Специфика философского познания. Философия, наука и религия





НазваниеСпецифика философского познания. Философия, наука и религия
страница1/12
Дата публикации12.07.2013
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




ФИЛОСОФИЯ
Философия и ее роль в жизни человека и общества

Специфика философского познания.

Философия, наука и религия



Слово философия происходит из древнегреческого языка, от слов  - любить и  - мудрость. Дословный перевод – любовь к мудрости. Впервые это слово ввел Пифагор (по легенде). В дошедших до нас источниках это слово впервые встречается в печатном тексте в книге «История» Геродота. Под философией в этот момент понимается человеческое познание в целом.

В это же время уже существуют термины episteme (лат.) – знание, doxa (лат.) – мнение. Мнение – информация, которая может быть как истинна, так и ложна. Знание – информация, которая всегда истинна. Мудрец (устар.) – шутливое, историческое; человек, достигший умением, размышлением и опытностью высших житейских и духовных истин. Изначально, мудрость не отождествляется однозначно со знанием. Мудрость не есть знание. Гераклит: «Много знание уму не научит». Например, для новых научных достижений одних знаний недостаточно. Пифагор: «…Мудрецом может быть только Бог, а не человек… Философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости, любовь к ней…». Мудрость – разумное (в разуме человеческом формирующееся) единство знания, понимания и ценностного отношения к миру. Знание – информация о мире, заключающаяся в данных опыта, суждениях и теориях. Понимание – интерпретация истолкования знания посредством придания ему смысла, который определяется внутренним, личным опытом человека. Например, движение стрелки прибора при взгляде на него людей различного уровня и образования. Но на уровне фактов – это есть один и тот же прибор. Ценностное отношение – отношение к предмету сквозь призму того знания, которое он получает в жизни человека и общества в человеческой культуре (В разных культурах все понимается по-разному). Мудрость – способность рассматривать явление с точки зрения их общечеловеческой жизненной ценности и находить наиболее целесообразные формы действия. Кант: «Мудрость больше состоит в образе действий, чем знаний… но, путь к мудрости лежит через науку и через знания»

Наука, религия и философия


как три основных способа миропонимания
Бертран Рассел: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Между религией и наукой существует “ничья земля”, которая подвергается атаке с обеих сторон. Эта “земля” и есть философия». Теология – наука о Боге или теория религии.

Это основные сферы миропонимания. Они связаны еще с двумя: искусством и обыденным познанием (здравый смысл или взгляд человека с улицы). Как связаны наука и философия? Философия не является наукой, но они имеют общие черты:

  • Все фундаментальные науки исторически возникли из философии, т.е. она есть их «наивная юность», начало.

  • Философия, как и произошедшие из нее науки, носит рациональный (от лат. Ratio – разум, порядок и даже число в узком значении) характер, т.е. опирается в своих рассуждениях на разум и логику.

  • Философия и наука занимаются решением конкретных проблем, опираясь на определенные способы и методы познания.

  • Философия, как и наука, строит свои теории с помощью специального языка, т.е. имеет свою терминологию.

Различия:

  • Умозрительный характер философского знания: если наука опирается на внешний опыт (наблюдение, эксперимент, моделирование) и изучает т.о. окружающий мир (природу и общество), то философия опирается на т.н. внутренний опыт (т.е. на опыт самого мышления). Предметом науки является внешний мир. Предметом философии являются способы человеческого мышления, которые «работают» во всех областях. Философия есть мышление о мышлении, т.е. анализ самого мышления.

  • Если научные проблемы должны иметь окончательное решение, то фундаментальные (основные) проблемы философии абсолютного (окончательного) решения не имеют. Все решения относительны, они воспроизводятся на каждом новом этапе развития человечества.

  • Наука никогда не дает целостного представления о мире. Философия, в частности, опирается на данные наук стремясь создать целостный образ мира всегда в тех пределах, в которых он на данный момент открывается (понятен человеку в его разуме).

Общее между философией и религией: религия, как и философия, дает целостное представление о мире. В этом смысле, религия играет роль фундаментального мировоззрения. Различие: религиозное мировоззрение, отвечая на вопросы о миро устройстве опирается, прежде всего, не на разум и логику, а на веру. Здесь разум действует под управлением веры.

Наука – способ миропонимания, который основывается на разуме и опытном исследовании действительности с целью получения систематических знаний. Основными задачами науки является описание, объяснение и предсказание явлений на основе устанавливаемых ею законов.

Религия – способ миропонимания (мировоззрения), которое основывается на вере в существование одного (нескольких) Богов, как сверхъестественной причины мировоззрения. Но в истории человечества имеет место религия без Бога.

Философия – способ миропонимания, в котором мир, человек и его отношение к миру постигаются в их единстве, представленном в человеческом мышлении.

Философия делится на:

  1. Содержательный анализ мышления. Т.е. анализ его содержания. Происходит исследование основных принципов науки, религии, искусства, повседневного опыта, нравственности, истории, … Философия выступает здесь в качестве теоретической основы мировоззрения.

  2. Формальный анализ. Анализ не результатов исследования, а исследование тех процедур, методов или способов мышления, который работают в различных областях человеческой культуры: религии, науки, … Это логика или методология науки, философия религии, философия искусства, …

Мировоззрение – это взгляд на мир, познавательное отношение к миру, определяемое системой ценностей, исходных принципов и установок, которые формируются естественным образом в человеческом обществе в процессе развития.

С развитием общества изменяются мировоззрение и система исходных принципов. Философия не изобретает искусственно идеи, а открывает то, что уже есть в действительности (по умолчанию) и проявляет их, делая т.о. их явными, заметными, но не делая их актуальными.
структура философского знания

и осноные проблемы философии
Отношение человек-мир – основная ситуация мировоззрения. Что есть человек? Что есть мир? Какое отношение человека к миру? Основные философские учения:

  1. Онтология – философское учение о бытии или существующем.

  2. Философская антропология – учение о человеке, как сознательном, мыслящем существе и его месте в мире.

  3. Гносеология (греч. Гносес – познание) – философское учение об основных закономерностях человеческого познания, о его принципах и законах.

  4. Аксиология – учение о ценностях, на которые ориентируется человек в своем существовании.

В конечном счете, фундаментальной (исходной) проблемой философии является проблема человека, его сущности, его существования. Основные проблемы философии:

  1. Проблема бытия (Онтология)

  2. Проблема истины (Гносеология)

  3. Проблема человека в целом, которая раскрывается через проблемы личности, творчества, сознания, свободы, нравственности, добра и зла, … . Все эти проблемы на данный момент не имеют однозначного, окончательного решения, т.к. не существует единственно правильной философии на свете (т.к. нет единственно верного мировоззрения), то «Философия есть всегда дочь своего времени» (Гегель). Ответы и решения, которые предлагает любая философия, зависят от исходных предпосылок, на которые опирается уже сама философия, содержащая посылки по умолчанию.

Основные типы философии (философских систем):

  1. Существуют философские концепции, которые по умолчанию опираются на некоторые религиозные посылки. Это религиозная философия.

  2. Философия игнорирует религию, но опирается на основные принципы научного познания. Это научная философия.

  3. Философия игнорирует религию и науку, опираясь на мышление в чистом виде. Это феноменологическая философия.


Возникновение философии от мифа к логосу
«Тем, что не понятно нельзя овладеть, напротив, непонятное овладевает нами»

Б.Кроге
В чем необходимость изучения истории философии? Основные причины:

    1. Одной из основных задач курса является получение общих представлений и знаний о философии. История необходима для того, чтобы понять сущность философии

    2. Т.к. фундаментальные философские проблемы отличаются от научных тем, что они не имеют окончательного абсолютного решения, то в философии существуют темы и проблемы, которые постоянно воспроизводятся на каждом новом этапе исторического развития культуры и общества.

М.К.Мамардашвили: «История философии нужна нам потому, что никакой истории философии нет». Но история философии существует как предмет.

    1. Т.к. философия занимается, прежде всего, выявлением абсолютных предпосылок своей эпохи, то она (ее исследование) тесно связана с историей развития человеческого мышления. В этом смысле философия является историческим познанием, она привязана к различным эпохам развития человеческого мышления.

Философия возникла где-то в 6-7 вв. до н.э. К. Ясперс назвал это время «осевым временем». Это некая точка отсчета. Осевое время – это время, когда закладываются основы практически всех мировых религий (буддизм) и возникают первые философские теории (Конфуций, Зарастр, античная философия). Античность – это от 12-15 вв. до н.э. до 410 г. н.э., когда разрушили Рим. До сих пор у историков есть лишь гипотезы про возникновение древнегреческой (античной) философии:

  1. Крицкая (остров Крит)

  2. Атлантида. Древние греки – не местные люди. Их предки пришли из древней Индии, из пределов Индостана. Современные греки, скорее арабы, чем греки. Остался лишь язык и место жительства.

Но еще нет некоторой сложившейся религии, философии и науки. Первая ступень в эволюции духовной культуры – это мифология. Отсюда и возникают религия, философия и наука.
миф и основные особенности мифологического мышления
Миф (греч. мифос – рассказ или придание) – это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся подлинными явлениями реальности. Миф возникает как продукт устного творчества. Отсюда две формы распространения мифа:

  1. Устный рассказ (пересказ) с последующими интерпретациями. Нет автора.

  2. Ритуал – порядок действий, приобщающихся к ситуации и к сюжету мифа. Из мифов складывается мифология.

Мифология – первая ступень в развитии любой культуры. Это тип функционирования культуры, опирающийся на массовое переживание действительности, основанное на его нерациональном, не критическом восприятии. Мифология – это неотделяющаяся ступень, т.е. присутствующая в любой культуре. Преобладает как на начальной стадии развития культуры, так и на ее более поздних стадиях, когда происходит смена мировоззрений, ее ценностей и идеалов.

Современная мифология часто сознательно и целенаправленно пользуется властью, политическими партиями и организациями для целенаправленного программирования массового сознания. Сейчас основными источниками мифологии являются СМИ, которые представляют условную угрозу нации. В обыденном сознании слова миф и мифология используются в качестве синонимов терминам вымысел и фантазия. В этом значении сами слова миф и мифология утрачивают свои первоначальные значения.
структура мифологического сознания и

основные особенности мифологического мышления
Любой миф в структурном плане составляет единство основных трех элементов: мифологическое знание, мифологический вымысел и мифологическая вера. Мифологическое знание – это знание не научное и не рациональное. Это непосредственное эмоциально-чувственное восприятие рассказа, ритуала и связанного с ним явления. В научном смысле – это состояние непосредственного переживания события. В нем нет разделения на образ и предмет, это единое целое. Мифологический вымысел – это непростое, заурядное искажение действительности, где истина переплетена с ложью. Это одухотворение мира, при котором природа наделяется свойствами и состояниями человеческой души, причем, эти состояния персонализируются, т.е. закрепляются за особыми существами (Богами, титанами …), которые определяют нашу жизнь и судьбу. Если соединить знание с вымыслом, то получим сказку. Мифологическая вера – убежденность в том, что мифологические образы не условны, что они есть сама действительность. Основные особенности мифологического мышления:

  1. Целостность. Мифология дает общее представление о мироздании.

  2. Законченность. Мифология не предполагает никаких новых явлений и событий, а описывает существующие.

  3. Природоцентричность. Мифология есть чувственно-эмоциональное восприятие природы, а также человека и Богов, как природных существ.

  4. Цикличность. Следует из природоцентричности, т.е. в мифологии все повторяется, изменения носят циклический характер.

  5. Мифология является первичным относительно упорядочивания мира и человеческой жизни. Основными факторами порядка являются Боги. Но и Боги не всесильны, они ошибаются и безобразничают, как люди. Существуют силы выше Богов. Это судьба или мойра (греч.).

  6. Мифология является «человекообразующей машиной», т.е. определенной культурой, формирующей человека по своим канонам и образцам.

  7. Мифологическое мышление по своей природе является безпроблемным, т.е. в нем нет вопросов, требующих какого-либо рационального решения или доказательства. Леви-Стросс: «Дикарь знает все».

Каковы основные причины перехода от мифологического мышления к научному? Эта проблема не имеет окончательного решения. Основные причины:

  1. Развитие самой цивилизации, хозяйственно-экономической жизни. В результате, в жизни людей возникают явления, которые не вписываются в традиционную мифологию.

  2. В результате изобретения и распространения письменности и грамотности мифы начинают записываться, т.е. мифы становятся текстами. Гомер и Гесиод были одними из первых, кто превратил мифы в тексты. «Гомер и Гесиод остановили мифы». С того момента, когда миф становится текстом, он становится возможным предметом логического анализа. К тексту можно возвращаться бесконечное количество раз, т.е. он становится предметом критики. Это и есть «остановка мифов».

  3. К.Ясперс: «Сознание потерянности или тема спасения». Импульсы: «удивление», «сомнение», «сознание потерянности или импульс спасения». В мифологии природа и Боги существуют вечно, они постоянны. Человек – это существо смертное и конечное.

Анализируя античную мифологию, мы находим два основных пути решения проблемы:

  1. Природный путь, т.е. в качестве вечной опоры для человеческого существования выбирается сама природная жизнь. По этой версии, человеку следует надеяться на вечную воспроизводимость жизни в природе. Мифы о Деметре и Дионисе… Смысл человеческой жизни в вечно воспроизведении самих себя.

  2. Духовный путь. Связан с культами Орфея и Аполлона. Если все природное конечно и тело тоже, то в человеке присутствует иное, не природное, не материально, не подлежащее тлену и разложению начало. И это начало есть человеческая душа. В человеке объединены два начла: божественное (духовное) и титаническое (телесное). «Человек есть наказанный Бог». Душа способна переселяться в другие тела. Человек должен стремиться к высшему духовному существованию, т.е. к занятию искусством и зарождающейся философией.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconРабочая программа учебной дисциплины «философия»
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconВопросы к экзамену канд минимума 2004 г
Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»)....
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconПлан введение Основные формы познания. Особенности и разновидности...
Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconЧто значит философия и каково ее значение для учеников, студентов?
Вопрос о практичности философского знания после эпохи просвещения все более и более приобретает утилитарный характер. Философия –...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия icon1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии
Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconИмени м. В. Ломоносова
Теория познания (или гносеология, философия познания) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности,...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconПримерная программа наименование дисциплины: "Философия" Рекомендуется...
О знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Специфика философского познания. Философия, наука и религия iconРеферат: Религия в философии Фейербаха
Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск