Скачать 119.03 Kb.
|
8 класс Тема: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Осенние мотивы в творчестве А.С.Пушкина Девиз урока: Услышать зов Земли, которой ты частица… Тип урока: вводный. Жанр урока: урок-путешествие. Форма урока: урок-диалог. Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, литературы в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Уж небо осенью…», музыку А.Вивальди, вызвать интерес к этой области. Задачи:
Материально-техническое обеспечение урока:
Дополнительное оформление:
Эпиграф: "«…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти.»Петр Маркин – член Союза писателей России. " 1 часть Вступление: Вход. 1 слайд. Учитель:Наш урок посвящен осени. Осень - муза Пушкина. Обратите внимание на название урока «И с каждой осенью я расцветаю вновь..». Как вы понимаете эти слова поэта? ( Осенью поэту хорошо, он расцветает. А природа увядает. Ему нравятся осенние пейзажи) слайд №1 Учитель: А теперь прочитайте девиз урока : Услышать зов Земли, которой ты частица. Как вы понимаете эти слова? Как он соотносится с темой урока? ( Именно Пушкин мог услышать зов земли, потому что написал замечательные стихи о природе, об осени, о любви. Мы тоже частицы нашей Земли и должны прислушиваться и приглядываться к ней. Беречь ее красоту в любое время года.) (На столах композиции из листьев клена, кисти рябины, последних цветов осени и вырезанные из цветной бумаги листья клена, осины, березы и осенних цветах: красные, желтые, зеленые, лежат вокруг вазы) Учитель: Обратите внимание, ребята, что на столах у вас букеты осенняя композиция. Там есть и живые растения и вырезанные из цветной бумаги. Хочу обратить ваше внимание на то, что составлять букеты можно только из растений , посаженных людьми. А посмотрите на листья из бумаги – они нисколько не уступают живым, если к ним подойти творчески. И так тоже можно украсить интерьер. Учитель: А теперь прочитайте эпиграф к уроку. Скажите, как он соотносится с темой урока,. Слайд №2 Вывод: Действительно, наш замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин чувствовал природу, посвящал ей стихи, он достойный представитель нашей Земли. Мы отправляемся в путешествие вместе с поэтом, пойдем его путем. Какие мы должны решить задачи урока? Что вы ждете от урока? Какие хотите получить знания? В этом году вы встретитесь еще раз с А.С.Пушкиным . А сегодня познакомимся с образом осени через художественное, поэтическое слово, попробуем увидеть краски осени, прочувствовать настроение, выразительность её, попытаемся понять, почему осень вдохновляла поэта; как Пушкин описывал осень и попытаемся это сделать тоже. Одним словом, нам нужно услышать зов Земли. 2 Основная часть. 1 Слово учителя.- В этом году вам предстоит познакомиться с одним из лучших произведений А.С.Пушкина «Капитанской дочкой». А вы знаете, что 180 лет назад в 1833 году, осенью, а именно в 17-27 сентября, (посмотрите на дату сегодняшнего дня – 27 сентября) Пушкин совершил путешествие в Оренбург с одной лишь целью – узнать о Пугачеве от очевидцев. А 280 лет назад именно в эти осенние дни 26-27 сентября Е.Пугачев собрал свои войска под Оренбургом. Как все связано! Пушкин в эти осенние дни гулял по Оренбургу, все наблюдал. Не могли пройти мимо великого поэта картины осени . Осень, как известно, любимое время года Пушкина. Не случайно его путешествие в этот период. Но совершенно точно, что после путешествия им было написано много произведений. Заглянем и мы в его произведения об осени и попробуем найти то общее, что связывает нас с ним, с природой нашего края. Попробуем понять, что и как навевало поэтические образы для поэта. Возможно, и вы, ребята, сможете создать свои прекрасные стихи об этом времени года. Мини-презентация об А. С. Пушкине. Слайды 3, 4, 5. 2. Слово учителя... Среди памятных событий России, связанных с А.С. Пушкиным, примечательна поездка в Оренбургскую губернию в 1833 году . Это дальнее путешествие было необходимо поэту, чтобы увидеть очевидцев Пугачевского бунта, понаблюдать картины осени, встретиться с В.И.Далем. А посетил он Оренбург 24-27 сентября 1833, ровно 180 лет назад. А еще сто лет назад в эти самые сентябрьские дни Пугачев уже собирал свои войска вокруг Оренбургской крепости… После поездки Пушкиным были созданы наиболее значительные произведения. "Медный всадник", "Анджело", "Сказка о мертвой царевне", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Пиковая дама", 8, 9 главы «Евгения Онегина», несколько стихотворений, в том числе и стихотворение «Осень», закончил "Историю Пугачева". Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".(Слайд №3) О том, как путешествовал Пушкин написано в книге «Путешествие Пушкина в Оренбургский край» И.Смольникова « Светило солнце, деревья и лесочки вокруг одели свой наряд, налетал порывами из степи ветер – коляска уверенно катилась вперед, звенел колокольчик, человек, привалившись к сиденью, задумчиво смотрел вдаль, его крупные, выразительные губы шевелились: «Теперь моя пора… И с каждой осенью я оживаю вновь… И пальцы просятся к перу, перо к бумаге… Какая дивная картина: очей очарованье…» «Надо записать,- подумал Пушкин.»(слайд №4) 1833 год После поездки на Урал, поэт поехал в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться». Так хотелось ему написать , сколько у него появилось идей после путешествия. В эту осень А.С.Пушкин написал: "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева". (слайд№5) А это два памятника Пушкину в Оренбурге. Первый памятник А.С.Пушкину находится на Набережной у часовни(сейчас там находится музей г.Оренбурга). Второй – на ул. Советской и посвящен он пребыванию Пушкина в городе и исторической встрече с В.И.Далем. (слайд №6) Так, вам предстоит посоревноваться. Вам розданы отрывки из стихов Пушкина и стихотворение, которые вы уже знаете. Попробуйте найти отражение этих картин в нашем пейзаже. 3.У вас была домашняя работа выполнить мини-презентацию об осени в Тюльгане. А теперь обогатите ее стихами. Добавьте слайд о средствах выразительности в вашем стихотворении. В работе в группах распределите всем задания: прочитать выразительно, выступить по презентации, найти средства выразительности, может быть, у вас получится истолковать стихи Пушкина, а кто-то сочинит свое произведение об осени. - Вот какими словами А.С. Пушкин изобразил осень в романе «Евгений Онегин». Задание для первой группы: "Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван тянулся к югу: Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора:"(слайд №7) - А какое душевное состояние выражают его слова? - Чувство печали, спокойствия и неизбежности. - Знаком ли вам образ такой осени? (да, как будто про нашу осень) (ясно, доступно, просто - но как гениально!) - это А.С.Пушкин!!! 4. Задание для второй группы: Отрывок из стихотворения «Осень» "Унылая пора! очей очарованье!" Октябрь уж наступил... Александр Пушкин Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.(слайд №8) 5. Задание для третьей группы . Это тоже отрывок из стихотворения «Осень» "Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум, и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы".(слайд №9) - Послушайте, как меняется настроение? Сколько чувств? (первая фраза настраивает на минорный лад, печально, тихо на душе: И вдруг - "Очей очарованье!" Каждая строка у А.С.Пушкина звучит какой-то своей удивительной прекрасной мелодией. В стихотворении «Осень» А. Пушкина есть такие строки:
- Зарисовка природы - определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?) - Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни. - Созвучны ли строки стихов вашим чувствам? (я видела по вашим глазам, как вы переживали вместе с Пушкиным , такое состояние называется ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи. (Слайд № 12) 6. Предлагаю задания в группах. Распределите роли - задания так, чтобы каждый имел возможность выступить на уроке. (Работа в группах. Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает координатора. Он распределяет задания, фиксирует ответы, руководит. Мини-группы: теоретики, философы, лирики, техники. Каждая группа работает над своим стихотворением. Распределяет учитель. Задания см. в приложении к уроку.) 7. Выступление групп, презентации, истолкование. 8. "Рекреационное занятие (ФИЗМИНУТКА) - Задумчив и тих осенний лес. - Представьте, что вы осенние листья(встаньте). - Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись) - Ветер качает вас (наклоны в стороны). - Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)" Слово учителя. 9. Усадьба Болдино. (слайд №10) Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: "Деревня - вот мой кабинет!" подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом и избушку няни и всю природу вокруг. Здесь в усадьбе он создал драму "Борис Годунов", деревенские главы "Евгения Онегина", такие шедевры лирики как "Я помню чудное мгновенье", "Талисман", "Зимний вечер", стихотворение «Осень» - в общей сложности более 100 произведений. Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома. 10. - Что мы видим? Фон, линии, горизонт, главное действующие лицо - русский осенний пейзаж. - В чем красота пейзажа? (в пространстве, тишине, простате.) 11. Рефлексия. Обобщение: Итак, заканчивается наше путешествие, мы сегодня были в гостях у? (А.С. Пушкина), и его путешествие в? (Оренбургскую губернию). Любимое время года поэта? (осень) Осень - гостья нашего урока, ей были посвящены художественные произведения? (перечислить) Что общего между этими произведениями? (выражают чувства печали, безысходности Томления любовь, восхищение!) Чем произведения непохожи друг на друга? (разными выразительными средствами). Мы познакомились с новым словом - , и лирика?) - Вам понравились прозвучавшие произведения? А как вам показалось, интересно или трудно создавать поэтические произведения? Выводы. - Как же сильно и нежно можно любить свою Землю, чтобы создать такие произведения! Вы молодцы, справились с трудной задачей. У вас получились замечательные поэтические произведения. Вы отлично работали на уроке. - Так и Пушкин услышал зов нашей земли, Оренбургской, и поэтому приехал. Приехал, чтобы создать удивительные произведения. И частица Пушкина всегда с нами, в наших местах, в нашем сердце. В июне ежегодные Пушкинские праздники в селе Ташла, которые проходят в честь для рождения поэта. Они стали традиционными. Многие ученики выступали на импровизированной сцене в Тимашевской усадьбе. Под соловьиные трели читали стихи поэтов, выступали с театральными постановками, проявляли свое творчество. Это областной конкурс литературного творчества «Капитанская дочка», который ежегодно собирает тысячи работ, достойных пера. И вы, я думаю, тоже в нем участвуете или будете участвовать. И желаю вам там проявлять свое творчество, слышать зов Земли, которой вы частица. Благодарю за урок! Домашнее задание: напишите миниатюру по выбору, можно в стихах: 1.« Осенняя песня» 2. «Я частица природы» 3. «И пальцы просятся к перу…», 4. Можно написать синквейн о Пушкине или Осени. Спасибо за урок!(слайд №18) Приложение.1. Задание для теоретиков: «Отличим ямб от хорея»! 1. Определите размер стиха ( ямб - -‘, хорей –‘ -). 2. Определите способ рифмовки стихотворения (парная – аабб, кольцевая – абба, перекрестная – абаб) Задание для техников. « И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»,… к клавиатуре просится рука»
Задание для лириков. «Творческая студия «Проба пера» «И пробуждается поэзия во мне…»
Задание для философов. «Я с Пушкиным на дружеской ноге!»
Координатор. «Все флаги будут в гости к нам»
Итоговое задание: Составить синквейн (если успеете!) Слова по выбору: Осень, Пушкин, Тюльган, Земля или свое слово : ( 1- существительное, 2- 2 прилагательных, 3 – 3 глагола, предложение, слово) Приложение №2 1. "Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван тянулся к югу: Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора». 2. Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. 3. "Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум, и свежее дыханье. И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы". |
Урок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану ... | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | ||
Урок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не ... | Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Урок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» | Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... | ||
Урок путешествие по теме: «Южная Америка» Урок путешествие по теме: «Южная Америка» «На далекой Амазонке не бывал я никогда» | Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ||
Урока: Обобщающий урок по теме Правописание слов с Итак, отправляемся в путешествие по островам. Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным,... | ||
Краткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие... Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)» | «Путешествие с физикой по родному краю». Цель урока Урок итогового повторения за Ι полугодия курса VΙΙ класса. «Путешествие с физикой по родному краю» | ||
Урок путешествие. 7 Класс «Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка». Урок №1 | Урок русского языка «Урок путешествие» Обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике, графике, лексике, морфологии |