Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс





Скачать 202.06 Kb.
НазваниеКуцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс
Дата публикации04.12.2014
Размер202.06 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник

Ааа

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2013 – 2014 учебный год.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год в соответствии с учебным планом из расчета 1 час в неделю

УМК:1. Куцман Н.Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г.И. 9 класс – М.: Дрофа, 2010.

2.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 классы: учебник для общеоб. учреждений – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Так как учащиеся 9 класса первый год изучают предмет «Мировая художественная культура», данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов. Выбран курс 8 класса «Художественная культура народов мира», который позволяет познакомиться с предметом МХК, с основными понятиями, раскрывает особенности культуры разных стран, включая древнейшие цивилизации, знакомит с мировыми художественными традициями. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, поэтому были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

  • воспитание художественного вкуса.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, конференция, семинар. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

    В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД (35 ЧАСОВ)

УЧЕБНИК: ДАНИЛОВА Г.И. «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 7 – 9 КЛАСС», 2013



Дата

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Оборудование

Словарь

Домашнее задание

1

2

3

5

6

7

8

9

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ (5 ЧАСОВ)

1




Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»

Раскрыть понятия «цивилизация» и «культура», выяснить, как они связаны

лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Культура, цивилизация, человеческое общество

Написать сочинение «Что значит быть культурным и цивилизованным человеком»

2




Понятие о мировой художественной культуре

Раскрыть понятие «мировая художественная культура», дать понятие о исторической эпохе и «великих стилях»

лекция.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Культура, художественная культура, великий стиль, историческая эпоха

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Художественные символы народов мира»

3




Художественные символы народов мира

Раскрыть понятие «символ» и «художественный символ» на примерах культур разных стран

презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Символ, аллегория, отражение национального самосознания

Написать миниатюру об одном из художественных символов народов мира

4




Единство мировой культуры

Доказать, что культура народов мира – общее достояние человечества

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Единство, универсальность, Мировое древо

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Национальные обычаи разных народов»

5




Многообразие и национальная самобытность культуры

Выявить основные критерии, определяющие самобытность народа и его культуры

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Национальная самобытность, традиции, обычаи. Народные обряды и праздники, господствующие религии

Подготовить сообщения или компьютерные презентации по теме «Культура Древнего Египта»

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (4 ЧАСА)

6




Особенности художественной культуры Древнего Египта

Определить художественные особенности древнеегипетской культуры, доказать ее уникальность

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Пирамиды, скальные храмы, пилон, гигантизм, канон, скульптура, Вечность

Подготовить сообщения или презентации по теме « Культура Древнего Востока» (искусство одной страны)

7




Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Доказать неповторимость и оригинальность культур Индии, Китая и Японии, познакомить с шедеврами мирового искусства искусства

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Мохенджо-Даро, ступа. Чайтья. Скальный храм, Вечный город, пагоды, синтоизм, даосизм, буддизм, бусидо, Дзен, нэцкэ

Подготовить соощение о

шедеврах архитектуры и скульптуры Древней Греции

8




Греция – «колыбель европейской цивилизации»

Выяснить всемирно-историческое значение древнегреческой культуры, доказать, что греческая культура – основа европейской культуры

Урок-путешествие

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Афины, Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи, статуя Зевса Олимпийского, мавзолей в Галикарнасе. Храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский

Подготовить сообщение об одном из «чудес света» в Древней Греции

9




Художественные достижения доколумбовой Америки

Раскрыть оригинальность и самобытность художественной культуры доколумбовой Америки

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Ацтеки, майя, инки, Теотиукан, Теночтитлан, Храм Солнца, Солнечный камень, солнечный календарь майя

Подготовить сообщение о культуре одного из народов доколумбовой Америки

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА (24 ЧАСА)

Героический эпос народов мира (2 часа)

10




Героический эпос народов мира

Дать понятие о героическом эпосе как отражении представлений народа об историческом прошлом, проследить развитие эпических традиций в литературе

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Сказания, былины, эпос, «Эдда», «Калевала», «Манас», русские богатыри

Подготовить сообщение (презентацию) о героях русского эпоса

11




Герои и темы народного эпоса

Определить общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса разных народов

Урок-практикум

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Богатыри, чудесное рождение, гипербола, честь и отвага


Подготовить сообщение об одном из народных праздников

Праздники и обряды народов мира (3 часа)

12




Всякая душа празднику рада.

Определить понятие «праздник», выявить связь праздника с обрядами

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Праздник. Обряд. Традиция

Подготовиться к семинару (смотри вопросы в тетради)

13




Религиозные праздники и обряды народов мира

Познакомить с основными обрядами христианского богослужения, обрядами ислама и буддизма

Урок – семинар

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Богослужение, крещение, «круги времени», «двунадесятые праздники», хадж, Мекка, Кааба, Будда

Подготовить сообщение о карнавальных традициях в разных странах (по группам)

14




Ах, карнавал! Удивительный мир…

Выявить истоки зарождения карнавала. Проследить традиции развития карнавала в разных странах

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Карнавальные шествия, итальянский карнавал. Бразильский карнавал

Подготовить сообщение об одном из храмов Древней Руси

Своеобразие архитектурных традиций (2 часа)

15




Особенности храмового зодчества

Определить своеобразие традиций храмового зодчества, доказать, что храм – универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Базилика, крестово-купольный храм, шатровый храм, пагода, мечеть, минареты

Подготовить сообщение (презентацию) о деревянном зодчестве Древней Руси

16




Дом – жилище человека

Познакомить с разными видами жилищ и их назначением

Урок-презентация


м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Инсулы, виллы, изба, чум, яранга, иглу, юрта

Подготовить сообщение (презентацию) «Искусство Византии»

Изобразительное искусство народов мира (4 часа)

17




Искусство византийской мозаики

Познакомить с искусством византийской мозаики, с шедеврами мирового искусства

Урок - презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Смальта, Собор Святой Софии в Константинополе

Подготовить сообщение об одном из русских иконописцев

18




Древнерусская иконопись

Показать, что древнерусская иконопись – уникальное явление мировой художественной культуры; определить роль иконы в жизни русского человека

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, лик, оклад, ризы, «обратная перспектива»

Написать сочинение «Троица» Андрея Рублева»

19




Искусство книжной миниатюры Востока

Показать, что книжная миниатюра – уникальное явление в жизни Востока, определить место книги в культуре Востока

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

К.Бейхзад, Шейбани-хан

Написать сочинение-миниатюру «Книга в культуре Востока»

20




Скульптура Тропической и Южной Африки

Раскрыть самобытность культуры Африки, определить роль скульптуры, ее основные черты

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Экспрессивность, декоративность, монохромность

Подготовить сообщения или презентации о русском богослужении, о колокольных звонах

Своеобразие музыкальной культуры (4 часа)

21




Музыка в храме

Определить роль музыки в богослужении, ее особенности

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Знаменный распев, благовест, многоголосие

Подготовить сообщение об истории русских знаменитых колоколов

22




Колокольные звоны Руси

Определить место колокольного звона в русском богослужении, доказать, что колокольный звон – типично русское явление

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Набат, благовест, перезвон. Трезвон, малиновый звон

Подготовить сообщение о русских народных песнях

23




В песне – душа народа

Определить роль песни в жизни народа, выявить особенности народных песен

Урок-конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Мелодия, ритм, песни лирические, исторические, обрядовые, игровые, плясовые, хороводные

Написать сочинение «Значение песни в жизни народа»

24




У истоков народной американской музыки

Определить истоки и особенности джаза, проследить традиции развития джаза в различных музыкальных направлениях

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Джаз, спиричуэлс, блюз, регтайм, кантри, вестерн, рок-н-рол, хиллбилли, Элвис Пресли

Подготовить сообщение об одном из направлений американской музыки или об одном исполнителе

Театр народов мира (3 часа)

25




Рождение русской народной драмы

.Определить истоки и традиции драматического театра; раскрыть особенности русской народной драмы

Урок – исследование

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме, тексты драматических произведений.

Скоморохи, балаган, вертеп, раек

Подготовить сообщение об одном из музыкальных театров мира

26




В музыкальных театрах мира

определить особенности музыкального театра; познакомить с выдающимися драматическими произведениями

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме, аудиозаписи.

Камерата, оперный театр, Ла-Скала, Пекинская музыкальная драма

Подготовить сообщение(презентацию) об одном из оперных певцов мира

27




Искусство кукольного театра

Определить истоки и особенности кукольного театра

Урок-путешествие

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме

Театр Петрушки, театр теней, театр С Образцова

Подготовить сообщение об одном из героев кукольного театра

Самобытность танцевальной культуры (6 часов)

28




Страстные ритмы фламенко

Доказать, что танец- выражение характера народа, его чувств, привычек, особенностей его жизни

Урок-лекция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Фламенко, хота, пасадобль, болеро

Подготовить сообщение (презентацию) об одном из русских танцев

29,30




Радуга русского танца

Проследить историю и традиции русского танца; определить истоки русского танца

Урок – конференция

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Языческие игрища, скоморохи, хоровод, перепляс, кадриль, трепак

Написать сочинение «Радуга русского танца»

31,32




Искусство индийского танца

Определить особенности индийского классического танца; показать связь танца с религиозными обрядами

Урок – лекция, презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Апсар, мудра, бхаратнатьям, синтетический характер, храмовая танцовщица

Подготовить сообщение (презентацию) об одном из африканских танцев

33




Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

Показать, что танец в Африке – неотъемлемая часть жизни человека

Урок-презентация

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.




Подготовить творческий отчет

ПОВТОРЕНИЕ ПО КУРСУ (2 ЧАСА)

34,35




Итоговое занятие

Проверить знания, умения и навыки

Творческий отчет










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
Рабочая программа разработана в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по мировой...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Основой для создания данной рабочей программы явились Примерная программа по Мировой художественной культуры 2004 года и Программа...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconКалендарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре. 10 Класс

Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconТематическое планирование по мировой художественной культуре для 11-го класс

Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10-11 (общеобразовательных)...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconДаниловой Г. И. «Мировая художественная культура: от 17 века до современности»
Государственного образовательного стандарта общего образования по мировой художественной культуре
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по мхк 10 класс
Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.; Рабочая программа...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconСтраница учебника
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе составлено на основе авторской программе Даниловой Г. И. Мировая...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconКалендарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре класс
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного...
Куцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г. И. 9 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск