Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»





Скачать 495.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»
страница1/4
Дата публикации08.10.2014
Размер495.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия им. К.Орфа с. Варны.

Предмет: история России.

Поурочные разработки по теме: «Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого».

Автор: Попова С.В., учитель истории МОУ гимназии им. К.Орфа с. Варны
Пояснительная записка.

Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» в количестве 7 учебных часов предлагаются к материалу учебника А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной «История России» для 7 класса.

Уроки составлены так, что должны максимально облегчить подготовку урока учителем и могут быть полностью использованы при проведении урока.

Особенностью поурочных разработок является разнообразие видов учебной деятельности и форм организации урока, предполагающих активное участие детей в изучении нового материала:

-изложение нового материала в диалоге с классом (при помощи наводящих вопросов и т.д.);

  • самостоятельная работа класса с учебником (с последующим
    ответом на вопросы, составлением таблиц), картой;

  • изложение нового материала с помощью подготовленных учащимися докладов на определенные темы;

  • блиц - опрос при проверке и закреплении изученного материала;

  • включение нетрадиционных элементов урока (дискуссия, научно -
    исследовательская лаборатория, ученый совет );

  • воспроизведение изученного материала с помощью Памятки;

  • собственная рецензия ребят на ответ учащегося;

  • анализ документа;

  • работа с различными источниками информации.

Уроки разработаны с учетом использования современных образовательных технологий.

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения (разноуровневое

обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение).

  1. Технологии развивающего обучения (проблемное обучение, поисковое

обучение, продуктивное обучение).

III. Здоровьесбеоегающие технологии.
При выборе технологий я руководствовалась такими критериями:

  1. Ориентир на личность учащегося.

  2. Деятельностный подход в обучении.

  3. Практическая значимость результата работы.

  4. Творчество.

  5. Интерактивный характер учебно-воспитательного процесса.

  6. Забота о здоровье ребенка.



При подготовке уроков была использована учебно - методическая литература:

  1. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 класс:
    Дидактические материалы /В. В. Сухов, А. Ю. Морозов и др.
    (Дидактические материалы). - М.: Дрофа, 2004.

  2. В. М. Кадневский. История России с древнейших времен до конца
    XVIII века 6-7 и 10 классы. Тесты. - М.: Дрофа, 2000.

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическок пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2005.

  5. Г. М. Плоткин. Тестовые задания по отечественной и всеобщей
    истории. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2002.

  6. В. Я. Румянцев. Задания и вопросы по истории России с древности по
    XVIII век» М.: «Аркти», 2002.

  7. Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша, М. В. Лескинен. Поурочные разработки
    по истории России с конца XVI до конца XVIII веков. 7 класс. М.:
    Вако, 2003.

Планирование каждого урока состоит из четырех частей.

В первой части указывается цель урока, основные понятия, даты,

необходимое минимальное оборудование.

Во второй части дается подробное описание хода урока, в том числе с поминутной разбивкой, рассчитанной на 40 минут учебного времени.

Описание хода урока строится на основании плана урока. Сюда включены все те вопросы, которые должны быть освещены преподавателем в ходе урока, а также рекомендации, как именно это следует сделать.

Третья часть урока нацелена на обобщение и закрепление изученного материала

В четвертой части дается подробное описание домашнего задания.

Разработанные уроки предусматривают все виды организации работы учащихся: фронтальную, групповую, в парах, индивидуальную.

По итогам изучения темы предлагается провести повторительно -обобщающий урок в форме дискуссии, включающий тестовую работу. Ответы к ней прилагаются.

Урок 1: «Россия на рубеже XVII – XVIII вв.»
Цели:

1 .Охарактеризовать состояние России накануне перемен.

  1. Выяснить причины обращения российских правителей к европейскому
    опыту.

  2. Сравнить и дать оценку реформаторским замыслам конца XVII - начала
    XVIII в.в.

Оборудование:

-учебная карта «Российское государство в XVII веке», -атлас «История России XVIII - XIX в.в.», 7-8 классы.

Основные понятия: регентство, опала.

Ход урока. 1.Проверка домашнего задания (5 мин.)

Индивидуальная работа на карточках:

Карточка №1. Дайте определение понятий

церковный раскол -

старообрядцы -

обмирщение культуры -

изразцы -

лепнина -

Карточка №2. Укажите даты, соответствующие следующим событиям:

образование первого ополчения -

медный бунт в Москве -

начало династии Романовых -

Соборное уложение -

восстание под предводительством С.Т.Разина -

Карточка №3. Какое событие произошло в... 1649 году -

  1. году -
    1648 году-

  2. году-
    1606-1607 годах-

1

Фронтальный опрос по вопросам к параграфу № 11

2.Изучение нового материала (25 мин.)

План изучения нового материала:

  1. Усиление западного влияния на Россию.

  2. Реформы А.Л. Ордин-Нащокина.

  3. Преобразовательные планы В.В. Голицина.

Работа со словарем:

регентство — временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

опала — немилость к кому-нибудь, наказание впавшему в немилость.

реформа — преобразование в какой-нибудь области

государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя.

1. Усиление западного влияния на Россию.

Работа с учебником. Задание классу: прочитать соответствующий раздел параграфа на стр.93-94 и отметить те моменты, которые объясняют причины усиления влияния Запада на Российское государство. По итогам работы ведется запись в тетради:

Причины усиления 1.Постоянные и непрерывные войны России с
западного влияния внешним врагом.


на Россию: 2. Длительное пребывание поляков в стране

в период Смуты.

  1. Приглашение на службу в Россию иностранных
    специалистов.


  2. Проникновение в Россию западной культуры в
    результате присоединения новых территорий
    на западе.


Вывод: Всё это способствовало усилению

западного влияния на Россию на рубеже XVII-XVIII в. в.

2. и 3. вопросы целесообразно объединить и рассмотреть в сравнении попытки преобразований накануне петровских реформ.

Выступление докладчиков по вопросам, указанным в плане изучения
нового материала.

2
Задание классу: после прослушивания докладов

  • назвать основные меры, предлагаемые политическими деятелями,

  • сравнить, в чем совпадали их предложения и что отличало их взгляды на будущее Российского государства.

По итогам обсуждения докладов составляется таблица : «Реформаторские замыслы накануне петровских преобразований».

Автор

Главные направления внутренней политики

Собственная оценка.

А.Л.Ордин-Нащокин

1. Сокращение дворянского ополчения и введение рекрутской повинности.

2. Введение элементов самоуправления по европейскому образцу.

3. Отмена привилегий иностранным компаниям и предоставление льгот русским кущам.

4. Основание новых мануфактур.

5. Установление почтовой связи между городами.




В.В,Голицын

1. Исправление нравов и развитие

инициативы подданных.

2. Развитие и поддержка торговли и ремесла.

3. Освобождение крестьян от власти помещиков.

4. Введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.

5. Ликвидация дворянского ополчения и замена его наёмной армией.




Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, указывая общее и отличия в рассмотренных проектах.

3. Закрепление (8 мин.).

Учитель обращает внимание на последнюю колонку таблицы и дает задание продумать свою собственную оценку каждой реформы с точки зрения будущего развития государства (положительно или отрицательно). В третью колонку таблицы учащиеся проставляют знаки «+» или «-» в соответствии с итогами выступлений.

3

Учитель, обобщая итоги проделанной работы, делает вывод:

- Таким образом, к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступавшего XVIII столетия.

4. Домашнее задание (2 мин.).

  1. Учить записи в тетради.

  2. Знать определение новых понятий.

  3. Устно отвечать на вопросы к документам после параграфа 12.

  4. Индивидуальное задание : подготовить сообщение на тему «Детство
    Петра» (5 мин.)


4

Урок 2: «Пётр I. Реформы государственного управления».

Цели:

  1. Познакомиться с особенностями формирования личности царя Петра.

  2. Выяснить, чем была вызвана необходимость проведения реформ.

  3. Охарактеризовать сущность и показать значение государственных
    реформ Петра I.

Оборудование:

-учебная карта «Российское государство в XVII веке»,

-учебная карта «Российская империя в первой половине XVIII века».

Основные понятия: абсолютизм, верфь, Великое посольство.

Ход урока. 1.Проверка домашнего задания (8 мин.)

Фронтальный опрос по теме «Россия на рубеже XVII-XVIII веков»:

  1. Чем объяснить усиление западного влияния на Россию?

  1. Каковы основные направления внутренней политики Ордин-
    Нащокина? Дайте им свою оценку.'

  2. Каковы основные направления внутренней политики Голицина? Дайте
    им свою оценку.

  3. Сравните два проекта государственных реформ. Какой вывод можно
    сделать ?

После каждого ответа учащимся предлагается сделать рецензию на

прослушанный ответ по схеме.

Рецензия на ответ.

  1. Правильность ответа (по существу или нет).

  2. Полнота ответа (наличие вступления и вывода).

  3. Использование новых понятий и дат.

  4. Четкость и логичность в изложении.

  5. Ошибки (в т.ч. речевые), замечания, дополнения.



1

2. Изучение нового материала (27 мин,)

План изучения нового материала:

  1. Детские годы Петра.

  2. Двоецарствие. Царевна Софья.

  3. Начало царствования Петра.

  4. Государственные реформы.

Работа со словарём:

абсолютизм -форма феодального государства, при которой монарху

принадлежит неограниченная верховная власть.

верфь -предприятие для постройки судов.

Великое посольство -русская дипломатическая миссия, отправленная

Петром, в Западную Европу.

гвардия - отборные, лучшие части армии.

Хронологическая таблица:

1682-1725 г.г. — Царствование Петра I Великого;

1695, 1696 г.г. — Азовские походы Петра I;

1697-1698 г.г. — Великое посольство в страны Западной Европы,

1. Детские годы Петра.

Сообщение ученика. Задание классу: после прослушивания доклада ответить на вопросы:

  • Какие черты характера отличали юного Петра ?

  • Чем он больше всего любил заниматься ?

  • Как вы это объясните ?
    Обобщение учителя.

Дворцовое обучение молодого царя вынуждено прекратилось. Дальнейшие
знания он получал от иноземцев. Имея тягу к военному делу, Петр создал два
«потешных» полка Семёновский и Преображенский, не только

положившие начало русской гвардии, но и ставшие впоследствии важным инструментом в борьбе за власть.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

Учитель объясняет причины установления и раскрывает сущность двоецарствия. Рассказывает о попытке Софьи совершить переворот, ее неудачном завершении.
2

3. Начало царствования Петра I.

Учитель называет уроки Азовских походов и дает характеристику итогам Великого посольства с использованием учебной карты «Российское государство в XVII веке». Исходя из этого, делаются записи в тетради:

Причины реформ: 1. Социально-экономическое, политическое и

культурное отставание России от Западной Европы.

  1. Ослабление международного положения России.

  2. Угроза потери независимости.

Вывод: Петровские преобразования были направлены

на европеизацию внутренней жизни россий­ского общества и модернизацию социально-экономического и государственного строя России.

4. Государственные реформы.

Пояснение: по причине большого объёма и сложности указанного материала учитель называет и раскрывает сущность наиболее важных реформ, по ходу объяснения составляется таблица.

Государственные реформы Петра 1.

Название реформы

Сущность

Значение

Реформа государствен­ного управле­ния

Создание Сената- высшего законодательного, распорядительного и исполнительного органа при царе.
Упразднение приказов, введение коллегий.
Деление государства на губернии.


Усилился надзор верховной власти за деятельностью всех звеньев гос. аппарата
Ведали определенными участками гос. управления и распространяли свою деятельность на всю страну.
Облегчалось управление государством.



3

Городская реформа

Церковная реформа

Военная реформа


Создан Генеральный магистрат, на местах – городские магистраты.

Изъятие части церковных доходов.


«Табель о рангах» - система чинов и порядок продвижения по службе.

Упорядочение управления городом.

Церковь стала частью государственного аппарата, что способствовало укреплению самодержавной власти царя.

Введен принцип личной выслуги вместо принципа родовитости и знатности происхождения.

Вывод: В России оформился абсолютизм.

3. Закрепление(3 мин.)

Работа в парах. Задание: приведите по одному доказательству того, что в результате государственных реформ Петра I в России утвердился абсолютизм.

4. Домашнее задание (2 мин.)

  1. Учить записи в тетради.

  2. Знать определение новых слов и даты.

  3. Отвечать на вопросы к документам после параграфа 15.


4
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconУрок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconУрок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,...
...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconЭфиопская иконография XIX xx вв: этнографические коллекции музея...
Работа выполнена в отделе этнографии Африки и отделе этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconРабочая программа факультатива по истории
История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи. Пояснительная записка
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся по теме; подчеркнуть значение реформ Петра Великого; расширить представление учащихся...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconВизитная карточка проекта
Изучение материала о периоде правления Петра Великого, эпохальное значение реформ Петра I, масштаб личности самого царя и взаимосвязь...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПоурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. М.: «Вако», 2003, 224...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПоурочные разработки к учебнику «россия в XX веке» 10-11 класс
«Поурочные разработки к учебнику Россия в XX веке» разработаны на основе практической работы в общеобразовательных учреждениях различного...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПрограмма дисциплины «Военное дело в Российской империи»
Структура, способы набора и боеспособность российского войска в канун военной реформы Петра I
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconМетодическое пособие по учебнику А. А. Плешакова,Т. В. Казачек, Волгоград...
Инструкция в компьютерном классе для заведующего кабинетом и учителя информатики; Техника безопасности в компьютерном классе
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconВ рассказе " День Петра " (1918 г.) Толстой стремился показать Петра
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтори должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого русского...
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПетра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени,...
Петр и Петровская эпоха в творчестве А. С. Пушкина 20 –х годов 19 века
Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого» iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
П. Н. Зырянов, М. «Просвещение»2008г., «Россия и мир», авторы О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, М. «Дрофа»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск