Скачать 459.43 Kb.
|
На правах рукописи СИМОНОВА Элеонора Рауфовна Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto Специальность 17.00.02 "музыкальное искусство" АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения Москва 2007 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ I. 1.Актуальность исследования. В послевоенное время, во второй половине XX в., в музыкальной общественности пробуждается стойкий интерес к музыке прошлых столетий. Гений Марии Каллас возрождает оперы Россини и романтическую мелодраму Беллини, Доницетти, раннего Верди. В последней четверти XX в. на американских и европейских концертных и театральных площадках идут оперы Генделя, Вивальди, Кавалли, Монтеверди, выдвигая целую плеяду виртуозных голосов: сопрано, контртеноров, басов. Многочисленные вокально-инструментальные ансамбли ("Готические голоса" Кристофера Пейджа с несравненной Эммой Киркби, эстонский "Hortus musicus" Андреса Мустонена, Новосибирский "Insula magica" и многие другие) обращаются к музыке Ренессанса и Средневековья. В Москве в Коллегии Старинной музыки при Московской государственной консерватории в 1990-х годах в концертном исполнении звучат оперы "Коронация Поппеи" Монтеверди, "Розаура" Алессандро Скарлатти, "Агриппина" Генделя, "Милосердие Тита" Хассе. В 2003 г. молодой греческий дирижёр Теодор Курентзис в стенах Новосибирского театра оперы и балета создаёт труппу молодых артистов, играющих и поющих в стилистически выверенной постановке моцартовские оперные шедевры. Возникший и стойкий интерес к музыке Средневековья, Возрождения и Барокко сопровождается желанием и постановщиков, и исполнителей, и публики услышать её звучание отнюдь не в современном, но в исторически достоверном вокальном пространстве. В частности, оперные партитуры XVII-XVIII вв. с выписанными именами исполнителей и частым указанием их диапазона, учебники-трактаты по вокальному искусству своего времени, философские и эстетические диспуты XVIII в. по модному оперному жанру, внушительный объём художественной и мемуарной литературы эпохи, вскрывая изощрённую вокальную эстетику барочной оперы, столь непохожую на современную, подсказывают новые решения в её исполнении постановщикам и солистам XX-XXI вв. Возникает и встречный поток современной исследовательской литературы, посвящённой голосу прошлых веков: серьёзные труды Ф. Хабека, П. Джайлза, Р. Коувелла, Ф. Мюллер-Хойзера, не говоря уж о массе статей в зарубежных и отечественных журналах, авторы которых к тому же часто сами являются солистами и участниками средневековых, ренессансных и барочных ансамблей, исповедующих религию аутентизма. В этом новом историко-исследовательском потоке с его обилием опубликованного материала, с его новым, реально звучащим музыкальным пространством возникает мысль о своеобразной ревизии широко бытующего и ныне термина bel canto. В свете последних научных предположений, вокальных догадок и многочисленных попыток их практической реализации в камерном и оперном исполнительстве так называемой "старинной музыки" нынешняя расхожая наполненность термина "бельканто" (bel canto), которым привычно называют "красивый голос", "красивое пение", начинает подвергаться сомнению. Действительно, XVII-XVIII века в истории европейского вокального искусства общепринято считаются эпохой "золотого вокала", когда на оперной сцене царил певец и только певец с его личной инициативой и индивидуальностью в искусстве импровизации. Вокально-исполнительскую суть барочной оперы составило canto figurato – термин, вынесенный в заглавия трактатов двух его выдающихся вокальных теоретиков XVIII в. – Пьетро Франческо Този и Джамбаттисты Манчини и обозначивший пение с "фигурами", то есть пение колоратурное, обильно уснащённое, расцвеченное виртуозно импровизируемой орнаментикой, генетические корни которой уходили в седую древность, в литургическое пение. В барочном оперном пении XVII-XVIII вв. самый большой успех в canto figurato пришёлся на долю итальянских кастратов. Сам термин упростил уже Манчини. В заключительной главе совершенное пение своего времени он обозначил просто словом Canto, причём именно с большой буквы. Россини прибавил к слову canto ("пение") слово bel ("прекрасное"), выразив тем самым своё восхищение колоратурным пением. Вина" Россини заключалась, очевидно, в том, что сократив и упростив барочно-тяжеловесный термин canto figurato, переведя его в идентичный, но столь же легко запоминаемый, как и его музыка, – bel canto – он уготовил ему судьбу термина с популярным и нерассуждающим употреблением в последующие века как символ-обозначение любого совершенного пения, однако лично обозначив им исключительно виртуозное и ослепительное искусство итальянских кастратов, на чём многократно и решительно настаивал в переписке и в беседах с друзьями. Европейское bel canto XVII-XVIIII вв. явилось естественным завершением и вокальной вершиной европейского певческого голоса в его многовековой истории становления и развития, начиная с официально утверждённой в IV в. Римской Церковью должности церковного певчего или псалмиста (cantor). Старинные корни "прекрасного пения", отражённые в термине Блаженного Августина “bene cantare” ("петь хорошо, достойно, благородно"), в термине Исидора Севильского “vox perfecta” ("совершенный голос"), проросли своими побегами в импровизированных колоратурах средневекового соборного пения – в голосах мальчиков-дискантистов и альтистов, взрослых фальцетистов, контртеноров и кастратов. Ренессансный окрас термина проявился в voce tremante – "трепетном голосе", рождённым гибчайшей артикуляцией гортани (dispositione di gorga) и способным справиться с самой бурной и "сверхскоростной" ренессансной колоратурой, украсившей многоголосные и сольные мадригалы – любимый жанр ренессансных салонов-академий. "Благородная манера пения" (nobile maniera di cantare) Джулио Каччини с новым отношением к слову, как к залогу новой оперно-театральной выразительности, стала основой тосканской школы пения, целиком обязанной появлению первых оперных спектаклей. Наконец, богато колорированное барочное оперное canto figurato представило вокальное искусство во всём своём профессиональном великолепии и блеске. Узаконенные и зафиксированные в трактатах IV-XVIII вв., эти термины предстали историческими слагаемыми россиневского термина bel canto, по сути обобщившего все европейские вокальные завоевания Средневековья, Ренессанса и Барокко, которые вошли в качестве фундаментальных законов в универсальную вокальную школу бельканто, созданную в XVIII в. Произвести своеобразную ревизию термина bel canto, определить его истинное наполнение в неразрывной связи с историей западноевропейского вокального искусства IV-XVIIIвв., требует исследовательской концепции, которая пока не имеет аналога в современном музыковедении. Существуют хрестоматии по искусству пения, многочисленные методические исследования, опирающиеся на данные современной вокальной науки, представляющие ценное теоретическое подспорье в современном обучении вокальному искусству. Однако отсутствует концепция исторического развития певческого европейского голоса – с многообразием певческих стилей, с подчас драматическими поисками совершенного художественного звучания поющего голоса. Как и отсутствует концепция выявления истинных ценностей школы bel canto. С точки зрения "реального" XXI в. ситуация, в которой вокальное искусство достигло своей идеальной красоты, представляется чрезвычайно парадоксальной: многовековой ( с IV в.) запрет профессионального обучения для женского голоса; столь же многовековое предпочтение высокого и очень высокого регистра в звучании мужского голоса при узаконенном позорном и уродливом обычае кастрации в музыкальном быту. И однако на сравнительно небольшом участке вокального диапазона были найдены способы, неимоверно развившие как физические и эстетические возможности певческого голоса, так и новые результативные принципы работы певческого аппарата, впоследствии полностью объясненные и оправданные вокальной наукой. Возможно, именно жёсткое историческое пространство со всеми его ограничительными и запретительными условиями, отсутствие пресловутой "многофакторности" способствовали – вопреки жестоким историческим условиям – углублённым художественным и техническим поискам в выстраивании стройной вокальной системы, ставшей ядром профессионального вокального искусства на все времена. I. 2. Степень исследованности проблемы. Современный интерес к голосу прошлых веков в его становлении и историческом развитии находит отражение в научно-исследовательской литературе XX-XXI вв. Назовём фундаментальные труды Теодора Жероля ("Искусство пения во Франции XVII в.", Страсбург,1921), Франца Хабека (("Кастраты и их вокальное искусство", Лейпциг,1927), Мюллер-Хойзера ("Vox humana", Регенсбург,1963), Нино Пиротты ("Два Орфея: от Полициано к Монтеверди", Турин,1975), Питера Джайлза ( "Контртенор", Лондон,1982); сборник "Вивальди и опера", в котором опубликованы материалы международного симпозиума в связи с исполнительской реконструкцией оперы Вивальди "Неистовый Роланд" (Венеция, 1721– Милан, 1978 – Техас, 1982) с включённой статьёй Роджера Коувелла "Статус голосового регистра в опере XVIII в."; капитальное исследование Роберта Донингтона "Интерпретация старинной музыки" (Нью-Йорк–Лондон,1989). Данное исследование опирается и на многочисленные публикации современных периодических – лондонских, московских, парижских, нью-йоркских и др. журналов, посвящённых старинной музыке в её исполнительской реконструкции на оперных и концертных площадках. I. 3. Цель и задачи исследования. Однако богатый фактологический материал (включая факсимильные нотные издания и новейшие переводы старинных трактатов) пока ещё не выстроен в единую, исторически оправданную и научную концепцию истории классического европейского пения и певческого голоса. В нашем исследовании предприняты первые шаги в этом направлении. Стоит указать географический и хронологический параметры исследования. Место действия – европейское пространство, а точнее – его итало-франко-германская ось. Именно на этой территории, по нашему убеждению, сформировались основные вокальные постулаты европейского bel canto. Время действия – от официально установленной Римской церковью должности певчего в литургической практике (IV в.) до расцвета колоратурного сольного пения в европейской барочной опере первой половины XVIIIв. Завершающий этап bel canto нашёл своё выражение в операх Моцарта, Россини, в романтической мелодраме Беллини, Доницетти и раннего Верди. Целью и задачей данного исследования является доказательство основополагающего принципа исторической последовательности в становлении и развитии профессионального европейского голоса, завершившегося блистательной эпохой барочного bel canto XVII–XVIII вв. Доказательство опирается на:
I. 4. Методологическая основа исследования.
I.5. Научная новизна диссертации. 1. Впервые в научном музыковедении обоснована и доказана концепция историзма в развитии и совершенствовании певческого европейского голоса через исполнительскую практику в литургическом соборном пении, в ренессансном салоне и придворной театральной сцене, в оперных театрах эпохи барокко. 2. Произведена своеобразная ревизия термина bel canto, определено его истинное наполнение в неразрывной связи с историей западноевропейского вокального искусства IV-XVIII вв., термины которого, так же выразившие идеал пения своей эпохи – vox perfecta, bene cantare в литургическом пении, voce tremante, disposizione di gorga в ренессансном колоратурном, nobile maniera di cantare в тосканском раннеоперном, canto figurato в блестящей колорированной орнаментике барочной оперы – предстали его историческими слагаемыми. 3. Выявлены вопросы теории и практики в раннем литургическом пении (формы псалмодирования, расклад соборных голосов, должности певчих, вокальное обучение, первые соборные школы, противостояние певчего-исполнителя и учёного теоретика (cantor–musicus); исследован вокально-звуковой канон и сложившийся порядок церковных песнопений в литургии дополифонической эпохи. 4.Определена равноценность визуального и слухового рядов в соборе эпохи "пламенеющей готики". Дана характеристика звучания соборных голосов – от плоскостного в раннем полифоническом мотете школы Нотр Дам до ренессансного хорового звучания четырёхголосной структуры a capella (a 4). Впервые в отечественном музыковедении рассмотрено искусство певчих в папской капелле; внутрицерковный обиход, связанный с литургической практикой в богатых нидерландских соборах; состояние литургического пения в немецких церквах (по трактату Конрада фон Цаберна). 5.Вскрыт и объяснён церковный запрет женского пения в литургии. Объяснены далеко идущие последствия этого запрета для профессионального развития европейского вокального искусства. 6.Выявлена история происхождения, звучание, диапазон, механизм образования контртенора, а также его терминологический разнобой в словарях XVIII-XX вв.; объяснён механизм образования фальцета с современных научных позиций; определена специфика звучания литургических голосов во взаимосвязи с соборным резонированием. 7.Вскрыта природа ренессансной колоратуры, и специфика постановки ренессансного колоратурного голоса во второй половине XVI в. 8. Исследованы новации флорентийской или тосканской школы пения, обязанной своим рождением первым оперным пасторалям на флорентийской сцене: новая орнаментика, связанная с гибким интонированием поющегося слова (Le Nuove Musiche Джулио Каччини, 1602); новое понимание личностного артистизма, отразившееся в популярных – для итальянских художественных кругов – терминах Бальдасаре Кастильоне ("Придворный", 1528): intera grazia ("совершенное изящество") и nobile sprezzatura ("благородная непринуждённость"). 9.Впервые представлена панорама музицирующего Парижа начала XVIIв. со множеством имён сочинителей и исполнителей популярной куртуазной пеcни (air de cour). Выделена фигура Пьера Ниера – композитора и певца, основателя французской школы пения XVIIв. 10. Отмечены основные положения первого французского вокального трактата, опубликованного Бенинье де Басийи (Париж,1668). 11. Дана многогранная характеристика (с учётом мнений современных французских исследователей) французского голоса в речитативе оперных спектаклей Люлли. 12. Оценены франко-итальянские вокальные антиномии в XVII-XVIII веках – неприятие французским двором пения прославленной итальянской певицы Леоноры Барони, критика Сент-Эвремоном итальянской оперы, резкие контроверзы между Рагене и Ле Серфом, – выявившие художественный и артистический менталитет обеих наций, равно стремившихся к "прекрасному пению": к bel canto или beau chant. 13.Впервые в отечественном музыковедении представлена как полная характеристика института кастратного пения, историческая причина его возникновения, развития и блестящего расцвета в барочной опере, так и аутентизм термина bel canto, относящегося к вокальному искусству XVII-XVIII вв. 14. Выявлены фундаментальные законы классического итальянского bel canto эпохи "золотого вокала" по трактатам его выдающихся теоретиков Пьера Франческо Този и Джмабаттисты Манчини. 15. Объяснены причины упадка bel canto XVII-XVIII вв. 16.Доказана трансформация кардинальных певческих установок bel canto в последующих веках и необходимость постоянного возвращения к его первоначальным заветам и урокам. 17. Собраны первые научные данные о певческом голосе с античных времён до эпохи раннего романтизма, принадлежащие философам, музыкальным теоретикам, врачам, вокальным педагогам, и представлена их оценка с точки зрения современной вокальной науки. |
Рабочая программа Искусство (музыка) 9 класс Учитель: Сабирова М.... Л. Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Музыкальная стихия татарской музыки, Вокальный... | Программа дисциплины дпп. Ф. 15 Класс сольного пения цели и задачи... В нем органично сочетаются теоретические знания в области вокальной методики и практические навыки пения, техническая и художественная... | ||
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | Урока: Учитель Вов, которое явилось окончательным переломом в ходе войны с фашисткой Германией. Прежде чем мы перейдём непосредственно к Курской... | ||
Презентация учебного проекта «Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вов, которое явилось окончательным переломом в ходе войны с фашисткой Германией. Прежде чем мы перейдём непосредственно к Курской... | ||
Планы семинарских занятий по Истории современной западной философии для факультета философии Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер) | Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к... Психологические особенности детей раннего возраста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности развития детей раннего возраста. Конспект (Н. М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста») | Мухаммад Насири История раннего периода Ислама (анализ и исследования... Мир перед началом пророчества Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!) 20 | ||
Рабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)... Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся... | Планы семинарских занятий по истории современной западной философии... Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер) | ||
Реферат Образы средневековья в западной культуре Этому так же способствует период тёмных веков, произошедший на время перехода между античностью и средневековьем. Но несмотря на... | 1. Основные черты эпохи Возрождения Хv до начала XVII столетия (в других странах Западной Европы). Термин «возрождение» (фр ренессанс) впервые был использован итальянским... | ||
Рабочая программа по курсу «История западной России» Программа предназначена для освоения предмета история западной России на базовом уровне, является модифицированной, адаптированной... | План работы городского методического объединения проблемная группа... Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста |