Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85





Скачать 451.65 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85
страница1/4
Дата публикации29.10.2014
Размер451.65 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю.Филимонов

« » _______________ 200_
Согласовано

декан факультета

профессор В. Батурин


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по истории медицины

для специальности 060101 – лечебное дело


Всего часов – 85

В том числе:

Лекций – 16

Практических занятий – 41

Самостоятельных занятий -28

Отчетность – зачет, первый семестр

г. Ставрополь, 200_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения
« » _____________ 200_ года, протокол №___
Заведующий кафедрой доцент Л. Максименко

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией
« » _________________ 200_ года
Председатель ЦМК профессор М. Евсевьева



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина история медицины является гуманитарной дисциплиной и предназначена для изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Дисциплина изучается в объёме 60 часов с чтением лекций (16 часов), семинарских занятий (24 часа) и самостоятельных занятий (20 часов).

Лекции составляют основу теоретического обучения, систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, способствуют формированию творческого мышления. Лекции читают заведующий кафедрой, профессор и по отдельным темам старшие преподаватели кафедры.

Занятия по «Истории медицины» проводятся по типу семинарских и к каждому из них студенты готовят реферативные сообщения о становлении медицинских знаний в различные исторические периоды, а также о жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых, внесших существенный вклад в развитие медицины. В результате они приобретают навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, отстаивать свое мнение. Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания, изложенного в методическом пособии к семинарским занятиям разработанного на кафедре. Количество студентов в группе составляет 24-26 человек.

Учет знаний студентов проводится путем ежедневного опроса и тестового контроля, по окончании изучения всех разделов дисциплины проводится контрольное занятие. Полученные студентами оценки заносятся в журналы учета посещаемости и успеваемости студентов, которые хранятся на кафедре не менее 5 лет.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий. Самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя в объеме бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает разработку реферата и позволяет обучить студентов методам самостоятельной работы с учебными материалами.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке, посещает факультативные и элективные занятия. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и больными и др.

В процессе преподавания истории медицины, большое внимание уделяется формированию профессионального поведения на принципах медицинской этики и деонтологии. Это обусловлено возрастающими требованиями не только к профессиональному уровню подготовки медицинских кадров, но и к культуре медицинского обслуживания населения. При составлении плана воспитательной работы для студентов младших курсов, сотрудники кафедры исходили из того, что морально-этические нормы и требования к поведению врача разрабатывались многими деятелями – Гиппократом, Авиценной, М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным, Ф. И. Гаазом, Н.А. Семашко и другими. Научно-практическая и общественная деятельность выдающихся ученых мировой и отечественной медицины являет собой пример высокого служения врачебному долгу и народу, беззаветного и преданного служения науке. Изучение развития врачебной этики в условиях различных социально-экономических формаций входит в качестве непременной составной части в каждую лекцию, каждое занятие или выступление студентов. А воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей является основной задачей преподавания общего курса истории медицины.

Составной частью занятий по истории медицины является выполнение заданий по УИРС, посвященных исследованию жизненного пути и деятельности видных ученых академии. При выполнении УИРС воспитание строится на конкретных примерах образцового выполнения врачебного долга и воплощения идей гуманизма, гражданственного и самоотверженного труда, активной деятельности и высокого профессионализма Ставропольских врачей. В комплекс воспитательных мероприятий также входит проведение дискуссий в студенческих группах на нравственные и морально-этические темы.

Цели и задачи дисциплины

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста,

обладающего знаниями закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • Основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса.

  • Этапы становления и развития медицинской науки; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни.

  • Отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время); достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

  • Вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности в истории человечества

  • Основные правила и принципы профессиональной врачебной этики; морально-этические основы современного медицинского законодательства; права пациентов, обязанности, права, место врача в обществе; моральные нормы внутри профессиональных отношений; формы взаимоотношения «врач-пациент».

уметь:

  • Грамотно и самостоятельно анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

  • заботиться о сохранении отечественного и мирового культурного наследия, стремиться к повышению своего культурного уровня;

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

  • грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

  • адекватно с позиции партнерских отношений взаимодействовать с пациентом, его родственниками, поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

  • использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

  • достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков Ставропольского края

ВЛАДЕТЬ:

Навыками политической, нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  1. способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-I);

  2. владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);

  3. способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

  4. способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ИК-5);

  5. способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (СЛК-1);

  6. готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

  7. морально-правовые компетенции - способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики. Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (СЛК-5);

  8. компетенции гражданского поведения - способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

  9. компетенции саморазвития - способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (СЛК-10);

  10. компетенции самообразования - способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-11);

  11. культурно-исторические компетенции - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие, владеть понятийным аппаратом, знать историю цивилизации, развираться в психологии культурных архетипов (СЛК-12);

  12. историко-политические компетенции - способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеть исторической терминологией, умение сформировать новые личностные качества: критическое отношение к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления косных взглядов, сформировать ценностные ориентации, гибкое мышление, способность сотрудничать и вести диалог, быть нравственно ответственным за порученное дело, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, способность творческой адаптации к реальной обстановки; знать историко-медицинскую терминологию (СЛК-13);

  13. философско-мировоззренческие компетенции - способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, умение логически выражать свои мысли (СЛК-14);

  14. морально-экзистенциальные компетенции - способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и самому себе, к обществу и природе (СЛК-15);

  15. художественно-эстетические компетенции - способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (СЛК-16);

  16. культурно-религиозные компетенции - способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-17)


С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н Ы
Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

РАЗДЕЛ 1. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Тема 1. Врачевание в период становления, зрелости и разложения первобытного общества

Становление первобытного общества и первобытного врачевания, формирование человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Развитие абстрактного мышления и речи. Первые погребения умерших (ок. 65 - 40 тыс. лет назад). Погребения в пещере Шанидар (территория Ирака). Становление социальных отношений у поздних палеоантропов (неандертальского вида).

Ранняя родовая община охотников и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад – ок.VII тысячелетия до нашей эры). Характеристика периода. Значение для медицины открытия огня. Зарождение народной медицины. Первые врачеватели и открытие первых лекарств. Лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения. Представление о болезни. Представление о здоровье. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий до нашей эры). Первоисточники о болезнях первобытного человека. Первые приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.д.). Зарождение лекарствоведения.

Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Зарождение гигиенических навыков и обычаев. Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни.

Понятие о причинах заболевания зубов. Применение различных веществ (зола, смола) для очищения зубов.

Врачевание в период разложения первобытного общества (X – V тысячелетия до н.э.): расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания, хирургические приемы, инструменты для врачевания, наркотические и опьяняющие средства. Появление профессиональных служителей культа врачевания, сфера их деятельности. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, приемы психологического воздействия на больного и общество.

Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в некоторых развивающихся странах. Народное врачевание – один из истоков народной медицины.
РАЗДЕЛ 2. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности...
Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая учебная программа по немецкому языку для специальности 060101...
«Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconСамостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр....
Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,...
По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400)
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconФорма освоения основной профессиональной образовательной программы...
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconПрограмма Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101...
...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа по дисциплине с история медицины по специальности 060101. 65 Лечебное дело
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая программа по дисциплине б история Отечества по направлению...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 85 iconРабочая учебная программа дисциплины
Фгос впо 3-го поколения для специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11. 2010 №1122


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск