Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре
класс
1 час в неделю
34 часа в год
№
| № урока
| Тема урока
| Кол-во час-ов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания
| План.
| Факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1. Древние цивилизации (6 ч.)
1
| 1
| Первые художники Земли
| 1
| Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец.
| Знать о причинах возникновения первобытного искусства, различать стилевые особенности искусства палеолита, мезолита и неолита. Знать основные памятники
| Иметь представление об особенностях сознания первобытного человека.
|
|
| 2
| 2,3
| Архитектура страны фараонов
| 2
| Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Храмы Среднего и Нового царств. Архитектурный комплекс в Карнаке.
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской архитектуры и ее связи с мифологическими представлениями. Знать основные памятники архитектуры
| Иметь представление о скальных гробницах Среднего и Нового царств, архитектурном комплексе в Луксоре
|
|
| 3
| 4
| Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
| 1
| Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески- по выбору)
| Иметь представление о характерных особенностях древнеегипетской скульптуры и живописи, каноне.
| Иметь представление о музыкальном искусстве Древнего Египта
|
|
| 4
| 5
| Художественная культура Древней Передней Азии
| 1
| Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
| Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках
| Иметь представление об изобразительном искусстве и музыке
|
|
| 5
| 6
| Искусство доколумбовой Америки
| 1
| Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки
| Иметь представление о достижениях художественной культуры доколумбовой Америки, основных памятниках
| Иметь представление об отражении мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)
|
|
| 2. Культура античности (4 ч.)
6
| 7
| Золотой век Афин
| 1
| Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.
| Иметь представление об ордерной системе, основных архитектурных терминах, типах греческого храма, основных памятниках зодчества
| Иметь представление об изобразительном искусстве Древней Греции
|
|
| 7
| 8
| Архитектура Древнего Рима
| 1
| Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».
| Иметь представление о характерных особенностях архитектуры, основных памятниках, архитектурных элементах
| Иметь представление о римском форуме, центре деловой и общественной жизни «вечного города», Колизее – величественной зрелищной постройке Древнего Рима.
|
|
| 8
| 9,10
| Театральное искусство античности
| 2
| Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.
| Иметь представление о театральной и музыкальной культуре античности
| Иметь представление о музыкальном искусстве античности
|
|
| 3. Средние века (10 ч.)
9
| 11
| Мир византийской культуры
| 1
| Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
| Иметь представление о важнейших достижениях культуры Византии, ее связи с античным искусством, конструкции базилик и крестово-купольных сооружений.
| Иметь представление об искусстве мозаики и иконописи
|
|
| 10
| 12-14
| Архитектурный облик Древней Руси. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.
| 3
| Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева-«матери городов русских».
Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура
Владимиро-Суздальского княжества.
Ансамбль Московского Кремля.
| Иметь представление об истоках русской художественной культуры, особенностях русских региональных школ архитектуры, основных архитектурных терминах.
| Иметь представление о космической, топографической, временной символике храма, внешнем облике и внутреннем убранстве собора Святой Софии в Киеве, храме Софии Новгородской, внешнем облике и внутреннем убранстве Успенского собора во Владимире, храме Покрова на Нерли.
Традиции владимиро-суздальской архитектуры и западноевропей-ского искусства в архитектуре Московского Кремля. Убранство Успенского собора.
|
|
| 11
| 15,16
| Изобразительное искусство Древней Руси
| 2
| Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества.
| Иметь представление о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках
| Иметь представление о творчестве Феофана Грека, музыкальной культуре Древней Руси.
|
|
| 12
| 17,18
| Архитектура западноевропей-ского Средневековья
| 2
| Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.
| Иметь представление о характерных особенностях и конструкции романской и готической архитектуры, связи их с мировоззрением западного христианства
| Иметь представление о региональных школах Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и в Кёльне
|
|
| 13
| 19
| Изобразительное искусство Средневековья
| 1
| Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой
| Иметь представление о характерных особенностях романской и готической скульптуры, ее связи с архитектурой
| Иметь представление об искусстве витража
|
|
| 14
| 20
| Театральное искусство и музыка Средневековья
| 1
| Понятие о литургической драме и средневековом фарсе
| Иметь представление об особенностях развития театрального искусства и музыки Средневековья
| Монодический склад средневековой музыкальной культуры
|
|
| 4. Культура Востока (6 ч.)
15
| 21,22
| Индия – «страна чудес»
| 2
| Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
| Иметь представление об основных видах архитектурных сооружений Индии, знать основные памятники зодчества
| Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.
|
|
| 16
| 23,24
| Художественная культура Китая
| 2
| Значение и уникальный характер художественной культуры Китая. Шедевры архитектуры.
| Иметь представление о своеобразии китайского зодчества, знать основные памятники
| Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
|
|
| 17
| 25
| Искусство Страны восходящего солнца (Япония)
| 1
| Своеобразие и неповторимость художественной культуры Японии. Шедевры японской архитектуры.
| Иметь представление о характерных особенностях и важнейших достижениях культуры Японии
| Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство
|
|
| 18
| 26
| Художественная культура ислама
| 1
| Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
| Иметь представление о влиянии религиозных верований на становление и особенности развития художественной культуры, знать основные архитектурные формы, типы и характерные черты сооружений, основные памятники
| Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока
|
|
| 5. Возрождение (9 ч.)
19
| 27
| Флоренция – колыбель итальянского Возрождения
| 1
| Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
| Иметь представление об идеалах и характерных особенностях культуры раннего Возрождения, знать творческую биографию и наиболее значимые творения знаменитых архитекторов, скульпторов, художников
| Брунеллески (собор Санта-Мария дель Фьоре). Скульптурные шедевры Донателло. Образы Боттичелли.
|
|
| 20
| 28-30
| Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело.
Рафаэль–«первый среди равных»
| 3
| Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Шедевры Микеланджело, отражение в них глубоких философских размышлений автора о жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества, портретное творчество.
| Иметь представление о художественных принципах, особенностях художественного языка, знаменитых творениях великих художников эпохи
|
|
|
| 21
| 31-33
| Возрождение в Венеции. Северное Возрождение
| 3
| Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Живопись нидерландских и немецких мастеров
| Иметь представление о характерных особенностях венецианской живописи, творческой манере и вкладе в мировое искусство Тициана
Иметь представление о художественных достижениях нидерландских и немецких художников
| Архитектурный облик Венеции. Мифологическая и библейская тематика в искусстве Возрождения. Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравёра
|
|
| 22
| 34
| Музыка и театр эпохи Возрождения
| 1
| Музыкальная культура Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира
| Иметь представление о характерных особенностях музыкальной и театральной культуры
| Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров
|
|
| |