Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века





Скачать 290.05 Kb.
НазваниеПроблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века
страница1/3
Дата публикации19.03.2015
Размер290.05 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

БАБАХОВА Людмила Григорьевна

ПРОБЛЕМА МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В ЗАПАДНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА
24.00.01 – теория и история культуры

09.00.13 – религиоведение, философская антропология,

философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Золотухина

Елена Всеволодовна
Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Яременко

Светлана Николаевна
кандидат философских наук, доцент Зиновьева

Татьяна Николаевна


Ведущая организация - Южно-Российский гуманитарный институт

(г. Ростов-на-Дону)



Защита состоится 23 апреля 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан «___» _____________ 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Феномен общения выступает одной из базовых потребностей человека, только благодаря ему человек обретает возможность быть включенным в социум и культуру. Только в общении происходит формирование человеческой личности, общества в целом. Темой данного диссертационного исследования является философско-культурологический анализ проблемы межчеловеческой коммуникации, которая ставилась в философии в основном как проблема взаимоотношения Я – Другой, определение ее содержания в проблемном поле философии, а также выявления главных подходов к ее решению. Актуальность данной проблемы диктуется наблюдавшейся в ХХ столетии сменой культурного и философского дискурсов, которая выявила острую необходимость проблемной переориентации многих концептов классической философии. От понятийно-мировоззренческих парадигм «философии сознания» дискурс переходит к «философии коммуникации», к рассмотрению тех отношений, в которые человек вступает с другим человеком, к осмыслению феномена общения. Понятие Другого как основополагающее понятие в проблеме межчеловеческой коммуникации получило свое наиболее полное осмысление в экзистенциально-феноменологической философии, символическом интеракционизме, практическом психоанализе и искусстве литературы и кинематографа. Тема Другого выступает своеобразной линией демаркации между классической и современной философией. В классической философской традиции, данное понятие практически отсутствует, так как в центре ее внимания стоит суверенный и беспредпосылочный познающий разум. Современная философия стремится к преодолению сложившейся мыслительной культуры и претендует на создание «новой философии», соответствующей современной эпохе. Разум более не выступает чем-то автономным и беспредпосылочным, он укоренен в человеческом жизненном мире. Происходит изменение статуса субъекта. Гносеологическая структура субъект-объект распадается, субъект, тождественный самому себе, уступает место субъекту децентрированному. «Я» более не выступает как центр мира, как самодостоверность сознания, происходит фиксация несамотождественности «Я» самому себе. Субъект больше не рассматривается как единственное основание собственного мышления и действия. Представление человека как целостного, самодостаточного существа уступает место представлению о нем как о фрагментированном, расщепленном индивиде, который может обрести свою целостность и значимость только в событии с Другим. Другой обретает твердое онтологическое основание.

В центр философских исследований попадает проблема общения, что обусловлено разрушением «жизненного мира» человека, происходящим в современной западной культуре, доминированием отчужденных деперсонализированных форм общения.

Налицо явление «некоммуникабельности» как крайней формы взаимоотчуждения индивидов в современной культуре. С этой точки зрения, проблема общения должна быть рассмотрена в контексте проблематики улучшения, гармонизации межчеловеческих отношений. Личность конституируется в непрерывном общении с другой личностью. Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому. Как справедливо отмечал К. Маркс: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь Я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его Павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человек»1.

Одной из важнейших составляющих человеческого бытия является диалог. Выступая неотъемлемой частью структуры личности, отношение к «другому» является основой межчеловеческой коммуникации. Именно в процессе отношения к «другому», личность оценивает себя и удостоверяется в своей самости.

Общение с «другим» происходит в конкретных социально-исторических и культурных условиях. В современном информационном обществе гармоничное существование людей все более ослабевает, проблема подлинного, настоящего общения становится одной из самых острых. Налицо необходимость в собственно философско-культурологическом осмыслении феномена общения. Данная проблема в настоящий момент стала предметом обсуждения на всех уровнях и во всех областях жизни. Однако специфика философско-культурологической дисциплины заключается в том, что только в рамках всеобщего философско-культурологического подхода может быть поставлен вопрос о ценностном отношении человека к человеку. Общение необходимо рассматривать как целостный феномен, в тесной связи с развитием человеческой индивидуальности.

Научная разработанность темы.

В ХХ веке оформились основные подходы к изучению проблемы межчеловеческого общения в различных направлениях: социальная психология, символический интеракционизм, феноменологическая социология, феноменология и экзистенциализм, социальная философия, культурология, искусство, в которых проблема общения решалась по-своему.

В рамках символического интеракционизма, ролевой теории, и феноменологической социологии проблемой общения занимались Ч. Кули, У. Томсон, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, Э. Берн, Т. Шибутани, А. Шюц.

Экзистенциально-феноменологический анализ межчеловеческой коммуникации представлен работами М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, М. Бубера, Э. Левинаса, которые в интерпретации отношения «Я – Другой» так или иначе исходят из понятия интерсубъективности, введенного Э. Гуссерлем. В этой традиции Другой – это человек и проблема состоит в том, как мы можем понять другого и как следует к нему относиться. Посредником между «Я» и «Другим» является тело. Тело выступает опосредствующей функцией являемости Другого в мире, тем самым определяя все наблюдаемые отношения между «Я» и «Другим». Согласно экзистенциально-феноменологической интерпретации, невозможна непосредственная связь между сознаниями людей, вступившими в коммуникацию. Лишь посредством телесных функций можно по аналогии с феноменальным переживанием собственной телелесности судить о теле другого. Другой – это не мое тело, это – иной объект, который, однако, может превратиться в субъект и сделать меня объектом.

Такое превращение субъекта в объект имеет очень важное значение. Например, Сартр пишет, что Другой – это тот, кто видит меня, желая сделать меня объектом.

Отношение Я – Другой в аспекте проблемы «другого Я» рассматривали в своих работах Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Э. Левинас. Среди отечественных мыслителей посвятили свои работы данной проблематике Е.В. Борисов, Р.М. Габитова, Н.С. Семенов, Н.М. Смирнова, Л.Г. Ионин.

Исследование опыта переживания отношения Я – Ты представлено в трудах М. Бубера, Э. Левинаса, О.Ф. Больнова, среди отечественных мыслителей данная проблема исследуется М.М. Бахтиным, Г.С. Батищевым, И.С. Вдовиной, П.С. Гуревичем, Г.М Тавризян, Т.П. Лифинцевой, А.М. Руткевичем. В этой интерпретации Я относится к Другому как к Ты. Я выступает по отношению к Ты (Другому) вторичным моментом субъективности. Сначала Ты и только потом Я. Опыт переживания отношения Я – Ты раскрывает диалогическую структуру отношений между субъектами. Данная структура несет в себе определенный онтологический смысл.

Обращение к проблемам возможности гармоничного общения в социокультурном пространстве характерно и для психоанализа. Психоаналитический аспект проблемы представлен работами Ж. Лакана, Э.Фромма и Э.Берна. Лакан связывает концепт Другого с областью бессознательного. В силу того, что у Лакана бессознательное структурировано как язык, то и Другой в данной концепции, наделяется подобными качествами. Посредством Другого индивид вступает в порядок Символического, язык – это и есть Другой, в котором рассеивается субъект.

В рамках возможности построения гармоничных отношений в современном обществе показательны работы Э.Фромма и Э.Берна.

Проблематика взаимного отчуждения, некоммуникабельности индивидов раскрывается в литературных произведениях К. Абэ, Т. Вулфа, А. Камю, Д. Рисмена, Ж.-П. Сартра, О. Хаксли, Д. Чивера, а также комментаторов В.Д. Днепрова, К. Долгова, М.С. Кагана, М.А. Киселя, Е. Коссака, А.И. Титаренко.

Явление «небывалой некоммуникабельности» в истории культуры освещено в произведениях таких классиков кинематографического искусства как М. Антониони, И. Бергмана, Ф. Феллини, в авторском кино современного европейского искусства данная тематика поднимается К. Кесьлевским, П. Альмодоваром, М. Ханеке, Ларсом фон Триером, а также в публикациях кинокритиков А. Базена, Е. Вейцмана, А. Лунгина, А. Плахова.



Объект исследования составляет экзистенциально-феноменологические, психоаналитические концепции философской мысли ХХ века, а также область гуманитарной культуры, представленная произведениями литературы и кинематографа.

Предмет исследования – понимание межчеловеческой коммуникации в экзистенциально-феноменологических, психоаналитических концепциях, искусстве: в литературе и кинематографе.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в выяснении специфики методологических подходов к изучению коммуникации в экзистенциально-феноменологических и психоаналитических концепциях, искусстве, а также в раскрытии основных характеристик коммуникации, у авторов указанных направлений.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Выяснение специфики и описание содержательного подхода к межчеловеческой коммуникации в западной философской мысли ХХ века.

  2. Выяснение и описание особенностей формально-инструментального подхода к проблеме общения в рамках западных философских, социологических и психологических исследований ХХ века.

  3. Раскрытие свойственного авторам, ориентированным на феноменологическую методологию, подхода к коммуникации как к формальному отношению гносеологических субъектов либо как к ценностному отношению;

  4. Определение отношения к межличностной коммуникации авторов-психоаналитиков (Ж. Лакан, Э. Фромм, Э. Берн), а также выявление его особенностей с учетом практической ориентации психоанализа;

  5. Экспликацию характеристик межличностной коммуникации, содержащихся в произведениях искусства ХХ века, а именно в литературе и кинематографе.


Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретико-методологическую основу работы составляет деятельностная теория культуры, при которой проблема межличностной коммуникации рассматривается через способы и формы ее осмысления в различных сферах духовной культуры: философии, искусстве и психологических практиках. Автор разделяет деятельностный подход к культуре, представленный такими учеными как В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, В.К. Королев, Э.С. Маркарян, Е.Я. Режабек, О.М. Штомпель. Методологическую основу данного диссертационного исследования составляют: теоретический анализ основных подходов к исследованию проблемы межчеловеческой коммуникации; экзистенциально-феноменологический метод, основанный на рассмотрении целостного человеческого бытия неотделимого от сферы человеческих переживаний и отношений к миру; в работе применяются общенаучные методы сравнения, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, а также были использованы социально-философский, аксиологический и компаративистский подходы.

Центральное для работы понятие «гуманитарная культура» означает «тот массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенциально, то есть направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения»2. При таком понимании гуманитарной культуры мы можем отнести к ней те сферы, в которых развертывается оперирование понятием «межчеловеческая коммуникация», воплощаются образы коммуникации или осуществляются практики по обучению общению. Это рассматриваемые нами сферы философско-социологического и психологического теоретизирования, практической психотерапии и искусства. И хотя выделяемый нами далее «формальный подход» в изучении межличностной коммуникации может представляться выходящим за рамки гуманитарной культуры, он, тем не менее, прямо относится к ней, хотя и заимствует в силу своей формальности некоторые черты объективистской науки.

Понятия «межчеловеческая коммуникация» и «межличностная

коммуникация», «общение» употребляются нами как синонимы.

Важнейшей методологической предпосылкой первой части исследования выступает выделение двух подходов в теоретическом изучении проблемы межличностной коммуникации – формального и содержательного. Они были фактически обнаружены нами при чтении литературы для написания диссертации и стали основанием для более подробного рассмотрения особенностей осмысления межчеловеческой коммуникации в теоретическом знании.

Новизна проведенного исследования заключается в следующих конкретных пунктах:

  1. Выяснена специфика и дано описание содержательного подхода (предполагающего не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь с другими людьми) к межличностной коммуникации в экзистенциально-феноменологической традиции (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, М.Бубер, Э.Левинас);

  2. Определены особенности формально-инструментального подхода к проблеме общения в символическом интеракционизме, феноменологической социологии А. Шюца и «техниках презентации» И.Гофмана;

  3. Доказано, что авторы ориентированные на феноменологическую методологию, подходят к коммуникации как к формальному отношению гносеологических субъектов (А. Шюц), а другие – рассматривают ее как к ценностное отношение, выражаемое в терминах «подлинное – неподлинное» ( М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр);

  4. Проведен анализ отношения к межличностной коммуникации авторов-психоаналитиков (Ж. Лакан, Э. Фромм, Э. Берн), а также выявлены его особенности с учетом практической ориентации психоанализа;

  5. Эксплицированы характеристики межличностной коммуникации, содержащиеся в произведениях искусства ХХ века, а именно литературе и кинематографе.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Общение в рамках экзистенциально-феноменологической интерпретации предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь с другими людьми, в результате которой возникает чувство сопричастности одного индивида другим. Общение теряет статус функционально-ролевого взаимодействия, направленного на описание функционирования коммуникативных процессов. При данном подходе центр внимания смещается в сферу онтологии совместного бытия с другими. Главной специфической определенностью человека выступает его субъективность, включающая ценности и эмоции.

Феномен общения раскрывается экзистенциальными философами в основном через проблему отношения «Я – Другой». Отношение «Я – Другой» может строиться в рамках «подлинного», либо «неподлинного» общения. Наблюдаемое происходящее в современной культуре взаимное отчуждение людей друг рассматривается в этой версии как результат их «неподлинного» общения. Переживание опыта Другого выступает при этом подходе не только как источник формирования собственного смысла, но и как способ создания общего смыслового горизонта.

2. «Формальный подход» к проблеме межличностной коммуникации, свойственный символическому интеракционизму, феноменологической социологии и «техникам презентации» И. Гофмана, характеризуется описательным раскрытием основных механизмов общения, выявлением его социально-психологических особенностей. Здесь исследуется с формальной стороны сам акт взаимодействия индивидов. Межличностная коммуникация определяется как процесс совместного создания и согласования смыслов, однако эти смыслы не раскрываются, не предполагает субъективно-оценочной характеристики данного феномена. Общение не рассматривается как позитивное или негативное, предпочитаемое или отвергаемое.

3. В рамках феноменологической социологии общество получает статус интерсубъективного феномена, в котором коммуникация осуществляется посредством понимания субъективных переживаний другого.

В силу принятой феноменологической методологии и формально-объективистского ракурса рассмотрения социология А. Шюца не выводит анализ на уровень эмоционально-ценностных характеристик общения.

4. Авторы-психоаналитики, рассматривая человека как существо, движимое во многом бессознательными структурами, тем не менее, обращены к тем же проблемам коммуникации, что и представители экзистенциально-феноменологического направления. В их подходах нет формальности и отстраненности, в текстах психоаналитиков присутствует высокая степень вовлеченности в эмоциональный контекст. Такая эмоционально-ценностная ангажированность теоретиков психоанализа в вопросах коммуникации объясняется их изначальной практической установкой: психоаналитики – в отличие от феноменологов – по первичной своей задаче выступают как практические психотерапевты.

5. Духовно-коммуникативные практики психотерапии, в частности, психоанализа, являясь частью современной гуманитарной культуры, направлены уже не только на изучение межличностного общения, но и на его практическую трансформацию. Авторы-психоаналитики, исходя из несколько различных теоретических концептов, стремятся гармонизировать как внутренний мир индивидов, так и их актуальное взаимодействие, прививая новые навыки общения. Они реально стремятся уменьшить отчуждение, типичное для индивидов в современной культуре.

В психоаналитических концепциях мы можем выделить «пессимистический» и «оптимистический» взгляд на коммуникацию. Так представления Ж.Лакана, весьма схожие с идеями Ж.-П.Сартра, не оставляют нам надежд на радикальное улучшение самочувствия человека в мире, в то время как Э. Фромм и Э. Берн предлагают способы совершенствования коммуникации ( каждый - свои ).

6. Рассмотрение такой сферы современной культуры как искусство показывает, что оно в образно-символической форме широко отразило и продолжает отражать глубокий разлад в сфере человеческой коммуникации, «неподлинность» межчеловеческих отношений, деперсонализацию и отчуждение, царящие между людьми. Решение этой проблемы пока не найдено ни исследователями общества и культуры, ни практическими психотерапевтами.

7. В рамках искусства литературы и кинематографа ХХ века наблюдается тенденция к нахождению возможности гармоничного общения в пределах современного постиндустриального общества, такого общения, которое способствовало бы установлению человеком тесных эмоциональных контактов и связей с другими людьми и базировалось бы на взаимопонимании индивидов. Улучшение межличностного взаимодействия становится возможным на пути изменения и переориентации способов общения от утилитарно-функциональных к глубинно-личностным.
Научно-практическая значимость исследования состоит в выяснении места и роли проблемы коммуникации в современной гуманитарной культуре – от теории до искусства. Результаты работы могут быть использованы для преподавания курсов философии, культурологии, истории философии. Они могут послужить методологическим материалом для деятельности Российской коммуникативной ассоциации.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, включает 13 параграфов. Общее количество страниц – 170, наименований использованной литературы – 222.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее научной разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость работы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века icon«Философия»
Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПод гуманитарной интервенцией обычно понимают
Среди примеров такой интервенции могут быть названы: вторжение в Ирак в 1991-м, бомбардировки Югославии силами нато в 1999-м, вмешательство...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения истории социально-гуманитарной мысли является ознакомление студентов с основными идеями мировой социально – гуманитарной...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconТворчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой...
Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПрограмма дисциплины «История западной философии (от Возрождения...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconАнтичность Средние века Новое время
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconДискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости...
Дискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости в западной философии второй половины 20-го – начала 21-го...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconНаследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового...

Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconКонспект по зарубежной литературе XX века Человек в культуре 20 века
Натурализм отказ человеку в свободе. Нет свободы воли, а есть среда и физиология, кот и определяют сознание. 20 в полное исчезновение...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы
Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной...
Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века iconПроблема человека в трудах русских революционных демократов в 30-60-е годы XIX века

Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века icon1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы...
Филдинг Если будете в затруднении, а цитата начинается или заканчивается на "ОН", говорите, что


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск