Приложение Б.2
Аннотация дисциплин
базовой части учебного плана подготовки бакалавров по направлению
220700 «Автоматизация технологических процессов и производств».
№ пп
разделы
| Наименование учебной дисциплины
и её краткое содержание
| Объём в академических часах (зач. ед.)
| 1
| 2
| 3
| Б.1
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
| (30)
| Б.1.1
| Базовая часть
| (16)
| Б.1.1.1
| История.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целью курса является изучение политических, социально-экономических и культурных аспектов истории России с точки зрения современных подходов к анализу явлений и процессов.
Задача курса – вооружить студентов умением анализировать исторические документы, факты, события; научить их использовать полученные знания для оценки современного политического и экономического развития России, решения практических задач.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.
Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории (факты, даты, события, имена исторических деятелей и их место в истории) (ОК-1);закономерности развития общества и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности (ОК-2).
Уметь: занимать активную гражданскую позицию (ОК-3); ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК-4); применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных наук в профессиональной деятельности, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, реферировать научную литературу (ОК-6); применять полученные знания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК-10, ОК-11); анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13); использовать в познавательной сфере деятельности навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами, приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-16, ОК-17, ОК-18).
Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества, знаниями проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном общении (ОК-5, ОК-7, ОК-22).
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; крепостное право в России; мануфактурно - промышленное производство; становление индустриального общества в России: русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально - экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально - экономическое развитие, общественно - политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и её провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации
| (3)
| Б.1.1.2
| Философия.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целями освоения дисциплины являются гуманитарная подготовка специалистов, активация творческих способностей студентов путем формирования философской культуры будущего специалиста на основе изучения обширного исторического и современного материала, анализа постановки и решения «вечных» философских проблем, что способствует выработке у студентов современного научного мировоззрения и системы гуманистических ценностных ориентаций, позволяющих критически разбираться в современных общественных реалиях.
Задачи дисциплины: ознакомление с современной философской и научной картиной мира; формирование навыков научного мышления, способностей к аналитической деятельности, творческого осмысления важнейших проблем философии природы, общества, человека и возможностей познания; развитие способностей самостоятельного анализа и осмысления стержневых мировоззренческих проблем; формирование личности специалиста.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: специфику философского знания, деление его на основные отрасли – онтологию, гносеологию, логику, философскую антропологию, социальную философию, аксиологию, этику, эстетику, праксиологию; основные этапы развития философской мысли; современную картину мира и связанные с ней философские категории и принципы; познавательные способности человека, соотношение знания и веры, истины и заблуждения, роль науки в жизни общества, научные методы, нормы, идеалы; различные концепции человека, назначение и смысл его жизни; сущность и природу человека; факторы становления личности, соотношение свободы и ответственности; многообразие культур и цивилизаций, многовариантности исторического процесса, глобальные проблемы современности; роль информации и техники в развитии общества (ОК-1, ОК-2).
Уметь: на основе освоенного философского материала сформировать свою точку зрения, которая отражала бы научную картину мира и особенности субъективного мира личности; осознанно опираться на законы и категории философии для понимания, объяснения мира, человека и смысла его жизни; применять философские знания в решении методологических проблем технических наук; использовать философские теории, методы, подходы в практической профессиональной деятельности и личном опыте специалиста; анализировать и оценивать исторические события и процессы; логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; работать в коллективе; критически оценивать личные достоинства и недостатки; анализировать социальнозначимые проблемы и процессы; осуществлять публичные выступления; учитывать последствия управленческих решений действий с позиции социальной ответственности (ОК-4, 6, 7, 11, 13, 19, 20).
Владеть: культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, ставить цели и выбирать пути их достижения; стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию; придерживаться этических ценностей, здорового образа жизни и активной гражданской позиции (ОК-3, 5, 10, 22).
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Предмет философии, место и роль философии в культуре, становление философии, основные направления, школы философии и этапы исторического развития; структура философского знания; учение о бытии, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального, пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм, динамические и статистические закономерности, научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа, общество и его структура, гражданское общество и государство, человек в системе социальных связей, человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия, насилие и ненасилие, свобода и ответственность, мораль, справедливость, право; нравственные ценности, представление о совершенном человеке в различных культурах, эстетические ценности и их роль в человеческой жизни, религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание, сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание, критерии научности, структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания, научные революции и смены типов рациональности, наука и техника; будущее человечества, глобальные проблемы современности, взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| (3)
| Б.1.1.3
| Иностранный язык.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является сформировать и развить у студентов коммуникативно-речевую компетенцию специалиста.
Задачей изучения дисциплины является образование у студентов важнейших базовых умений и навыков, необходимых для формирования профессиональной иноязычной компетенции.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: иностранный язык на уровне не ниже разговорного (ОК-19); сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения; анализировать рабочую ситуацию (ОК-1, 2, 5, 6, 7).
Уметь: осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК-12, 13, 16, 17, 18).
Владеть: информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности; работой в команде, эффективным общением с коллегами, руководством, клиентами (ОК-3).
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Освоение лексического минимума общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
| (7)
| Б.1.1.4
| Экономика и управление производством.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целями освоения дисциплины являются установление роли и значения организации и планирования производства в условиях рыночной экономики, рассмотрение основных положений организации и управления производством
Задачи дисциплины: научить определять влияние типа производства на организационную структуру предприятия; определять задачи производственного процесса; выбирать типы производства, оптимальные для данного предприятия
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: структуру технологического процесса на машиностроительных предприятиях, способы организации технологического процесса, особенности типов производства (ПК-28).
Уметь: проводить технико-экономическое обоснование выбора типа производства, организовать рабочее место оператора, разработать мероприятия по управлению жизненным циклом продукции (ПК- 31).
Владеть: методами создания системы освоения новой техники, организации НИР (ПК-35).
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; акроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике.
| (3)
| |