Реферат Образы средневековья в западной культуре





Скачать 304.58 Kb.
НазваниеРеферат Образы средневековья в западной культуре
страница1/3
Дата публикации21.02.2015
Размер304.58 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Образы средневековья в западной культуре

автор: ученица 9 класса «А»

Нагорная Софья

Руководитель: Молев А.И.

Москва

2013

Введение.

Данный реферат посвящен проблеме изучения средневековья, а точнее – Европейского Средневековья. Эпоху Средневековья (период V-XVII в.в.) часто называют переходной ступенью между Античностью и Новым Временем, ссылаясь на большое количество заимствованных ценностей, пришедших из других эпох, которыми пользовалось средневековое общество, позволяет приверженцам этой теории утверждать, что Средневековье всего лишь миф и его нельзя выделять в отдельную эпоху. Этому так же способствует большой период тёмных веков. Но, несмотря на это, нельзя отрицать, что о Средневековье написано множество работ и дипломов, но данный реферат посвящен новому способу изучения эпохи.

Подобный способ изучения можно применить не только к Средневековью, но и к любому другому периоду времени. Суть изучения заключается в том, что определенный период времени рассматривают не только стороны деятельности выдающихся личностей того времени, а с точки зрения культурной, экономической и общественной совокупности. Данное направление изучения истории – новация школы «Анналов». Одним из последователей этой школы был Жак Ле Гофф, книгу которого я изучила, в течении написания реферата и на которую я опиралась в её написании.

Актуальность тем, поднятых в реферате, заключается в изображении средневековья с новой точки зрения. Подобный способ изучения эпохи, тот, что будет описан в реферате, позволяет нам не просто представить внешние, происходящие в тот или иной исторический момент события, а так же понять их истоки и первопричины. Изучение времени через призму образов, считавшихся идеалами того времени и к достижению схожести с которыми стремились. Данный вид работы необходим для понятия полной картины происходящего, которое мы изучаем.

Цель моего реферата наглядно, на примере Средневекового периода, показать необходимость изучения не только сухих фактов, но и умения анализировать разнородные исторические источников, основным из которых являются образы присущие изучаемой эпохе – изучение имагинарной сферы той или иной эпохи. При написании реферата, я отталкивалась от нескольких основных задач, которые, по моему мнению, наиболее актуальны в изучении данной темы. Во-первых, изучение истории и основных подходов школы «Анналов», представителем которой является Жак Ле Гофф, во-вторых, изучение творчества данного автора. В-третьих объяснение основополагающего термина, который и описывает определенный вид средневекового источника – имагинарную сферу, а в-четвертых изображение данного способа изучения на конкретном примере героев и Чудес, которых нам предлагает Жак Ле Гофф.

Основным источником для написания моего реферата является книга «Герои и чудеса Средних веков», автором которой является Жак Ле Гофф, известный медиевист и человек, который впервые употребил термин «имагинарное». Так же я использую различные интернет ресурсы.

Глава 1.

Школа «Аналлов», Жак Лё Гофф.

Школа «Анналов» сформировалась вокруг научного журнала «Анналы экономической и социальной истории». Так же данная школа имеет название «Новая историческая наука». И в своем развитии прошла четыре этапа, в течении которых она каждый раз притерпевала изменения, сильно повлияв на историографию двадцатого века. В журнале публиковались статьи, рассказывающие о истории ч отличной от привычной точки зрения стороны. Статьи не были ограничены определенными аспектами исторического изучения, такими как военные и дипломатические. Школа Анналов подразумевала восстановление исторических фактов и событий не только с точки зрения узких областей, изучаемых до этого, но и с точки зрения простых обывателей, что давало возможность более полно и логично понять те или иные события, вписывая их в концепцию восприятия мира того времени. Перыми представителями данной школы можно назвать Марка Блока и Люсьена Февра, которые и являлись основателями журнала (с1929г.). Если Февр подходит к изучению вопроса в психологической сфере, то Блок отдает предпочтение социологии. Февр вводит такое понятие как «ментальный инструментарий», аналогом которого является «имагинарное» Жака Лё Гоффа. Хотя доо тридцатых годов термин «ментальность» имеет отрицательный оттенок, им называли сознание первобытных людей, представляющих окружающий мир в исключительно магическом и волшебном потоке. С вступлением на историческую арену школы «Аналлов» оно начинает обозначать множество объединенных восприятий, образов движения и статики, выражения ментального – душевного и внутреннего, являющееся как персональным так и коллективным. В первый этап школы анналов изучению и описанию подвергались в основном яркие отдельные персонажи, рассмотренные с точки зрения быта. В первый этап школы Анналов были написаны биографии многих известных личностей средневековья. Так же инновацией школы Анналов было раскрытие понятия любви, любви мирской и любви святой, через реконструкцию взаимоотношение между моралью и религией. Задачей представителей школы анналов было не прост описание истории, а создание совершенно нового, не существовавшего до этого момента жанра исторического изучения, исторической науки – историю отношений, которые существовали внутри любой эпохи и поддерживали концепции, установки и моральную сторону общественности. Во втором поколении упоры желались в большей степени на геоисторию и экономику Фернана де Броделя. Но ни в первом ,ни во втором поколении, к которым принадлежали ранее перечисленные авторы, вопросы ментальности рассматривались в большей степени опираясь на интуицию и теоретические работы того периода еще не были тщательно продуманны. Такая осмысленность появляется когда на смену приходят историки школы третьей волны, в исторических работах которых уже можно увидеть более структурированную и тщательно продуманную основу. Четвертый этап начинается примерно с восьмидесятых годов с того, что историки четвертой волны с критической позиции рассматривают работы Жака Лё Гоффа и Дюби, а так же ряда других историков.

Жак Лё Гофф (автор «Герои и чудеса Средних веков») историк-медиевист, являющийся одним из представителей школы «Анналов», специализирующийся на Западном средневековье 13 века, написал множество работ посвященных изучаемой им теме. Так же Жек Лё Гофф являлся сторонником идеи, выделяющей Средневековье в отдельную цивилизацию. В своих работах чаще всего говорит о потребности народа в самоуспокоении, сражаясь со страхом населяющим Средние века. Так же он говорит, что ментальность – имагинарное, нельзя рассматривать отдельно от реального мира, поскольку ментальность является связующей частью между социальной жизнью и развитием общества на территории с одной стороны, и поведением отдельных людей с другой. То есть по Жаку Лё Гоффу мир реальный невозможно отделить от мира представлений, его нельзя абсолютизировать, поскольку он является неотъемлемой частью реального мира. Лё Гофф говорит, что любой источник, будь то поговорка или обряд существовавший в определенную эпоху является наиважнейшим источником информации. Символы, игравшие наиболее важную роль в жизни человека являющиеся, по сути, источниками информации об эпохе, так же необходимо и правильно интерпретировать. Средневековье, особенно позднее западное средневековье так же тяготеет любовью к святости, религии, ярким и чистым божественным цветам. В этом контексте «Ментальная модель» охватывает не только религию, духовное видение мира, но и в оппозицию этому геройские зачатки рыцарства, видение мира, свойственное войнам, вокруг которых концентрировался большой интерес общества. Куртуазная сфера и религиозная входят в имагинарное с конфликтом, изображая в умах людей борьбу добра и зла, хорошо известную по многим библейским сюжетам. Важно по Лё Гоффу и то, что в моменты, когда зарождалась новая система восприятий, старая не теряла своей силы, а скорее наоборот укреплялась и на её основе строились новые ментальные образы. Нужно сказать, что новая система образов была лишь дополнением к старой. По Жаку лё Гоффу одновременно может существовать одна, две и даже больше ментальностей. Можно говорить о общем ментальном всего Средневековья, о ментальном отдельного человека или класса. Через призму ментальности, можно рассмотреть практически любое событие, происходившее в ту или иную эпоху. В том числе и появление книгопечатанья, и даже символику хлеба в Средние века. Этим можно показать всепроникающее значение, которое имагинарное имело для общества Средневековья, хотя и не называлось и не осознавалось в то время. История изучаемая с точки зрения ментальности связана с установками и поведением того времени, Жак Лё Гофф называет историю ментальности «историей замедлений в истории» 1. Но Жак Лё Гофф не ограничивает свой лексикон касательно этой темы только «ментальным» и «имагинарным», данную сферу истории можно так же назвать «идеологией», «системой ценностей», «символизмом» и даже «чувствительностью», и «воображаемым», хоть и в меньшей степени. Этим самым автор показывает всю обширность сфер, которую охватывает ментальность, за этим всем скрывается картина мира, глаза, которыми средневековое общество смотрело на окружающее их. Но, к сожалению за всем этим скрывается большая неопределенность, в которой и скрывается главная сложность для исторического анализа, возможно, именно потому школа «Анналов» как таковая возникла только в XX веке.


Глава 2.

Сфера имагинарного.

Сфера имагинарного – это новое направление исторической науки, которое возникло несколько десятилетий назад, когда историки начали извлекать из общеизвестных образов и представителей той или иной эпохи новые смыслы. Тогда начали изучать и историю эпох с точки зрения повседневности, повседневной жизни и историю с точки зрения представления людей, населявших эту эпоху, то есть представление обычных мужчин и женщин обо всем что их окружает, о мире. Сейчас данное историческое направление восходит к своему апогею и продолжает активно развиваться. Но что же значит это таинственное слово «имагинарное»?

Слово «имагинарное» происходит от английского «imagination» - воображение, которое, по сути, и даже в меньшей степени определяет значение имагинарной сферы истории. Имагинарная история – это история, прежде всего рассказанная через совокупность образов, идей и представлений, которые, в свою очередь, активно сказываются на истории общества в целом, выражаясь с помощью мыслей и действий, а так же воплощениях этих образов через конкретные персоналии, такие как бретонский король Артур, упоминающийся в Средневековых летописях, или Робин Гуд, подтверждение реальности существования которого тоже весьма сомнительно, или же образы выражаются через яркие совокупности, например трубадур как собирательный образ представления о целой сфере куртуазного в средневековой Европе не представленный никаким конкретным человеком.

Прежде всего, что бы изучать имагинарную сферу общества, необходимо разделить понятие «имагинарное» с другими, схожими по смыслу понятиями, такими как представление, символическое, а так же идеологическое. Все эти четыре направления, безусловно, имеют общую связь и могут существовать только в симбиозе, дополняя друг друга, но путать их ни в коем случае нельзя. Во-первых, имагинарное является не является представлением, а представление в свою очередь не является имагинарным. Имагинарное – это объединение множества различных представлений, отображающихся в умах людей, но имагинарное уходит далеко за пределы просто представлений, показывая окружающий мир посредствам фантазий, создавая мифы и легенды, это система фантазий общества, которые из обычного мира трансформируют его в удивительные чудеса. Так же необходимо отделить имагинарное от символического. Средневековое общество, его мысли и действия, имели всегда символическую подоплеку. Символ являлся основой, структурой мысли, побуждающей к действию или к бездействию. Последнее, от чего необходимо отделить имагинарное, - это идеологическое, тесно связанное с символическим в Западном средневековом обществе. Если религия и её учения, её история бралась за основу системы символов, то идеологическая сфера поддерживала идеологию религии как в коллективном так и в частом сознании. Религия через идеологию успешно поддерживает, навязывает представления о мире, искажая как и обыденную реальность, то есть то. что мы видим, слышим – чувствуем, так и «имагинарную» реальность, как отражение и обыденной реальности и реальности фантазий и мыслеобразов. Идеология управляет имагинарным, подчиняя его себе и направляя в нужном направлении. В конце концов, идеология, как проявление религии, посредством имагинарного, использует определенные образы, символы, направляя мысли общества на определенные действия и создавая эффект большей убедительности, реальности.

Говоря о имагинарном Западного средневековья ,необходимо как можно точнее установить рамки времени и пространства. С пространством вопросов не возникает, поскольку оно истинно европейское и каждому персонажи присущи те или иные места, где они возвеличились, и это не обязательно место рождения или погребения. Что же касается времени, то необходимо четко разделить персонажей пришедших в Средневековье из Античности и персонажей, созданных самим Средневековьем. Нельзя отрицать, что христианская культура, имагинарное того времени, если мы говорим о пространстве Европы, переняла множество традиций и унаследовала множество идей от языческих верований, например славянских, кельтских, Библию, греко-римскую Античность, но необходимо настаивать на оригинальности и большом потенциале творческих идей Средневекового общества. Хронологически, средневековье имагинарное необходимо изучаться примерно с IV по XIV столетия, но стоит учитывать, что эпогеем расцвета был великий период западного Средневековья.

Глава 3.

Воображаемая сторона средневековой культуры.
Изучая имагинарную сферу Западного Средневековья необходимо понимать, что дать глобальное определение данному научному изысканию невозможно, не прибегая к конкретным образам, личностям, ярко отображающим Средневековое общество. Речь идет о героях и чудесах этого общества. Чудеса представляют собой область поражения умов средневекового общества посредствам человеческого, но совершенно невероятного творения, представляющимся промыслом Божьим. Чудесное представляется тремя основными ветвями власти Средневекового общества. Образом, символом власти куртуазной являлся укрепленный замок, символом власти церковной являлась обитель, ну а символом Божественной власти представлялся кафедральный собор. Слово «герой» же употребляется в значении, которое в Средневековом обществе утратило свой изначальный смысл, приобретенный во времена Античности, когда герой представлялся человеком необычайной храбрости или смелости, но не являющийся ни Богом ни полубогом, теперь данное слово, «герой», возымело другой смысл – героем называли святого или верховного правителя, короля, при том, что само слово не произносилось вслух. Но речь пойдет не о королях или святых, речь пойдет о героях в античном понимании этого слова. Подобные герои и являются личностями высокого ранга или вызывают большое уважение, а некоторые даже трепет. Такие персонажи часто связываются с высшей воинской доблестью, честью, то есть с рыцарем, или с образом человека высокого, куртуазного. Нельзя сказать, что все персонажи, будь то человек или предмет чудесного, олицетворяющие имагинарное – личности исключительно исторические или исключительно легендарные, в смысле слова придуманные. Некоторые реально существовали и были возвеличены и восславлены ввиду каких-то выдающихся особенностей, таким, например был Карл Великий – наследник франкской династии, к этой же группе можно относить и разные постройки, упомянутые ранее и представляющее чудесное – Кафедральный собор, обитель, укрепленный замок, а так же стоит отнесли к этой группе рыцаря, трубадура и жонглера – персонажей, являющихся образами собирательными, двое из которых не имели персонализированных прототипов, а рыцарь представлен многими яркими персонажами но все же заимел место быть упомянутым, ввиду большой значимости ранга рыцаря и вообще этого слова в средневековом обществе. Стоит так же рассмотреть и персонажей полулегендарных, чье существование можно подвергнуть сомнению с одной стороны и найти доказательства существования с другой. Одним из таких персонажей является герой, имя которого знают практически все – Артур – бретонский король, или Роланд, который упоминается в летописях как племянник Карла Великого. К таким персонажам можно отнести Сида и Робина Гуда, поскольку те вполне вписываются во внешний облик средневековья и теоретически могли существовать в ту эпоху. Так же стоит осветить героев, персонажей и образы, чью волшебность или нереальность невозможно подвергнуть сомнению. Например, Валькирия, дева-воительница, пришедшая из германских языческих верований, или магическое животное единорог, надуманность которого сложно опровергать. представленных здесь являются образами собирательными и говорить о существовании их в период средневековья крайне трудно.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРеферат Образы средневековья в западной культуре
Этому так же способствует период тёмных веков, произошедший на время перехода между античностью и средневековьем. Но несмотря на...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРеферат по теме: «Процессы над ведьмами в Западной Европе в 15-17 веках»
Образы о чем-либо опасном, якобы угрожающем обществу, всегда формирует элита. Эти образы живут в сознании народа до тех пор, пока...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconТемы рефератов «Образы природы античного, раннего (Средневековья...
Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconПевческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto
Многочисленные вокально-инструментальные ансамбли ("Готические голоса" Кристофера Пейджа с несравненной Эммой Киркби, эстонский "Hortus...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРеферат по дисциплине основы философии
Средневековая философия, философия Средневековья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconУрок. Тема: «Архитектура средневекового европейского города»
Цели урока: Познакомить учащихся с декоративным искусством Западной Европы эпохи Средневековья
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconТемы 9,10,11. Право стран Западной Европы в эпоху средневековья. 3 часа
Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла У. / Перевод С. Я. Булатова. Алма-Ата, 1967
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconКалендарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре класс
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconПояснительная записка программа курса охватывает период с конца V...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconТема. Образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в культуре России
В книге Н. Г. Смирнова, Т. П. Виноградовой, Ю. Г. Галай и др. «Именитые земляки и гости»
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconГерои XXI века кто они?
Примером для подражания у современных детей являются образы западной киноиндустрии: Джек Воробей, Человек-паук, Шрек, Гарри Поттер...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРабочая программа п о
Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРабочая программа учебного предмета «Истории средних веков»
Охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconРабочая программа История Средних веков
Охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает...
Реферат Образы средневековья в западной культуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое переселение народов. Расселение франков, занятия, общественное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск