«Происхождение человека»





Скачать 73.44 Kb.
Название«Происхождение человека»
Дата публикации06.10.2014
Размер73.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: «Происхождение человека».

Задачи урока:

  1. Предметные: создать условия для формирования понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека: австралопитетеков, древнейших людей, древних людей, ископаемых людей современного типа.

  2. Развивающие: развивать мышление, умения сравнивать, анализировать, переводить информацию в графический вид. Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании; организации рабочего времени на уроке.

  3. Личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие): формировать научное мировоззрение о том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной эволюции, продолжить формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других.

Планируемые результаты: Учащиеся должны уметь характеризовать основные этапы происхождения и направления эволюции человека.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: учебная программа Power Point, фотографии, модели предков человека, на столах учащихся раздаточный материал для урока.


Этап урока, задачи, время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание

1.Организационный.


- Добрый день! Меня зовут Наталья Алексеевна. Сегодняшний урок проведу я.








2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.


Человек, как звезда рождается

Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.
Человек как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная!

- Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Вы закончили изучение темы “Развитие жизни на Земле”. Венцом жизни, природы является человек, и поэтому закономерно мы переходим к теме “Происхождение человека”. В тетради записываем число и тему урока “Происхождение человека».

- Как-то путешествуя по сети интернет, я нашла иллюстрацию следующего содержания… Посмотрите внимательно. В чем заключается ошибка?

- Докажем, что данная иллюстрация неверна научным путем. Итак, какова цель нашего урока?

- Что известно вам по этой теме?

- Этого не достаточно. Что еще необходимо знать об эволюции человека?

- Итак, каковы задачи урока?

- Что поможет ответить на поставленные вопросы?

- Сегодня для более плодотворной работы у вас на столе находятся опорно-информационные листы. Слушая материал, смотрите на лист, запоминайте ключевые понятия, вносите дополнения.



Записывают тему урока в тетрадь.

- Последовательность стадий эволюции человека нарушена.

- Доказать, что в иллюстрации нарушена последовательность стадий эволюции человека научным путем.

- Определение «эволюция», теории происхождения человека, этапы становления человека как биологического вида, сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

- От кого произошёл человек?

- Как изменялся человек с течением времени?

- Что повлияло на формирование современного человека?

Выяснить…

1. От кого произошел человек?

2. Как изменяется человек с течением времени?

3. Что повлияло на формирование современного человека?

- Источники знаний: учебники, дополнительная литература, словари, справочники, собственные знания, наблюдения, помощь учителя.

- Звучит музыка, учитель читает стихи под музыку.

3. Изучение нового материала.

- Итак, процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis - происхождение, возникновение).

- Такое же название имеет раздел науки о человеке - антропологии, изучающей эволюцию человека.

- В настоящее время существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле. Какие теории известны вам?

- Эволюционная теория возникла постепенно. Многие ученые внесли свой вклад в становление данной теории. Какие ученые известны вам?

- По какой причине ученые считают, что человек произошел от человекообразных обезьян?

-Чтобы вспомнить сходства и отличия человека и человекообразных обезьян выполним следующее задание: у вас на столах лежит распечатка «Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян» . Для выполнения вам понадобятся два цвета. Одним цветом выделите сходства, другим цветом отличия. Поместите номера правильных ответов в опорно-информационный лист. На выполнение задания 1 минута.

- Работа окончена. Проверим.

- Если допустили ошибки необходимо повторить дома тему .

- Какой можно сделать вывод?

- Чтобы определить точнее, от каких приматов мог произойти человек, пользуясь инструкциями, заполните схему в задании №2 на опорно-информационных листах. На выполнение работы у вас одна минута.

- Работа окончена. Проверим.

Одновременно с ответами учащихся открываю слайды с правильными ответами.

- Ответили на первый вопрос?

- Как мы на него ответили?

- Переходим ко второму вопросу: Как изменялся человек с течением времени?

- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в экспедицию к местам основных находок предков человека.

- Для чего совершаются экспедиции?

- Что нам потребуется для работы в экспедиции?

- Далее участникам экспедиции необходимо разделиться в пары. У вас на столах лежат конверты с картами и путеводительными листами, в которых определен маршрут экспедиции. У каждой пары свой маршрут. Следуйте строго инструкции. Из экспедиции вы привезете археологические находки, которые позволят нам составить карту археологических находок. Все свои наблюдения не забываем оформлять в полевые дневники, которые вы затем представите всем антропологам. На выполнение задания у вас 3 минуты.

- Работа окончена. Все антропологи собираются на совещание, для предоставления отчетов о проделанной работе, размещаем снимки, зарисовки своих находок на карте. Все остальные внимательно слушают, делают записи в полевые дневники.

Одновременно на слайдах появляется новая информация.

- Проанализируйте все находки. Какой вывод можно сделать?

- Вернемся к иллюстрации из интернета. Давайте сравним с тем рядом, который получился в результате вашего исследования. Какой можно сделать вывод?

- Какая у нас была цель урока?

- Достигли мы цели?

- Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос?

- Приступаем к третьему вопросу. Что повлияло на формирование и становление человека?

- Вернемся к карте археологических находок.

- Что вы можете сказать о распространении предков человека?

- С чем это может быть связано?

- Останки каких людей найдены севернее?

- Что позволило им выживать в суровых условиях?

- Факторы, которые заставили человека изменяться и приспосабливаться называют факторами антропогенеза. Их можно разделить на биологические и социальные. К биологическим относятся: мутации, борьба за существование, естественный отбор, изоляция. К социальным относятся: трудовая деятельность, речь, мышление, культура.

- В настоящее время на земле проживают люди, относящиеся к одному виду.

- Скажите тогда, как можно объяснить следующее явление?

На слайде представляю представителей разных рас.

- Почему представители разных рас так отличаются друг от друга?

- Вернемся к третьему вопросу нашего урока. Ответили на вопрос?



- Учащиеся перечисляют разные теории, их обоснование:

1. Космическая

2. Божественная

3. Эволюционная (теория Дарвина)

- К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

- Человек имеет общие черты с человекообразными обезьянами.

- Выполняют задание.

- Проверяют выполнение задания по шаблону.

-Между человеком и человекообразными обезьянами существуют сходства.

Озвучивают результаты поиска.

- Да.

- Человек произошел от человекообразных обезьян, ученые предполагают, что от дриопитека.

- Чтобы найти что-то новое, открыть, доказать существование или опровергнуть.

- Компас, карта, инструкции, словари, определители, блокнот для записей.

- Знакомятся с содержимым конвертов.

-Выполняют задания.

Выступления учащихся.

- Человек в процессе эволюции усложнялся. Приобретал более совершенные черты. Развивались умственные способности, речь, мышление. Усложнялись межличностные отношения.

- Доказать научным путем , что последовательность стадий антропогенеза нарушена.

- Да.

- Находки в основном в Африке, Европе.

- С климатическими условиями. Условия среды более благоприятные.

- Останки человека разумного.

- Приспособленность к изменяющимся условиям среды. Использование огня, новые способы добывания пищи, одежда, строительство жилья.

- Оказывают влияние антропогенные факторы.

- Да, ответили.








4.Подведение итогов урока.

- Подведем итог нашего сегодняшнего урока. Вернемся к вопросам, которые мы задавали в начале урока. На все вопросы ответили?

- Какой вывод мы сделали по первому вопросу?

- По второму?

- По третьему?

- В опорно – информационных листах имеется шкала, оцените себя сами, на каком уровне находитесь вы?

- У вас на столах лежат кроссворды, разгадав которые, вы сможете узнать мою оценку вашей деятельности.

- Вложите дневники наблюдений в ваши тетради. Тетрадки сдадите для проверки.


Делают вывод по изученным вопросам.





5.Постановка домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

- Отметьте д/з в дневниках.

- Благодарю всех за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать.

Записывают домашнее задание в дневник.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Происхождение человека» iconКроссворд «Происхождение человека» 1
Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;...
«Происхождение человека» iconУрок на тему: Происхождение человека ( школа 2100)
Задачи : сформировать у учащихся представление о происхождении человека; изучить этапы становления человека; развивать умение анализировать;...
«Происхождение человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Темы 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
«Происхождение человека» iconУрок по природоведению в 5 классе «Происхождение человека». Образовательная...
Формировать умение объяснять особенности выполняемых функций кистью и стопой человека
«Происхождение человека» iconТематическое планирование № Тема урока Количество часов
Тема 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
«Происхождение человека» iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
«Происхождение человека» iconА. В. Марков Происхождение и эволюция человека
Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии
«Происхождение человека» iconТема: «Происхождение пресмыкающихся и их многообразие»
...
«Происхождение человека» iconПрезентация урока по теме: «Происхождение человека. Этапы его становления.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
«Происхождение человека» iconЛитература по данной теме; плакаты и рисунки, иллюстрирующие происхождение...
Цель: на базе программного материала по биологии продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового...
«Происхождение человека» iconПроисхождение человека’’
Убедить школьников в том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением...
«Происхождение человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Происхождение человека и становление общества
«Происхождение человека» icon2. Происхождение человека (3 часа) Тема Строение организма (4 часа)
...
«Происхождение человека» icon2. предмет и функции философии
Исторические типы мировоззрения. Отличительные признаки мифа. Происхождение и сущность религии. Элементы религии. Особенности понимания...
«Происхождение человека» iconУрок «расы. Происхождение рас» (6-7 классы)
На уроке используются знания, полученные при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы. Перед проведением...
«Происхождение человека» iconЧарльз дарвин. Происхождение человека и половой подбор
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск