Тема урока: «Происхождение человека».
Задачи урока:
Предметные: создать условия для формирования понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека: австралопитетеков, древнейших людей, древних людей, ископаемых людей современного типа.
Развивающие: развивать мышление, умения сравнивать, анализировать, переводить информацию в графический вид. Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании; организации рабочего времени на уроке.
Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие): формировать научное мировоззрение о том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной эволюции, продолжить формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других.
Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь характеризовать основные этапы происхождения и направления эволюции человека.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Оборудование: учебная программа Power Point, фотографии, модели предков человека, на столах учащихся раздаточный материал для урока.
Этап урока, задачи, время.
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся.
| Примечание
| 1.Организационный.
| - Добрый день! Меня зовут Наталья Алексеевна. Сегодняшний урок проведу я.
|
|
| 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
| Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности, В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности… Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная. Человек как звезда рождается,
Чтоб светлее стала вселенная!
- Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Вы закончили изучение темы “Развитие жизни на Земле”. Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”. В тетради записываем число и тему урока “Происхождение человека».
- Как-то путешествуя по сети интернет, я нашла иллюстрацию следующего содержания… Посмотрите внимательно. В чем заключается ошибка?
- Докажем, что данная иллюстрация неверна научным путем. Итак, какова цель нашего урока?
- Что известно вам по этой теме?
- Этого не достаточно. Что еще необходимо знать об эволюции человека?
- Итак, каковы задачи урока?
- Что поможет ответить на поставленные вопросы?
- Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения.
|
Записывают тему урока в тетрадь.
- Последовательность стадий эволюции человека нарушена.
- Доказать, что в иллюстрации нарушена последовательность стадий эволюции человека научным путем.
- Определение «эволюция», теории происхождения человека, этапы становления человека как биологического вида, сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
- От кого произошёл человек?
- Как изменялся человек с течением времени?
- Что повлияло на формирование современного человека?
Выяснить…
1. От кого произошел человек?
2. Как изменяется человек с течением времени?
3. Что повлияло на формирование современного человека?
- Источники знаний: учебники, дополнительная литература, словари, справочники, собственные знания, наблюдения, помощь учителя.
| - Звучит музыка, учитель читает стихи под музыку.
| 3. Изучение нового материала.
| - Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis - происхождение, возникновение).
- Такое же название имеет раздел науки о человеке - антропологии, изучающей эволюцию человека.
- В настоящее время существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле. Какие теории известны вам?
- Эволюционная теория возникла постепенно. Многие ученые внесли свой вклад в становление данной теории. Какие ученые известны вам?
- По какой причине ученые считают, что человек произошел от человекообразных обезьян?
-Чтобы вспомнить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян выполним следующее задание: у вас на столах лежит распечатка «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян» . Для выполнения вам понадобятся два цвета. Одним цветом выделите сходства, другим цветом отличия. Поместите номера правильных ответов в опорно-информационный лист. На выполнение задания 1 минута.
- Работа окончена. Проверим.
- Если допустили ошибки необходимо повторить дома тему .
- Какой можно сделать вывод?
- Чтобы определить точнее, от каких приматов мог произойти человек, пользуясь инструкциями, заполните схему в задании №2 на опорно-информационных листах. На выполнение работы у вас одна минута.
- Работа окончена. Проверим.
Одновременно с ответами учащихся открываю слайды с правильными ответами.
- Ответили на первый вопрос?
- Как мы на него ответили?
- Переходим ко второму вопросу: Как изменялся человек с течением времени?
- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в экспедицию к местам основных находок предков человека.
- Для чего совершаются экспедиции?
- Что нам потребуется для работы в экспедиции?
- Далее участникам экспедиции необходимо разделиться в пары. У вас на столах лежат конверты с картами и путеводительными листами, в которых определен маршрут экспедиции. У каждой пары свой маршрут. Следуйте строго инструкции. Из экспедиции вы привезете археологические находки, которые позволят нам составить карту археологических находок. Все свои наблюдения не забываем оформлять в полевые дневники, которые вы затем представите всем антропологам. На выполнение задания у вас 3 минуты.
- Работа окончена. Все антропологи собираются на совещание, для предоставления отчетов о проделанной работе, размещаем снимки, зарисовки своих находок на карте. Все остальные внимательно слушают, делают записи в полевые дневники.
Одновременно на слайдах появляется новая информация.
- Проанализируйте все находки. Какой вывод можно сделать?
- Вернемся к иллюстрации из интернета. Давайте сравним с тем рядом, который получился в результате вашего исследования. Какой можно сделать вывод?
- Какая у нас была цель урока?
- Достигли мы цели?
- Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос?
- Приступаем к третьему вопросу. Что повлияло на формирование и становление человека?
- Вернемся к карте археологических находок.
- Что вы можете сказать о распространении предков человека?
- С чем это может быть связано?
- Останки каких людей найдены севернее?
- Что позволило им выживать в суровых условиях?
- Факторы, которые заставили человека изменяться и приспосабливаться называют факторами антропогенеза. Их можно разделить на биологические и социальные. К биологическим относятся: мутации, борьба за существование, естественный отбор, изоляция. К социальным относятся: трудовая деятельность, речь, мышление, культура.
- В настоящее время на земле проживают люди, относящиеся к одному виду.
- Скажите тогда, как можно объяснить следующее явление?
На слайде представляю представителей разных рас.
- Почему представители разных рас так отличаются друг от друга?
- Вернемся к третьему вопросу нашего урока. Ответили на вопрос?
|
- Учащиеся перечисляют разные теории, их обоснование:
1. Космическая
2. Божественная
3. Эволюционная (теория Дарвина)
- К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.
- Человек имеет общие черты с человекообразными обезьянами.
- Выполняют задание.
- Проверяют выполнение задания по шаблону.
-Между человеком и человекообразными обезьянами существуют сходства.
Озвучивают результаты поиска.
- Да.
- Человек произошел от человекообразных обезьян, ученые предполагают, что от дриопитека.
- Чтобы найти что-то новое, открыть, доказать существование или опровергнуть.
- Компас, карта, инструкции, словари, определители, блокнот для записей.
- Знакомятся с содержимым конвертов.
-Выполняют задания.
Выступления учащихся.
- Человек в процессе эволюции усложнялся. Приобретал более совершенные черты. Развивались умственные способности, речь, мышление. Усложнялись межличностные отношения.
- Доказать научным путем , что последовательность стадий антропогенеза нарушена.
- Да.
- Находки в основном в Африке, Европе.
- С климатическими условиями. Условия среды более благоприятные.
- Останки человека разумного.
- Приспособленность к изменяющимся условиям среды. Использование огня, новые способы добывания пищи, одежда, строительство жилья.
- Оказывают влияние антропогенные факторы.
- Да, ответили.
|
|
| 4.Подведение итогов урока.
| - Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все вопросы ответили?
- Какой вывод мы сделали по первому вопросу?
- По второму?
- По третьему?
- В опорно – информационных листах имеется шкала, оцените себя сами, на каком уровне находитесь вы?
- У вас на столах лежат кроссворды, разгадав которые, вы сможете узнать мою оценку вашей деятельности.
- Вложите дневники наблюдений в ваши тетради. Тетрадки сдадите для проверки.
| Делают вывод по изученным вопросам.
|
| 5.Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
| - Отметьте д/з в дневниках.
- Благодарю всех за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать.
| Записывают домашнее задание в дневник.
|
| |