Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе
|
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
|
1.
| Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.
| Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.
| Вопросы №1,2,3,4,5,6 на стр. 8 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 1,2,3.
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
| Д/з: стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте».
| План
| Факт
|
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)
|
2.
| Науки о человеке. Методы изучения организма человека.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
| Вопрос №7 на стр. 27 учебника.
Рабочая тетрадь, задание № 10.
| Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
| Д/з: стр. 20-23 учебника,
стр. 24-27 учебника (по желанию).
|
|
|
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
|
3.
| Клеточное строение организма.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.
| Вопросы №1 -9 на стр. 30 учебника.
Рабочая тетрадь, задания № 12,13, 14.
| Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
| Д/з: стр. 28-29 учебника, «Подумайте».
|
|
|
4.
| Ткани
| Комбинированный урок.
| Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
| Вопросы №1 - 9 на стр. 36 учебника.
Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20. Выполнение лабораторной работы №1 «Изучение микроскопического строения тканей» и выводы к ней.
| Давать определения понятию:
ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей.
Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека
Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
| Д/з: стр. 32-35 учебника,
«Подумайте».
|
|
|
5.
| Органы.
Системы органов.
| Комбинированный урок.
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
| Вопросы №1 -9 на стр. 40 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.
Выполнение лабораторной работы №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
| Давать определения понятиям:
ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.
Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
| Д/з: стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумайте».
Подготовиться к зачету
|
|
|
6.
| Зачет по теме «Общий обзор организма человека».
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
| Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопитающих.
|
|
|
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов)
|
7.
| Гуморальная регуляция.
| Комбинированный урок.
| Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
| Вопросы №1,2,3,4 на стр. 48 учебника. Описание рисунков на стр.48,49. Рабочая тетрадь, задания № 24,25.
| Называть:
•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
| Д/з: стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49.
|
|
|
8.
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| Комбинированный урок.
| Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
| Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 48 учебника.
Рабочая тетрадь, задание №26.
| Давать определение понятию: гормоны.
Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.
| Д/з: стр. 45-47 учебника.
|
|
|
9.
| Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.
| Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.
| Вопросы №1,2, 7 на стр. 54 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 27,28,29.
| Давать определения понятию: рефлекс.
Называть:
•особенности строения нервной системы (отделы, органы);
•принцип деятельности нервной системы;
•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.
| Д/з: стр. 50-51 учебника,
«Подумайте».
|
|
|
10.
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы.
| Комбинированный урок.
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.
| Вопросы №4,5,6 на стр. 54 учебника. Описание рисунка на стр.55. Рабочая тетрадь, задания №30,31.
| Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать:
•сущность регуляции жизнедеятельности организма;
•роль нервной системы в организме. доставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
| Д/з: стр. 52-53 учебника,
«Подумайте».
|
|
|
11.
| Спинной мозг, строение и функции.
| Комбинированный урок.
| Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
| Вопросы №1 -6 на стр. 58 учебника. Описание рисунка на стр.59. Рабочая тетрадь, задания № 32,33.
| Называть:
•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
| Д/з: стр. 56- 57 учебника, «Подумайте
|
|
|
12.
| Головной мозг, строение и функции.
| Комбинированный урок
| Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
| Вопросы №1 -10 на стр. 64
учебника. Описание рисунка на стр.64. Вопросы №2,6,7,8 на стр. 70 учебника. Описание рисунка на стр.70. Рабочая тетрадь, задания № 4,36,37,38,39. Выполнение лабораторной работы № 3: «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».
| Называть:
•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. |