Об особенностях современного образования





Скачать 448.85 Kb.
НазваниеОб особенностях современного образования
страница1/10
Дата публикации12.07.2014
Размер448.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире

Оглавление


Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире 1

Оглавление 1

Глава 1. Об образовании 2

Об особенностях современного образования 2

О новых образовательных стандартах 6

Каким в «идеале» видит учащегося «Новая» школа 9

О вариативном образовании и школе «выбора» 10

О школе неопределенности 13

О педагогике сотрудничества 15

О формировании культуры толерантности 19

Глава 2. Об особенностях современных детей и о воспитании 24

О современных детях 25

Одаренные дети — какова их судьба? 27

От диагностики отбора к диагностике развития 31

О выученной беспомощности 32

К проблеме нарушения поведения 35

Почему я так люблю сказки 39



Глава 1. Об образовании

Об особенностях современного образования


Когда я думаю об образовании, я вспоминаю слова одного из своих учителей, Александра Романовича Лурия — великого психолога, нейропсихолога, друга и соратника Выготского. На вопрос: «Чем определяется величие учёного?» — он отвечал: «Величие учёного определяется тем, насколько он задержал развитие своей науки».

В мире образования эта парадоксальная фраза относится к гению, который был уникальным духовным лидером, — я имею в виду Яна Амоса Коменского. Этот епископ из моравского братства, бывший еретиком во времена бушующих войн гугенотов с католиками, пришёл для того, чтобы создать уникальную социальную фабрику — фабрику передачи знаний. В её рамках мы живём до сих пор.

Неотъемлемой частью этой фабрики, а лучше сказать системы религиозной дидактики Яна Амоса Коменского, является урок, и нам иногда кажется, что последний как единица передачи и накопления знаний останется в образовании всегда, как, скажем, цвет волос или глаз человека.

Очень давно я попробовал провести простой эксперимент. Я спрашивал у людей на улице Горького: «Какая сегодня в Бразилии погода?» Как вы думаете, какая была реакция? Удивление — это мягко сказано. А теперь представьте, что вы — великий человек по имени Первоклашка. Этот человек приходит в школу, никого и ни о чём не спрашивает, усаживается за парту. Затем появляетесь вы и спрашиваете его, какая сегодня в Бразилии погода. В чём сложность нашего образования, заданного Яном Амосом Коменским? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?»

Вдумайтесь в эти точные диагностичные строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого и ни о чём не спрашиваете — вам предлагают знания. Социальная технология «ответы без вопросов» — одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским.

Что такое урок с точки зрения этой технологии? Урок — это форма монологического общения, когда учитель ведёт монолог от своего лица. Такая форма названа культурологами инструктированием.

Более того, урок, каким мы его привыкли воспринимать, — это не просто монолог, это авторитарный монолог. Это авторитарная форма передачи знаний. Но вместе с тем мы должны всегда помнить, что реальная наука начинается там, где кончаются ссылки на авторитеты, где идёт поиск, проектирование и где возможен не монолог, а диалог. У нас очень трудно, и не только в школе или вузе, выпрыгнуть из пространства монолога. К примеру, наши телепередачи. Присутствующим предлагают принять участие в работе круглых столов. Садятся пять — семь «говорящих голов», и каждый начинает свой монолог. При этом уникальное глухариное восприятие, то есть люди не слышат друг друга. В итоге получается, что наши круглые столы — трансляция монологического, авторитарного общения.

Итак, мы имеем три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения и авторитарные формы общения. Эти три формы трансляции знаний от поколения к поколению сыграли свою роль в истории культуры.

Первая форма трансляции называлась «традиция». Мы имеем по отношению к традиции ощущение, что мир неизменен, стационарен, стабилен и вечен. В настоящее время этот способ передачи знаний мы находим в традиционных культурах некоторых регионов Австралии, Южной Америки и Африки, находящихся на определённой стадии эволюционного развития. Никто не отменял традиции и в нашей культуре. Другое дело, что она не является главным способом передачи информации.

Две другие формы трансляции находятся в оппозиции друг к другу. Одна из них — система, которая вырастает на общих опытах платоников, ведёт, по сути дела, к исходному значению слова «школа» — досуг. Кто сегодня помнит, что школа — это досуговое общение? Как Аристотель, Платон, Сократ общались со своими учениками? Это было другое общение: сидел отец всех наук Аристотель, а рядом его нескромный ученик по имени Александр Македонский. Это был не урок. Они не ждали, когда прозвенит звонок, они говорили, и это было общение душ, была передача смыслов — трансляция понимания, а не трансляция знаний. И в страшном сне не мог привидится специалист-инспектор со своим главным вопросом: «Сколько детей в классе — 25 или 30?»

И вот Коменский создал систему уроков, фабрику среднего ученика, которая существует и ныне. Были попытки критики, борьбы с этой моделью, однако стандарт урока остался. Но что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, и не потому, что появился новатор, который предложил всё сделать по-другому.

Нынешний век наиболее правильно назвать информационным, а до этого наш век ещё называли постиндустриальным, и это тоже правильно (ведь нельзя пытаться дать сложному феномену одномерную характеристику). Наш век и постиндустриальный, и информационный, но появилась ещё одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание буквально полтора года назад.

Наш век назван сетевым столетием. А тем самым образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети — дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации.

Понятие социализации нельзя понимать однобоко: родился — пошёл социализироваться. Социализация — это пространство, в котором ребёнок живет. Социализация — это приобщение к миру ценностей. И образование — это не инструмент, а уникальный, один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами. В первую очередь с институтом семьи. Но наряду с последним образование находится в конкурентных, а иногда и синергичных отношениях с институтами религии, культуры. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института семьи, института средств массовой коммуникации? В козла отпущения за все грехи других институтов.

В этой ситуации необходимо понять следующую простую вещь: школа находится не просто в поле партнёрства, но и в поле постоянной конкуренции. Сотрудничество и конкуренция идут параллельно с самого начала. Но сегодня школа имеет дело с другим поколением — поколением информационных акселератов. Кто хочет понять весь трагизм ситуации необратимых изменений, тот должен чётко усвоить следующее: грядущее поколение действительно на грани разрыва времён. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относятся и к нашим детям.

Каждый ребёнок проверяет родителей на толерантность, на право быть иным, непохожим. Ключевое слово здесь –толерантность. Это школа жизни с непохожими людьми: необходимо суметь принять другого. Существуют иные люди, и мир иной — разнообразный и неопределённый. Именно поэтому я убежден, что одна из ключевых компетенций современного человека, которую должна формировать сегодня школа –это искусство общения с непохожими людьми.

Второе, на что необходимо обратить внимание. Какая компетентность нужна в нашем мобильном мире, начиная с дошкольного образования и до конца жизни? Это прежде всего компетентность к обновлению компетенций. Поэтому в стандарт, было введено понятие «универсальные учебные действия». Овладение ими будет требоваться и от дошкольника, и от учащегося вуза.

Говоря об этом, хочу привести такой пример: в нашем мире больших скоростей в техническом вузе студент получает знания бакалавра, которые устаревают ко времени получения звания магистра. Более того, никто не знает, что будет с рынком труда через пять-семь лет. Занятость сегодня неполная, и это ключевая характеристика. Сколько раз в жизни мы меняем профессию! И сегодня — это нормальная ситуация для мобильного образования в мобильном мире!

Что такое модернизация? Модернизация — появление совершенно новых способов производства, которых не было раньше. А новые способы производства приводят к тому, что одну и ту же вещь, благодаря инновационным характеристикам, могут сделать уже не сто человек, а только пятнадцать. И в результате мы имеем лишних людей. Инновационная экономика связана с тем, что появляются уникальные подходы, которые называются креативными. Именно поэтому, сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи — задачи с неопределённостью, изменчивостью, как никогда велик.

Решение всех вышеперечисленных выше задач предусмотрено в новом образовательном стандарте, о котором надо специально поговорить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об особенностях современного образования iconВ. Н. Чухарова старший преподаватель кафедры английского языка (межфак)...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Об особенностях современного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать знания о воспроизводстве населения современного мира, особенностях демографической политики в разных регионах...
Об особенностях современного образования iconОливье Клеман истоки
...
Об особенностях современного образования iconЕгипет. Некоторые замечания
...
Об особенностях современного образования iconШаблон «Визитной карточки» проекта
...
Об особенностях современного образования icon«Происхождение человека»
Предметные: создать условия для формирования понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека: австралопитетеков,...
Об особенностях современного образования iconVerbum альманах Центра изучения средневековой культуры
...
Об особенностях современного образования iconАнатолий Глазунов (Блокадник) Григорий Климов о педерастах
...
Об особенностях современного образования iconТема экономическая мысль древних обществ и периода средневековья
...
Об особенностях современного образования iconАлександр Углов в ожидании Антона Комедия в двух действиях
...
Об особенностях современного образования iconС. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве
...
Об особенностях современного образования iconИнновационного педагогического опыта
В основе современного образования лежит активность учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой,...
Об особенностях современного образования iconПредставление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста
...
Об особенностях современного образования iconРоссийская наука, культура и образование за рубежом А. Р. Арзуманян,...
...
Об особенностях современного образования iconРабочая программа по краеведению Разработала воспитатель средней...
...
Об особенностях современного образования iconОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания...
Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск