатилетнем возрасте и царствовала 63 года, до 1901 г. Хотя этот период и стал временем беспрецедентных перемен, устои общества оставались неизменными всю вторую половину XIX в. - эпоху, названную по имени олицетворяющей ее королевы викторианской.

«Камень» иероглиф - Осколок, отколовшийся от скалы, послужил основой иероглифу «камень». Кроме этого значения иероглиф обозначает в Японии меры емкости 180,4 литра, для риса, 150 кг, для лесоматериала, камня и т.п. - 0,28 куб. м. Иероглиф «камень» является сильным ключевым знаком. В составе сложных иероглифов может вносить смысл некоей твердой субстанции, инструмента или строения.

Цанговый каранда́ш - (тюрк. karadaš, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

ЛИТЕРАТУРА

Разработка мастер – класса «Господин Силуэт» обогащено литературой с использованием современных технологий интернета

  1. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

  2. Беломорские петроглифы
    (по материалам книги Надежды Лобановой "Тайны петроглифов Карелии")

  3. ЛИТЕРАТУРА
    Воейкова Е.Д., Вейденбах В.А. Шеллак и светочувствительные слои из шеллака с хромовокислыми солями. Л., 1973


4. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

5. Использованны материалы с www.artisansofthevalley.com и www.shellac.net

6. Copyright © 2007-2008 manger.ru


7. Разработка, дизайн и вёрстка - strike.org.ua

8. This entry was posted in 5. Новое время by Istorik. Bookmark the

9. Меркулов Сергей. Авторский блог

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconКонспект мастер-класса «Знакомство с программой Windows Movie Maker. Создание мультфильма» Целью
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconСлайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения кгфэи по дисциплине...
Методическая разработка мастер-класса «господин силуэт» iconМеерович М. И., Мастер триз, Шрагина Л. И., Мастер триз. Лаборатория «триз-педагогика Украины»
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск