Скачать 489.76 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа курса ««История России 17-18 вв.» для 7 класса разработана на основе Примерной программы курса ««История России 6-9 кл»» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2009), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «История России » авторов А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, и является частью учебно-методического комплекта по истории России. Рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ в 7 классе на 34 учебных часа в год. Рабочая программа содержит: - титульный лист; - пояснительную записку; - требования к уровню усвоения предмета; - учебно-тематический план; - содержание тем учебного курса; - календарно-тематическое планирование; - контроль уровня обученности; - перечень литературы и средств обучения. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через изучение материала не включенного в перечень требований. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также целостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг); Цели изучения курса:
Основные умения обучающихся:
Требования к уровню усвоения предмета В результате изучения истории ученик должен: знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников; уметь: соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного курса Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (5 ч) Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковиче. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина. Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч) Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири. Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин. Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг. Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Основные понятия раздела: мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны. Тема 3. Россия при Петре I. (10 часов) Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг. Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско го управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству. Образование Российской империи. Абсолютизм. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. Цена и последствия реформ Петра I. Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи. Основные понятия темы: Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма. |
Рабочая программа учебного курса «История России. ХХ век» «История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных... | Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа информатизации школы Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Образовательная программа Муниципального Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах» Элективный курс “История России в лицах” предназначен для учащихся 7 класса, изучающих историю на базовом уровне. Программа составлена... | ||
Ханты-мансийского автономного округа-югра Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Рабочая программа по предмету история России для 11 класса Составитель:... Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской... | Рабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год) России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; основное... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «История России XX -начало XXI века» «Всеобщая история» Программа курса «История России 20-21 века» для учащихся 9 класса разработана на основе и соответствует требованиям | Рабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для... |