Урок географии в 10 классе по теме
Наш демографически разделенный мир,
или
Воспроизводство населения и демографическая политика.
Цель: сформировать знания о воспроизводстве населения современного мира, особенностях демографической политики в разных регионах земного шара и необходимости ее осуществления.
Задачи:
1)Сформировать знания:
географических различий рождаемости, смертности, естественного прироста населения и их причин;
типов воспроизводства населения и закономерности их размещения по планете;
особенностей демографической политики в странах с первым и вторым типами воспроизводства населения.
2)формировать навыки поиска, анализа, синтеза, трансформации информации с помощью различных информационных источников: учебника, географических карт, ресурсов сети интернет;
3)формировать умения работы в группе, создание атмосферы сотрудничества, поиска;
4)создать и реализовать условия для совершения учащимися «малых открытий» на уроке.
Оборудование: политическая карта мира, географические атласы 10 класс, учебники «География 10 класс» О.А.Бахчиева, задания для учебных групп, электронная презентация, компьютеры с выходом в Интернет, проектор, экран, стенд «Будущее 10 класса».
Ход урока.
План урока
| Действия учителя
| Действия учащихся, предполагаемые ответы
| Приветствие
1.Проверка домашнего задания и актуализация знаний
| Сегодня мы снова с вами работаем демографами.
- Вспомните, что такое демография? - Зачем, на ваш взгляд, в школе на уроках географии мы изучаем демографические проблемы? - На какой демографический вопрос вы хотели бы получить ответ сегодня?
|
Д. – наука о населении (о закономерностях его воспроизводства, численности…)
Человечество – мощная сила, изменяющая планету, часть ноосферы (сферы разума, Н.Вернадский), проблемы населения – наши проблемы…
….
|
| - Вспомним, что мы узнали о населении Земли на прошлом уроке
- А теперь посмотрим, насколько успешно вы работаете самостоятельно.
| Ответ у карты Индивидуальная работа с тестами (Приложение 5) затем – взаимопроверка и выставление оценок. Правильные ответы – в презентации на экране (Слайды 1-2)
| 2. Изучение нового материала
а)целеполагание, обоснование темы урока
б) исследовательская деятельность в группах
в) обсуждение результатов исследования, выводы
| - Вы верно заметили (в тестах), что соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее смену людских поколений – воспроизводство населения. Воспроизводство населения определяет динамику его численности и демографическую политику. Это – тема сегодняшнего урока.
Она звучит так: Наш демографически разделенный мир. Подумайте и в конце урока попытайтесь объяснить эти слова.
- Изменяются ли процессы (рождаемость, смертность, естественный прирост населения), составляющие воспроизводство населения, во времени и в пространстве?
- Почему изменяются Рождаемость, Смертность, Естественный прирост?
В каком направлении они изменяются?
Можно ли повлиять на эти процессы и нужно ли это делать?
Вот над этими вопросами мы и будем думать сегодня на уроке.
- Мы уже разделились на группы (на предыдущем уроке), каждая из которых получает свое задание (Приложение 1-4). Вам необходимо совместными усилиями выполнить его, результат оформить в виде слайда презентации и прокомментировать. На выполнение работы отводится 15 минут.
Учитель дает ссылку на общую презентацию в Документах Гугл. Теперь все группы могут работать в Интернете одновременно независимо друг от друга.
- Итак, делимся результатами своих изысканий
- Ребята, что общего вы заметили в результатах работы 1 и 2 группы?
Взаимосвязь рождаемости, смертности и естественного прироста населения позволяют выделить типы воспроизводства населения. С ними работала 3 группа.
- А сейчас вспомните выступления всех групп, посмотрите на карту – работу 3 группы и постарайтесь увидеть взаимосвязь (типов воспроизводства и регионов их локализации). Вывод:
Главная закономерность, которую мы выделяем: тип воспроизводства связан с уровнем развития государства. Эта закономерность лежит в основе теории демографического перехода.
Смена 1 типа воспроизводства населения 2-м типом называется демографическим переходом.
Демографический переход идет с неодинаковой скоростью в различных регионах мира, поэтому сейчас страны находятся на его разных этапах и разные страны сталкиваются с разными демографическими проблемами.
С ними работала 4 группа. Пожалуйста, поделитесь результатами своих исследований.
- Какие направления демографической политики показаны ребятами?
-Спасибо. Ребята, как вы думаете, демографическая политика – это ущемление прав человека?
Учитель подводит итог:
(Д.П. в развивающихся странах, конечно, ограничивает свободу иметь любое количество детей в семье. Но, во-первых, ограничение зависит от степени жесткости мер, а во-вторых, д.п. имеет конечной целью повышение уровня жизни людей, что не может являться ущемлением прав человека)
|
Запись темы урока в тетрадь
Слайд 3 Да, изменяются.
…
Слайд 4 Работа в группах: поиск информации в различных источниках (учебник, атлас, интернет), обсуждение, оформление работы в Документах Гугл.
Командир группы получает ссылку на общую презентацию по электронной почте, команда работает в общей презентации.
Выступление 1 группы (комментарий собственного слайда 5 в презентации, анализ политической карты мира): выделены группы стран с низкой, средней и высокой рождаемостью, определены причины различий рождаемости в разных регионах
Выступление 2 группы (комментарий 6 слайда, анализ политической карты мира): выделены группы стран с высокой, средней и низкой смертностью, определены причины различий в показателях в разных странах и регионах.
Предполагаемый ответ:
Практически совпадают ареалы выделенных групп, повторяются и причины низких и высоких демографических показателей.
Выступление 3 группы (комментарий созданных слайдов 7 и 8): выделены типы воспроизводства, дана их краткая характеристика, на карте отмечены страны с 1 и 2 типами воспроизводства.
Предполагаемый ответ:
1 тип воспроизводства – развивающиеся страны, 2 тип воспроизводства – развитые страны.
Выступление 4 группы: особенности демографической политики в странах с разными типами воспроизводства – комментарий 9 и 10 слайдов презентации. Игровые ситуации (приложение 4)
Учащиеся высказывают свои мнения, тем самым применяя полученные знания в новой ситуации. Учащиеся высказывают свои мнения.
| 3. Закрепление знаний и рефлексия а)
б)
в)
4. Домашнее задание
| Мы много узнали сегодня о населении мира, но нельзя забывать, что мы живем в России.
Используйте результаты проделанной работы для анализа естественного движения населения в нашей стране (при необходимости учитель дополняет ответ фактическими данными). При характеристике современной демографической ситуации в России сейчас используют понятие «русский крест».
- На доске изображение «русского креста». Как вы считаете, как он образовался? Каждую минуту в России рождаются 3 человека, а умирают – 4. - Есть ли у России будущее?
Конечно. Вы - будущее России! Будущие родители. А сколько детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?
Нарисуйте на листочках то количество «человечков», сколько детей вы хотите иметь.
Мы поместим эти листочки на стенд «Будущее 10 класса» и подсчитаем. - Кто считает, что сегодняшний урок прошел для него с пользой?
- Кто нашел ответы на свои демографические вопросы?
- Почему же один из отчетов ООН – и наш сегодняшний урок - назван «Наш демографически разделенный мир»?
Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Ваше домашнее задание размещено в Кампусе Нунатаки (http://campus.ru) в разделе «Анкеты» - каждому индивидуально.
|
Предполагаемый ответ: низкая рождаемость (13), смертность высокая (14), убыль населения (с 1991 года), 2 тип воспроизводства населения.
Слайд 11 Слайд 12 Рождаемость уменьшается, как в развитых странах, смертность высокая – как в развивающихся. Учащиеся рисуют свое будущее (один лист на группу, человечков подписать своей фамилией)
Один из каждой группы размещает листочки на стенде (магнитной доске).
…
Предполагаемый ответ:
Я ответил для себя на главный вопрос: изменить демографическую ситуацию можно, демографические проблемы – решаемы!
Предполагаемый ответ:
Все страны очень разные по рождаемости, смертности, у них разные типы воспроизводства, поэтому и проблемы перед ними стоят разные Запись д/з в дневнике
| Приложения
Приложение №1.
Задание 1 группе. Рождаемость.
С помощью информации учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой (страница 379 таблица 33), карт атласа и ресурсов сети интернет заполните таблицу.
Уровень рождаемости
| Высокий
| Средний
| Низкий
| Коэффициент рождаемости
|
|
|
| Примеры стран, имеющий данный уровень рождаемости
|
|
|
| Причины данного уровня рождаемости
|
|
|
| Оформите полученные данные в слайде №5 Презентации «Наш демографически разделенный мир» (Документы Гугл).
Приложение №2.
Задание 2 группе. Смертность.
С помощью информации учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой (страница 379 таблица 33), карт атласа и ресурсов сети интернет заполните таблицу.
Уровень смертности
| Высокий
| Средний
| Низкий
| Коэффициент смертности
|
|
|
| Примеры стран, имеющий данный уровень смертности
|
|
|
| Причины данного уровня смертности
|
|
|
| Оформите полученные данные в слайде №6 Презентации «Наш демографически разделенный мир» (Документы Гугл).
Приложение №3.
Задание 3 группе. Типы воспроизводства населения.
Используя информацию учебника «География. 10 класс» О.А. Бахчиевой §11 стр.63, 66 и карту атласа 11, выделите типы воспроизводства населения. Результаты оформите в таблице в слайде №7-8 Презентации «Наш демографически разделенный мир».
Что такое тип воспроизводства населения?
| Первый тип воспроизводства
| Второй тип воспроизводства
| Рождаемость
| высокая
|
| Смертность
|
| Низкая или средняя
| Естественный прирост
|
|
| На карте мира, размещенной на слайдах № 8 Презентации «Наш демографически разделенный мир», обозначьте страны с первым и вторым типами воспроизводства населения.
Приложение №4.
Задание 4 группе. Демографическая политика.
Для выполнения задания используйте информацию учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой §11 и ресурсы сети Интернет
1.Обсудите вопросы:
Что такое демографическая политика?
От чего зависит направление демографической политики государства?
2.Определите особенности демографической политики развитых и развивающихся стран мира. Выразите их через игровые ситуации.
Результаты работы разместите на слайдах № 9 и №10 Презентации «Наш демографически разделенный мир» и изобразите в виде игровых ситуаций
1 ситуация.
Встречаются два друга, которые не виделись два года.
Привет, дорогая, как я рада тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль “Мерседес”, а два года назад, как я помню, был “Ситроен”, и платье за тысячу долларов.
А у тебя все тот же старенький “Пежо”.
Да! Да! Старенький “Пежо”, милый муж Питер и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купила шикарный дом. В общем, богатеешь!
Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем
пятого.
2 ситуация:
Диалог между мужем и женой.
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме. Если хочешь о планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас все есть: у каждого - велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини - сауну и видеокамеру!
Жена: Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
Приложение 5.
Тест «Население мира».
Заполните пропуски:
Численность населения Земли достигает в настоящее время ______млрд. человек.
Изменение численности и состава населения вследствие рождаемости, смертности, брачности и разводимости называется _____________________________________.
Количество детей, рожденных за год – это ______________________.
Данный показатель, рассчитанный на 1000 жителей, называется ______________________________________________________.
Смена поколений в результате естественного прироста населения носит название __________________________________.
|