Скачать 0.59 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бийск 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» Кафедра Методики начального обучения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Специальность: 050708 «Педагогика и методика начального образования» (код) Бийск 2008 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» Кафедра Методики начального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература ХVIII века. Классицизм. Рефрома стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература ХIХ века. Романтизм. Реализм. Классические повествовательные жанры (роман, повесть, рассказ). Лирика. Драматургия и театр. Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной формы. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Курс «История отечественной литературы» (ДПП.Ф.03) входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов, тесно связан с такими программными курсами, как «Теория литературы и практика читательской деятельности» (ДПП.Ф.04), а также «Детская литература» (ДПП.Ф.05). 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Островская Елена Валерьевна, старший преподаватель. 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса: - ГОС ВПО по специальности; - Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:
- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» Кафедра Методики начального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ УТВЕРЖДАЮ I Проректор по УР___________________ "____"______________200_г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» код Факультет начальных классов Курс обучения ___3____ Семестр ___5,6____ Всего часов по учебному плану: ___160____ В том числе по формам обучения: очная - лекции _48_ - практикум __26__ - самостоятельная работа __79_ Формы итогового контроля знаний: - экзамен _6_ сем. Бийск 2008 Пояснительная записка Этот курс предназначен для студентов педагогического факультета третьего года обучения. Он является третьим курсом филологического направления (Детская литература, Теория литературы). Этот курс позволяет компактно проследить изменчивость того, что привычно называется одним словом «литература», и пути формирования литературы как социального института. Поэтому у курса многообразные цели – (1) обсудить изменчивость понятия «литература» и пути становления русского литературного пространства; (2) определить место явлений словесности в историческом и культурном контексте; (3) выяснить, какой понятийный аппарат наиболее адекватен для обсуждения бытования разных форм словесной и книжной деятельности. Общая структура курса Курс делится на лекции (48 часа), практические занятия (26 часов). Лекции представляют общие тенденции с эпохи Древней Руси до настоящего времени. Практические занятия направлены на сопоставительный анализ произведений древнерусской литературы, литературы XI – XXI вв. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «История отечественной литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка будущих учителей начальных классов в области истории литературы, что должно способствовать лучшему усвоению таких программных курсов, как «Теория литературы и практика читательской деятельности», а также «Детская литература». Цель определяет следующие задачи курса:
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Истоки отечественной литературы. Специфика русского фольклора. Классификация фольклора. Фольклорные жанры: эпические, лирические, драматические и малые фольклорные жанры. Расцвет устного народного творчества как одна из предпосылок возникновения литературы в Древней Руси. Древнерусская литература. Основные предпосылки возникновения древней литературы. Общая характеристика литературы X - XVII веков. Основные особенности поэтики древнерусской литературы. Тенденции развития древнерусской литературы. Система жанров древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, бытовая повесть, сатира и др. Русская литература XVIII века. XVIII век как культурологическое понятие. Значение реформ Петра I в развитии русской литературы. Характеристика развития русской литературы в XVIII веке. Сложность литературного процесса, мотивированная стремительностью литературной эволюции, бурной сменой литературных методов. Основные периоды развития. Творчество А. Сумарокова, М. Ломоносова, Д. Фонвизина, Г. Державина и др. Русская литература ХIХ века. Основные тенденции развития русской литературы в 1\3 ХIХ в. Литературные общества, кружки, салоны («Арзамас», «Зелёная лампа», «Беседа любителей русского слова», «Любомудры» и др.), их влияние на развитие литературы. Романтизм. Появление новых жанров в русской литературе: баллада, элегия, послание, поэма, сказка, роман. Творчество поэтов-романтиков (К. Батюшков, Е. Баратынский, К. Рылеев и др.). Развитие в русской литературе пушкинских традиций. Творчество М.Ю. Лермонтова. Появление натуральной школы как необходимого момента эволюции русской литературы. Утверждение реализма в русской литературе (Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Островский и др.). Поэтика реализма. Творчество Ф.М. Достоевского. Развитие русского философского романа. Традиции Достоевского в русской литературе. Творчество И.А. Гончарова. Творчество И.С. Тургенева. Новаторство драматургии А.Н. Островского. Развитие русской литературы конца ХIХ в. Русская литература ХХ в. Кризис реализма и зарождение модернизма в литературе. Русский модернизм в контексте мировых модернистических тенденций. Модернистские направления и течения серебряного века. Основные представители. Литературное развитие 1917-1920-х гг. Традиции и новаторство. Основные представители (А. Фадеев, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пильняк, И. Бабель, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, Ю. Олеша и др.). Интенсивное развитие теории литературы (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Томашевский, В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Влияние литературных традиций 20-х гг. на последующее развитие литературы. Эмигрантская литература («литература русского зарубежья», «литература русского рассеивания»): причины возникновения, специфика, периодизация, основные представители. Творчество В. Набокова, А. Солженицына, В. Войновича и др.) Литературный процесс 1930-х гг. Поэтика тоталитарного искусства. Судьба творческой личности в тоталитарную эпоху (А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам и др.). Возникновение «потаённой» литературы. Последствия влияния социальных идей на развитие литературы. Особенности русской советской литературы 1940-х гг. Тенденции развития и основные представители (А. Твардовский, А. Фадеев, К. Симонов, В. Некрасов, А. Сурков, М. Исаковский и др.). Период «оттепели» и подъём литературы в 1950-1960-х гг. Литературный процесс 1970-1980-х гг. Тенденции развития, основные представители (В. Высоцкий, В. Шукшин, В. Распутин и др.). Противостояние государства и свободной литературы. Особенности литературного процесса конца 1980 гг.- начала ХХ века. Культурная атмосфера. Демократические реформы. Отмена политической цензуры. Возвращение запрещённой литературы как главный фактор литературного подъёма. Способы обновления поэтики: споры о постмодернизме, новом реализме, трансметареализме, постреализме, «другой прозе» и пр. 4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ - не предусмотрен 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – нет. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудио, -видеоаппаратура: необходима при изучении ряда тем, касающихся проблем функционирования литературы и искусства; 7. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задания к теме: Эпические фольклорные жанры Найти в учебниках для начальной школы по литературному чтению фольклорные эпические жанры. Попробовать объяснить их расположение в учебнике. Проанализировать любое произведение на выбор. Отчётность: Анализ текстов. Задания к теме Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
Отчётность: Составление тезисов. Анализ текста. Задания к теме Становление жанра бытовой повести в древнерусской литературе. Художественные особенности «Повести о Горе-Злочастии». Проанализируйте текст повести, ответьте на вопросы:
Отчётность: Составление тезисов. Сопоставительный анализ текстов. Задания к теме Классицизм в русской литературе Составьте таблицу основных художественных приёмов создания одической образности с примерами из од Ломоносова и Державина. Отчётность: Составление тезисов и схем. Задание к теме Поэтика русского сентиментализма
Отчётность: Составление тезисов и схем. Задания к теме Творчество А.С. Пушкина. Отметьте изменение приёмов раскрытия образа Евгения Онегина, изменение авторского отношения к нему. Объясните приёмы раскрытия различных героев, формы поведения героев, соотношение «маски» и индивидуальности, проекции литературных образов, роль детали. Отчётность: Составление тезисов. Анализ текста. Задания к теме Творчество М.Ю. Лермонтова Сделайте письменный филологический анализ портрета Печорина (глава «Максим Максимыч»). Выявите его художественные особенности, значение композиционного расположения в тексте романа. Отчётность: Анализ текста. Составление тезисов. Задания к теме Творчество Ф.М. Достоевского Рассмотрите художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Отчётность: Анализ фрагмента текста. Аудиторная контрольная работа (тест). Задания к теме Творчество И.С. Тургенева Объяснить связь поэтических приёмов создания образов героев и реализации темы любви в повести «Первая любовь» и романах «Дворянское гнездо» или «Отцы и дети» (на выбор). Отчётность: Анализ текста, составление тезисов. Задания к теме Литературные направления и течения рубежа XIX-XX вв. Проанализируйте письменно любое произведение поэтов серебряного века. Объясните художественные приёмы, средства создания образности. Отчётность: Анализ текста. Задания к теме Проза серебряного века Рассмотрите художественные особенности прозаического произведения любого писателя серебряного Отчётность: Анализ текста. Задания к теме Литературный процесс 60-80-х годов. Проанализируйте стихотворение любого автора (на выбор: Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий и др.) рассматриваемой литературной эпохи. Покажите особенности поэтики произведения, влияние литературного контекста и внелитературных факторов. Отчётность: Анализ текста. 7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
7.3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ (не предусмотрены) 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «История отечественной литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка будущих учителей начальных классов в области истории литературы, что должно способствовать лучшему усвоению таких программных курсов, как «Теория литературы и практика читательской деятельности», а также «Детская литература». Цель определяет следующие задачи курса:
|
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы Н. Н. Горбачева. История отечественной литературы ХХ в. (2/2). Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса специальности 030601.... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» ... | С. Н. Бурова История отечественной литературы рубежа Бурова с. Н. История отечественной литературы рубежа XIX – XX в.: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс дисциплины Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «История культуры и литературы стран изучаемых регионов» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История культуры и литературы стран изучаемых регионов» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика | Учебно-методический комплекс по модулю «История отечественной литературы» ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода... Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина Д история зарубежной литературы Х1Х века. Реализм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры» Специальность 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения) |