С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве





НазваниеС. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве
страница1/10
Дата публикации06.08.2013
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



С.А.Майзель

1. Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве.


Оглавление.
1.1. Евреи в дореволюционной России. Государственный антисемитизм ……………............ 2

1.2. Евреи в Октябрьской революции………………………………………………………………… 6

1.3. Красные евреи в Гражданской войне…………………………………………………… …….. 9

1.4. Евреи и белое движение в Гражданской войне……………………………………………… 14

1.5. Еврейские обыватели в годы Гражданской войны……………………………………......... 20

1.6. Украина в 1918-1919 годах …………………………………………………………………….. 23

1.7. Советская власть и еврейский вопрос в годы Гражданской войны………………………. 28

1.7.1. Еврейское самоуправление……………………………………………………..........28

1.7.2. Верующие евреи и борьба с иудаизмом…………………………………………... 30

1.7.3. Инакомыслие в еврейской среде…………………………………………………... 34

1.7.4. Еврейское образование и наука в годы Гражданской войны………………...... 38

1.7.5. Евреи в русской и мировой науке ………………………………………………… 40

1.7.6. Еврейская культура и литература в годы Гражданской войны……………… 41

1.7.6.1. Еврейская литература ………………………………………………….. 43

1.7.6.2. Еврейский театр …………………………………………………………. 44

1.7.6.3. Еврейская музыка ………………………………………………………... 45

1.7.6.4. Еврейское изобразительное искусство ………………………………. 46

1.7.7.Евреив русскоязычной литературе и искусстве …………................................47

1.7.7.1. Евреи в русскоязычной литература …………………………………… 48

1.7.7.2. Евреи в русскоязычном театре ………………………………………… 51

1.7.7.3. Русские евреи в русской и мировой музыке ………………………… 52

1.7.7.4. Русские евреи в российской живописи ………………………………. 53

1.8. Антисемитизм в годы Гражданской войны……………………………………………………. 54

Ленинградская область.

д. Кирполье

2011г.

Бей жидов – спасай Россию

Поговорка времен

Гражданской войны
Всю Россию вверг еврей
В мерзость и неразбериху.
Вот как может воробей

Изнасиловать слониху.

И.Губерман
1.1. Евреи в дореволюционной России. Государственный антисемитизм.
Евреи всегда жили в России. Даже в Киевской Руси. Но до 1772г. их в России было не много. При этом необходимо отметить, что, за исключением коротких интервалов вре­мени, евреев в России не жаловали никогда. Во многом этому способствовала православная тра­диция, обви­нявшая евреев в убийстве Иисуса Христа, в употреблении крови христианских детей и прочих ди­костях, а во многом и традиционное недоверие к евреям, как к людям без Родины, ко­то­рым, по большому счету, нельзя доверять. Кроме того, торгово-ростовщическая деятельность ев­реев тоже вызывала к ним недоверие и антипатию со стороны населения, традиционно видевшего в такого рода деятельности жульничество и обман. Хотя, скажем Петру, история приписывает фразу: "Для меня все едино, был ли человек крещен или обрезан, лишь бы он был порядочный человек и хо­рошо знал свое дело" (Л.1). Однако после его смерти в XVIII веке сначала императ­рица Ека­терина I указом от 1727г., а затем, и императрица Елизавета Петровна указом от 2 де­кабря 1742г. потре­бо­вали высылки всех евреев из России, обосновывая это известной фразой: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли" (Л.1). И хотя изгнание евреев больно ударило по экономике Ук­раины, идеология в России всегда была выше экономиче­ской целесообразности.

Однако, несмотря на эти указы, судьба все-таки поселила евреев в Российской Империи. Это случилось спустя всего 40 лет после указа Елизаветы, в конце XVIII века после раздела Польши. Сначала в 1772г. после первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией в со­став Рос­сийской империи вошла Восточная Белоруссия с ее 60-тысячным еврей­ским населением. Затем после второго (1791г.) и третьего (1795г.) разделов в состав Рос­сии во­шли Правобе­режная Украина, Центральная и Западная Белоруссия, Литва и Курляндия, где в об­щей сложности было сосредоточено свыше шестисот тысяч евреев. А в начале XIX века к ним приба­вилось еще более двадцати тысяч евреев Бессарабии (1812г.) и боле трехсот тысяч евреев Гер­цогства Вар­шавского (1815г.). Все эти евреи называли себя ашкеназами. Ашкеназы - это по­томки тех евреев, которые жили в средние века на территории теперешней Германии, в особенно­сти - по берегам Рейна. Когда-то евреи называли Гер­манию - "эрец Ашкеназ", а отсюда и ашкеназ - это немецкий еврей или потомок немецкого еврея. Однако уже в XIV веке из-за сильнейшего сред­невекового германского антисемитизма они стали мигрировать на восток и селиться в Польше и Литве, где были приняты значительно лучше. Кстати, тогда же они проникли и в Белоруссию, ко­торая в те годы была поделена между ними. А после раздела Польши они по­пали в Россию. Но название "ашкеназы" сохранилось за этой группой евреев и по сей день (Л.2).

Впоследствии к России в разные годы XIX века были присоединены восточные и кавказ­ские земли. И там тоже были свои евреи, восточные. С ашкеназами их объединяла только иудей­ская вера и иврит - язык еврейских молитв. Восточные евреи составляли около 5% от общего ко­личества евреев России. Среди них были бухарские евреи, горские, грузинские и крымчаки. Бухар­ские, или среднеазиатские, евреи получили свое название оттого, что большая их часть до завое­вания Россией Средней Азии жила на территории Бухарского эмирата (современный Узбекистан и Таджикистан). Горские евреи жили в Азербайджане и на Северном Кавказе: в современных Даге­стане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Ингушетии. Грузинские евреи жили в Грузии, преимущест­венно в городах. Вероятно, предки горских и грузинских евреев в давние времена эмигрировали сюда из Северного Ирана и поселились среди местного населения. Крымчаки - небольшая еврей­ская община, которая жила в Крыму. В годы Второй мировой войны нацисты убили почти всех крымчаков, и теперь их осталось всего около двух тысяч (Л.2).

Понятно, что в те далекие годы, учитывая отношение к евреям со стороны православ­ной церкви и российской власти, "еврейский вопрос" стал для России особенно важен. Поэтому уже в 1791г. специальном указом Екатерины II в Российской империи была введена граница террито­рии, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям. Эта граница получила назва­ние черты оседлости. Черта охватывала специально оговоренные небольшие населён­ные пункты, так называемые местечки, значительной части Царства Польского, Литвы, Латвии и Белоруссии. При этом землю евреям иметь не дозволялось. Это отрывало их от сельскохозяйственной дея­тельности и обуславливало основное занятие евреев – ремесло и торговлю, а также то, что сели­лись они рядом с деревнями и небольшими городами, образуя торгово-ремесленные поселения, так называемые местечки. Существование черты оседлости вело к нищете и скученности масс ев­рейского населения в местечках, жестокой конкуренции в их среде. Еврейское местечко отличал особый образ жизни, культура, традиции, которые создавала община, жившая своим замкнутым миром по законам Галахи. Справедливости ради должен подчеркнуть, что возникновение черты оседлости связано с историческими событиями конца XVIII века. Обсуждая этот вопрос, А.Дикий со ссылкой на очерк А.Гольденвейзера пишет: “В ту эпоху все русские подданные, принадлежавшие к так называемым податным сословиям, - т.е. кресть­яне, мещане, ремесленники и купцы, - не имели права свободного передвижения и повсеместного поселения в нынешнем смысле этих по­нятий. Каждый был приписан к местному “обществу” и мог заниматься своим делом лишь в данном месте. В соответствии с этим порядком, евреи, оказавшиеся русскими подданными после разде­лов Польши, были приписаны к ме­щанским и купеческим обществам тех местностей Юго-Запад­ного и Северо-Западного Края, в которых они проживали при переходе этих областей к России” (Л.87). Однако впоследствие, когда все граждане России уже имели право беспрепятственного пе­редвижения по стране, черта оседлость осталась, что вместе с остальными ограничительными мерами и вызывало недовольство еврейского населения. Но об этом ниже.

Впоследствии, уже при Александре II в черту оседлости также были вклю­чены территории западной и южной Украины и Бессарабии. И здесь евреи могли иметь землю и их занятия сель­ским хозяйством даже поощрялось. Так возникла большая еврейско-украинская диаспора, еврей­ская Одесса, еврейский Киев, Жмеринка и т.п. Во второй половине XIX века, правда, некото­рым категориям евреев, в т.ч. купцам первой гильдии, лицам с высшим образование, отслу­жив­шим рекрутам и ре­месленникам, приписанным к ремесленным цехам, разрешалось се­литься вне черты оседлости. Даже в столичных городах. Но таких, естественно, было не много. Основная масса жила в преде­лах этой черты.

Таким образом, в ХIХ веке Россия была практически единственной европейской страной, где официально поощрялась же­сткая антиеврейская политика. Российское законодательство по­мимо черты оседлости включало также ряд важных ограничений на экономическую и профессио­нальную деятельность евреев (евреям запрещалось работать на государственной службе, зани­мать офицерские и чиновничьи должности, кроме самых низших), во многих районах запрещало землевладение, ограничивало их возможность обучения и передвижения по стране, работу в госу­дарственных учреждениях, запрещалось работать даже рядовыми рабочими на железной дороге, оборонных и металлообрабатывающих заводах, в горно-добывающей промышленности, а также на почте и телеграфе и т.п. Антиеврейские на­строения существовали не только в правительстве. Им была заражена часть верхних слоев обще­ства, особенно чиновничество, часть интеллигенции (известны нелицеприятные высказывания о евреях со стороны П.И.Пестеля1, Ф.М. Досто­евского, С.М.Соловьева, И.С.Аксакова, П.И.Чайковского, К.П.Победоносцева, А.И.Куприна, В.В.Розанова, А.А.Блока, и т.п.; правда, связаны они, в основном, с претензиями к особен­ностям дея­тельно­сти евреев, а не к ним самим) и в меньшей сте­пени средние слои обще­ства. При этом большин­ство, в силу их тра­дицион­ной настроенности в духе православия. А неко­торые ле­вые, на­пример народ­ники, обобщали евреев с их деятельностью и видели в евреях носителей капита­листиче­ского духа. Но тем ни менее, быто­вой антисе­ми­тизм не был мас­совым и в основном ограничи­вался на уровне симпатий и анти­патий.

Но это мы говорили о столичных жителях. А что касается российской провинции, то там бытовой антисемитизм глубоких корней вообще не имел. В широких слоях русского общества даже сама эта проблема не вставала, т.к. из-за наличия черты оседлости широкие слои русского народа почти не соприкасались с евреями. Более глубокие корни антисемитизм имел лишь в некоторых частях так называемой черты оседлости, главным образом на Украине и на юге России, где еще со времен Богдана Хмельницкого антисемитизм имел глубокое распространение в крестьянстве, ка­зачестве и в среде городских люмпенов. Но и здесь, за исключением редких и коротких моментов, антисеми­тизм не принимал напряженного характера, а погромы 1880-1910-х годов, как правило, иницииро­вались охранкой и были в основном городским явлением. Правда, инициировать их было легко, по­скольку коренное население их поддерживало. Тем ни менее по своему размаху и вели­чине по­терь эти погромы, потрясшие в свое время мировое общественное мнение, и простимули­ровавшие почти 600 тысяч евреев (в т.ч. примерно 500 тысяч украинских евреев) к эмиграции в свете опыта позд­нейших лет, в частности по срав­нению с волной погромов, прокатившейся по стране в 1918–1920 годах, кажутся относительно ог­раниченным явлением. Но все равно, погромы были, некоторые люди в них погибали, а многие те­ряли годами нажитое имущество. Все было.

И все-таки во второй половине XIX века в России политические и идеологические течения и движения начали подрывать традиционный местечковый уклад жизни, который теперь все менее удовлетворял новые поколения, появилась довольно состоятельные евреи-предприниматели, и в последние двадцать – тридцать предреволюционных лет их было уже не мало. Из наиболее из­вестных могу назвать железнодорожных королей и бан­киров братьев Поляковых, украинского са­харозаводчика Бродского, крупнейшего банкира и хода­тая по еврейским проблемам барона Гинц­бурга и т.п. Все они сумели добиться финансовых успе­хов, сохранив при этом свое вероиспове­дание. Кстати, именно Гинцбург выхлопотал у Александра II право проживания некоторых выше­перечисленных групп евреев (купцов I гильдии, лиц с высшим образованием и некоторых ремес­ленников) в городах России вне черты оседлости.

Здесь же отметим, что некоторые евреи ради облегчения возможности получить образова­ние или сделать карьеру принимали христианство, поскольку дискриминация в России осуществ­лялась не по признаку национальности человека, а только по его вероисповеданию. В качестве примера такого выкреста вспомним хотя бы деда В.И.Ленина по материнской линии Александра (Израиля) Бланка. Однако антисемиты таких тоже не очень уважали. Про них даже появилась по­говорка: "Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься". А другая поговорка: "Жид кре­щенный, что вор прощенный" указывает на то, что это им не очень помогало. Правда, их детям это уже облегчало жизнь. И здесь примером могут служить родные внуки того же Александра Бланка или Романа Рубинштейна, деда знаменитого композитора. Про еврейскую составляю­щую Ильича мы узнали совсем недавно, при советской власти говорить об этом было стыдно, а вот про братьев Рубинштейнов знали. Но знали также и то, что христианин А.Рубинштейна с горечью говорил о себе: "Для евреев я - христианин, для христиан - еврей, для русских я - немец, для немцев - русский" (Л.16).

Однако, это частности. А совершенно в духе времени было то, что в начале XX века в Рос­сии была создана явно антисе­митская "черная сотня", распространяющая мифы о "ритуальных убийствах" и провоцирующая новые погромы. Тогда же в России была сфальсифицирована фальшивка под названием "Протоколы сионских мудре­цов", рассказывающая якобы о еврейском заговоре по завоеванию мирового господства. И Николай II поверил этой мистификации. Это ли не характеристика интеллекта русского царя и того, как он относился к своим подданным евреям. На­конец, в 1911г. в Киеве было ини­циировано дело Бей­лиса2, которое всколыхнуло всю мыслящую Россию. Но, повторяю, все это в значительной степени инициировалось сверху и массовой под­держки даже в пределах черты оседлости не имело.

И последнее, что успело сделать для евреев царское правительство, это издать указ, об­виняю­щий евреев в пособничестве немцам. На основании этого указа летом 1915 года сотни ты­сяч евреев приграничных губерний, по ложному обвинению в шпионаже в пользу германских войск, были из­гнаны из своих жилищ, и их насильственно стали переселять во внутренние губернии, для чего даже пришлось явочным порядком отменить пресловутую черту оседлости. Причем пере­се­ление происходило столь хаотично и неорганизованно, что многие несчастные изгнанники в пути подвергались издевательствам, а часто даже гибли. Причем в первую очередь объявленных вне закона евреев грабила, подвергала насилию и бессудным расправам собственная армия. Эту со­вершенно дикую депортацию пришлось вскоре прекра­тить, но не потому, что Ставка осознала всю бессмысленность совершаемой акции, а потому что транспорт, использовавшийся для этого, при­шел в полную негодность. В результате фронт от нее страдал гораздо больше, чем от мнимого шпионажа евреев.

Однако жизнь моей семьи этот указ успел перевернуть. Мой дед Мендел Майзель до войны жил в Латвии, в городе Двинске. Работал на мельнице. И вот в соответствии с этим прика­зом в 1915г. он вместе со всей семьей был переселен в город Ливны Орловской губернии. Отцу тогда было 2 годика. Так мой отец со всей семьей оказался в России, а потом в СССР. А те их родственники, которые остались в Двинске, встретили там революцию, потом жили в независи­мой Латвии. Однако семья отца после того, как Латвия отделилась от России, об их судьбе ничего не знала. А в условиях тридцатых-сороковых годов вообще старалась не интересоваться и не го­во­рить о родст­венниках за грани­цей. А после ВОВ след был потерян. Так что я о судьбе родствен­ников своего отца, оставшихся после революции в Латвии, ничего не знал. Однако в 1980-е годы я случайно в Литве встретил че­ловека, латыша, родом из деревни, расположенной недалеко от Дау­гавпилса (быв­ший Двинск). И узнав мою фами­лию, он мне сказал, что у них в деревне есть старая разрушенная мельница, ко­торую их ста­рики, когда он был мальчишкой, называли мельницей Май­зеля. Но тех Майзелей давно уж нет. Их во время войны убили немцы. Так я узнал о судьбе родст­венников своего отца.

Однако даже на этом не благоприятном фоне государственного антисемитизма в еврей­ских местечковых семьях все-таки со­храня­лась высокая рождаемость. Иметь в семье по 7-8 детей было нормой. По­этому, не­смотря на погромы и эмиграцию, которая стала результатом антиеврей­ской государственной политики царского правительства и получила широкое распространение в еврейском обществе в конце XIX - на­чале XX века3, в Российской империи в эти годы была самая большая в мире еврей­ская община, насчитывающая более 6 млн. человек. Жили эти 6 млн. ев­реев в основном в пре­делах черты оседлости, в значительной степени были ограничены в пра­вах, и их перспективы на их улучшения были очень туманны. И даже то, что, многие состоятельные ев­реи, купцы I гильдии, промышленники, интеллигенты, а также демобилизованные кантонисты и их дети имели возможность жить в России, не спасало их и их детей от многочисленных ограничений, связанных с иудейским вероисповеданием и еврейским происхождением.

Дети других, менее состоятельных евреев ус­пешно преодолевали запретительные барьеры российских законов и по­ступали в столич­ные ВУЗы. А те, кто из-за процентной нормы не мог учиться в высших учебных заведениях России и имел достаточно средств, уезжали за границу, по­ступали в западноевропей­ские университеты и учились там. При этом многие потом воз­вращались в Россию уже с ди­пло­мами о высшем образовании, и селились в столицах или крупных городах типа Киева, Минска или Нижнего Новгорода. Однако при устройстве на работу они все равно испытывали дискрими­нацию по национальному признаку. И по­тому многие из них пополняли ряды революционных пар­тий.

Многие царские чиновники понимали сколь недальновидна и опасна для России политика противопоставления страны ее многомиллионному еврейскому населению. Наиболее последовате­лен в этом был П.А. Столыпин, чей кабинет подготовил законопроект, предусматри­вающий от­мену черты оседлости и ряда ограничений на выбор профессии. Предложение Столы­пина было под­держано большинством министров, среди которых был и следующий премьер Ко­ковцев. Од­нако дальше этого дело не пошло: император отказался утвердить законопроект, а вме­сто этого напи­сал Столыпину: “Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия по­ложитель­ного решения по этому делу, внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя”. И это русский царь, такой дремучий антисемит, что просто так, без всяких объяснений восстанавливает против себя 6 млн. своих подданных. Что после этого можно ждать от такого человека. Вот уж действительно создатель революционной ситуации в собствен­ной стране! И такого человека сегодня возводят в ранг великомучеников.
После всего сказанного совершенно понятно, почему евреи принимали активное участие в русском со­циал-демократи­ческом дви­жении с самого начала его возникновения в России. Причем в разных его разветвлениях. При этом наибольшее количество евреев в 1917г., если не считать еврейских партий, было среди меньше­виков. Так в руководстве меньше­вистской партии были Ю.О.Мартов (Цедельбаум), П.Б.Аксельруд, Ф.И.Дан (Гурвич), С.М.Шварц и т.п. А в ЦК “объединен­ной“ партии меньшевиков евреи в 1917г. со­ставили около половины. Были они и во всех других партиях. Так, хотя в эсэровской партии евреев было значительно меньше, чем в меньшевистской, но и там в ее руководстве состояли евреи М.А.Натансон, А.Р.Гоц, П.М.Рутенберг, Я.Фишман (впо­следствии стал большевиком); даже рево­люционер-прово­катор Е.Ф.Азеф тоже был евреем. В со­ставе меньшевиков и эсеров они входили во Временное правительство, которое, кстати, отменило в России черту оседлости, процентные цензы и прочие дискриминационные законы против еврей­ского населения страны. Обе эти партии в течение всего периода от Февраля до Октября 1917 г. занимали видное ме­сто в политической жизни страны и большую часть этого периода (март-ав­густ) пользовались поддержкой значительной части народа. Их лидеры составили большинство в Петроградском Совете. В вопросе о перспективах России они были единодушны: поскольку на­чавшаяся революция буржуазная, следовательно, и власть должна была перейти к буржуазии. К октябрю 1917г наиболее многочисленными были: партия эсеров - более 500 тыс., РСДРП(б) -350 тыс., РСДРП(м) -193 тыс., кадеты -70 тысяч членов (Л.79).

Я уж не говорю о еврейских партиях, состоящих целиком только из евреев. Таких как БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз), который был создан еще в 1897г., цели­ком состоял из од­них ев­реев и в 1917г насчитывал 40 тысяч членов, партии По­алей Цион (Еврейская социал-демокра­тическая рабочая пар­тия, сочетавшее политический сионизм с социалистиче­ской идеологией), созданной в 1899г., Объединенной еврей­ской социалистической рабочей партии (Фарейникте), сионистской партии "Масорет ве-херут" и дру­гих чисто еврейских партиях. Для примера скажем, что в мае 1917г только в различных сиони­ст­ских организациях России состояло до 140 тысяч че­ловек, меньшевиков тогда было около 200 ты­сяч человек, а эсеров – 500 тысяч (правда основная масса эсеров тогда была в армии и далеко от Питера). Как видно их этого сравнения только одни сионисты уже представляли серьезную силу, вполне соизмеримую с меньшевиками. Они были объ­единены вокруг журнала "Рассвет", и им каза­лось, что созда­ние еврей­ского государства уже вполне реально. Их оптимизм особенно возрос после того, как в 1916г. появилась Декларация Баль­фура4. Многие бывшие русские социал-демо­краты и бундовцы, напри­мер В. Жаботинский, М. Гроссман, П.Рутенберг, С.Трумпельдорф и про­чие, к этому времени уже пере­брались в Па­ле­стину и реально воевали в ев­рейском легиона на стороне Англии. А ведь кроме сионистов евреи, как уже было отмечено выше, были во всех других политических партиях. Хотя были и та­кие, кто считал, что многие евреи, получив равноправие в России, охладеют к идее палестинского государства. Словом, евреи в 1917г. были обильно пред­ставлены во всех революционных партиях. Причем везде их было много в руководстве партиями.

И среди боль­шевиков тоже было много евреев. Однако представле­ние о том, что боль­шинство евреев были большевиками, не соответствует истине. По данным (Л.5) в начале 1917 г. из 23–24 тыс. членов партии большеви­ков, вышедшей после Февральской революции из подполья, евреев было около 1 тысячи человек, т.е. всего 4,3%. Это даже несколько меньше их доли в об­щем составе населения России (около 6%). Од­нако в руководстве партии евреев уже тогда было не­пропорционально много. Большое количество евреев в руково­дстве партии (такое же положение было и среди меньшевиков и спреди эсеров) объясняется их значительно более высоким образовательным уровнем и усиленной активностью в революционном движении. Справедливости ради отметим здесь же, что столь малое количество большевиков в феврале 1917г объясняется тем, что они были в подполье. Уже к июлю-августу 1917г, судя по материалам VI съезда РСДРП(б), в партии большевиков было 200-215 тыс. членов, а накануне Октября, как я писал выше, она насчитывала 350 тыс. членов. Однако какой процент составляли в этот момент евреи в партии, я сказать не могу. Хотя думаю, что со столь значительным увеличением количество членов партии большевиков количество евреев в ней в процентном отношении несколько снизилось.

Настоящий раздел текста был написан при использовании общеизвестной информации, сосредоточенной в основном в литературе (Л.1-9).
1.2. Евреи в Октябрьской революции.
Летом 1917г. в ЦК РСДРП большевиков, избранном на его VI-м съезде (6.06.– 3.07.1917г. в Пет­рограде) в составе 21 человека, было шесть ев­реев: Г.Зиновьев, Л.Каменев, Л.Троц­кий, Я. Свердлов, М. Урицкий и Г.Сокольников, т.е. более 28%. Именно этот в значительной степени еврейский ЦК РСДРП(б) и гото­вил Октябрьский переворот, приведший большевиков к власти.5

К сожалению, в 1940-1970-е годы, когда в стране буйствовал антисемитизм, никто и нико­гда даже не заикался об этом и не ставил евреям в заслугу несомненный факт их активнейшего участия в подготовке и проведении Октябрьской революции. О нем вспомнили только сейчас, ко­гда Великую Ок­тябрьскую Социалистическую революцию пере­именовали в Октябрьский перево­рот, и евреи ”оказались виновными в нем”. Однако здесь мы ни­кого не обвиняем и не оправды­ваем. Здесь я только констатирую тот факт, что роль евреев в этом эпизоде российской истории была очень велика. И это исторический факт.

В но­ябре 1917г. из 7-ми членов Политбюро ЦК боль­шевистской партии четверо были ев­реями: Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и Я.М.Свердлов. В состав Военно-рево­люцион­ного комитета (ВРК) Петроградского Совета, созданного 12 октября 1917 года для подго­товки вос­ста­ния, и состоящего из 82 членов входило 16 евреев. Среди них были Л.Д.Троцкий (председатель), Э.М.Склянский, Г.И.Чудновский, И.С.Уншлихт, Я.М.Фишман, А.А.Иоффе и прочие. Наконец, 16 октября 1917 года на заседании ЦК РСДРП(б) был из­бран Военно-револю­ционный центр (ВРЦ) в составе пяти чело­век. И здесь тоже были два еврея: Я.М.Свердлов и М.С.Уриц­кий. Остальные трое были: А.С.Бубнов – русский, Ф.Э.Дзержинский – поляк и И.В.Сталин – грузин.

В военно-революционных комитетах (ВРК) других городов также было довольно много ев­реев. Например, в Московский ВРК входили И.А. Пятницкий (Таршис), Е.М. Ярославский (М.И. Гу-

бельман), И.С.Кизельштейн, В.Н.Подбельский, М.И.Тейтельбаум, А.П.Розенгольц, Л.Н.Гальпе- рин, и другие. Я уж не го­ворю просто о большом количестве рядовых беспартийных евреев, кото­рые осуществляли революции на местах. Словом евреев, которые не были очень густо представ­лены в самой большевистской партии, в руководстве партии было не­пропорцио­нально много, и они активно участвовали в Ок­тябрьской революции и уста­нов­лении Со­ветской власти в Петер­бурге и других русских городах. И это, конечно, сказалось впоследствии как при распределении портфелей и должностей в новой власти, так и в контрреволюционной пропаганде противников Октябрьского переворота.

При этом сразу же подчеркнем, что все эти большевистские лидеры еврейской национально­сти были детьми довольно состоятельных по еврейским меркам родителей и никогда не отождествляли себя с еврейским народом. Так Л.Троцкий, к примеру, был сыном зажиточного землевладельца, Л. Каменев - инженера, Г. Зиновьев – хозяина молочной фермы, Г.Сокольников – врача и владельца аптеки, М.Урицкий – купца и т.п.. Из этого можно предположить, что в револю­цию их привела вовсе не социальная несправдливость, а нечто иное. И вполне возможно, что именно чувство национальной ущемленности и национальной дискриминации в юности. А уж по­том они познакомились с учением Маркса и примкнули к большевикам. Об этом же свидетельст­вует и то, что все они были ярыми противниками еврейского национального и культурного движе­ния, противниками сионизма, некоторые даже противниками еврейской автономии, и каждый из них постоянно подчеркивал, что он не еврей, а интер­националист. Не случайно мно­гие из них брали русские псевдонимы (Зиновьв, Каменев, Соколь­ников, Пятаков, Гусев, Стеклов, Яковлев, Ярослав­ский и т.п.) и всегда позиционировали себя русскими или интерна­ционалистами и с еврейским народом не имели ничего общего, кроме своего происхожде­ния. Так что революция стала жестокой расплатой за юдофобию: энергия целого народа (причём народа талантливого и предприимчивого) была не востребована, отторгнута и, естественно, нашла себя в революционном движении. А вообще о российских болшевиках еврейского происхождения хорошо сказал известный еврейский историк, современник тех событий С.Дубнов: “Та многочисленная армия еврейской молодежи, которая занимает видное место в рядах «Российской социал-демократической рабочей партии» и выдвигает там даже своих лидеров, формально порвала всякие связи с еврейством. Это - последовательные ассимиляторы в силу своих партийных и интернациональных убеждений. Их народ — русский, а не еврейский народ, ибо понятие «народ» для них политически-территориальное, а не культурно-историческое. Шесть миллионов евреев, застрявших в русском государственном организаме, являются для них россиянами, до поры до времени приписанными к еврейству”.
Отметим здесь же, что все остальные социал-демократические партии, в т.ч. и еврей­ские, Октябрь­скую революцию не только приняли, но сразу же заявили об этом и активно выступили протв. Большинство руково­дящих членов этих партий, тоже евреи, вскоре после разгона Учреди­тельного собрания в январе 1918г. оказа­лись в эмиг­рации или в бе­лом движении. Однако ря­довые члены этих партий, в т.ч. евреи, в массе своей остались в России. Многие со вре­менем при­няли Советскую власть и добросовестно на нее работали. А неко­торые, например Я.Фишман, даже вступили в большеви­стскую партию.

Что же касается БУНДа, "Полалей Циона", "Фарейникте" и других еврейских партий, то их истории типичны для послереволюционной России. Все они тоже Октябрьскую революцию встре­тили отрицательно, считая приход к власти большевиков "узурпа­цией народной воли", и их страте­гии были направ­лены на ее непризнание и конституционное свер­жение власти большевиков через Учредительное собрание. Так в ноябре 1917г. глав­ный печатный орган Бунда газета "Арбетер штиме"6 писал, что "большевистский перево­рот есть безумие" и надеялся, что Учредительное собрание восстановит в России законную власть.

Од­нако после разгона Учредитель­ного собрания крупнейшая еврейская партия БУНД (на­считывал более 30 тыс. членов) раскололся и нем определились три различных течения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconТема: «Экономическая политика красных и белых»
«военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconС. А. Майзель Евреи в Римской империи
Размышления на историческую тему, в которых недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на интуиции...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconМихаил Сеспель основоположник чувашской поэзии
Михаила Сеспеля после Октябрьской революции. Почему именно на чувашской почве суждено было родиться этому предвестнику революции?...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«интервенция»; б уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы; в усвоить организацию обороны страны,...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconРоссия в годы гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. План
Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994, №5
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconПлан темы Дипломатическая подготовка к войне. Изоляция России. От Порт-Артура до Цусимы
Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconРеферат Нестор Махно одна из самых неоднозначных фигур гражданской...
Нестор Махно одна из самых неоднозначных фигур гражданской войны в России и на Украине, не пошедший по пути подчинения лидерам революции...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconОтчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию...
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Россиянин» на 2010 – 2015 гг., целью которой является воспитание выпускника школы как человека высокой социальной активности, гражданской...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconПубликации по результатам педагогической деятельности в сми 2007-2008 учебный год
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconТема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconКонспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconПричины победы Юлия Цезаря в гражданской войне 49-45 гг до н э
Его считали человеком цельным и совершенным. По-прежнему трудно найти личность, подобную Цезарю, соединяющую в себе такое множество...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconМетодическая разработка учебный предмет: история России XX век. 11...
Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам...
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве iconТезисы «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
С. А. Майзель Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве icon«утверждаю» Директор мбоу сош №14 Филимонов Е. В. Публичный доклад
Центр развития ребенка детский сад №4, мдоу №14 «Дельфинята». Из промышленных предприятий Коломны рядом со школой расположены гуп...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск