Скачать 1.78 Mb.
|
С.А.Майзель 1. Евреи в революции и Гражданской войне. Антисемитизм на социальной почве. Оглавление. 1.1. Евреи в дореволюционной России. Государственный антисемитизм ……………............ 2 1.2. Евреи в Октябрьской революции………………………………………………………………… 6 1.3. Красные евреи в Гражданской войне…………………………………………………… …….. 9 1.4. Евреи и белое движение в Гражданской войне……………………………………………… 14 1.5. Еврейские обыватели в годы Гражданской войны……………………………………......... 20 1.6. Украина в 1918-1919 годах …………………………………………………………………….. 23 1.7. Советская власть и еврейский вопрос в годы Гражданской войны………………………. 28 1.7.1. Еврейское самоуправление……………………………………………………..........28 1.7.2. Верующие евреи и борьба с иудаизмом…………………………………………... 30 1.7.3. Инакомыслие в еврейской среде…………………………………………………... 34 1.7.4. Еврейское образование и наука в годы Гражданской войны………………...... 38 1.7.5. Евреи в русской и мировой науке ………………………………………………… 40 1.7.6. Еврейская культура и литература в годы Гражданской войны……………… 41 1.7.6.1. Еврейская литература ………………………………………………….. 43 1.7.6.2. Еврейский театр …………………………………………………………. 44 1.7.6.3. Еврейская музыка ………………………………………………………... 45 1.7.6.4. Еврейское изобразительное искусство ………………………………. 46 1.7.7.Евреив русскоязычной литературе и искусстве …………................................47 1.7.7.1. Евреи в русскоязычной литература …………………………………… 48 1.7.7.2. Евреи в русскоязычном театре ………………………………………… 51 1.7.7.3. Русские евреи в русской и мировой музыке ………………………… 52 1.7.7.4. Русские евреи в российской живописи ………………………………. 53 1.8. Антисемитизм в годы Гражданской войны……………………………………………………. 54 Ленинградская область. д. Кирполье 2011г. Бей жидов – спасай Россию Поговорка времен Гражданской войны Всю Россию вверг еврей В мерзость и неразбериху. Вот как может воробей Изнасиловать слониху. И.Губерман 1.1. Евреи в дореволюционной России. Государственный антисемитизм. Евреи всегда жили в России. Даже в Киевской Руси. Но до 1772г. их в России было не много. При этом необходимо отметить, что, за исключением коротких интервалов времени, евреев в России не жаловали никогда. Во многом этому способствовала православная традиция, обвинявшая евреев в убийстве Иисуса Христа, в употреблении крови христианских детей и прочих дикостях, а во многом и традиционное недоверие к евреям, как к людям без Родины, которым, по большому счету, нельзя доверять. Кроме того, торгово-ростовщическая деятельность евреев тоже вызывала к ним недоверие и антипатию со стороны населения, традиционно видевшего в такого рода деятельности жульничество и обман. Хотя, скажем Петру, история приписывает фразу: "Для меня все едино, был ли человек крещен или обрезан, лишь бы он был порядочный человек и хорошо знал свое дело" (Л.1). Однако после его смерти в XVIII веке сначала императрица Екатерина I указом от 1727г., а затем, и императрица Елизавета Петровна указом от 2 декабря 1742г. потребовали высылки всех евреев из России, обосновывая это известной фразой: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли" (Л.1). И хотя изгнание евреев больно ударило по экономике Украины, идеология в России всегда была выше экономической целесообразности. Однако, несмотря на эти указы, судьба все-таки поселила евреев в Российской Империи. Это случилось спустя всего 40 лет после указа Елизаветы, в конце XVIII века после раздела Польши. Сначала в 1772г. после первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией в состав Российской империи вошла Восточная Белоруссия с ее 60-тысячным еврейским населением. Затем после второго (1791г.) и третьего (1795г.) разделов в состав России вошли Правобережная Украина, Центральная и Западная Белоруссия, Литва и Курляндия, где в общей сложности было сосредоточено свыше шестисот тысяч евреев. А в начале XIX века к ним прибавилось еще более двадцати тысяч евреев Бессарабии (1812г.) и боле трехсот тысяч евреев Герцогства Варшавского (1815г.). Все эти евреи называли себя ашкеназами. Ашкеназы - это потомки тех евреев, которые жили в средние века на территории теперешней Германии, в особенности - по берегам Рейна. Когда-то евреи называли Германию - "эрец Ашкеназ", а отсюда и ашкеназ - это немецкий еврей или потомок немецкого еврея. Однако уже в XIV веке из-за сильнейшего средневекового германского антисемитизма они стали мигрировать на восток и селиться в Польше и Литве, где были приняты значительно лучше. Кстати, тогда же они проникли и в Белоруссию, которая в те годы была поделена между ними. А после раздела Польши они попали в Россию. Но название "ашкеназы" сохранилось за этой группой евреев и по сей день (Л.2). Впоследствии к России в разные годы XIX века были присоединены восточные и кавказские земли. И там тоже были свои евреи, восточные. С ашкеназами их объединяла только иудейская вера и иврит - язык еврейских молитв. Восточные евреи составляли около 5% от общего количества евреев России. Среди них были бухарские евреи, горские, грузинские и крымчаки. Бухарские, или среднеазиатские, евреи получили свое название оттого, что большая их часть до завоевания Россией Средней Азии жила на территории Бухарского эмирата (современный Узбекистан и Таджикистан). Горские евреи жили в Азербайджане и на Северном Кавказе: в современных Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Ингушетии. Грузинские евреи жили в Грузии, преимущественно в городах. Вероятно, предки горских и грузинских евреев в давние времена эмигрировали сюда из Северного Ирана и поселились среди местного населения. Крымчаки - небольшая еврейская община, которая жила в Крыму. В годы Второй мировой войны нацисты убили почти всех крымчаков, и теперь их осталось всего около двух тысяч (Л.2). Понятно, что в те далекие годы, учитывая отношение к евреям со стороны православной церкви и российской власти, "еврейский вопрос" стал для России особенно важен. Поэтому уже в 1791г. специальном указом Екатерины II в Российской империи была введена граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям. Эта граница получила название черты оседлости. Черта охватывала специально оговоренные небольшие населённые пункты, так называемые местечки, значительной части Царства Польского, Литвы, Латвии и Белоруссии. При этом землю евреям иметь не дозволялось. Это отрывало их от сельскохозяйственной деятельности и обуславливало основное занятие евреев – ремесло и торговлю, а также то, что селились они рядом с деревнями и небольшими городами, образуя торгово-ремесленные поселения, так называемые местечки. Существование черты оседлости вело к нищете и скученности масс еврейского населения в местечках, жестокой конкуренции в их среде. Еврейское местечко отличал особый образ жизни, культура, традиции, которые создавала община, жившая своим замкнутым миром по законам Галахи. Справедливости ради должен подчеркнуть, что возникновение черты оседлости связано с историческими событиями конца XVIII века. Обсуждая этот вопрос, А.Дикий со ссылкой на очерк А.Гольденвейзера пишет: “В ту эпоху все русские подданные, принадлежавшие к так называемым податным сословиям, - т.е. крестьяне, мещане, ремесленники и купцы, - не имели права свободного передвижения и повсеместного поселения в нынешнем смысле этих понятий. Каждый был приписан к местному “обществу” и мог заниматься своим делом лишь в данном месте. В соответствии с этим порядком, евреи, оказавшиеся русскими подданными после разделов Польши, были приписаны к мещанским и купеческим обществам тех местностей Юго-Западного и Северо-Западного Края, в которых они проживали при переходе этих областей к России” (Л.87). Однако впоследствие, когда все граждане России уже имели право беспрепятственного передвижения по стране, черта оседлость осталась, что вместе с остальными ограничительными мерами и вызывало недовольство еврейского населения. Но об этом ниже. Впоследствии, уже при Александре II в черту оседлости также были включены территории западной и южной Украины и Бессарабии. И здесь евреи могли иметь землю и их занятия сельским хозяйством даже поощрялось. Так возникла большая еврейско-украинская диаспора, еврейская Одесса, еврейский Киев, Жмеринка и т.п. Во второй половине XIX века, правда, некоторым категориям евреев, в т.ч. купцам первой гильдии, лицам с высшим образование, отслужившим рекрутам и ремесленникам, приписанным к ремесленным цехам, разрешалось селиться вне черты оседлости. Даже в столичных городах. Но таких, естественно, было не много. Основная масса жила в пределах этой черты. Таким образом, в ХIХ веке Россия была практически единственной европейской страной, где официально поощрялась жесткая антиеврейская политика. Российское законодательство помимо черты оседлости включало также ряд важных ограничений на экономическую и профессиональную деятельность евреев (евреям запрещалось работать на государственной службе, занимать офицерские и чиновничьи должности, кроме самых низших), во многих районах запрещало землевладение, ограничивало их возможность обучения и передвижения по стране, работу в государственных учреждениях, запрещалось работать даже рядовыми рабочими на железной дороге, оборонных и металлообрабатывающих заводах, в горно-добывающей промышленности, а также на почте и телеграфе и т.п. Антиеврейские настроения существовали не только в правительстве. Им была заражена часть верхних слоев общества, особенно чиновничество, часть интеллигенции (известны нелицеприятные высказывания о евреях со стороны П.И.Пестеля1, Ф.М. Достоевского, С.М.Соловьева, И.С.Аксакова, П.И.Чайковского, К.П.Победоносцева, А.И.Куприна, В.В.Розанова, А.А.Блока, и т.п.; правда, связаны они, в основном, с претензиями к особенностям деятельности евреев, а не к ним самим) и в меньшей степени средние слои общества. При этом большинство, в силу их традиционной настроенности в духе православия. А некоторые левые, например народники, обобщали евреев с их деятельностью и видели в евреях носителей капиталистического духа. Но тем ни менее, бытовой антисемитизм не был массовым и в основном ограничивался на уровне симпатий и антипатий. Но это мы говорили о столичных жителях. А что касается российской провинции, то там бытовой антисемитизм глубоких корней вообще не имел. В широких слоях русского общества даже сама эта проблема не вставала, т.к. из-за наличия черты оседлости широкие слои русского народа почти не соприкасались с евреями. Более глубокие корни антисемитизм имел лишь в некоторых частях так называемой черты оседлости, главным образом на Украине и на юге России, где еще со времен Богдана Хмельницкого антисемитизм имел глубокое распространение в крестьянстве, казачестве и в среде городских люмпенов. Но и здесь, за исключением редких и коротких моментов, антисемитизм не принимал напряженного характера, а погромы 1880-1910-х годов, как правило, инициировались охранкой и были в основном городским явлением. Правда, инициировать их было легко, поскольку коренное население их поддерживало. Тем ни менее по своему размаху и величине потерь эти погромы, потрясшие в свое время мировое общественное мнение, и простимулировавшие почти 600 тысяч евреев (в т.ч. примерно 500 тысяч украинских евреев) к эмиграции в свете опыта позднейших лет, в частности по сравнению с волной погромов, прокатившейся по стране в 1918–1920 годах, кажутся относительно ограниченным явлением. Но все равно, погромы были, некоторые люди в них погибали, а многие теряли годами нажитое имущество. Все было. И все-таки во второй половине XIX века в России политические и идеологические течения и движения начали подрывать традиционный местечковый уклад жизни, который теперь все менее удовлетворял новые поколения, появилась довольно состоятельные евреи-предприниматели, и в последние двадцать – тридцать предреволюционных лет их было уже не мало. Из наиболее известных могу назвать железнодорожных королей и банкиров братьев Поляковых, украинского сахарозаводчика Бродского, крупнейшего банкира и ходатая по еврейским проблемам барона Гинцбурга и т.п. Все они сумели добиться финансовых успехов, сохранив при этом свое вероисповедание. Кстати, именно Гинцбург выхлопотал у Александра II право проживания некоторых вышеперечисленных групп евреев (купцов I гильдии, лиц с высшим образованием и некоторых ремесленников) в городах России вне черты оседлости. Здесь же отметим, что некоторые евреи ради облегчения возможности получить образование или сделать карьеру принимали христианство, поскольку дискриминация в России осуществлялась не по признаку национальности человека, а только по его вероисповеданию. В качестве примера такого выкреста вспомним хотя бы деда В.И.Ленина по материнской линии Александра (Израиля) Бланка. Однако антисемиты таких тоже не очень уважали. Про них даже появилась поговорка: "Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься". А другая поговорка: "Жид крещенный, что вор прощенный" указывает на то, что это им не очень помогало. Правда, их детям это уже облегчало жизнь. И здесь примером могут служить родные внуки того же Александра Бланка или Романа Рубинштейна, деда знаменитого композитора. Про еврейскую составляющую Ильича мы узнали совсем недавно, при советской власти говорить об этом было стыдно, а вот про братьев Рубинштейнов знали. Но знали также и то, что христианин А.Рубинштейна с горечью говорил о себе: "Для евреев я - христианин, для христиан - еврей, для русских я - немец, для немцев - русский" (Л.16). Однако, это частности. А совершенно в духе времени было то, что в начале XX века в России была создана явно антисемитская "черная сотня", распространяющая мифы о "ритуальных убийствах" и провоцирующая новые погромы. Тогда же в России была сфальсифицирована фальшивка под названием "Протоколы сионских мудрецов", рассказывающая якобы о еврейском заговоре по завоеванию мирового господства. И Николай II поверил этой мистификации. Это ли не характеристика интеллекта русского царя и того, как он относился к своим подданным евреям. Наконец, в 1911г. в Киеве было инициировано дело Бейлиса2, которое всколыхнуло всю мыслящую Россию. Но, повторяю, все это в значительной степени инициировалось сверху и массовой поддержки даже в пределах черты оседлости не имело. И последнее, что успело сделать для евреев царское правительство, это издать указ, обвиняющий евреев в пособничестве немцам. На основании этого указа летом 1915 года сотни тысяч евреев приграничных губерний, по ложному обвинению в шпионаже в пользу германских войск, были изгнаны из своих жилищ, и их насильственно стали переселять во внутренние губернии, для чего даже пришлось явочным порядком отменить пресловутую черту оседлости. Причем переселение происходило столь хаотично и неорганизованно, что многие несчастные изгнанники в пути подвергались издевательствам, а часто даже гибли. Причем в первую очередь объявленных вне закона евреев грабила, подвергала насилию и бессудным расправам собственная армия. Эту совершенно дикую депортацию пришлось вскоре прекратить, но не потому, что Ставка осознала всю бессмысленность совершаемой акции, а потому что транспорт, использовавшийся для этого, пришел в полную негодность. В результате фронт от нее страдал гораздо больше, чем от мнимого шпионажа евреев. Однако жизнь моей семьи этот указ успел перевернуть. Мой дед Мендел Майзель до войны жил в Латвии, в городе Двинске. Работал на мельнице. И вот в соответствии с этим приказом в 1915г. он вместе со всей семьей был переселен в город Ливны Орловской губернии. Отцу тогда было 2 годика. Так мой отец со всей семьей оказался в России, а потом в СССР. А те их родственники, которые остались в Двинске, встретили там революцию, потом жили в независимой Латвии. Однако семья отца после того, как Латвия отделилась от России, об их судьбе ничего не знала. А в условиях тридцатых-сороковых годов вообще старалась не интересоваться и не говорить о родственниках за границей. А после ВОВ след был потерян. Так что я о судьбе родственников своего отца, оставшихся после революции в Латвии, ничего не знал. Однако в 1980-е годы я случайно в Литве встретил человека, латыша, родом из деревни, расположенной недалеко от Даугавпилса (бывший Двинск). И узнав мою фамилию, он мне сказал, что у них в деревне есть старая разрушенная мельница, которую их старики, когда он был мальчишкой, называли мельницей Майзеля. Но тех Майзелей давно уж нет. Их во время войны убили немцы. Так я узнал о судьбе родственников своего отца. Однако даже на этом не благоприятном фоне государственного антисемитизма в еврейских местечковых семьях все-таки сохранялась высокая рождаемость. Иметь в семье по 7-8 детей было нормой. Поэтому, несмотря на погромы и эмиграцию, которая стала результатом антиеврейской государственной политики царского правительства и получила широкое распространение в еврейском обществе в конце XIX - начале XX века3, в Российской империи в эти годы была самая большая в мире еврейская община, насчитывающая более 6 млн. человек. Жили эти 6 млн. евреев в основном в пределах черты оседлости, в значительной степени были ограничены в правах, и их перспективы на их улучшения были очень туманны. И даже то, что, многие состоятельные евреи, купцы I гильдии, промышленники, интеллигенты, а также демобилизованные кантонисты и их дети имели возможность жить в России, не спасало их и их детей от многочисленных ограничений, связанных с иудейским вероисповеданием и еврейским происхождением. Дети других, менее состоятельных евреев успешно преодолевали запретительные барьеры российских законов и поступали в столичные ВУЗы. А те, кто из-за процентной нормы не мог учиться в высших учебных заведениях России и имел достаточно средств, уезжали за границу, поступали в западноевропейские университеты и учились там. При этом многие потом возвращались в Россию уже с дипломами о высшем образовании, и селились в столицах или крупных городах типа Киева, Минска или Нижнего Новгорода. Однако при устройстве на работу они все равно испытывали дискриминацию по национальному признаку. И потому многие из них пополняли ряды революционных партий. Многие царские чиновники понимали сколь недальновидна и опасна для России политика противопоставления страны ее многомиллионному еврейскому населению. Наиболее последователен в этом был П.А. Столыпин, чей кабинет подготовил законопроект, предусматривающий отмену черты оседлости и ряда ограничений на выбор профессии. Предложение Столыпина было поддержано большинством министров, среди которых был и следующий премьер Коковцев. Однако дальше этого дело не пошло: император отказался утвердить законопроект, а вместо этого написал Столыпину: “Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя”. И это русский царь, такой дремучий антисемит, что просто так, без всяких объяснений восстанавливает против себя 6 млн. своих подданных. Что после этого можно ждать от такого человека. Вот уж действительно создатель революционной ситуации в собственной стране! И такого человека сегодня возводят в ранг великомучеников. После всего сказанного совершенно понятно, почему евреи принимали активное участие в русском социал-демократическом движении с самого начала его возникновения в России. Причем в разных его разветвлениях. При этом наибольшее количество евреев в 1917г., если не считать еврейских партий, было среди меньшевиков. Так в руководстве меньшевистской партии были Ю.О.Мартов (Цедельбаум), П.Б.Аксельруд, Ф.И.Дан (Гурвич), С.М.Шварц и т.п. А в ЦК “объединенной“ партии меньшевиков евреи в 1917г. составили около половины. Были они и во всех других партиях. Так, хотя в эсэровской партии евреев было значительно меньше, чем в меньшевистской, но и там в ее руководстве состояли евреи М.А.Натансон, А.Р.Гоц, П.М.Рутенберг, Я.Фишман (впоследствии стал большевиком); даже революционер-провокатор Е.Ф.Азеф тоже был евреем. В составе меньшевиков и эсеров они входили во Временное правительство, которое, кстати, отменило в России черту оседлости, процентные цензы и прочие дискриминационные законы против еврейского населения страны. Обе эти партии в течение всего периода от Февраля до Октября 1917 г. занимали видное место в политической жизни страны и большую часть этого периода (март-август) пользовались поддержкой значительной части народа. Их лидеры составили большинство в Петроградском Совете. В вопросе о перспективах России они были единодушны: поскольку начавшаяся революция буржуазная, следовательно, и власть должна была перейти к буржуазии. К октябрю 1917г наиболее многочисленными были: партия эсеров - более 500 тыс., РСДРП(б) -350 тыс., РСДРП(м) -193 тыс., кадеты -70 тысяч членов (Л.79). Я уж не говорю о еврейских партиях, состоящих целиком только из евреев. Таких как БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз), который был создан еще в 1897г., целиком состоял из одних евреев и в 1917г насчитывал 40 тысяч членов, партии Поалей Цион (Еврейская социал-демократическая рабочая партия, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией), созданной в 1899г., Объединенной еврейской социалистической рабочей партии (Фарейникте), сионистской партии "Масорет ве-херут" и других чисто еврейских партиях. Для примера скажем, что в мае 1917г только в различных сионистских организациях России состояло до 140 тысяч человек, меньшевиков тогда было около 200 тысяч человек, а эсеров – 500 тысяч (правда основная масса эсеров тогда была в армии и далеко от Питера). Как видно их этого сравнения только одни сионисты уже представляли серьезную силу, вполне соизмеримую с меньшевиками. Они были объединены вокруг журнала "Рассвет", и им казалось, что создание еврейского государства уже вполне реально. Их оптимизм особенно возрос после того, как в 1916г. появилась Декларация Бальфура4. Многие бывшие русские социал-демократы и бундовцы, например В. Жаботинский, М. Гроссман, П.Рутенберг, С.Трумпельдорф и прочие, к этому времени уже перебрались в Палестину и реально воевали в еврейском легиона на стороне Англии. А ведь кроме сионистов евреи, как уже было отмечено выше, были во всех других политических партиях. Хотя были и такие, кто считал, что многие евреи, получив равноправие в России, охладеют к идее палестинского государства. Словом, евреи в 1917г. были обильно представлены во всех революционных партиях. Причем везде их было много в руководстве партиями. И среди большевиков тоже было много евреев. Однако представление о том, что большинство евреев были большевиками, не соответствует истине. По данным (Л.5) в начале 1917 г. из 23–24 тыс. членов партии большевиков, вышедшей после Февральской революции из подполья, евреев было около 1 тысячи человек, т.е. всего 4,3%. Это даже несколько меньше их доли в общем составе населения России (около 6%). Однако в руководстве партии евреев уже тогда было непропорционально много. Большое количество евреев в руководстве партии (такое же положение было и среди меньшевиков и спреди эсеров) объясняется их значительно более высоким образовательным уровнем и усиленной активностью в революционном движении. Справедливости ради отметим здесь же, что столь малое количество большевиков в феврале 1917г объясняется тем, что они были в подполье. Уже к июлю-августу 1917г, судя по материалам VI съезда РСДРП(б), в партии большевиков было 200-215 тыс. членов, а накануне Октября, как я писал выше, она насчитывала 350 тыс. членов. Однако какой процент составляли в этот момент евреи в партии, я сказать не могу. Хотя думаю, что со столь значительным увеличением количество членов партии большевиков количество евреев в ней в процентном отношении несколько снизилось. Настоящий раздел текста был написан при использовании общеизвестной информации, сосредоточенной в основном в литературе (Л.1-9). 1.2. Евреи в Октябрьской революции. Летом 1917г. в ЦК РСДРП большевиков, избранном на его VI-м съезде (6.06.– 3.07.1917г. в Петрограде) в составе 21 человека, было шесть евреев: Г.Зиновьев, Л.Каменев, Л.Троцкий, Я. Свердлов, М. Урицкий и Г.Сокольников, т.е. более 28%. Именно этот в значительной степени еврейский ЦК РСДРП(б) и готовил Октябрьский переворот, приведший большевиков к власти.5 К сожалению, в 1940-1970-е годы, когда в стране буйствовал антисемитизм, никто и никогда даже не заикался об этом и не ставил евреям в заслугу несомненный факт их активнейшего участия в подготовке и проведении Октябрьской революции. О нем вспомнили только сейчас, когда Великую Октябрьскую Социалистическую революцию переименовали в Октябрьский переворот, и евреи ”оказались виновными в нем”. Однако здесь мы никого не обвиняем и не оправдываем. Здесь я только констатирую тот факт, что роль евреев в этом эпизоде российской истории была очень велика. И это исторический факт. В ноябре 1917г. из 7-ми членов Политбюро ЦК большевистской партии четверо были евреями: Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и Я.М.Свердлов. В состав Военно-революционного комитета (ВРК) Петроградского Совета, созданного 12 октября 1917 года для подготовки восстания, и состоящего из 82 членов входило 16 евреев. Среди них были Л.Д.Троцкий (председатель), Э.М.Склянский, Г.И.Чудновский, И.С.Уншлихт, Я.М.Фишман, А.А.Иоффе и прочие. Наконец, 16 октября 1917 года на заседании ЦК РСДРП(б) был избран Военно-революционный центр (ВРЦ) в составе пяти человек. И здесь тоже были два еврея: Я.М.Свердлов и М.С.Урицкий. Остальные трое были: А.С.Бубнов – русский, Ф.Э.Дзержинский – поляк и И.В.Сталин – грузин. В военно-революционных комитетах (ВРК) других городов также было довольно много евреев. Например, в Московский ВРК входили И.А. Пятницкий (Таршис), Е.М. Ярославский (М.И. Гу- бельман), И.С.Кизельштейн, В.Н.Подбельский, М.И.Тейтельбаум, А.П.Розенгольц, Л.Н.Гальпе- рин, и другие. Я уж не говорю просто о большом количестве рядовых беспартийных евреев, которые осуществляли революции на местах. Словом евреев, которые не были очень густо представлены в самой большевистской партии, в руководстве партии было непропорционально много, и они активно участвовали в Октябрьской революции и установлении Советской власти в Петербурге и других русских городах. И это, конечно, сказалось впоследствии как при распределении портфелей и должностей в новой власти, так и в контрреволюционной пропаганде противников Октябрьского переворота. При этом сразу же подчеркнем, что все эти большевистские лидеры еврейской национальности были детьми довольно состоятельных по еврейским меркам родителей и никогда не отождествляли себя с еврейским народом. Так Л.Троцкий, к примеру, был сыном зажиточного землевладельца, Л. Каменев - инженера, Г. Зиновьев – хозяина молочной фермы, Г.Сокольников – врача и владельца аптеки, М.Урицкий – купца и т.п.. Из этого можно предположить, что в революцию их привела вовсе не социальная несправдливость, а нечто иное. И вполне возможно, что именно чувство национальной ущемленности и национальной дискриминации в юности. А уж потом они познакомились с учением Маркса и примкнули к большевикам. Об этом же свидетельствует и то, что все они были ярыми противниками еврейского национального и культурного движения, противниками сионизма, некоторые даже противниками еврейской автономии, и каждый из них постоянно подчеркивал, что он не еврей, а интернационалист. Не случайно многие из них брали русские псевдонимы (Зиновьв, Каменев, Сокольников, Пятаков, Гусев, Стеклов, Яковлев, Ярославский и т.п.) и всегда позиционировали себя русскими или интернационалистами и с еврейским народом не имели ничего общего, кроме своего происхождения. Так что революция стала жестокой расплатой за юдофобию: энергия целого народа (причём народа талантливого и предприимчивого) была не востребована, отторгнута и, естественно, нашла себя в революционном движении. А вообще о российских болшевиках еврейского происхождения хорошо сказал известный еврейский историк, современник тех событий С.Дубнов: “Та многочисленная армия еврейской молодежи, которая занимает видное место в рядах «Российской социал-демократической рабочей партии» и выдвигает там даже своих лидеров, формально порвала всякие связи с еврейством. Это - последовательные ассимиляторы в силу своих партийных и интернациональных убеждений. Их народ — русский, а не еврейский народ, ибо понятие «народ» для них политически-территориальное, а не культурно-историческое. Шесть миллионов евреев, застрявших в русском государственном организаме, являются для них россиянами, до поры до времени приписанными к еврейству”. Отметим здесь же, что все остальные социал-демократические партии, в т.ч. и еврейские, Октябрьскую революцию не только приняли, но сразу же заявили об этом и активно выступили протв. Большинство руководящих членов этих партий, тоже евреи, вскоре после разгона Учредительного собрания в январе 1918г. оказались в эмиграции или в белом движении. Однако рядовые члены этих партий, в т.ч. евреи, в массе своей остались в России. Многие со временем приняли Советскую власть и добросовестно на нее работали. А некоторые, например Я.Фишман, даже вступили в большевистскую партию. Что же касается БУНДа, "Полалей Циона", "Фарейникте" и других еврейских партий, то их истории типичны для послереволюционной России. Все они тоже Октябрьскую революцию встретили отрицательно, считая приход к власти большевиков "узурпацией народной воли", и их стратегии были направлены на ее непризнание и конституционное свержение власти большевиков через Учредительное собрание. Так в ноябре 1917г. главный печатный орган Бунда газета "Арбетер штиме"6 писал, что "большевистский переворот есть безумие" и надеялся, что Учредительное собрание восстановит в России законную власть. Однако после разгона Учредительного собрания крупнейшая еврейская партия БУНД (насчитывал более 30 тыс. членов) раскололся и нем определились три различных течения. |
Тема: «Экономическая политика красных и белых» «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской... | С. А. Майзель Евреи в Римской империи Размышления на историческую тему, в которых недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на интуиции... | ||
Михаил Сеспель основоположник чувашской поэзии Михаила Сеспеля после Октябрьской революции. Почему именно на чувашской почве суждено было родиться этому предвестнику революции?... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «интервенция»; б уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы; в усвоить организацию обороны страны,... | ||
Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. План Бровкин В. Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994, №5 | План темы Дипломатическая подготовка к войне. Изоляция России. От Порт-Артура до Цусимы Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила... | ||
Реферат Нестор Махно одна из самых неоднозначных фигур гражданской... Нестор Махно одна из самых неоднозначных фигур гражданской войны в России и на Украине, не пошедший по пути подчинения лидерам революции... | Отчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию... Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Россиянин» на 2010 – 2015 гг., целью которой является воспитание выпускника школы как человека высокой социальной активности, гражданской... | Публикации по результатам педагогической деятельности в сми 2007-2008 учебный год Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | ||
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | ||
Причины победы Юлия Цезаря в гражданской войне 49-45 гг до н э Его считали человеком цельным и совершенным. По-прежнему трудно найти личность, подобную Цезарю, соединяющую в себе такое множество... | Методическая разработка учебный предмет: история России XX век. 11... Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам... | ||
Тезисы «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами... Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | «утверждаю» Директор мбоу сош №14 Филимонов Е. В. Публичный доклад Центр развития ребенка детский сад №4, мдоу №14 «Дельфинята». Из промышленных предприятий Коломны рядом со школой расположены гуп... |