Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова





Скачать 311.58 Kb.
НазваниеРеферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова
страница1/3
Дата публикации20.07.2013
Размер311.58 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова

автор: ученица 9 класса «А»

Сухинина Анастасия

Руководитель: Гутлин М. Н.

Москва

2013

Оглавление

  1. Введение - 3

  2. 1-я глава:

история возникновения атеизма - 7

атеизм в современном обществе - 8

виды атеизма - 8

тезисы атеистов - 9

  1. 2-я глава:

История возникновения религии – потребность человека в Боге - 11

Ответы на тезисы атеистов - 12

  1. 3-я глава:

История взаимодействия религии и науки - 15

Соотнесение религиозных верований и научных знаний - 16

вывод - 19

  1. Заключение – 21

  2. Список литературы - 23


Введение

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Дух. Духовность. Душа. С самых ранних периодов своего существования человечество задумывалось об этих понятиях и ставило перед собой вопросы о происхождении всего, о смысле бытия, о предназначении человеческой жизни, о смысле тех внутренних душевных переживаний и чувств, которые сопровождают человека на протяжении его жизни, о цели существовании человека и его возможной судьбе после смерти. Данные исторических исследований свидетельствуют нам, что поиск ответов на эти и многие другие подобные им вопросы люди во все времена ценили не меньше, чем необходимость поиска средств для существования. Бедность научных данных с одной стороны, и необходимость поиска ответов на поставленные вопросы с другой, привели к возникновению у людей представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и его бытием. Со временем эти представления оформились в более-менее целостные формы осознания мира, обусловленные верой в сверхъестественное, включающие в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации, получивших названия религий. Религии, как правило, не только давали людям ответ на их мировоззренческие вопросы, но и выполняли функции для объединения наций: задавали единые морально-нравственные ориентиры, облегчали перенесение неизбежных психологических травм, как, например, смерть близких, обосновывали необходимость единения людей вокруг единого центра принятия решений. Шло время, человечество развивало свои знания о природе, складывались различные философские течения, переросшие затем в области научных знаний. И со временем, критически мыслящая часть научного сообщества дерзнула поставить вопрос о существовании божественных сил. Эти представления развивались, обрастали научными доказательствами, распространители этих представлений находили единомышленников, и в 19 веке образовалась система взглядов, подвергшая критическому анализу религию и предполагающая её философскую, естественнонаучную и историческую несостоятельность с материалистической точки зрения, то есть научный атеизм. Основными постулатами научного атеизма являются: с философской точки зрения, дискредитация религиозного мировоззрения, с естественно-научной – критика, обосновывающая несовместимость религиозного взгляда на мир с научными представлениями в таких вопросах как, например, происхождение жизни и человека (Важнейшей основой научной аргументации атеизма является эволюционное учение, которое не требует наличия какого-либо «высшего разума» для объяснения возникновения и развития жизни на Земле), а так же с исторической – объяснение происхождения и развития религий как естественный социальный процесс.

С другой стороны, развитие религий также сопровождалось развитием их теоретической базы. Религиозные учения приобрели формы законченности и закрепились на определенных территориях, населяемых определенными этносами. На территории России основной религией является Православная Христианская вера. Среди представителей Православного учения распространенно мнение о том, что «научный атеизм» является религией, поскольку атеисты принимают на веру недоказанное утверждение, что Бога не существует. Из-за того, что наука не видит научности в голословном, неподтвержденном утверждении постулатов, А. И. Осипов, например, делает вывод об антинаучности и сомнительности самого термина «научный атеизм».

Другим известным православным противником научного атеизма является известный русский философ и историк А.И Ильин. Он в своей лекции «Кризис безбожия» говорит, что наука-это вдохновение, а вдохновение без Бога не бывает.

Он приводит следующие доводы атеистов:

1)Нет никакого основания признавать бытие Бога

2)Люди верят от невежества и страха

3)Вера вредна прогрессу и свободе

4)Провозглашение сенсуализма и материализма

5)Мы не знаем где находится Бог, следовательно его нет

6)Торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над внутренним опытом

Ильин отвечает им тем, что только верующий в бога ученый может открыть что-то поистине великое, и только с помощью бога. Вера в бога - это главный источник вдохновения, главная опора настоящей, истинной науки главная основа чистой и могучей совести месторождение окрыленного гениального искусства, неколеблющийся фундамент благородного государственного и политического правосознания, абсолютная основа характера, живой источник любви, доброты, жертвенности и социальности, великая гарантия волевой дисциплины и беззаветной храбрости, пишет Ильин. Он обосновывает отрицание веры безбожниками тем, что бог воспринимается духом и любовью, а современные безбожники отрицают начало духа и любви.

И у просто верующих людей есть свои ответы научному атеизму. За каждой дверью научного открытия есть еще десять других дверей на другой стороне. Забывая это, убежденные атеисты продолжают утверждать, что одно какое-то научное открытие должно освободить человечество от необоснованной веры в Бога. Причем многие ученые такие как Альберт Эйнштейн, Юнг, Менделеев, Ньютон, Майкл Кремо, Павлов, Ухтомский, Паскаль, Георгий Гречко, Клод Бернар, Броун, Поль Сабатье, Р. Оппенгеймер, Кеплер и многие другие верили в Бога. С самого начала нашей эры люди спорят о существовании Бога, эта тема будет актуальна всегда. В некоторых случаях атеизм очищает религию, разрушает ее ложные формы, такие как лжеучения. У атеистов очень много доводов против, а у верующих есть ответы на большинство из них. Это и показал в своей статье протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный Андрей Кураев. За основу своего труда он взял статью академика, ученого-атеиста Анатолия Рубинова, который в своей статье задается вопросами о существовании Бога и связи религии с наукой. Существует проблема, что появилось очень много атеистов, благодаря тому, что священники не оспаривают доводы атеистов в общественных местах, они оспаривают их в церкви, куда атеисты не ходят и не могут услышать ответы на свои вопросы, и уверены, что их точка зрения абсолютно верна. Это очень важная статья в первую очередь для общества, так как богослужитель открыто отвечает во всеуслышание на часто задаваемые вопросы, и оспаривает тезисы о вреде религии. Главными факторами написания этой статьи являются часто задаваемые вопросы ректору семинарии Андрею Кураеву о том, почему церковь не обращалась к народу, почему она не доказывала свою правоту, и об игнорирование наукой армии шарлатанов: сектантов, гадалок, астрологов, лжеакадемий, целителей. В своей работе я буду опираться на эту статью Андрея Кураева и так же на статью-лекцию И. А. Ильина «Кризис безбожия», прочитанную в Риге в 1935 году. В этой статье Ильин разбирает основные мировоззренческие идеи безбожников своего времени и опровергает их с религиозной точки зрения, также он подтверждает свои взгляды с научной точки зрения.

Две эти статьи написаны православными людьми, но они абсолютно беспристрастно высказывают тезисы атеистов, так что я смогу поместить в свой реферат мнения атеистов на счет религии в их первоначальном виде.

Свою работу я буду строить аналогично Кураеву и Ильину. Первая глава будет посвящена атеизму, в нее будет включена история атеизма, определение атеизмы и его виды, а так же будет рассказано о распространении атеизма в современном обществе. И, конечно же, основной и самой объемной темой, затронутой в главе «Атеизм» будут тезисы атеистов. Вторая глава будет посвящена религии и в ней будет изложена история религии, распространение религии на данный момент и ответы на тезисы атеистов, приведенные в первой главе. Третья глава будет посвящена нейтральному взгляду науки на религии, обоснования некоторых религиозных утверждений с научной точки зрения.

В своем реферате я хочу разобраться, как наука и религия могут прийти к компромиссу. Как отвечать на антирелигиозные мнения. Как русская церковь может доказать свою правоту. Я бы хотела отразить максимально большие тезисы атеистов, ответ на них религии и нейтральный взгляд на мир науки. Я хочу дать читателю шанс самому решать, на какой стороне он – религии или атеизма. Для этого я предоставлю в работе основные лозунги этих двух оппонентов, не давая при этом своей оценки.

Для достижения своей цели сначала я изучу историю атеизма, во многом опираясь на курс лекции по истории атеизма Григорьяна М.М и на книгу Тажуризиной 3. А «Актуальные вопросы истории атеизма». Я изучу некоторые дипломные работы по развитию атеизма в современном мире. Далее я буду работать исключительно по своим основным статьям «Кризис безбожия» и «Диспут с атеистом». Из них я выберу все тезисы, приведенные со стороны атеистов. Далее я буду работать над второй главой: изучу материал по истории религии курс лекций Зубова А.В и работу «Возникновение религии и её первая, исходная форма — магия» Семёнова Ю. И., изучу современное положение религии в обществе, и потом с помощью своих основных источников – статей Ильина и Кураева отвечу на тезисы атеистов, изложенные в первой главе. Далее я с помощью статьи Кураева, Ильина и также книгу Семена Франка «Наука и религия» напишу последнюю статью «Наука».

Атеизм

C самого начала своего существования, неокрепшее в науке, человечество стремилось как-то объяснить для себя явления окружающей его природы, свою жизнь и факторы, влияющие на нее. В отсутствии каких-либо научных знаний, ответ на этот вопрос неизбежно был найден в религиозных учениях, сформировавших затем стойкие религиозные мировоззрения, называемые в настоящий момент кратко религиями. Но по мере развития науки развивались противоположные верования, в которых отрицалось всякое существование потусторонних сил, в них были выдвинуты другие объяснения человеческой жизни, большинство из них подкреплены научной точкой зрения.

Конечно, раньше нельзя было представить себе ни одного государства или народа, который бы не проповедовал и не поддерживал бы на каком-либо этапе своего развития определенную религию, но и атеизм не уступал религиозным учениям в развитии и нарастал в своем влиянии на умы людей. Людям надоело бояться гнева Божия, жить в относительном непонимании устройства мира и жизни после смерти. Они решили сами разобраться в устройстве мира и стать независимыми, так и появился атеизм как следствие развития научных знаний.

Люди стали находить всё больше возможностей объяснить, происходящее не только велением божественных сил, а с точных научных позиций, с возможностью сознательного воспроизведения или предсказания результата. Соответственно, по мере развития науки, увеличивалось количество людей, исповедующих атеизм. Именно ученые были основоположниками идей атеизма, они первые активно распространили воззрения о том, что все достоверное происходит из материального мира, и мы можем понять его только с помощью рецепторов. чем сильно пошатнули веру людей, а потом еще и смогли подтвердить свою теорию, с помощью новых технических переворотов. Затем, они нашли себе единомышленников в других широких слоях общества и, таким образом, установили умственный и душевный уклад современного человека.

Первые упоминания о критике религии известны со времен древнего Египта. В каком-то смысле атеизм – тоже религия, только направленная на земные объекты. И, наверное, на каком-то этапе число людей, исповедующих атеистические мировоззрения, стало стремительно приближаться к количеству сторонников веры в Бога. И сейчас многие религии исчезают с лица Земли. Возьмем в пример самую распространенную религию – Христианство. Во многих странах, таких как Ирак, Сирия, Египет, Эфиопия, Нигерия, Саудовская Аравия, Китай и Афганистан, её запрещают, вплоть до наказания смертной казнью. В Европе люди стали относиться к религии с большим скептизмом. В Америке христианство тоже идет на спад.

И в современном мире, как и тысячи лет назад, падение интереса к религии возникает из-за развития технического и научного прогресса. Теперь большинство явлений, которые наши предки называли божьим промыслом, объясняются с научной точки зрения. Даже у верующих людей религия всё более выходит из повседневной жизни (т.е секуляризация общества), превращаясь в некое отправление религиозного культа, дань культурологическим традициям. Как следствие, посещаемость храмов уменьшается, люди все больше увлечены собой и житейскими заботами, появляется все больше развлечений, никак не связанных с религией, всё больше люди отданы телесным наслаждениям и сладострастиям.

На данный момент выходит множество учений, оправдывающих такой образ жизни, потому что, если после смерти действительно ничего не происходит, душа не существует либо материальна и умирает вместе с телом, то смысл жизни состоит из удовольствий и развлечений. Знаменитый вопрос из «Братьев Карамазовых» Достоевского четко формулирует этот подход: «Так что же, если Бога нет, значит, всё дозволено?» Вот современные атеисты и идут по жизни с девизом «бери от жизни все». А добиться развлечений и жизни, полной утех, можно только с помощью материальных благ. Причем, становится неважным способ их приобретения. Деньги и есть один из основных противников религии и один из основных сторонников атеизма. Когда человек богат, у него все есть и ему нечего просить у Бога, он просто отказывается от Бога. Но он не желает «подвешивать» для себя вопрос существования Бога, ему выгоднее, чтобы над ним не было высшего судии и, соответственно, становится атеистом. Статистика показывает, что экономически развитые страны менее религиозны, чем страны, которые гораздо беднее их. Чем беднее страна, тем больше ее народу нужна помощь Бога, и тем важнее Он для ее населения.

Еще один важный фактор, влияющий на вероисповедание в государстве – это политический строй данной страны. В настоящее время в большинстве стран мира развита демократия. Демократический строй дал все условия для развития идей атеизма, так как людям не навязывали мировоззрение, определенную государственную религию, и они могли самостоятельно решить, во что они верят и по какому пути им пойти. Появилась неограниченная свобода мысли.

Важно отличать атеизм от агностицизма. Так, агностицизм – это неуверенность в существовании бога, а атеизм - твердое утверждение и вера в то, что Бога нет. Атеизм – довольно агрессивное течение, и часто можно встретиться с ярыми протестами против религии в обществе: начиная с мелкого спора в компании и кончая демонстративными протестами на площадях города. Конечно, они приводят огромное количество доводов о ненужности религии, но в целом их позицию можно свести к двум пунктам:

1) «нет никакого основания признавать существование бога - это есть суеверие, (верить в бога Бога — глупо)»

2) «Вера в бога не только неосновательна и не нужна, но еще и жизненно вредна, она задерживает прогрессивное развитие человечества (верить в Бога вредно)».

Данные утверждения, по мере изменения политического строя, философии людей и времени, перетекали в разные формы относительно отдельного человека и общества в целом. Возьмем в пример Россию и изменение мировоззрения россиян в зависимости от столетия:

В 19 веке утверждалось, что отдельному человеку верить в Бога вредно, а широкой массе полезно

В 20 веке: верить в Бога вредно как отдельному человеку, так и широкой массе, так как масса призвана к восстанию.

В 21 веке: вера в Бога должна быть полностью уничтожена, а атеизм должен быть во всех сферах жизни.

Если следовать научно - атеистической логике, то весь мир материален, и для его понимания достаточно только зрительных, слуховых, обонятельных, кожных и двигательных анализаторов, то есть существует только материя, а все, что нематериально, является ложью и затуманивает разум. Следуя из того, что все в мире материально, можно сделать вывод, что Бог тоже должен быть материальным. Люди изучили небо, звезды, галактику и не увидели там Бога, не смогли ощутить его с помощью анализаторов, так и на протяжении всей своей жизни человек не может убедиться в существовании Бога - не может ни увидеть, ни услышать Бога, а значит - Его нет.

В основном христиане ссылаются на Библию - книгу, содержащию священные писания еврейских и христианских народов, написанную тысячи лет назад. Неизвестно, сколько раз она была переписана, события, описанные в ней, не застали даже наши древние предки, люди не могут их проверить, поэтому провозглашают Библию ненадежным источником.

C точки зрения атеизма, душа также может существовать, но будет материальной, и после смерти она умирает и не переходит больше в другие состояния. Можно провести аналогию человека с роботом, которому задаются или он сам себе задает программы, и за определенный период времени он их исполняет, и так действительно понятнее и легче жить.

По мнению атеистов, люди верят в Бога от глупости и запуганности, а этот страх растет у них из-за веры. Страх унижает и отнимает веру в себя, человек отдается во власть духовенству, которое поддерживает в людях этот страх. Страх - это инструмент для порабощения и рабства. Религия запугивает и мешает человеку нормально жить, заставляет его приносить определенные жертвы для Бога, поэтому вера вредна свободе, прогрессу. Религия подавляет в человеке личность, он должен следовать только религиозным наставлениям и заповедям, шаг в сторону является грехом, поэтому у человека под силой страха не остается свободы выбора.

В Россию в 20 веке религия, как и национализм, пришла к людям после слома сильного политического строя, такого как СССР, то есть на место одной идеологии пришла другая, которая пользуется технологией потребительства. Религия заменила людям ту вдохновленность и преданность своей идее, которую они ее потеряли, то есть люди нашли утешение в религии. Так как в государстве, после слома СССР, нет больше никакой идеологии и общей цели, то для легкого управления людьми государство навязывает людям общую религию, например, в России это христианство и ислам. Сейчас идет активное распространение религии c помощью таких средств массовой информации, как телевидение, радио, газеты и интернет. Людям навязывают фанатические идеи религии, однако многие считают, что человек должен дойти до определенного вероисповедания или отказа от веры самостоятельно. Таким образом, пропаганда веры отводит развитие человечества в средние века, так как ограничивает свободу мысли человека и практически проявляется как государственная религия. Но опыт государственной религии уже был пройден сотни лет назад в монархических государствах и как видно из истории был не очень удачным.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова icon1. Религия, её роль в жизни современного общества
Религия (от латинского religio святыня, набожность, предмет культа) внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconРеферат: Религия в философии Фейербаха
Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconОб особенностях современного образования
Александра Романовича Лурия — великого психолога, нейропсихолога, друга и соратника Выготского. На вопрос: «Чем определяется величие...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconРелигия и наука
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconНаука, магия и религия
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconСпецифика философского познания. Философия, наука и религия
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconБилет №1 Религия, ее роль в жизни современного общества
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconРеферат по концепции современного естествознания на тему: «Кибернетика наука ХХ века»
Запуском первого искусствен­ного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconГодовая контрольная работа по информатике Тестирование
Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconСущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся
Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать)
Ученический реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценке различных источников...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconУрок №47. Формы мышления. Алгебра высказываний. Цели урока
Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова iconАстрология – наука или религия?
Таким образом, бренд будет обладать такими свойствами, которые создавали бы богатый чувственный и эмоциональный опыт его взаимодействия...
Реферат Религия, наука и атеизм в оценке современного ученого и богослова icon«Речевой портрет современного семиклассника»
Реферат посвящён исследованию особенностей речевого портрета современного семиклассника


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск