Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.04.2014
Размер117.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Урок географии в 10 классе по теме

Наш демографически разделенный мир,

или

Воспроизводство населения и демографическая политика.

Цель: сформировать знания о воспроизводстве населения современного мира, особенностях демографической политики в разных регионах земного шара и необходимости ее осуществления.

Задачи:

1)Сформировать знания:

  • географических различий рождаемости, смертности, естественного прироста населения и их причин;

  • типов воспроизводства населения и закономерности их размещения по планете;

  • особенностей демографической политики в странах с первым и вторым типами воспроизводства населения.

2)формировать навыки поиска, анализа, синтеза, трансформации информации с помощью различных информационных источников: учебника, географических карт, ресурсов сети интернет;

3)формировать умения работы в группе, создание атмосферы сотрудничества, поиска;

4)создать и реализовать условия для совершения учащимися «малых открытий» на уроке.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы 10 класс, учебники «География 10 класс» О.А.Бахчиева, задания для учебных групп, электронная презентация, компьютеры с выходом в Интернет, проектор, экран, стенд «Будущее 10 класса».

Ход урока.

План урока

Действия учителя

Действия учащихся, предполагаемые ответы

Приветствие

1.Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Сегодня мы снова с вами работаем демографами.

- Вспомните, что такое демография?
- Зачем, на ваш взгляд, в школе на уроках географии мы изучаем демографические проблемы?
- На какой демографический вопрос вы хотели бы получить ответ сегодня?


Д. – наука о населении (о закономерностях его воспроизводства, численности…)

Человечество – мощная сила, изменяющая планету, часть ноосферы (сферы разума, Н.Вернадский), проблемы населения – наши проблемы…

.




- Вспомним, что мы узнали о населении Земли на прошлом уроке

- А теперь посмотрим, насколько успешно вы работаете самостоятельно.

Ответ у карты
Индивидуальная работа с тестами (Приложение 5) затем – взаимопроверка и выставление оценок. Правильные ответы – в презентации на экране (Слайды 1-2)

2. Изучение нового материала

а)целеполагание, обоснование темы урока

б) исследовательская деятельность в группах

в) обсуждение результатов исследования, выводы

- Вы верно заметили (в тестах), что соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее смену людских поколений – воспроизводство населения. Воспроизводство населения определяет динамику его численности и демографическую политику. Это – тема сегодняшнего урока.

Она звучит так: Наш демографически разделенный мир. Подумайте и в конце урока попытайтесь объяснить эти слова.

- Изменяются ли процессы (рождаемость, смертность, естественный прирост населения), составляющие воспроизводство населения, во времени и в пространстве?

- Почему изменяются Рождаемость, Смертность, Естественный прирост?

В каком направлении они изменяются?

Можно ли повлиять на эти процессы и нужно ли это делать?

Вот над этими вопросами мы и будем думать сегодня на уроке.

- Мы уже разделились на группы (на предыдущем уроке), каждая из которых получает свое задание (Приложение 1-4). Вам необходимо совместными усилиями выполнить его, результат оформить в виде слайда презентации и прокомментировать. На выполнение работы отводится 15 минут.

Учитель дает ссылку на общую презентацию в Документах Гугл. Теперь все группы могут работать в Интернете одновременно независимо друг от друга.

- Итак, делимся результатами своих изысканий

- Ребята, что общего вы заметили в результатах работы 1 и 2 группы?


Взаимосвязь рождаемости, смертности и естественного прироста населения позволяют выделить типы воспроизводства населения. С ними работала 3 группа.

- А сейчас вспомните выступления всех групп, посмотрите на карту – работу 3 группы и постарайтесь увидеть взаимосвязь (типов воспроизводства и регионов их локализации).
Вывод:

Главная закономерность, которую мы выделяем: тип воспроизводства связан с уровнем развития государства. Эта закономерность лежит в основе теории демографического перехода.

Смена 1 типа воспроизводства населения 2-м типом называется демографическим переходом.

Демографический переход идет с неодинаковой скоростью в различных регионах мира, поэтому сейчас страны находятся на его разных этапах и разные страны сталкиваются с разными демографическими проблемами.

С ними работала 4 группа. Пожалуйста, поделитесь результатами своих исследований.


- Какие направления демографической политики показаны ребятами?

-Спасибо. Ребята, как вы думаете, демографическая политика – это ущемление прав человека?

Учитель подводит итог:

(Д.П. в развивающихся странах, конечно, ограничивает свободу иметь любое количество детей в семье. Но, во-первых, ограничение зависит от степени жесткости мер, а во-вторых, д.п. имеет конечной целью повышение уровня жизни людей, что не может являться ущемлением прав человека)



Запись темы урока в тетрадь

Слайд 3
Да, изменяются.




Слайд 4
Работа в группах: поиск информации в различных источниках (учебник, атлас, интернет), обсуждение, оформление работы в Документах Гугл.

Командир группы получает ссылку на общую презентацию по электронной почте, команда работает в общей презентации.

Выступление 1 группы (комментарий собственного слайда 5 в презентации, анализ политической карты мира): выделены группы стран с низкой, средней и высокой рождаемостью, определены причины различий рождаемости в разных регионах

Выступление 2 группы (комментарий 6 слайда, анализ политической карты мира): выделены группы стран с высокой, средней и низкой смертностью, определены причины различий в показателях в разных странах и регионах.

Предполагаемый ответ:

Практически совпадают ареалы выделенных групп, повторяются и причины низких и высоких демографических показателей.

Выступление 3 группы (комментарий созданных слайдов 7 и 8): выделены типы воспроизводства, дана их краткая характеристика, на карте отмечены страны с 1 и 2 типами воспроизводства.

Предполагаемый ответ:

1 тип воспроизводства – развивающиеся страны, 2 тип воспроизводства – развитые страны.

Выступление 4 группы: особенности демографической политики в странах с разными типами воспроизводства – комментарий 9 и 10 слайдов презентации. Игровые ситуации (приложение 4)

Учащиеся высказывают свои мнения, тем самым применяя полученные знания в новой ситуации.
Учащиеся высказывают свои мнения.

3. Закрепление знаний и рефлексия
а)


б)

в)

4. Домашнее задание


Мы много узнали сегодня о населении мира, но нельзя забывать, что мы живем в России.

Используйте результаты проделанной работы для анализа естественного движения населения в нашей стране (при необходимости учитель дополняет ответ фактическими данными).
При характеристике современной демографической ситуации в России сейчас используют понятие «русский крест».

- На доске изображение «русского креста». Как вы считаете, как он образовался?
Каждую минуту в России рождаются 3 человека, а умирают – 4.
- Есть ли у России будущее?

Конечно. Вы - будущее России! Будущие родители. А сколько детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

Нарисуйте на листочках то количество «человечков», сколько детей вы хотите иметь.

Мы поместим эти листочки на стенд «Будущее 10 класса» и подсчитаем.
- Кто считает, что сегодняшний урок прошел для него с пользой?

- Кто нашел ответы на свои демографические вопросы?

- Почему же один из отчетов ООН – и наш сегодняшний урок - назван «Наш демографически разделенный мир»?


Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. Ваше домашнее задание размещено в Кампусе Нунатаки (http://campus.ru) в разделе «Анкеты» - каждому индивидуально.


Предполагаемый ответ: низкая рождаемость (13), смертность высокая (14), убыль населения (с 1991 года), 2 тип воспроизводства населения.

Слайд 11
Слайд 12
Рождаемость уменьшается, как в развитых странах, смертность высокая – как в развивающихся.
Учащиеся рисуют свое будущее (один лист на группу, человечков подписать своей фамилией)

Один из каждой группы размещает листочки на стенде (магнитной доске).



Предполагаемый ответ:

Я ответил для себя на главный вопрос: изменить демографическую ситуацию можно, демографические проблемы – решаемы!

Предполагаемый ответ:

Все страны очень разные по рождаемости, смертности, у них разные типы воспроизводства, поэтому и проблемы перед ними стоят разные
Запись д/з в дневнике

Приложения

Приложение №1.

Задание 1 группе. Рождаемость.

С помощью информации учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой (страница 379 таблица 33), карт атласа и ресурсов сети интернет заполните таблицу.

Уровень рождаемости

Высокий

Средний

Низкий

Коэффициент рождаемости










Примеры стран, имеющий данный уровень рождаемости










Причины данного уровня рождаемости










Оформите полученные данные в слайде №5 Презентации «Наш демографически разделенный мир» (Документы Гугл).

Приложение №2.

Задание 2 группе. Смертность.

С помощью информации учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой (страница 379 таблица 33), карт атласа и ресурсов сети интернет заполните таблицу.

Уровень смертности

Высокий

Средний

Низкий

Коэффициент смертности










Примеры стран, имеющий данный уровень смертности










Причины данного уровня смертности










Оформите полученные данные в слайде №6 Презентации «Наш демографически разделенный мир» (Документы Гугл).

Приложение №3.

Задание 3 группе. Типы воспроизводства населения.

Используя информацию учебника «География. 10 класс» О.А. Бахчиевой §11 стр.63, 66 и карту атласа 11, выделите типы воспроизводства населения. Результаты оформите в таблице в слайде №7-8 Презентации «Наш демографически разделенный мир».

Что такое тип воспроизводства населения?




Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

Рождаемость

высокая




Смертность




Низкая или средняя

Естественный прирост







На карте мира, размещенной на слайдах № 8 Презентации «Наш демографически разделенный мир», обозначьте страны с первым и вторым типами воспроизводства населения.

Приложение №4.

Задание 4 группе. Демографическая политика.

Для выполнения задания используйте информацию учебника «География. 10 класс» О.А.Бахчиевой §11 и ресурсы сети Интернет

1.Обсудите вопросы:

  • Что такое демографическая политика?

  • От чего зависит направление демографической политики государства?

2.Определите особенности демографической политики развитых и развивающихся стран мира. Выразите их через игровые ситуации.

Результаты работы разместите на слайдах № 9 и №10 Презентации «Наш демографически разделенный мир» и изобразите в виде игровых ситуаций

1 ситуация.

Встречаются два друга, которые не виделись два года.

Привет, дорогая, как я рада тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль “Мерседес”, а два года назад, как я помню, был “Ситроен”, и платье за тысячу долларов.

А у тебя все тот же старенький “Пежо”.

Да! Да! Старенький “Пежо”, милый муж Питер и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купила шикарный дом. В общем, богатеешь!

Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем

пятого.

2 ситуация:

Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме. Если хочешь о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас все есть: у каждого - велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини - сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!

Муж: Да ты с ума сошла!

Приложение 5.

Тест «Население мира».

Заполните пропуски:

  1. Численность населения Земли достигает в настоящее время ______млрд. человек.

  2. Изменение численности и состава населения вследствие рождаемости, смертности, брачности и разводимости называется _____________________________________.

  3. Количество детей, рожденных за год – это ______________________.

  4. Данный показатель, рассчитанный на 1000 жителей, называется ______________________________________________________.

  5. Смена поколений в результате естественного прироста населения носит название __________________________________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск