Скачать 224.24 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет Кафедра истории России «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Е.Г. Матвиевская/ __________ _____________ 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ИСТОРИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» Направление подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» Профиль подготовки История Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Оренбург 2013 г. Рецензенты: Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., зав. кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания __________ ______________ (дата) (подпись) Автор/составитель рабочей программы учебной дисциплины: Матюшко И.В., к.и.н., доц. кафедры истории России __________ ______________ (дата) (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………...........5 1. Цели и задачи освоения дисциплины …….………………......................................5 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО......…………………………….….......5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины…………………………………………………………..........................5 4. Содержание и структура дисциплины …………………..........................................6 4.1. Содержание разделов дисциплины………………………….…......................7 4.2. Структура дисциплины……………………………..…....................................8 4.3. Лекции………………………………………………………………………......9 4.4. Практические занятия ………………………………..……………..…............9 4.5. Курсовые работы (курсовые проекты)………………….........……...............10 4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины …..…….........................10 5. Образовательные технологии…………………………………….........……..........10 5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………......................................….............10 5.2. Интерактивые образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………….…..........11 6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, про межуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………...12 6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости……………….........12 6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций студентов……………………………................12 6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций…………………………………………………………………...12 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………….....................….......13 7.1. Основная литература………….…………….………………………………....13 7.2. Дополнительная литература……………………………….………… ...........13 7.3. Периодические издания……………….………………………………...........13 7.4. Интернет-ресурсы……….……………………………………..…............…...13 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ...........................................13 8.1. Технические и электронные средства обучения и контроля успеваемости……………………………………………………………………13 Пояснительная записка Дисциплина «История Южного Урала в древности и средневековье» основана на краеведческих материалах по археологии, полученных в результате многолетних раскопок Оренбургской археологической экспедиции. Рабочая программа дисциплины «История Южного Урала в древности и средневековье» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата – 050100.62 Педагогическое образование.
Целью дисциплины является освоения и систематизация специальных знаний в области археологии, а также формирование компетентности в вопросах материальной и духовной культуры племен, населявших степное Приуралье в эпоху древности и средневековья. В задачи дисциплины входят: изучение археологических памятников с кон. I тыс. до н.э. до XIV в н.э. на Южном Урале; изучение письменных памятников о населении региона; приобретение опыта научно-исследовательской деятельности.
«История Южного Урала в древности и средневековье» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б3.В.ДВ.14. Дисциплина преподается в 6-ом семестре. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 36 часов аудиторных занятий, 36 часов самостоятельной работы. Итоговая аттестация – устный зачет в конце 6 семестра.
Процесс изучения дисциплины способствует формированию следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); - способность логически верно устную и письменную речь (ОК-6); - иметь бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); в области культурно-просветительской деятельности: - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); Студент, изучивший учебный курс «История Южного Урала в древности и средневековье» должен Знать: - особенности развития экономики населения Южного Урала в древности и средневековье; и истоки ее формирования в зависимости от степных природно-климатических условий. - роль степных кочевников в мировой истории; - особенности развития культуры в разные эпохи и на территории Южного Урала. Уметь - использовать полученные знания в учебном процессе, в том числе краеведческий археологический материал. - проводить историко-культурное сравнение археологических культур; - использовать полученные знания в музейном деле и в проведении воспитательной работы среди школьников и населения края. Владеть - методическими приемами преподавания археологических знаний на уроках истории; - навыками проведения краеведческой работы и поиска археологического памятника. Приобрести опыт деятельности: - учебно-образовательной; - аналитической; - научно-исследовательской.
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (СЗ), самостоятельное изучение вопросов (СВ), подготовка рефератов.
Темы рефератов приводятся далее в пункте 4.6. данной рабочей программы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 час.) Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Разделы дисциплины и виды занятий
Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.
Темы рефератов Предпосылки перехода к подвижному скотоводству в раннем бронзовом веке. История изучения ямной археологической культуры на Южном Урале. Неординарные захоронения ямной культуры в Мустаевском курганном могильнике. II Плешановский курганный могильник. Шумаевские курганы. Сарматские курганы на Илеке. Проблема женских погребений с оружием в раннем железном веке на примере Шумаевского курганного могильника. Особенности погребального средневековых кочевников: характер надмогильного сооружения и способы захоронения коня. Курганный могильник Буранчи. V Мустаевский курганный могильник. Характеристика элементов материальной культуры XII-XIV вв. н.э. Письменные источники о кочевниках в Золотой Орде.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: интерактивные лекции, дискуссии, презентации, круглый стол.
Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы. - интерактивная лекция - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями. Лекционная форма при переходе к последующим этапам обучения постепенно заменяется дискуссиями, докладами, обсуждениями, делающими процесс освоения знаний и навыков более активным. В целях оптимизации процесса обучения на практических занятиях организуются дискуссии, круглые столы. Они помогают студентам получать новое знание и применять его в практической деятельности.
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 55 %.
Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос, самостоятельное изучение вопросов, подготовка рефератов, круглый стол, дискуссия.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Вопросы к зачету:
Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. Приводятся критерии выставления оценок «зачтено», «незачтено». «Зачтено» студенту ставится, если он: - прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает; - умеет тесно увязывать теорию с практикой; - свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; - не затрудняется с ответом при видоизменении заданий; - использует в ответе материал монографической литературы; - правильно обосновывает принятое решение; - владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. «Не зачтено» выставляется студенту если: - обнаружены пробелы в знаниях основного учебного материала; - студент не знает значительной части программного материала; - неуверенно и с большими затруднениями выполняет практические работы; - в изложении работы допущены существенные ошибки.
Моргунова Н.Л. Хронологическое соотношение энеолитических культур волго-уральского региона в свете радиоуглеродного датирования // «Российская археология» № 4, 2010. С.18-27. Моргунова Н.Л. Конференция «Проблемы изучения культур раннего бронзового века степной зоны Восточной Европы». Оренбург. 12-15 мая 2009 г. // «Российская археология» №1, 2011. С. 186-192. Моргунова Н.Л. К вопросу о модели кочевого скотоводства в степях волжско-уральского междуречья в бронзовом веке // Интеллект. Инновации. Инвестиции. №1. Оренбург, 2012. С.222-225.
Матюшко И.В. Динамика этнокультурных и миграционных процессов в степях Приуралья с IX по XIV вв. // Электронный журнал Вестник ОГПУ, № 2 за 2012 год.
Для обеспечения преподавания данной дисциплины необходимы - аудитория; - технические средства обучения: DVD-плеер, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер; - мультимедийный проектор, компьютер и экран; - наглядные пособия, карты, приборы, учебно-методические пособия. -электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование. |
Содержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час) Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,... | История история россии с древности до XV в. История история россии с древности до XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности | ||
Архитектурно-градостроительное наследие южного урала Охватывает цикл историко-теоретических дисциплин и работу с дипломниками. Он апробирован диссертантом в научно-педагогической практике.... | История история россии с древности до XV в. Народы и государства... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | ||
Курса Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | ||
Программа учебной дисциплины история Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом... | ||
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов История Охватывает круг вопросов, связанных с основными этапами и содержанием отечественной истории с древнейших времен до наших дней, осмыслением... | Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов История Охватывает круг вопросов, связанных с основными этапами и содержанием отечественной истории с древнейших времен до наших дней, осмыслением... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | ||
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки... | Урок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале» Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в в | ||
Учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Темы рефератов и список литературы по разделам дисциплины «История... Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири. – Свердловск, 1988 |