Скачать 451.65 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Утверждаю проректор по учебной работе доцент Ю.Филимонов « » _______________ 200_ Согласовано декан факультета профессор В. Батурин РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по истории медицины для специальности 060101 – лечебное дело Всего часов – 85 В том числе: Лекций – 16 Практических занятий – 41 Самостоятельных занятий -28 Отчетность – зачет, первый семестр г. Ставрополь, 200_ Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения « » _____________ 200_ года, протокол №___ Заведующий кафедрой доцент Л. Максименко Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией « » _________________ 200_ года Председатель ЦМК профессор М. Евсевьева ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина история медицины является гуманитарной дисциплиной и предназначена для изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества. Дисциплина изучается в объёме 60 часов с чтением лекций (16 часов), семинарских занятий (24 часа) и самостоятельных занятий (20 часов). Лекции составляют основу теоретического обучения, систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, способствуют формированию творческого мышления. Лекции читают заведующий кафедрой, профессор и по отдельным темам старшие преподаватели кафедры. Занятия по «Истории медицины» проводятся по типу семинарских и к каждому из них студенты готовят реферативные сообщения о становлении медицинских знаний в различные исторические периоды, а также о жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых, внесших существенный вклад в развитие медицины. В результате они приобретают навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, отстаивать свое мнение. Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания, изложенного в методическом пособии к семинарским занятиям разработанного на кафедре. Количество студентов в группе составляет 24-26 человек. Учет знаний студентов проводится путем ежедневного опроса и тестового контроля, по окончании изучения всех разделов дисциплины проводится контрольное занятие. Полученные студентами оценки заносятся в журналы учета посещаемости и успеваемости студентов, которые хранятся на кафедре не менее 5 лет. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки. Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий. Самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя в объеме бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает разработку реферата и позволяет обучить студентов методам самостоятельной работы с учебными материалами. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Дисциплина согласовано изучается с дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования. Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке, посещает факультативные и элективные занятия. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и больными и др. В процессе преподавания истории медицины, большое внимание уделяется формированию профессионального поведения на принципах медицинской этики и деонтологии. Это обусловлено возрастающими требованиями не только к профессиональному уровню подготовки медицинских кадров, но и к культуре медицинского обслуживания населения. При составлении плана воспитательной работы для студентов младших курсов, сотрудники кафедры исходили из того, что морально-этические нормы и требования к поведению врача разрабатывались многими деятелями – Гиппократом, Авиценной, М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным, Ф. И. Гаазом, Н.А. Семашко и другими. Научно-практическая и общественная деятельность выдающихся ученых мировой и отечественной медицины являет собой пример высокого служения врачебному долгу и народу, беззаветного и преданного служения науке. Изучение развития врачебной этики в условиях различных социально-экономических формаций входит в качестве непременной составной части в каждую лекцию, каждое занятие или выступление студентов. А воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей является основной задачей преподавания общего курса истории медицины. Составной частью занятий по истории медицины является выполнение заданий по УИРС, посвященных исследованию жизненного пути и деятельности видных ученых академии. При выполнении УИРС воспитание строится на конкретных примерах образцового выполнения врачебного долга и воплощения идей гуманизма, гражданственного и самоотверженного труда, активной деятельности и высокого профессионализма Ставропольских врачей. В комплекс воспитательных мероприятий также входит проведение дискуссий в студенческих группах на нравственные и морально-этические темы. Цели и задачи дисциплины На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста, обладающего знаниями закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества. В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: О жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков Ставропольского края ВЛАДЕТЬ: Навыками политической, нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н Ы Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература. РАЗДЕЛ 1. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Тема 1. Врачевание в период становления, зрелости и разложения первобытного общества Становление первобытного общества и первобытного врачевания, формирование человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Развитие абстрактного мышления и речи. Первые погребения умерших (ок. 65 - 40 тыс. лет назад). Погребения в пещере Шанидар (территория Ирака). Становление социальных отношений у поздних палеоантропов (неандертальского вида). Ранняя родовая община охотников и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад – ок.VII тысячелетия до нашей эры). Характеристика периода. Значение для медицины открытия огня. Зарождение народной медицины. Первые врачеватели и открытие первых лекарств. Лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения. Представление о болезни. Представление о здоровье. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий до нашей эры). Первоисточники о болезнях первобытного человека. Первые приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.д.). Зарождение лекарствоведения. Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Зарождение гигиенических навыков и обычаев. Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни. Понятие о причинах заболевания зубов. Применение различных веществ (зола, смола) для очищения зубов. Врачевание в период разложения первобытного общества (X – V тысячелетия до н.э.): расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания, хирургические приемы, инструменты для врачевания, наркотические и опьяняющие средства. Появление профессиональных служителей культа врачевания, сфера их деятельности. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, приемы психологического воздействия на больного и общество. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в некоторых развивающихся странах. Народное врачевание – один из истоков народной медицины. РАЗДЕЛ 2. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая учебная программа по немецкому языку для специальности 060101... «Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» | Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября... | ||
Самостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр.... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002 | Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется... Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,... По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400) | ||
Форма освоения основной профессиональной образовательной программы... Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело | Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело» Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине с история медицины по специальности 060101. 65 Лечебное дело Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине б история Отечества по направлению... Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 060101. 65 Лечебное дело | Рабочая учебная программа дисциплины Фгос впо 3-го поколения для специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11. 2010 №1122 |