Скачать 88.4 Kb.
|
Конспект урока географии Тема: «Географическое положение Африки. История исследования материка» Урок – путешествие. 7 КЛАСС Урок изучения нового материала с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и ЛОК (логических опорных конспектов по технологии развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова). При объяснении географического положения материка обычно используется только физическая и контурная карты, в электронном варианте можно визуализировать каждый пункт плана, что повысит интерес учащихся и понимание нового материала у них. Использование электронного варианта урока значительно облегчило объяснение этой труднейшей темы и повысило уровень знаний учащихся. Использование ЦОРов позволило делать акценты на важнейших терминах и выводах по изучаемой теме. ЦОРы позволяют учителю географии создать образы изучаемой территории, так как в ходе объяснения возможен показ красочных слайдов по изучаемой теме. Слайд – шоу так же можно использовать при закреплении изученного материала, при проверке знаний, на контрольных и текущих уроках. Использование ЦОРов открыло возможность поэтапного заполнения таблиц при изучении нового материала, показа результата выполненной работы, а так же проверки самостоятельной работы учащихся. Технология развивающего обучения по методу В.Ф. Шаталова с помощью ЛОК позволяет отработать теоретический материал урока, лучше усвоить материал. Тема: «Географическое положение Африки. История исследования материка». Цель урока:
Оборудование: презентация ГП Африки, «Физическая карта Африки», учебник Коринская В.А. «География материков и океанов», ноутбук, интерактивная доска. Ход урока:
Вводное слово учителя. Африка – второй по величине материк. Есть основание полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю. Что мы знаем об этом материке? Как Вы себе его представляете? Выслушать ответы учащихся. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие вокруг Африки и совершим несколько экспедиций, во время которых будем исследовать особенности этого удивительного материка. Посмотрите содержание учебника и ответьте на вопрос: В какой последовательности авторы учебника предлагают изучать материки, и с какой темы начинается рассмотрение каждого материка? Ответ - рассмотрение каждого материка начинается с его географического положения. Учитель: и мы начинаем изучать Африку с ее географического положения. Для этого отправляемся в плавание вокруг материка. Для визуального, образного представления Африки целесообразно включить заставку презентации «Географическое положение Африки» и начать с показа видеофрагмента «Первое ознакомление с Африкой» (слайд 1, 2) Учитель: Любой материк имеет свои особенности: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный. Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека. Включить презентацию «Географическое положение Африки». Школьники работают с контурными картами (слайд 3) Учитель: Как мы будем изучать все материки? Определим ГП материка. ГП любого континента мы будем давать по определённому плану. План изучения материка. 1. Географическое положение. История исследования. 2. Рельеф и полезные ископаемые. 3. Климат. 4. Внутренние воды. 5. Природные зоны. 6. Население и его занятие. 7. Страны. Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии. Площадь Африки составляет 30, 3 млн. км2 или 1\5 суши нашей планеты. Африка континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту, назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте) (слайд 4) Но задача у нас не из легких! Я надеюсь, что в результате нашего воображаемого путешествия вам захочется воочию увидеть красоты этого сказочного материка! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за 40 минут! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю на запад к Гибралтарскому проливу! Пока мы плывем, давайте послушаем стихотворение Н.С. Гумилева об Африке, из которого мы получим первую информацию о материке: Оглушенная ревом и топотом, Облаченная в пламя и дым О тебе, моя Африка, шепотом В небесах говорят серафимы Про деяния свои и фантазии Про звериную душу послушай Ты на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей. Учитель: Что хотел сказать нам поэт в этих строках: а) оглушенная ревом и топотом? Б) Облаченная в пламя и дым? А) Африка – родина многих крупных животных и слонов, носорогов, жирафов, бегемотов и др. Б) в Африке часты пожары, как природного так и антропогенного происхождения Учитель: Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе) Учитель: с каким фруктом сравнивает автор стихотворения Африку? сказано ли что – нибудь про «родство» Евразии с Африкой? Учитель: Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось? Ученики: материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара. Учитель: Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки - Бен – Секка ( Эль – Абъяд) координаты и отметьте их на контурной карте. Учитель: Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ученики: о- ва Мадейра Учитель: примерно в 500 км от северо – западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие их себя вершины подводных вулканов. ( ученики отмечают эти острова на к/к) Отметить КЗТ – мыс Альмади Учитель: продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…» Учитель: А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диашом и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. Но об этом поговори позже, а сейчас определите и запишите координаты крайней южной точки Африки - мыса Игольного и продолжим плавание. Учитель: плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее координаты. Отметьте ее на контурной карте. Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун – расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море. Отметьте его на контурной карте. При изучении какой темы мы уже говорили про это море? Ученик: В 6 классе при изучении солености вод Мирового океана. Здесь самая большая соленость – 42%. Учитель: Чем можно объяснить это явление? Ученик: Красное море находится в тропическом климатическом поясе, где выпадает мало осадков и большое испарение. Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Отметьте его на контурной карте. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили? Учитель: Итак, наше путешествие завершилось. Карта видоизменилась. На ней появились: крайние точки, моря, заливы проливы, острова, полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и станут пунктами плана характеристики ГП Африки. Ученики: (Крайние точки, протяженность материка, положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана и т.д.) Учитель: план описания географического положения материка есть и в учебнике на странице 311. откройте его. Наша следующая задача – выполнить практическую работу. III. Выполнение практической работы «Описание географического положения материка Африка». (Показать слайды 3, 4, 5 )
- Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором, следовательно, располагается как в Северном, так и в южном полушарии. - Большая часть Африки расположена между двумя тропиками. ( Показать слайд 4) - По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном полушарии и в Восточном полушарии 2. Крайние точки материка, их координаты. Мы их уже знаем. Нужно только определить их координаты. (Вписать в Рабочие тетради). 3. Протяженность материка в градусах и в километрах. Нужно решить задачу. Определить протяженность материка в км с севера на юг, 1) 320+350=67 0 2) 67 0 * 111км = 7437 км с запада на восток 1)160+ 37 0= 53 2) 53 0 * 102,5=5432,5 км 4. Положение материка в климатических поясах. (Показать слайды 8 -11) Африка расположена в 4 климатических поясах: 1) экваториальном 2) субэкваториальном 3) тропическом поясах 4) северная и южная окраины ее заходят в субтропический пояс. (Показать слайды 8-11) 5. Моря и океаны, омывающие материк (Показать слайд 5) Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке. От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо – востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией. 6. Положение материка относительно других материков. Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии. IV. Изучение история исследования береговой линии и центральных частей материка. (Слайды 6, 7) Задание учащимся. Используя текст учебника и презентации «ГП Африки» заполнить таблицу:
По фрагменту презентации заполнить данные по именам: Васко да Гама, Д. Левингстон, Е. П. Ковалевский, В. В. Юнкер. Визуализация маршрутов путешествий. V. Закрепление проводится с помощью ЛОК (логических опорных конспектов) по теме «Географическое положение Африки», где материал тоже расположен по блокам, согласно плану изучения материка. (Показать слайды 12,13) ЛОК проецируется на интерактивной доске и учащиеся, пользуясь опорными сигналами (они представлены в данном конспекте) по цепочке рассказывают содержание изученного материала на уроке. VI. Географический диктант. Варианты ответов представлены на слайде 14. Учитель читает вопросы, учащиеся отвечают письменно в виде ряда цифр.
Ответы: 2, 5, 6, 1,8, 11, 9, 4, 10, 3, 7, 13, 12 VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. - – Даминева Альфия Фатыховна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чесноковка Переволоцкого района» |
Урок №25, тема «музыкальное путешествие в италию» Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы... | Урок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану ... | ||
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Урок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость» «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей» | ||
Урок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не ... | Урок-путешествие по теме: ”Различные способы разложения многочлена на множители”. 7 класс | ||
Урок изучения нового материала Класс: 1 класс умк «Школа 2100» Учитель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное путешествие вместе с одной девочкой, а как её зовут,... | Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику» Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook | ||
Урок- путешествие (математика, 4 класс) Тема: «Систематизация и обобщение знаний умений и навыков по изученному материалу «Проценты и дроби» | Урок русского языка 5 класс Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов") | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Урок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки | ||
Урок английского языка по теме «Путешествие в Лондон», 6 класс ... | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-путешествие), 5 класс Формирование умений выражения вида 3а + 7а и 26b – 12b заменять произведениями числового и буквенного множителей, применять это преобразование... | ||
Урок путешествие Образовательная программа: «Школа 2100» (2 класс) России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта | Мероприятие Время Класс Кабинет Ответственный Методическая работа в мбоусош г. Сурска >09. 00 Урок математики «Космическое путешествие с многозначными числами по Солнечной системе» |