Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации16.10.2014
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет права

Программа дисциплины

«История российского конституционализма»
для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра

для магистерской программы «История, теория и философия права»

Авторы программы:

Туманова Анастасия Сергеевна, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения, anastasiya13@mail.ru;

Соловьев Кирилл Андреевич, доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения, kirillsol22@yandex.ru;
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ

«___» ____________ 2013 г. (протокол № ___)

Заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор _________________ В.Б. Исаков

Утверждена деканом факультета Права «___» _____________2013 г.
Декан факультета права, к.ю.н., доцент _________________Е.Н. Салыгин

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины «История российского конституционализма» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «История, теория и философия права».

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (уровень подготовки – магистр), утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ 24 июня 2011 г. (Протокол № 26).

- Базовым учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права.

- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «История, теория и философия права».



  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «История российского конституционализма» является изучение истории становления и развития конституционных идей и практик в России XVIII – XX вв.

Задачами дисциплины являются:

1. Выявление и развитие научного интереса магистрантов к вопросам конституционного строительства в России.

2. Формирование и развитие умений анализа конституционных проектов и конституций нового и новейшего времени.

3. Развитие умений научного анализа форм практической реализации конституционных идей в России.

4. Формирование у обучаемых умений вести научную дискуссию.

5. Развитие организаторских качеств, необходимых для организации и проведения научно-исследовательской работы.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




В ходе занятий магистранты должны быть подготовлены к решению соответствующих профессиональных задач:

- организация научно-исследовательской деятельности в области изучения вопросов истории конституционализма в России;

- поиск, анализ, оценка информации, необходимой для экспертной оценки конституционных проектов;

- анализ конституционных проектов в сравнении с западноевропейскими и североамериканскими аналогами;

- выявление актуальных научных проблем российского конституционализма;

- разработка программ научных исследований в области истории конституционной мысли в России;

- разработка методов и инструментария проведения научных исследований в области истории разработки и согласования проектов реформ государственного строя в России;

-поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по истории общественных представлений в России об оптимальном государственном устройстве;

-подготовка обзоров, отчетов, научных публикаций;

- преподавание дисциплин, касающихся вопросов истории конституционного строительства;

- разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

Исходя из этого, магистрант должен знать:

- результаты новейших исследований по вопросам истории российского конституционализма;

- основные понятия, методы анализа конституционных проектов в новое и новейшее время;

- интеллектуальные и идеологические основания российского конституционализма;

- ключевые вопросы дискуссии о характере конституционного строительства в России;

- особенности источниковой базы, освещающей историю российского конституционализма.

Уметь:

- осуществлять анализ (в том числе компаративный) конституционных проектов в России;

- выявлять тенденции и характер эволюции конституционных идей;

- рассматривать конституционные проекты в контексте правовой и политической культуры;

- обрабатывать эмпирические и информационные данные;

- выявлять заимствования из иностранных текстов конституций.

Владеть:

- методологией и методикой научных исследований в области истории российского конституционализма;

- навыками самостоятельной исследовательской работы;

- умениями качественного анализа данных, необходимых для экспертной оценки конституционных проектов;

- методами историографического анализа научной литературы;

- информационными технологиями в области истории российского конституционализма.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по

ГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

СК-М1

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Системные компетенции

СК-М2

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М3

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М4

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М5

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М6

Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости выполнять и синтезировать недостающую информацию

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М7

Способен организовать многостороннюю коммуникацию (процедуры медиации) и управлять ею

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

СК-М8

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способен участвовать в правотворческой, правоприменительной; правоохранительной, экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-3

Способен руководить отдельными видами профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-5

Способен устно публично выступать (дискутировать) на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного взаимодействия

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-7

Способен оформлять и презентовать результаты профессиональной юридической и научной деятельности в соответствии с правилами юридической техники, нормативно-правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-10

Способен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-11

Способен описывать юридически значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках экономических, социальных и гуманитарных наук

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Социально-личностные компетенции

ПК-12

Способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной юридической деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Социально-личностные компетенции

ПК-13

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной юридической деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Социально-личностные компетенции

ПК-17

Способен генерировать новые юридические решения, обладает креативностью, инициативностью

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин магистерской программы «История, теория и философия права» и включена в блок 1 «Вариативная часть». Ее изучение позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:

  • История отечественного государства и права;

  • История политических и правовых учений;

  • Теория государства и права.

Содержание дисциплины «История российского конституционализма» тесно связано с историей отечественного государства и права. Оно призвано конкретизировать сведения о процессе складывания конституционных идей в России, попытках их реализации, становлении конституционных практик в XX столетии. Данная дисциплина позволит выявить эволюцию понятий, представлений о конституционализме, которые менялись вместе с правовой и политической культурой России.

Магистрант, изучающий настоящую дисциплину, должен уметь анализировать конституционные проекты и тексты конституций в контексте правовых идей, господствовавших в новое и новейшее время. Это обуславливает, в частности, то, что при освоении данной дисциплины будут с неизбежностью актуализированы компетенции, приобретенные благодаря курсам теории государства и права и истории политических и правовых учений.

5. Тематический план учебной дисциплины



Тема:

Лекции

Семинар.
занятия


Самос-тоятельн.
работа


Всего

1. Российский конституционализм: определение и особенности формирования (общетеоретический аспект)

1




3

4

2. Историография истории российского конституционализма

2




3

4

3. Теория модернизации как методологический подход к изучению истории российского конституционализма

1




3

4

4. Формирование философско-правовой доктрины российского конституционализма в XVIII в.

1




4

5

5. Начальный этап российского дворянского конституционализма (II четверть XVIII в.). Первая попытка ограничения императорской власти.

1




4

4

6. Конституционные проекты времени Просвещенного абсолютизма (вторая половина XVIII в.)

1

2

4

5

7. Конституционные проекты первой четверти XIX в.

1

2

5

5

8. Формирование идеологии радикального крыла русской конституционной мысли. Конституционные проекты декабристов

1

2

4

5

9. Правительственный конституционализм второй половины XIX в. – попытка рационализации механизма государственного управления

1

2

6

8

10. Конституционно-правовые идеи российских государствоведов второй половины XIX – начала XX вв.

1

2

6

7

11. Конституционные проекты теоретиков российского либерализма в начале XX в.

1

2

6

7

12. Формирование многопартийной политической системы

1

2

6

7

13. Осуществление конституционной реформы в дореволюционной России. Государственная Дума и Государственный Совет в политической системе российского монархического конституционализма

2

2

6

7

14. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. как высшая форма монархического конституционализма

2

2

6

5

15. Разработка законодательства о политических правах и свободах граждан в дореволюционной России

2




6

5

16. Общественные организации в политической системе российского общества, вторая половина XIX – начало XX вв. Складывание основ гражданского общества

1




6

5

17. Республиканский этап российского конституционализма (февраль – октябрь 1917 г.)

1

2

6

7

18. Формирование советского конституционализма и его особенности. Конституция на службе трудящихся.

2

2

6

8

19. Советские Конституции в сравнительной ретроспективе. Эволюция конституционных норм от легитимации государства диктатуры пролетариата к общенародному государству.

1

2

6

7

Итого:

24

24

96

144



6. Формы контроля знаний магистрантов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Реферат

*










Письменная работа (реферат).

Итоговый

Зачет

*









Устный ответ на вопросы билета



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по итоговому контролю выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

При проведении форм текущего контроля осуществляется дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS
6.2. Критерии оценки контрольных работ в форме реферата


Признаки

Оценка

Существенные недочеты в оформлении работы (отсутствие титульного листа, списка источников и литературы, научного аппарата); неверное или поверхностное раскрытие темы работы в результате ошибочного выбора источников и/или литературы, либо неиспользования основных источников и/или научной литературы.

0-3 балла по 10-балльной шкале

Небрежное оформление работы (неточная информация на титульном листе, неполный список источников и литературы, неточные или неполные сноски); поверхностное раскрытие темы работы в результате невнимательного ознакомления с содержанием источников и/или литературы либо написания работы только на основании лекционного материала, базовых учебных пособий и некоторых основных источников.

4-5 баллов по 10-балльной шкале

Корректное общее оформление работы (титульный лист, список источников и литературы, точный научный аппарат); достаточно полное раскрытие содержания выбранной темы на основе рекомендованных обязательных исторических источников, научной литературы на русском и иностранном языке, выявление важнейших научных проблем и основных направлений дискуссии по выбранной теме без их последовательного самостоятельного анализа.

6-7 баллов по 10-балльной шкале

Корректное общее оформление работы (титульный лист, список источников и литературы, точный научный аппарат); полное раскрытие содержания выбранной темы на основе рекомендованных обязательных исторических, научной литературы на русском и иностранных языках, полное раскрытие важнейших научных проблем и основных направлений дискуссии по выбранной теме в результате самостоятельного анализа.

8-10 баллов по 10-балльной шкале


6.3. Критерии оценки ответа магистранта на зачете


Признаки

Оценка

Незнание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

«не зачтено»

0-3 балла по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников.

«зачтено»

4-5 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника и основных законодательных памятников, а также дополнительной учебной и методологической литературы.

«зачтено»

6-7 баллов по 10-балльной шкале

Знание курса на уровне лекционного материала, базового учебника, основных законодательных памятников, дополнительной учебной и методологической литературы, а также научной литературы, знание разных точек зрения по вопросу.

«зачтено»

8-10 баллов по 10-балльной шкале



7. Содержание дисциплины

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск