Скачать 195.31 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) УТВЕРЖДАЮ Проректор по УВР проф. В.В.Ушаков _________________________ «_____»____________ 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Направление подготовки: 220700.68 «Автоматизация технологических процессов и производств» Магистерская программа: локальные системы автоматизации Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Кафедра: Автоматизированные системы управления Москва 2012 г. Проверено ОМ _____________ Файл РП ____________________
Основными целями освоения дисциплины «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий» является сформировать у студентов понимание роли и значения информации, информационных технологий и информационного ресурса в процессе информатизации общества, ознакомить студентов с основами проектирования систем сбора, обработки информации и управления с использованием современных средств автоматизации.
Дисциплина «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3). Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: - изучение современных систем обработки информации, - изучение сетей и систем передачи данных, - изучение основных принципов создания и применения баз и банков данных, - изучение принципов управления различными организационными и промышленными объектами с применением средств автоматизации, - обладание устойчивыми навыками при работе с современными системами проектирования, внедрения, информационной поддержки и эксплуатации систем обработки информации и управления. Содержание дисциплины «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий» может служить основой для освоения таких дисциплин, как «Распределенные компьютерные информационно-управляющие системы», «Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла», «Проектирование систем автоматизации и управления», использующих информационные технологии для решения практических задач в соответствующей предметной области.
В рамках информационно-аналитической деятельности бакалавр должен уметь решать следующие профессиональные задачи: подготовка заданий на модернизацию и автоматизацию действующих производственных и технологических процессов и производств, технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний; разработку новых автоматизированных и автоматических технологий, средств и систем, в том числе управления жизненным циклом продукции и ее качеством; проведение технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики, систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством; разработка и практическая реализация средств и систем автоматизации контроля, диагностики и испытаний, автоматизированного управления жизненным циклом продукции и ее качеством; организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ; адаптация современных версий систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов; поддержка единого информационного пространства планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции; использование проблемно-ориентированных методов анализа, синтеза и оптимизации процессов автоматизации, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством; применение новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП): - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8); - способностью выбирать оптимальные решения при создании продукции, разработке автоматизированных технологий и производств, средств их технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а так же сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты (ПК-21); - способностью поддерживать единое информационное пространство планирования и управления предприятием на всех этапах жизненного цикла производимой продукции (ПК-32); - способностью применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения (ПК-48). В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь использовать методы и средства хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/ CALS технологий; разрабатывать элементы виртуальных предприятий, интегрированные системы проектирования и управления; владеть навыками использования методов и средств хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS технологий.
Курс состоит из лекционных занятий, курсовой работы, самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетные единицы.
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.
Понятие векторных и растровых изображений. Сравнительный анализ компьютерных изображений, их достоинства и недостатки. Получение bitmap. Способы получения компьютерных изображений, их использование в прикладных системах. Заполнение многоугольника, схема алгоритма. Реалистичное представление сцен, источники света, диффузное отражение, закон Ламберта, зеркальное отражение, эмпирическая модель Фонга. Модели закраски. Расчет освещения сцены. Алгоритмы удаления линий и поверхностей.
Растровая графика. Основные понятия. Статические растровые изображения. Монохромная графика, оттенки серого. Индексированный 16-цветный, 256-цветный тип, истинный цвет RGB. Модели цвета: RGB, CMYK, HSB, плашечные цвета. Форматы графических файлов: BMP, EPS, GIF, PCX, TIFF, WMF, JPG.
Методы сжатия растровой информации с потерями и без потерь. Кодирование Хаффмана, JPEG, дискретное косинусоидальное преобразование (DCT). Фрактальное сжатие. Критерии оценки алгоритмов.
Сущность поэлементной обработки изображений. Линейное контрастирование изображения. Соляризация изображения. Фильтры (Plug-ins) и спецэффекты. Препарирование, бинаризация, акварелизация, тиснение, фильтрация изображений.
Предмет и содержание раздела. Мотивация необходимости программирования графики. Обзор и краткий сравнительный анализ развития и возможностей программных и технических систем компьютерной графики. Тенденции развития и области применения. Реанимация навыков программирования на C++.
Преобразование и новые координаты. Поворот. Матричная запись. Окна и область вывода. Отсечение линий. Автоматический подбор размеров и позиций. Применение рекурсий. Сглаживание кривых.
Геометрический инструмент для элементов компьютерной графики: векторы, скалярное и векторное произведения, детерминанты и их свойства. Декомпозиция полигонов на треугольники. Однородные координаты. Переход и повороты в трёхмерном пространстве.
Видовое преобразование (математические основы). Перспективные преобразования. Вычерчивание проволочных моделей. Направление наблюдения, бесконечность, вертикальные линии.
Трехмерные объекты. Создание объектов на основе сечений. Рисование с особой точностью. Редактирование объекта. Модифицирование объектов. Основы композиции. Применение материалов и карт. Визуализация и эффекты погоды. Основы пространственной анимации и специальных эффектов.
Практические занятия не предусмотрены.
На лекционных и лабораторных занятиях используется активная и интерактивная формы проведения занятий. Лекционный курс проводится на базе мультимедийных лекций, построенных в виде электронных презентаций. На лабораторных работах рассматриваются конкретные вопросы применения методов компьютерной графики для визуализации процессов и объектов реализации проектных решений. Задания выполняются с использованием различных программных средств на базе сети персональных компьютеров с целью формирования и развития практических навыков.
Для самостоятельной работы используется учебно-методическое обеспечение на электронных и типографских носителях. Тематика самостоятельной работы соответствует содержанию разделов дисциплины. Степень освоения учебного материала контролируется в процессе рубежного контроля, выполнения лабораторных работ, обсуждения отчетов по лабораторным работам, защиты курсовых работ. Темами курсовых работ предлагается выбрать средства компьютерной графики для визуализации возможных результатов моделирования процессов реализации проектных решений в различных предметных областях. Примерные темы курсовых работ:
Для проведения промежуточного рубежного контроля подготовлены контрольные задания, соответствующие экзаменационным вопросам по пройденному разделу. Экзаменационный билет содержит теоретические вопросы. Примерные вопросы к экзамену:
34. Двухмерные алгоритмы. 35. Двухмерные алгоритмы. Преобразование и новые координаты. 36. Двухмерные алгоритмы. Поворот. 37. Двухмерные алгоритмы. Матричная запись. 38. Двухмерные алгоритмы. Окна и области вывода. 39.Двухмерные алгоритмы. Отсечение линий. 40.Двухмерные алгоритмы. Автоматический подбор размеров и позиции. 41. Двухмерные алгоритмы. Применение рекурсий. 42. Двухмерные алгоритмы. Сглаживание кривых. 43. Трехмерная графика. Векторы. 44.Трехмерная графика. Скалярное произведение. 45.Трехмерная графика. Детерминанты п - го порядка. Свойства, применение. 46.Трехмерная графика. Векторное произведение. 47. Трехмерная графика. Декомпозиция полигонов на треугольники. 48. Трехмерная графика. Однородные координаты. 49. Перенос и повороты в трехмерном пространстве. 50. Эффект перспективы. 51. Видовое преобразование. 52. Видовое преобразование. Перенос начала из О в Е. 53. Видовое преобразование. Поворот координатной системы вокруг оси z. 54. Видовое преобразование. Поворот системы координат вокруг оси х. 55. Видовое преобразование. Изменение направления оси х. 56. Перспективные преобразования. 57. Методика вычерчивания куба. 58. Вычерчивание проволочных моделей. 59. Направление наблюдения, бесконечность, вертикальные линии. 60. Линия горизонта. Критерии оценки ответов на экзамене Оценка «отлично» ставится за содержательно полный ответ по теоретическим вопросам билета и дополнительные вопросы, подготовленные студентом самостоятельно без дополнительных комментариев преподавателя. Оценка «хорошо» ставится за содержательно полный ответ по теоретическому вопросу билета и дополнительные вопросы при наличии наводящих вопросов преподавателя. Оценка «удовлетворительно» ставится за ответ, частично раскрывающий теоретические вопросы билета и дополнительные вопросы, подготовленные студентом при наличии наводящих и дополнительных вопросов преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» ставится за ответ, частично раскрывающий теоретический вопрос билета и не содержащий удовлетворительного ответа на дополнительные вопросы.
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы В соответствии с ООП дисциплина должна быть поддержана соответствующими лицензионными программными продуктами: - операционная система Windows; - пакет 3D STUDIO MAX 10. Учебная дисциплина предполагает использование ряда интернет-ресурсов: - www.teachvideo.ru/course/232 - www.ixbt.com - www.spec.org - www.top500/org
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 220700.68 «Автоматизация технологических процессов и производств» по профилю подготовки: Локальные системы автоматизации рассмотрена и утверждена на заседании кафедры « »_ _2012 г., протокол № . Разработчик: Профессор кафедры АСУ Юрчик Петр Францевич ____________________________________________________ Кафедра «Автоматизированные системы управления» Зав. кафедрой Николаев Андрей Борисович ___________________________________________________ Рабочая программа согласована с УМКФ. Председатель УМКФ Николаев А. Б. __________________________ Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета Управления «___»______2012г., протокол № _____. Председатель совета факультета Николаев А.Б. _________________________ |