Н. Н. Горбачева история отечественной литературы





Скачать 273.79 Kb.
НазваниеН. Н. Горбачева история отечественной литературы
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер273.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.Н. Горбачева
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ХХ ВЕКА (2/2)

Учебно-методический комплекс

для студентов 4 курса дневного отделения специальности

030601.65 Журналистика

Издательство

Тюменского государственного университета

2008

Н. Н. Горбачева. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В. (2/2). Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса специальности 030601.65 Журналистика. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 20 с.

УМК разработан на основании опыта преподавания историко-литературных дисциплин на отделении журналистики филологического факультета ТюмГУ с учетом методических рекомендаций МГУ (2006), УрГУ и УрГПУ. Содержание программы определяется Государственным стандартом по специальности «Филология» (ОПД.Ф.03) и Госстандартом по специальности «Журналистика» (ОПД.Ф.03): Место литературы в структуре гуманитарного знания; роль литературной критики; приемы и методы анализа художественного и публицистического произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития историко-литературной мысли. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-1990-х гг. Литература русского зарубежья. Творческие индивидуальности А. Твардовского, А. Платонова и др. УМК содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студента, список контрольных вопрос к экзамену, рекомендуемую литературу.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: История отечественной литературы ХХ века (2/2) [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронной публикации Учебно-методической комиссией филологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор, зав.кафедрой русской литературы

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Мешков Ю.А., доктор филол. наук, профессор кафедры русской литературы;

Данилина Г.И., канд. филол. наук, доцент кафедры зарубежной литературы
© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Н.Н. Горбачева, 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в учебном процессе. Хронология курса.
Его цели и задачи.


Курс русской литературы ХХ века завершает изучение отечественной литературы как в ее классических образцах, так и в феноменах, по сию пору не получивших однозначной оценки. Он включает историко-литературный материал (факты и процесс) от середины 1950-х гг. до конца 1990-х гг. Сама невозможность установить строгие хронологические рамки курса (верхняя – от 1953, 1954 или 1956 гг., нижняя – до 1990-х или начала ХХI века) свидетельствует о сложности исторической, культурной, литературной эпохи. Потому, следуя традиции разделять литературный процесс второй половины ХХ в. на литературу «оттепели» (начало 1950-х – 1965 или 1968 гг.), «застоя» (1968-1985 гг.) и «постсоветскую», необходимо помнить об условности этих дефиниций. Литература периода развивается не только в связи и в зависимости от политической ситуации, но и по собственным имманентным законам. «Лирическая» эпоха 1950-1960-х гг. сменяется эпической реалистической доминантой 1970-1980-х гг., а она – нарастанием условного элемента, который готовит почву для постмодернизма и деконструкции конца ХХ века. В свою очередь в начале ХХI века объявлено о конце постмодернизма, исчерпавшего себя. Однако попытки уловить приметы литературы нового века носят пока спорадический характер.

Определение качественных характеристик каждого литературного этапа усложнено процессом «возвращения» имен, судеб писателей, художественных и публицистических текстов; во второй половине ХХ в. следует говорить не об одной волне возвращения, а о двух (1950-1960-е гг., 1985 – первая половина 1990-х гг.). При этом вторая волна существенно откорректировала табель о литературных рангах, установленную первой волной. Драматическим нюансом процесса возвращения является одновременное «задвигание» на задворки отечественной литературы тех художников, чьи имена ассоциируются с определением «советский писатель» (К. Симонов, Ю. Друнина, В. Кондратьев и др.). Литературоведению еще предстоит убедить литературную критику (в лице В. Ерофеева, Е. Добренко и др.), что определение «советский» не всегда означает «бездарный». Для журналистов, слушающих курс литературы второй половины ХХ века, должно быть ясно, что безответственное слово способно сломать судьбу и репутацию художника и при жизни, и после смерти.

«Возвращенная» литература (русского зарубежья и / или репрессированных художников) рассматривается в курсе как составляющая часть общего литературного процесса в СССР / России второй половины ХХ в.

Последовательное возвращение литературных фактов способствовало также утиханию на исходе века непримиримых споров о социалистическом реализме, которые велись в конце 1980 – начале 1990-х гг. Множественное обретение «других» текстов наглядно доказывает, что социалистический реализм не может аттестоваться как единственный метод отечественной литературы ХХ в., а оценки тех художников, которые воплощали его принципы в своих произведениях, должны формулироваться исходя из меры таланта, а не методологической ориентации.

При анализе литературной ситуации каждого общественно-исторического и культурного периода нельзя сбрасывать со счетов то, что русская литература второй половины ХХ века развивается как составная часть многонациональной литературы Союза. Это качество не утрачивается с исчезновением союзного государства, поскольку федеративное устройство постсоветской России предполагает функционирование национального множества не только в политической сфере, но и на культурной арене. Творческие индивидуальности Н. Думбадзе, О. Чиладзе, В. Быкова, Я. Кросса и др. национальных художников соразмерны русским талантам: В. Астафьеву, В. Распутину, А. Вампилову, А. Твардовскому – и могут быть отнесены к классике ХХ века. Поэтому на практических занятиях по курсу рассматриваются произведения как русских, так и художников другой национальности. Отбор тем практических занятий велся так, чтобы студент мог составить представление о границах и направлениях литературного процесса, его этапах; о родо-жанровых и стилевых поисках литературы второй половины ХХ в.; о процессе взаимодействия национальных литератур; о творческой индивидуальности художника; о содержании и способах его поэтического воплощения в конкретных текстах.

Основные понятия курса. Указанные обстоятельства определяют т е з а у р у с курса: литературный процесс, творческий метод, стилевые характеристики, род и жанр, конфликт, характер – персонаж – герой, национальный характер, национальный образ мира, хронотоп, повествовательная композиция и д. элементы поэтически эпического, драматургического, лирического текста. Объем материала, темы лекций, требования к знаниям и умениям студента-журналиста определяются действующими стандартами по специальностям «Филология» и «Журналистика» (ОПД.Ф.03).

Дидактические единицы. Литература в тоталитарном обществе 1930-50-х гг. Связь отечественной культуры и литературы с коллизиями и драмами истории ХХ в. А.Н.Толстой. М.А.Шолохов. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-70-х гг. А.Т.Твардовский, А.П.Платонов. Литература русского зарубежья. И.А.Бунин. В.В.Набоков. Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Роль литературы в формировании демократического общества.



Количество учебных часов по дисциплине -



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

18

2.

Семинарские занятия

18

3.

Самостоятельная работа

332

6.

Зачет







Всего

368



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практическ ие занятия

Самостоятельная работа



Вводная лекция. Хронологические рамки курса

1




Хронологическая таблица этапов развития литературы
2/2 ХХ века (18 ч.)



«Оттепель» как историко-культурное и литературное явление 1950-1960-х гг. и конца 1980 – середины 1990-х гг.

2




Консультация по дисциплине (Этапы развития отечественной литературы 2/2 ХХ века (18 ч.)



«Судьба человека» М. Шолохова и «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе как «оттепельные» тексты




4

Чтение текста. Сопоставление литературной первоосновы и кинематографической интерпретации (18 ч.)



Феномен шестидесятничества в отечественной литературе 2/2 ХХ в.

2




Суждения о шестидесятниках в «мировой сети» (конспекты) (18 ч.)



«Новый мир», его союзники и недоброжелатели в контексте 2-х оттепелей 2/2 ХХ века

2




Сообщения по темам «А. Т. Твардовский – журналист», «Критический отдел в «Новом мире» эпохи А. Твардовского» (18 ч.)



Этапы воплощения военной темы в прозе 2/2 ХХ века

2




Биография писателя-фронтовика (на выбор) (18 ч.)



Тип героя в военных повестях «На войне как на войне» В. Курочкина и «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы




2

Схема сопоставительного анализа (18 ч.)



Мотив памяти в литературе 2/2 ХХ века

1




Чтение текстов по теме (проверка) (18 ч.)



Социологическая и онтологическая проза о деревне

2




Творческий портрет «деревенщика» (18 ч.)



Лагерная проза А. Солженицына и В. Шаламова




2

Позиции сопоставительного анализа (выписки на карточки) (18 ч.)



Вечное и сиюминутное в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» и повести В. Белова «Привычное дело»




2

Документально-биографическое начало в рассказе А. Солженицына: прототипы героев (сообщение) (18 ч.)



Поэзия 2/2 ХХ века

2




Сообщение «Мой поэт» (18 ч.)



«Переориентация» исторической прозы 1960-1980-х гг.




2

Конспект статьи Ю.М. Лотмана «Кто на распутье» (18 ч.)



Драматургия 2/2 ХХ века: от «мальчишеской» драмы к «новой» драме

2




Сообщение (или просмотр) кинематографических версий драматургических текстов («Летят журавли», «В добрый час», «Валентина», «Отпуск в сентябре», «Старший сын») (18 ч.)



Драма «сознания» А. Вампилова




3

(18 ч.)



«Городская» проза Ю.В. Трифонова (от «Другой жизни» к «Старику»). Проблема героя




3

Сообщения о других повестях Ю. Трифонова, в которых явлено авторское понимание путей преодоления личного и общего кризиса системы ценностей человека ХХ века (18 ч.)



Современная литературная ситуация: проблемы и имена

2




Контекст историко-теоретических работ о модернизме (на выбор) (20 ч.)













Письменные индивидуальные работы (24 ч.)




Итого

18

18

332


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Вводная лекция. Хронология курса

Устанавливаются временные границы курса, обнаруживается приблизительность всех временных схем развития русской литературы 2/2 ХХ века. Рассматривается литература первого военного десятилетия как этап подготовки литературной «оттепели» (Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов и др.).

Опорные понятия темы: хронологический этап, культурная эпоха, жанровая система.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconС. Н. Бурова История отечественной литературы рубежа
Бурова с. Н. История отечественной литературы рубежа XIX – XX в.: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной литературы (Ч. 1-4)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной литературы
Русская литература ХХ века. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Основные направления, поиски в области художественной...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРабочая программа Наименование дисциплины История отечественной литературы

Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРабочая программа дисциплины (модуля) История русской литературы (Ч. 1-5)
России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно-философских идей отечественной литературы, раскрыть...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconДата по плану
История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине «История отечественной литературы XX в. Первая половина» для студентов 45. 03. 01 Филология, форма...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального...
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconУчебно-методический комплекс по модулю «История отечественной литературы»
...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconСамостоятельная работа студентов «История отечественной литературы»
«Рогоносец по воображению». Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль, язык....
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Н. Н. Горбачева история отечественной литературы iconРабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века»
«История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск