Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века





Скачать 320.54 Kb.
НазваниеНаследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века
страница1/3
Дата публикации26.12.2014
Размер320.54 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ВОРОБЬЕВ Алексей Викторович

НАСЛЕДИЕ И. КАНТА И Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ И ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20-ГО-НАЧАЛА 21-ГО ВЕКА
Специальность 09.00.03. – история философии


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Тверь - 2009
Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и кафедре теории и истории культуры Тверского государственного университета.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Губман Борис Львович

кандидат юридических наук, доцент

Вереницын Валерий Викторович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Михайлова Елена Евгеньевна

кандидат философских наук, доцент

Григорьев Леонид Геннадьевич

Ведущая организация: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

(г. Москва)

Защита состоится «29» января 2010 года в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова д.33

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул.Скорбященская, д.44а, реферат диссертации представлен на сайте – http://univesity.tversu.ru/aspirants/abstracts

Автореферат разослан «29» декабря 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета С.П. Бельчевичен

кандидат философских наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Проблема правовой государственности, ее теоретического обоснования является центральной в произведениях представителей современной западной социально-философской мысли. Особенно острый характер она обретает в период глобализации, ставящей новые проблемы защиты и укрепления демократии и правового государства перед лицом транснациональных экономических, социокультурных и политических вызовов. На фоне очевидно трансформирующихся реалий современности крупные теоретики западной социальной философии обращаются к учению И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля о правовом государстве, предлагая прочтение теоретического наследия этих представителей немецкой классической философии в ключе либеральной, коммунитариской и либерально-коммунитаристской установок. В процессе демократической модернизации проблема правового государства, теоретического обоснования практики его существования и функционирования приобретает особую актуальность и для России. Именно поэтому анализ дискуссии о значении теоретического наследия Канта и Гегеля на формирование основных концепций правового государства в западной философии второй половины 20-го – начала 21-го века имеет не только большое научно-теоретическое, но и практическое значение.

Актуальность темы исследования. В теоретическом наследии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, связанном с обоснованием правового государства, содержатся основополагающие мыслительные стратегии, имеющие непосредственное влияние на современное видение этой темы, сложившееся в западной социальной философии. Их онтологические, эпистемологические, ценностно-деонтологические и методологические воззрения в трансформированном виде продолжают оказывать свое влияние на полемику теоретиков либеральной, коммунитаристской и либерально-коммунитаристской версий современной социальной философии по проблеме правового государства. В атмосфере постметафизической эпохи (Ю. Хабермас) основоположения концепций правового государства Канта и Гегеля потребовали существенного переосмысления и инициировали новые варианты прочтения, релевантные современной ситуации. Изучение влияния концепций правового государства Канта и Гегеля на представителей современной западной социальной философии позволяет глубже понять имманентное содержание и смысл существующих сегодня либеральных, коммунитаристских и либерально-коммунитаристских вариантов интерпретации этого вопроса. Это создает основу для понимания специфики постклассического видения возможных основополагающих подходов к философскому обоснованию правового государства.

Обращение к дискуссии о правовом государстве, ведущейся в западной социальной философии второй половины 20-го – начала 21-го века под непосредственным влиянием наследия Канта и Гегеля, дает возможность выявить позитивные онтологические, эпистемологические, аксиологических, деонтологических и методологические основания рассмотрения этой проблемы. В формате анализа этой темы выявляется важность синтеза установок, «работающих» в полярных современных концепциях правовой государственности и уходящих своими корнями в теоретические концепции Канта и Гегеля.

В свете изучения влияния концепций Канта и Гегеля на современные теории правового государства более отчетливо определяются перспективы демократической модернизации в современной России. Построение в нашей стране демократического и социально ориентированного правового государства – важнейшая не только теоретическая, но и социально-практическая задача.

В педагогическом плане сформулированные в диссертации выводы могут найти применение в преподавании целого ряда социально-гуманитарных наук, таких как история философии, социальная философия, политология и др.

Степень разработанности проблемы. Проблема обоснования правовой государственности в наследии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля всегда вызывала интерес у зарубежных и российских историков философской мысли. Различные аспекты онтологических, эпистемологических, ценностно-нормативных, методологических подходов этих двух представителей немецкой классической философии к проблеме правового государства изучены в трудах В.Ф. Асмуса, Р. Бубнера, П.П. Гайденко, А.В. Гулыги, В.А. Жучкова, Л.А. Х.П. Кайнца, Калинникова, А.М. Каримского, М.А. Кисселя, Ф. Коплстона, В.Н. Кузнецова, Г. Лукача, Н.В. Мотрошиловой, И.С. Нарского, В.С. Нерсесянца, Т.И. Ойзермана, Ж. Д’Онда, Э.Ю. Соловьева, Л.А. Сусловой и др. исследователей1. Однако до сих кантовская деонтологическая и гегелевская историцистская стратегии обоснования правовой государственности не рассматривались как целостные программы, питающие воззрения представителей либеральной, коммунитарной и либерально-коммунитарной мысли в ракурсе осмысления этой сложной проблемы.

В существующей отечественной и зарубежной литературе, освещающей дискуссию по проблеме правового государства в западной социальной философии второй половины 20-го – начала 21-го века, изучены отдельные аспекты влияния представлений Канта и Гегеля об этом вопросе на формирование либеральной, коммунитарной и либерально-коммунитарной социально-философских платформ. В данной связи следует выделить прежде всего труды К. Бейнса, А. Бертена, А. Бесуcси, М. Лутца, С. Малхола, П. Рикера, А. Свифта, П. да Силвейры и др2, в которых затрагивается тема связи наследия Канта и Гегеля с основными стратегиями современной западной социально-философской мысли.

Отдельную группу составляют исследования, сфокусированные на рассмотрении влияния концепции правового государства Канта на формирование либеральной стратегии современной интерпретации этого вопроса, предложенной в концепции Д. Ролза и других теоретиков этого направления. Такого рода анализ дан в трудах Т.А. Алексеевой, Б. Бэри, Ж. Бидэ, Н. Даниелса, А. К. Оганесяна, Х.С. Ричардсона, Х.Ю. Кюна, Ж. Ладрьера, Ф. ван Париса, Е.Б. Сваровской, В. В. Целищева, и др3.

Влияние наследия Гегеля на становление и развитие коммунитаристской концепции правового государства, представленной в работах Ч. Тейлора, А. Макинтайра, М. Сэндела и др., а также кантианско-гегельянские истоки либерально-коммунитаристской стратегии видения той темы в англо-американской социальной философии частично раскрываются в трудах Т.Д. Д’Андреа, Б. Ганьона, У. Кимлицка, А.В. Макеевой, Н.В. Печерской, А.В. Прокофьева, Р.С. Смита и др. 4. В публикциях Г. Бедеши, С.Е. Вершинина, А.Ф. Гайды, Давыдова Ю.Н., А. Деметровича, А. Клеменса, П. Коннертона, Б.В. Маркова, Н.В. Мотрошиловой, Е.Л. Петренко, В.Н. Фурса, С.К. Уайта, И.П.Фарман, А. Хоннета, В.Л. Шульца и др., в определенной мере освещается вопрос о синтезе кантовских и гегелевских воззрений на природу правового государства, представленном в либерально-республиканской социальной философии Ю. Хабермаса5.

Вместе с тем, в существующей научной литературе до сих пор не сложилось целостного теоретического осмысления влияния воззрений Канта и Гегеля на основные современные стратегии осмысления проблемы правового государства, сложившиеся в западной социальной философии второй половины 20-го – начала 21-го века. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является совокупность теоретических представлений либеральной, коммунитаристской и либерально-коммунитаристской западной социально-философской мысли второй половины 20-го – начала 21 века, а предметом – различные стратегии восприятие ее представителями наследия Канта и Гегеля при создании теории правового государства.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исто­рико-философский анализ влияния наследия И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля на формирование современных представлений о природе правового государства, сложившихся в сочинениях представителей западной социально-философской мысли второй половины 20-го – начала 21 века. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- выявить сущностные характеристики деонтологизма как стратегия анализа проблемы правового государства в философии Канта;

- раскрыть определяющие черты историзма как стратегии анализа вопроса о правовом государстве в философии Гегеля;

- показать значимость наследия Канта и Гегеля для формирования дилеммы либерализма и коммунитаризма в осмыслении природы правового государства;

- выяснить особенности влияния наследия Канта на становление либеральной концепции правового государства Д. Ролза;

- изучить специфику рецепции наследия Гегеля в коммунитаристской теории правового государства Ч. Тейлора;

- рассмотреть специфику синтеза наследия Канта и Гегеля в либерально-республиканской теории правового государства Ю. Хабермаса.

Источниками исследования являются произведения Д. Ролза, Ч. Тейлора, А. Макинтайра, М. Уолзера, М. Сэндела, Ю. Хабермса и других участников дискуссии по проблеме правового государства, ведущейся в западной социально-философской мысли второй половины 20-го – начала 21 века. К числу источников следует также отнести произведения Канта и Гегеля, в которых рассматривается вопрос о правовом государстве и стратегии его философского обоснования. Источниковая база диссертации включает также новейшие исследования современных западных авторов, посвященные изучению влияния воззрений Канта и Гегеля на формирование воззрений представителей западной социально-философской мысли второй половины 20-го – начала 21 века на природу правового государства.

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования определены особенностями темы. В диссертационном исследовании используется герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании работы применялись структурный, струк­турно – функциональный, исторический и сравнительно – исторический методы.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа со­стоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации - 193 страницы.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы ис­следования, рассматривается степень научной разработанности постав­ленной проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы, раскрывается методологическая основа диссертации, а также ее на­учная новизна и положения, выносимые на защиту.

Глава I «Учение И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля о правовом государстве и дилеммы его интерпретации в западной социально-философской мысли второй половины 20-го – начала 21 века» посвящена анализу основных стратегий обоснования правовой государственности, сложившихся в трудах этих двух теоретиков немецкой классической философии, и выявлению ведущих парадигм освоения их наследия, сложившихся в современной социальной философии Запада.

В первом параграфе «Деонтологизм как стратегия анализа проблемы правового государства в философии И. Канта» раскрыты основополагающие характеристики кантовского видения вопроса о правовой государственности.

Во втором параграфе «Историцистская платформа обоснования правовой государственности в философии Г.В.Ф. Гегеля» анализируются существенные черты теоретического обоснования правовой государственности в ключе гегелевских воззрений.

В третьем параграфе «Философия И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля как источник современных представлений о правовом государстве: дилемма либерализма и коммунитаризма» выявлены типологические особенности влияния кантовского наследия на либеральную парадигму трактовки этого вопроса, рецепции гегелевского подхода к этой теме коммунитаристами, а также синтеза кантовско-гегелевских идей в либерально-коммунитаритских построениях.

Глава 2. «Современный либерализм и коммунитаризм в учении о правовом государстве как осмысление традиции философия И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля» сфокусирована на специфике трактовки правового государства ведущими теоретиками либерализма, коммунитаризма и либерального коммунитаризма на базе освоения ими кантовской и гегелевской стратегий видения этого вопроса.

В первом параграфе «Наследие И. Канта и проблема правового государства в социальной философии Д. Ролза» дан анализ влияния кантовского деонтологизма на обоснование правовой государственности Д. Ролзом.

Во втором параграфе «Ч. Тейлор: Гегель и правовое государство в современном мире» раскрыты основополагающие характеристики ассимиляции гегелевской историцистской стратегии Ч. Тейлором в границах коммунитаристского истолкования природы правовой государственности.

В третьем параграфе «Учение Ю. Хабермаса о правовом государстве и его основания в философии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля» демонстрируются основные черты осуществленного Ю. Хабермасом синтеза кантовско-гегелевского подхода к осмыслению проблемы правового государства.

В «Заключении» подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы его основные выводы.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования заключается в следующих положе­ниях:

- впервые в отечественной историко-философской литературе все­сторонне проанализировано влияние наследия И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля на формирование представлений о правовом государстве, сложившихся в учениях представителей либерализма, коммунитаризма и либерал-коммунитаризма в западной социальной философии второй половины 20-начала 21 века;

- показано, что деонтологическая стратегия обоснования правовой государственности И. Канта опирается на предпосылки онтологического индивидуализма, эпистемологического априоризма, примата моральнонормативного подхода и методологического конструктивизма;

- выявлено, что историцистская стратегия обоснования правовой государственности Г.В.Ф. Гегеля базируется на платформе онтологического холизма, эпистемологического надындивидуального априоризма, примата конкретных ценностей нравственности и историцизма;

- предложено рассмотрение либеральной концепции правового государства Д. Ролза как опирающейся на стратегию видения этой проблемы И. Канта;

- дан анализ коммунитаристской платформы трактовки правового государства Ч. Тейлора как исходящей из историцистской стратегии интерпретации этой темы Г.В.Ф. Гегеля;

- либерально-республиканская концепция правового государства Ю. Хабермаса рассмотрена как имеющая своим основанием осуществленный им синтез кантовского и гегелевского подходов к этой проблеме.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Кант создал деонтологическую стратегию обоснования правовой госудаственности на базе метафизики сознания, разработанной в его философском учении, которое отмечено несомненными достижениями и очевидными противоречиями. Деонтологическая стратегия обоснования правовой государственности сильна своим пафосом обнаружения морально должного, составляющего опору притязающих на всеобщность норм права. Ее основу составляет идеальная модель республики рациональных субъектов, обретающих в публичном пространстве нормы правовой государственности. При этом, однако, в варианте кантовской метафизики сознания не рефлексируется историчность коммуникативных взаимосвязей между субъектами, в формате которых и возникают интерсубъективно значимые нормы морали и права. История выглядит в теории правовой государственности Канта всего лишь фоном, на котором должны проявиться их общезначимые контуры. Позитивным моментом теории правового государства Канта является не только обнаружение необходимой связи норм морали и права, но и учение о республиканизме, конституционно закрепленном разделении властей как отправной точке обеспечения частной и гражданской автономии. Обладая теоретической новизной и конструктивностью, кантовские представления о механизме республиканско-конституционного правления полны неразрешимыми и исторически объяснимыми противоречиями. И прежде всего, Кант не раскрывает те условия, при которых народ как суверен способен оказывать воздействие на исполнительную, законодательную и судебную власть в им же декларативно санкционированном правовом поле, призванном обеспечить в его либеральной по духу философии частную и гражданскую автономию субъекта. В связи с этим учение Канта заставлят задуматься о возможной корректировке в историцистском ключе деонтологической программы обоснования правовой государственности. Этот вопрос интенсиво обсуждается сегодня многочисленными либерально и либерально-коммунитаристски настроенными последователями Канта.

Кант ищет необходимые регулятивы морали и права в имманентной активности практического разума. Деонтологизм как программа обоснования правовой государственности опирается на убеждение в существовании обнаружимых в процессе применения трансцендентальной рефлексии необходимых нормативных оснований морали и права, обеспечивающих поведение личности, обладающей практическим разумом. Их объективность оказывается тождественной с рациональной общезначимостью, производной от универсальной априорной структуры сознания. Проводя правомерную демаркацию морали и права, Кант констатирует, что высший правовой закон по своей сути выступает как своеобразная конкретизация категорического императива, являющаяся финальной опорой любого законотворческого процесса. Это положение выступает в качестве общезначимого априорного основания права.

Исходя из идей договорных теорий Нового времени, Кант разработал проблему влияния морали на конституирование правового поля межличностного взаимодействия в публичном пространстве, где, на его взгляд, может складываться консолидированный подход к решению общественно-политических вопросов, сознаваемых людьми в качестве общезначимых. Несмотря на руссоистские мотивы в воззрениях Канта, его взгляд на проблему правовой государственности в целом был отмечен идеей примата личной автономии, характерной для либеральной установки. Естественное право первично и являет собою, по Канту, частное право. Гражданское же право выглядит как сложившееся в публичном пространстве и регламентирующее поведение индивидов на базе принимаемых в его границах законов. Выдвижение свободы как главного естественного права позволяет рисовать человеческого индивида как равного другим, автономного существа, способного быть своим собственным господином. Это естественное, прирожденное и внутреннее право свободы позволяет субъекту критически подходить к оценке своих и чужих поступков в границах установлений позитивного права. Сознавая, что наличие свободы как главного естественного права еще не означает возможности создания системы естественного права, Кант констатирует, что только гражданское состояние может именоваться «правовым» в подлинном смысле этого слова. Движение к состоянию правового государства, по мысли Канта, коррелятивно принятию распределяющей справедливости в качестве базы законности в публичном пространстве. Конструируемая немецким теоретиком республика рациональных субъектов является своеобразным мыслительным экспериментом по воспроизведению идеального публичного пространства, вне поля которого не может возникнуть правовое государство. Не разделяя радикального республиканизма Руссо, Кант переосмыслил его учение об общей воле народа в духе утверждения примата права, основанного на либеральном уважении личности, последовательно проведенном конституциализме и разделении властей. Его видение природы правового государства предполагает, что итогом народного волеизъявления должно стать законодательство, гарантирующее личную и гражданскую автономию. Идея правовой государственности служит в его учении отправным пунктом, который обеспечивает становление состояние мирного сосуществования в границах планетарного сообщества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconДискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости...
Дискуссия о проблеме рационального обоснования социальной справедливости в западной философии второй половины 20-го – начала 21-го...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов. 18 Глоссарий 19
Канта и Гегеля; либеральные политико- правовые доктрины; социалистические политико- правовые теории; марксистские политико-правовые...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconУчебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии»
Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconТемы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские...
Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconК проблеме церковной и конфессиональной политики государства во второй...
Порой, одобрение церковью действий государства было достаточным основанием для всеобщего признания. В обмен светская власть одаривала...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconТемы вашего учебного проекта
Немецкая классическая философия — так в советской и российской философской литературе называется этап развития немецкой философии...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconПрограмма дисциплины «История западной философии (от Возрождения...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века icon§ Основание права наказания в философии Канта 5 § Цель наказания в философии Канта 11
Вопрос о понятии и сущности наказания является одним из центральных в теории и судебной практике
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века icon1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconПроблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconПояснительная записка: Молекулярная биология занимает особое место...
Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с наукой, которая рассматривает сущность жизни на молекулярном уровне
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconРеферат по дисциплине “Политология” "Политические взгляды Сократа и Платона"
Античной философии. Начинается он приблизительно с половины V века и его существенная часть приходится на IV в дон э. – определяется...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconПрограмма дисциплины История немецкой классичесокй философии
Шеллинга, Гегеля. Кроме того, в курсе рассматривается специфика и основные представители немецкого Просвещения, специфика концепций...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconИ. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества Художественное наследие...
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия,...
Наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового государства в западной философии второй половины 20-го-начала 21-го века iconПланы семинарских занятий по Истории современной западной философии для факультета философии
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск