Скачать 273.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н.Н. Горбачева ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2/2) Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса дневного отделения специальности 030601.65 Журналистика Издательство Тюменского государственного университета 2008 Н. Н. Горбачева. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В. (2/2). Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса специальности 030601.65 Журналистика. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 20 с. УМК разработан на основании опыта преподавания историко-литературных дисциплин на отделении журналистики филологического факультета ТюмГУ с учетом методических рекомендаций МГУ (2006), УрГУ и УрГПУ. Содержание программы определяется Государственным стандартом по специальности «Филология» (ОПД.Ф.03) и Госстандартом по специальности «Журналистика» (ОПД.Ф.03): Место литературы в структуре гуманитарного знания; роль литературной критики; приемы и методы анализа художественного и публицистического произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития историко-литературной мысли. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-1990-х гг. Литература русского зарубежья. Творческие индивидуальности А. Твардовского, А. Платонова и др. УМК содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студента, список контрольных вопрос к экзамену, рекомендуемую литературу. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: История отечественной литературы ХХ века (2/2) [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронной публикации Учебно-методической комиссией филологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы РЕЦЕНЗЕНТЫ: Мешков Ю.А., доктор филол. наук, профессор кафедры русской литературы; Данилина Г.И., канд. филол. наук, доцент кафедры зарубежной литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 © Н.Н. Горбачева, 2008. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в учебном процессе. Хронология курса. Его цели и задачи. Курс русской литературы ХХ века завершает изучение отечественной литературы как в ее классических образцах, так и в феноменах, по сию пору не получивших однозначной оценки. Он включает историко-литературный материал (факты и процесс) от середины 1950-х гг. до конца 1990-х гг. Сама невозможность установить строгие хронологические рамки курса (верхняя – от 1953, 1954 или 1956 гг., нижняя – до 1990-х или начала ХХI века) свидетельствует о сложности исторической, культурной, литературной эпохи. Потому, следуя традиции разделять литературный процесс второй половины ХХ в. на литературу «оттепели» (начало 1950-х – 1965 или 1968 гг.), «застоя» (1968-1985 гг.) и «постсоветскую», необходимо помнить об условности этих дефиниций. Литература периода развивается не только в связи и в зависимости от политической ситуации, но и по собственным имманентным законам. «Лирическая» эпоха 1950-1960-х гг. сменяется эпической реалистической доминантой 1970-1980-х гг., а она – нарастанием условного элемента, который готовит почву для постмодернизма и деконструкции конца ХХ века. В свою очередь в начале ХХI века объявлено о конце постмодернизма, исчерпавшего себя. Однако попытки уловить приметы литературы нового века носят пока спорадический характер. Определение качественных характеристик каждого литературного этапа усложнено процессом «возвращения» имен, судеб писателей, художественных и публицистических текстов; во второй половине ХХ в. следует говорить не об одной волне возвращения, а о двух (1950-1960-е гг., 1985 – первая половина 1990-х гг.). При этом вторая волна существенно откорректировала табель о литературных рангах, установленную первой волной. Драматическим нюансом процесса возвращения является одновременное «задвигание» на задворки отечественной литературы тех художников, чьи имена ассоциируются с определением «советский писатель» (К. Симонов, Ю. Друнина, В. Кондратьев и др.). Литературоведению еще предстоит убедить литературную критику (в лице В. Ерофеева, Е. Добренко и др.), что определение «советский» не всегда означает «бездарный». Для журналистов, слушающих курс литературы второй половины ХХ века, должно быть ясно, что безответственное слово способно сломать судьбу и репутацию художника и при жизни, и после смерти. «Возвращенная» литература (русского зарубежья и / или репрессированных художников) рассматривается в курсе как составляющая часть общего литературного процесса в СССР / России второй половины ХХ в. Последовательное возвращение литературных фактов способствовало также утиханию на исходе века непримиримых споров о социалистическом реализме, которые велись в конце 1980 – начале 1990-х гг. Множественное обретение «других» текстов наглядно доказывает, что социалистический реализм не может аттестоваться как единственный метод отечественной литературы ХХ в., а оценки тех художников, которые воплощали его принципы в своих произведениях, должны формулироваться исходя из меры таланта, а не методологической ориентации. При анализе литературной ситуации каждого общественно-исторического и культурного периода нельзя сбрасывать со счетов то, что русская литература второй половины ХХ века развивается как составная часть многонациональной литературы Союза. Это качество не утрачивается с исчезновением союзного государства, поскольку федеративное устройство постсоветской России предполагает функционирование национального множества не только в политической сфере, но и на культурной арене. Творческие индивидуальности Н. Думбадзе, О. Чиладзе, В. Быкова, Я. Кросса и др. национальных художников соразмерны русским талантам: В. Астафьеву, В. Распутину, А. Вампилову, А. Твардовскому – и могут быть отнесены к классике ХХ века. Поэтому на практических занятиях по курсу рассматриваются произведения как русских, так и художников другой национальности. Отбор тем практических занятий велся так, чтобы студент мог составить представление о границах и направлениях литературного процесса, его этапах; о родо-жанровых и стилевых поисках литературы второй половины ХХ в.; о процессе взаимодействия национальных литератур; о творческой индивидуальности художника; о содержании и способах его поэтического воплощения в конкретных текстах. Основные понятия курса. Указанные обстоятельства определяют т е з а у р у с курса: литературный процесс, творческий метод, стилевые характеристики, род и жанр, конфликт, характер – персонаж – герой, национальный характер, национальный образ мира, хронотоп, повествовательная композиция и д. элементы поэтически эпического, драматургического, лирического текста. Объем материала, темы лекций, требования к знаниям и умениям студента-журналиста определяются действующими стандартами по специальностям «Филология» и «Журналистика» (ОПД.Ф.03). Дидактические единицы. Литература в тоталитарном обществе 1930-50-х гг. Связь отечественной культуры и литературы с коллизиями и драмами истории ХХ в. А.Н.Толстой. М.А.Шолохов. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-70-х гг. А.Т.Твардовский, А.П.Платонов. Литература русского зарубежья. И.А.Бунин. В.В.Набоков. Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Роль литературы в формировании демократического общества. Количество учебных часов по дисциплине -
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Вводная лекция. Хронология курса Устанавливаются временные границы курса, обнаруживается приблизительность всех временных схем развития русской литературы 2/2 ХХ века. Рассматривается литература первого военного десятилетия как этап подготовки литературной «оттепели» (Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов и др.). Опорные понятия темы: хронологический этап, культурная эпоха, жанровая система. |
С. Н. Бурова История отечественной литературы рубежа Бурова с. Н. История отечественной литературы рубежа XIX – XX в.: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | ||
Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | Программа дисциплины «История отечественной литературы первой четверти... Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной... | Рабочая программа Наименование дисциплины История отечественной литературы | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5) России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть... | Дата по плану История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Российской федерации Содержание: умк по дисциплине «История отечественной литературы XX в. Первая половина» для студентов 45. 03. 01 Филология, форма... | ||
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального... Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета... | Примерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального... Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю «История отечественной литературы» ... | Самостоятельная работа студентов «История отечественной литературы» «Рогоносец по воображению». Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль, язык.... | ||
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... |