Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста





Скачать 66.85 Kb.
НазваниеПредставление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста
Дата публикации06.08.2013
Размер66.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Топорищева Г.О.

Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста
«Не сам Дьявол сделается Антихристом, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действия Сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит Дьяволу поселиться в нем. Родившись от блудницы, воспитается тайно, неожиданно для всех объявится и воцарится». Так характеризовал Антихриста Иоанн Дамаскин в VII веке.

Представление об Антихристе возникли еще в первые времена христианства, как понятие о посланнике дьявола, который должен появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю для войны с христианской церковью. Идея Антихриста возникла именно на христианской почве, хотя некоторые прообразы можно найти в ветхозаветной церкви, а так же в основных мировых религиях.

Отрывочные и разрозненные предсказания о явлении в «последние времена» неких особенных врагов или даже отдельного могущественного врага христианства, содержащиеся в новозаветных писаниях, уже во II веке были сведены воедино и оформлены в учение об Антихристе. Это учение возникло и развивалось как составная часть эсхатологии.

На момент Средневековья в патристике Ипполитом уже была создана теоретическая база учения об Антихристе[2]. Все дальнейшие церковные авторы так или иначе следовали уже сложившейся схеме, включавшей в себя следующие положения:

  1. Антихрист будет евреем (=обрезанным);

  2. Родится в колене Дановом (Иер 8:16);

  3. У него будет помощник – лжепророк (Откр 13:11);

  4. Его главные союзники: Едом, Моав, Аммон (Дан 11:41);

  5. Он воцарится в Римской империи (Откр 17:11);

  6. Победит трех царей: египетского, ливийского и эфиопского (Дан 7:25; Откр 13:7);

  7. Евреи признают его своим Мессией (Ин 5:43);

  8. Он восстановит Иерусалимский храм (= и сядет в нем) (2Фес 2:4);

  9. Водрузит свое изображение для всеобщего поклонения (Откр 13:14);

  10. Подвергнет людей клеймению, то есть будет накладывать специальную печать на чело и правую руку (Откр 13:16);

  11. Будет в особенности преследовать христиан (Дан 7:25; Откр 13:7);

  12. Умертвит явившихся пророков Еноха и Илию (Откр 11:3-10);

  13. Время его правления составит три с половиной года (Дан 7:25; Откр 13:5);

  14. Он будет убит самим Христом при втором пришествии (2Фес 2:8; Откр 19:19-21).

Всю церковную литературу, затрагивающую эту тему, можно условно разделить на две части. Первая – экзегетика, истолкование библейских пророчеств о «последних временах», вторая – специальные сочинения, посвященные Антихристу. Церковная экзегетика следовала по пути, проложенном Иринеем и Ипполитом. Пришествие Антихриста неизменно обсуждалось в комментариях к Книге Даниила, Второму посланию к Фессалоникийцам апостола Павла и Откровению Иоанна Богослова.

Средневековые богословы в основном рассматривали учение Апостола Павла «Послание к Фессалоникийцам». Характерная особенность толкователей состоит в том, что никто не ссылается ни на одного восточного отца или учителя церкви. Критика у средневековых западных богословов отсутствует, так как приводимые ими мнения предшественников не подвергаются разбору или оценке.

Подобно отцам и учителям церкви, никто из западных средневековых теологов не сомневался в том, что Апостол Павел днем Христовым называл день второго пришествия Христа и кончины мира. Таким образом, они признавали, что Антихрист явится перед вторым пришествием Христа. Так же, все средневековые теологи без исключения в изображаемом у Апостола «человеке греха» видели Антихриста.

Почти все западные отцы и учителя Церкви, изъясняя учение Апостола Павла, имели в виду Римскую империю и полагали, что Апостол прямо на нее указывает в словах: отступление, тайна беззакония, удерживающее, держай и от среды будет. Мнение о том, что Римская империя будет существовать до пришествия Антихриста и сохранит свое могущество до самого конца, проникли на Восток, но там не получили широкого распространения.

Богословы классического Средневековья под Римской империей стали подразумевать несколько другое. Одни считали, что это Римская церковь, другие видели христианство в целом, а третьи – указание на Римское царство либо политическое, либо духовное. Немногие теологи высказывали мнение, что «отступление» может быть отступлением от веры вообще. Римскую империю начали понимать не только как политическое, но так же и духовное царство. Вследствие изменения взглядов на Римское царство, изменилось толкование слов: «удерживающее», «держай», «отступление» и «от среды взят будет».

Бруно, основатель Картезианского ордена, понимал под Римским царством собственно христианское царство, вне зависимости от места его нахождения. По его мнению, царство Антихриста наступит тогда, когда мир откажется как от светской власти, так и от духовной власти папы. Хотя Антихрист уже производит беззакония через своих членов, «держай» - христианская власть и единство веры - препятствует его пришествию[1].

Фома Аквинский, схоластический богослов XIII в, в Толкованиях на Послания к Фессалоникийцам термин «удерживающий» воспринимает как духовное Римское царство, а «отступление» - отпадение от этого царства.

В позднее Средневековье учение Апостола Павла об Антихристе продолжало привлекать внимание западных богословов. Они часто повторяли, развивали и переиначивали старые мнения о «дне Христовом», «о человеке греха», «отступлении», «тайне беззакония», об «удерживающем» и «держащем», часто изобретали новые мнения. Разнообразие трактовок объясняется тем, что таинственность речи и предметов в Послании Павла дает широкий простор теологам для изъяснения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Лютер, Кальвин и Цвингли, а так же их ученики стали применять эти слова Апостола к Папе и объявили, что Папа есть настоящий Антихрист, а Латинская церковь – его царство.

Но такой взгляд на Папу не был совершенно новым. Бельгийские епископы, спорившие с папой Николаем Вторым о брачных делах, в письме к нему, датируемом 860г., называют Рим Вавилоном, а самого Папу уподобляют Антихристу[5]. Начиная с папы Григория IX и с императора Фридриха II, папа и император называли друг друга антихристом[3]. Одна из партий Вальденсов, Ломбарды, учила, что Римская церковь – не Христова церковь, а синагога злодеев, апокалиптический зверь, вавилонская блудница и проч. Апокалиптической блудницей ее называли так же Ортлибы.

Таким образом, в Средние века Папу называли Антихристом, а Римскую церковь – блудницей различные еретики, отщепенцы от Римской церкви, или же люди, недовольные учением и порядками. Но отдельные голоса не могли пошатнуть Римскую церковь.

Совершенно иной вид и иную силу подобный взгляд на Папу и Церковь отразился в сочинениях Лютера и его последователей. Лютер прямо и решительно объявил, что Папа – Антихрист, настоящий, предсказанный в Книге Даниила и Посланиях Апостола Павла. Свое убеждение Лютер разъяснял и доказывал во многих своих произведениях, в том числе в Шмалькальденских артикулах. В последствии эта книга сделалась символическою книгой протестантского исповедания, и учения Лютера о Папе-Антихристе стало обязательным для протестантов учением.

Иоанн Кальвин так же доказывал, что Рим является не апостольским престолом, а богоотступническим. Римская церковь представляет собой трон Антихриста, что подтверждается учением Апостола Павла о «человеке греха» и пророчеством Даниила о «малом роге» четвертого зверя[4].

Из их слов следует, во-первых, что правление Антихриста уже началось, а во-вторых, раз Лютер и Кальвин назвали Антихристом не конкретного Папу, а Папу Римского вообще, то они были вынуждены признать Антихриста лицом коллективным, воплощающим одни принципы. Подобный взгляд стали высказывать протестанты.

Эти новые мнения о том, что Папа есть Антихрист, что царствование его уже началось, в значительной степени изменили установившуюся систему толкования учения Апостола Павла об Антихристе и о времени, признаках его пришествия.

В первые же года после явного разрыва Лютера и его приверженцев с Папою и Латинской церковью, гуманист Эразм Роттердамский написал Парафразы на Новый Завет, кроме Апокалипсиса. В них он дает краткое объяснение слов Апостола об Антихристе. «Человек греха» и «отступление» теолог различает, и обозначает «отступление» словом «defectio», что значит упадок, ослабление, уменьшение. Под «удерживающим» он видит препятствие для прихода Христа. В объяснениях Роттердамского «держай» означает каждого человека, но остается неизвестным, соответственно, каждый называется «держащим»[1].

Учение об Антихристе, в частности как о Папе-Антихристе, стало неотъемлемой частью лютеранской и вообще протестантской теологии. Понятие об Антихристе как действующей в истории антихристианской силе стало применяться свободнее и использовалось не только в борьбе с папством, но и во внутрипротестантской полемике.

Но, не смотря на распространение учения Лютера, критика представлений об Антихристе со стороны католических богословов была сначала не развита. Большинство богословов ограничивалось тем, что находили параллели между учением Лютера и осужденных еретиков Уиклифа и Я. Гуса.

В современной протестантской теологии в тех случаях, когда в связи с эсхатологией вообще еще говорится об Антихристе, вопрос о будущем персональном Антихристе остается открытым. Анти-Мессия отождествляется с антихристианским вообще. В отличие от этого католическая теология сохраняет представление, основанное на библейской традиции и толкованиях отцов Церкви об ожидаемом грядущем Антихристе и о разных его предтеча.

Проблематикой образа Антихриста теологи занимаются и на сегодняшний день, так как Ветхозаветные и Новозаветные труды Апостолов и отцов Церкви оставили достаточно много темных пятен. Это дает возможность трактовать учения по-разному и изобретать новые теории об окончании мира.

Список литературы

  1. Беляев А.Д. О безбожии и Антихристе [Текст] /А.Д. Алексеев - Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1896. – 1071с.

  2. Ипполит Римский. Творения. Вып. 2. – Казанская духовная академия, 1899

  3. История Средних веков: в 2т. Т.1. Учебник/Под ред. С.П. Карпова. – 6-е издание. – М.: Изд-во МГУ, Печатные традиции., 2008. – 681 с.

  4. Мережковский Д.С. Реформаторы (Лютер, Кальвин, Паскаль). – Томск: Володей, 1999. – 446 с

  5. Herzog und Plitt. Real-Encyklopadie. B.I.Leipzig. 1877. Artikel «antichrist». S.449

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconЖдем Антихриста? (Сентиментальные этюды) Пролог с эпилогом
«Таракан, попавший между страниц философского трактата, видит в нем, прежде всего продукт питания.»
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconТема урока: «Художник в цирке»
Задачи: Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconОбразовательный проект «папы нам очень нужны, папы для нас очень важны!»
Творческий отчёт комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических,...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconСредневековые города и Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
Цель: сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconУрок: Предметная область
Сформированное представление об эволюции личности правителя, что повлияло на формирование его характера и образа жизни. Сравнить...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconРеферат Образы средневековья в западной культуре
Средневековье всего лишь миф и его нельзя выделять в отдельную эпоху. Этому так же способствует большой период тёмных веков. Но,...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconТема: «Рациональное питание»
Цель: сформировать представление о питании как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconРабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом...
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю....
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconПлан-конспект урока тема: «Художник в цирке»
Обучающие: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconПравила : здорового образа жизни в осенний период; бережного отношения...
Сформировать представление о строении грибов, о связи растений и грибов, о съедобных и ядовитых грибах
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconКонспект урока по физической культуре Тема: «Путешествие на остров здорового образа жизни»
Цель: Дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, помочь задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconУрок-путешествие
Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, литературы в передачи образа осени...
Представление образа Антихриста в Средневековье и феномен Папы-Антихриста iconРуководство Богатого Папы по инвестированию
Утверждено на заседании Учебно-методического совета Мурманского филиала ноу впо мосАП


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск