Скачать 1.45 Mb.
|
Министерство образования и науки Республики Татарстан МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан» Инновационная образовательная программа «История родного края» «История города Буинска и Буинского района» Буинск, 2012 Автор: Н.И.Казакова, учитель истории МБОУ СОШ №1г. Буинска, краевед района, ПДО, руководитель школьного краеведческого кружка «Эхо веков». Пособие адресовано учащимся 7-х классов общеобразовательных школ Буинского муниципального района, педагогам-историкам, географам, краеведам, работникам музеев района, юным экскурсоводам, родителям, классным руководителям для проведения бесед и внеклассных мероприятий, всем, кто имеет дело с воспитанием и образованием детей. Пояснительная записка Предлагаемое вашему вниманию пособие написано по учебному пособию Н.И.Казакова «История города Буинска и Буинского района», предназначено оно помочь учителю спланировать и провести уроки по истории родного края содержательно и интересно. Проект разработан в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, утверждённой Постановлением правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 года, Республиканской программы «Патриотическое воспитание молодёжи Республики Татарстан на 2011-2013 годы», утверждённой Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, № 204 от 17 марта 2011 года, Муниципальной целевой комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи Буинского муниципального района на 2011-2013 годы», утверждённой Решением Буинского Районного Совета №3-17 от 8 августа 2011 года. Проект «История города Буинска и Буинского района» разработан в рамках реализации Инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»- «Будущее», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1174 от 30.12.2010г. Для каждого урока определяются цели и даются основные понятия; уроку предшествует эпиграф. Ход урока расписан по классическому варианту: проверка домашнего задания, подготовка учащихся к восприятию нового материала, план изучения и краткое изложение нового материала, закрепление изученного и задание на дом. Новизна – в интеграции, как форма организации, так и в содержании школьного краеведения. Курс изложен с древнейших времен до наших дней. Важнейшим направлением педагогической деятельности является воспитание и обучение подрастающего поколения. В 2010 году Буинский район отметил 80годовщину со дня возникновения и 230 лет со дня получения статуса города от имени императрицы Екатерины II. Программа «История города Буинска и Буинского района - условие воспитания нравственных ценностей» подрастающего поколения. Данная программа участвовала на II Республиканском конкурсе педагогических инноваций. Получила рецензию в Республиканском научно-методическом Центре. Любовь к малой Родине, к земле предков живет в людях с рождения. Чтобы это святое чувство сохранилось в человеке всю его жизнь, следует всячески поддерживать интерес ребят к прошлому родного края, его культуре, традициям и обычаям. Данную задачу можно и реализовать на занятиях по истории родного края. Разработанная программа – это удачная попытка систематизации имеющихся материалов о Буинской земле. Достоинством разработанного курса является инновация. Историко-краеведческие занятия, очень важны в образовательном и воспитательном плане, связаны с общественно полезной деятельностью учащихся: это ученические изыскания (поиск, сбор материалов о знаменитых людях края); это и участие в различных проектах; это и помощь ветеранам войны и труда и т.д. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Республике. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, играть разнообразные роли; чтобы школьник овладевал не только знаниями, но и способами их приобретения. Поэтому необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах, выполнять необходимые действия по поиску материалов, учить формулировать свое мнение. В этом и состоит первая задача по формированию у учащихся творческих способностей. Вторая задача состоит в формировании у подрастающего поколения патриотического самосознания и нравственных ценностей. Спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально - региональному сообществу. Цель программы состоит в том, чтобы учащиеся: овладели системой знаний об истории своей Родины;
Краеведение – всегда краелюбие. История – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи. Именно этим и объясняется составление программы истории малой родины, семьи, своего народа, к прошлому родного края и страны. Надеюсь, что мой опыт поможет вам в решении ваших задач. Надеюсь также, что каждый учитель отнесется творчески к предложенному материалу, проявит свое личностное отношение. Предварительные результаты. В результате изучения «История Буинска и Буинского района» ученик должен: знать /понимать
уметь
использовать приобретенные навыки для: - организации самостоятельной учебной деятельности; - оценки результатов своей деятельности и своих способностей. Содержание программы (34ч.) Вводный урок «Буинск» (1ч.) Источники изучения истории г. Буинска. История. Источники исторических знаний. Проблемы подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Древний Буинск (5ч.) Наш край в истории России. Растительный и животный мир, население, территория, реки, почвы. История заселения края. Археологические памятники Буинского района. Могильники, курганы, стоянки, городища. Наш край в 10-12 веках. Наш край в составе России в XII – XVIII вв. (2ч.) Наш край в 10-12 веках. Освоение края с 12-16 века. Волжская Булгария и наш край. Монголо-татарское завоевание Волжской Булгарии. Завоевание Казанского ханства Иваном Грозным. Походы Ивана Грозного через Буинские земли. Дореформенный и послереформенный период. XIX век. (4ч.) Участие буинских крестьян в восстании под предводительством С. Разина. Буинский уезд в 18 веке. Основание Буинска. Указ Екатерины II о создании г. Буинска. Буинский край в 19 веке. «Гроза» 1812 года. В.П. Ивашев. Реформы 1861-1874 гг. Основные вехи Буинска XX века (19ч.) Наш край в годы революций, гражданской войны. Установление Советской власти на местах. «Белые» и «Красные». И.С. Космовский. Наш край в 20-30 гг. Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х - начало 1940-х гг. Великая Отечественная война 1941 - 45-х гг. Послевоенный период. Герои социалистического труда. Культура края: обычаи, традиции, наука, искусство, образование. Современность (2 ч.) Знаменитые люди края. Обобщение курса. ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Инновационной образовательной программы «История родного края
Урок 1 Тема: Вводный урок «Буинск». Исторические источники Буинского района. Цели занятия:
Оборудование: карты Буинского района, фильмы, фотографии, фотоальбомы, книги о Буинске, энциклопедия. Тип урока: урок изучения нового материала. Основные понятия и термины: история, исторические источники, геральдика, топонимика, археология. Ход урока Нет земли на свете равной, Той земли, где ты рожден,- Чтить ее – твой самый главный Самый праведный закон. 1. Формирование новых знаний, умений и навыков. План. 1. Источники изучения истории города Буинска. Библиография, литература. 2. Исторические источники по истории Буинска. Знакомство с печатным материалом, археологическими экспонатами. 3.Что изучает история Буинска? Материал для учителя. Уважаемый читатель! Краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и любить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину - значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение - социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. 1. Источники изучения истории города Буинска. Библиография, литература. Буинская энциклопедия/ Научн.ред. А.С.Бушуев,И.Р.Миннулин, Р.Р.Салихов.- Казань: Идел-Пресс, 2010.-392с. Буинская энциклопедия рассказывает об истории и судьбах жителей Буинского района и города Буинска, издана при поддержке Буинского муниципального образования, Института истории имени Ш.Марджани АН РТ, Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан в 2010 году. Книга приурочена к 230-летию города и 80-летию района. Она создана авторским коллективом Института истории им.Ш. Марджани АН РТ. 2. Исторические источники по истории Буинска. Знакомство с печатным материалом, археологическими экспонатами. Поспелов, 1998: с 1703. « «Географическо-статистический словарь Российской империи». “Экономические примечания...” “Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии” Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Энциклопедия Отечество … Русская история Википедия Словарь синонимов ASIS, Тришин В.Н., 2010 Географическая энциклопедия Большая советская энциклопедия 3.Что изучает история Буинска? Анкета для учащихся «Что ты знаешь о своем городе?» Как называется наша страна? Как называется город, в котором ты живешь? Кто основал наш город? Сколько городу лет? Какие главные улицы ты знаешь? Как называется улица, на которой ты живешь? Почему она так называется? Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь? Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь? Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал? Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе? Анкета для родителей «Наш город» Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу? Как проявляется этот интерес? Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)? Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем? Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу? Духовная сила нации, национальное достоинство, идейно-творческий потенциал народа зависят от того, насколько сохранены и осознаны все исторические и культурные богатства прошлых веков. В наше сложное время, когда мы теряемся и путаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом мире непостоянства есть островок твёрдой земли, который всегда остаётся неизменным – это чувство Родины. С родного дома, двора, со знакомой с детства улицы начинается настоящее полноводное чувство – чувство Родины. Одна у человека мать, одна у него Родина. Крепко любим свою Родину. Русский народ сложил о ней много песен и сказок, храбро защищал ее от врагов. Какие вы знаете пословицы, поговорки о нашей Родине? 1. На чужой сторонушке и весна не красна. 2. Жить - Родине служить. 3. Родина любимая, что мать родная. 4. Человек без Родины, что соловей без песни, 5. Родина - мать, умей за нее постоять. Среди просторов нашей Родины - большой страны, есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, всегда будешь вспоминать свой край. 2. Закрепление. Беседа. 1. Что такое Отечество? 2. С какой целью изучается история Отечества? 3. Чем интересна для нас история Буинска? 4. Назовите источники изучения истории Буинска. 3. Домашнее задание: § 1; подготовить мини-сочинение «Буинск в моей жизни». Урок 2. Тема: Наш край в истории России. Оборудование: карта Российской Федерации, Республики Татарстан и Буинского муниципального района; презентация, Тип урока: формирование новых знаний. Основные понятия: история, всемирная история, история России, история родного края. Хо д у р о к а С этим чувством человек рождается, С ним растёт и умирает с ним. Всё пройдёт, а Родина останется, Если мы то чувство сохраним. (3. Александрова) 1.Актуализация. Учитель организует работу по прослушиванию работ учащихся на тему: ≪Буинск в моей жизни≫. 2. Формирование новых знаний, умений и навыков. План. 1.Место и роль нашего края в истории Татарстана и России 2.Беседа. Рассказ о важнейших событиях истории России. 3. Обобщение знаний по истории России и истории Татарстана. Материал для учителя. 1.Место и роль нашего края в истории Татарстана и России. История России – одна из самых важных вещей в жизни человека. Она описывает события, произошедшие в различные времена, а также последствия, которые повлияли на развитие стран и народов. История помогает нам понять суть тех давних вещей, которые отразились на нашем будущем. Ведь не зная истории своей страны, ты не узнаешь и её будущего… Время, в котором мы живем, совпало с переходным и во многом еще не устоявшимся периодом в истории России. Ваш интерес к происходящим событиям вполне понятен. У каждого человека возникает потребность сориентироваться в новой для него общественно-политической ситуации. Для этого необходимо знание исторического прошлого. Оно облегчает понимание настоящего и помогает в нем адаптироваться. Официально наше государство называется Российская Федерация (Россия). В нем проживает около 145 млн. человек, 85% населения составляют русские. Россия — многонациональная страна. Десятки ее больших и малых народов имеют древнюю историю и богатую культуру. Прошлое России состоит из множества драматических и героических событий. Здесь имели место, как великие трагедии, так и выдающиеся достижения. Они стали частью мировой истории и оказали воздействие на развитие всей человеческой цивилизации. Российская история очень богата на великие события. Наше государство и наш народ стойко переживали труднейшие для себя времена и одерживали великие победы, добивались больших достижений в мировых войнах, в культуре, науке, которые украшают не только нашу, но и мировую историю. Среди основных событий истории России, важное место занимают войны, которые стойко переносил наш народ. В истории России замечательных побед над грозным неприятелем было великое множество. И чем сильнее была вражеская армия, тем значимее была победа над ней. Наш народ наносил поражения таким великим и могущественным государствам, как Франция, Османская империя, Речь Посполитая, Швеция при Карле XII, фашистская Германия, Золотая Орда и многим другим. Всеми этими победами мы можем смело гордиться и должны передавать свои знания о них последующим поколениям. Историю своей страны знать важно, так как ответы на многие вопросы настоящего и будущего можно найти в прошлом и не стоит ими пренебрегать. К тому же это очень интересно. Среди молодого поколения многие очень плохо, а некоторые вообще не знают историю своей страны. Это очень печально. Мы должны передавать сведения о нашей истории последующим поколениям. Так как если мы этого делать не будем, её просто забудут через какое-то время или просто исказят. Этого допускать нельзя! 2.Беседа. Рассказ о важнейших событиях истории России. Многие города Татарстана связаны с именами Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Г.Тукая, Н.И.Лобачевского, Н.М.Бутлерова, Ф.И.Шаляпина, И.И.Шишкина, М.Джалиля, М.И.Цветаевой и многих других исторических личностей. Назовите эти города. 3. Обобщение знаний по истории России и истории Татарстана. Вспомните, как связаны такие даты с историей Татарстана: -1236г. -1438г. -1552г. -1556-1583г. -1695г. -1763г. -1812г. -и т.д. 3. Закрепление. Вопросы.
4. Домашнее задание: §2; выпишите в тетрадь основные даты и события России и Татарстана. Урок 3 Тема: Природа и население нашего края. Основные понятия: растительный и животный мир, население. Тип урока: комбинированный урок. Цель. 1. Сформировать знания о географическом положении района. 2. Углубить знания об особенностях природы района. 3. Совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности природы региона, работать с различными источниками географической информацией. 4. Воспитывать чувства любви к родному краю, бережное отношение к окружающей среде, экологическую культуру школьника. Оборудование. Физические карты России, Татарстана, компьютер, интерактивная доска, презентация урока на тему «Буинские просторы». Хо д у р о к а «Уважение к прошлому - вот что отличает дикость от воспитанности», А.С. Пушкин 1. Актуализация знаний учащихся. • Беседа по вопросам 1-3. • Прослушать сообщения. • Работа с индивидуальным заданием. 2. Формирование новых знаний. План. 1.Территория, реки, почвы, климат, полезные ископаемые. 2. Растительный и животный мир. 3.Экологические проблемы нашего края. Рекомендации для учителя. 15-сентября 1780 года императрица Екатерина 2 пожаловала указ о создании города Буинска и в том же году Буинску, был дан герб «Серебряная овца на зеленом поле», означающий «изобилие сего города скота». Буинский район образовался 10 августа 1930 года. Расположен в юго-западной части РТ. Площадь района1554 кв.км. Центром Буинского района является город Буинск. 1.Территория, реки, почвы, климат, полезные ископаемые. Рельеф района. Полезные ископаемые. Глауконит. Камни плодородия. Карлинский кратер (крупнейший метеоритный кратер России). Климат. Поверхностные воды. 2. Растительный и животный мир. 3.Экологические проблемы нашего края. Заказника «Зея Буйлары», целью создания которого является сохранение водно-болотного комплекса, редких и исчезающих видов растений и животных, охрана и воспроизводство охотничье-промысловых видов животных, поддержание благоприятного экологического баланса. На территории будущего заказника «Зея Буйлары», зафиксировано существование 60 редких и исчезающих видов, в том числе 15 видов растений и 45 видов животных, занесенных в Красные книги РФ и РТ. В настоящее время доля земель, отведенных под особо охраняемые природные территории (памятники природы Тинчалинская сурковая колония, Утинская сурковая колония, парк-имение декабриста Ивашева) крайне недостаточна и составляет менее 2% от общей площади Буинского района. Специалисты Заволжского территориального управления провели сход граждан с участием глав сельских поселений в населенных пунктах Ивашевка, Чувашский Сарыкамыш, Старые Бурундуки, Козловка, Русские Кищаки, Кугальна и Ембулатово, которые войдут в территорию заказника. На территории Татарстана протекает две крупнейшие реки европейской части России – Волга и Кама, но после строительства водохранилищ условия существования рыб в реках сильно изменились. В водоемах Татарстана появились новые виды, которые раньше не встречались. Это снеток, ряпушка, речной угорь, тюлька, игла-рыба. Русло реки Свияги дробиться на узкие рукава, имеет много отмелей, много озер-стариц и заводей. Названные виды рыб часто встречаются в водах реки Свияги и озер. Но зачастую, происходит незаконный отлов рыб сетями, ловушками. Что приводит к оскудению рыбных запасов. В Красную книгу Татарстана включены такие рыбы, как: белуга, русский осетр, хариус, подкаменщик. В результате активного воздействия человека на природу, приведшего к уничтожению естественных мест обитания, и браконьерской охоты численность многих видов птиц сократилась. В Красную книгу РТ включено 85 видов птиц. На территории проектируемого ООПТ «Зеябуйлары» отмечено 6 видов, занесенных в Красную книгу РТ: серая и длиннохвостая неясыти, болотная сова, травник, поручейник, удод. Цветковые растения нашей республики представлены очень широко, всего насчитывается 1567 видов. Наш край богат дикорастущими растениями. В ландшафте проектируемого заказника значительные площади занимают вторичные пойменные, местами заболоченные, луга. Около одной трети возвышенной территории занято пойменными дубравами, в древостое которых преобладают черешчатый дуб, мелколистная липа и платановидный клен. Данная территория четко делится на две части: левобережье Свияги с пологими поверхностями террас и высокое правобережье с многочисленными оврагами и крутыми склонами долины Свияги. Склоны долин рек и овражно-балочных систем покрыты пастбищными лугами, по местам с большими уклонами, переходящими в настоящие луговые степи, где произрастают адонис весенний, ковыль перистый, мордовник обыкновенный, осока приземистая, резак обыкновенный, златогоречник эльзасский, крестовник Швецова и др. На суходольных лугах доминируют овсяница валисская (типчак), кострец береговой, мятлик узколистный и другие злаки., Левобережье Свияги покрыто – солоноватыми лугами, с такими видами как бекмания обыкновенная, бодяк розоватый. Особо охраняемые территории. В качестве памятника природы на территории района организованы: 1.Ново - Тинчалинская, 2.Утинская сурковые колонии общей площадью 175 га, где обитают колонии сурка, занесенные в Красную книгу РТ. 3.Парк имени декабриста В.П. Ивашева. Территория бывшего имения В.П. Ивашева, где сохранились липы в возрасте около 100лет. 4.Заказник «Зея буйлары», расположенный в долине рек Свияга и Киятка, у населенных пунктов Черки-Бекбиево, Кугальня, Мокрая Савалеевка, Киять, Яшевка, Красное поле на площади 1509,4 гектара, создан с целью охраны растений и животных, включенных в Красную книгу РТ и РФ. Задание. 1. Какие реки протекают по территории нашего края? Составьте таблицу «Реки Буинского района». 2.Какие полезные ископаемые имеются на территории нашего края? 3.Какие животные и растения занесены в Красную книгу Татарстана? 3. Закрепление. 1. Назовите ученых, исследовавших историю природу Буинского края. 2. Что такое Карлинский кратер? 3. Как была устроена общественная жизнь древних людей? 4. Домашнее задание: § 3, вопросы. Урок №4. Тема: История заселения края. Оборудование: Карта, учебник Ахметзянов И.Г. Буа ягым-тау ягым. Буинские просторы. Казань, 2000. Ахмадуллин Ш.А.. Буинск: страницы истории. Казань, 1991. |
Программа элективного курса «История Буинска и Буинского района» Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | ||
«Дорогами народных традиций» как одна из форм поддержки, сохранения... История государства складывается из истории ее малых городов, сел, деревень. И, зачастую, общенациональная история сильно отличается... | Рабочая программа по истории Вологодского края «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),... | ||
О предмете экономической науки Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | Реферат История педагогики «Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» | ||
Программа дополнительного образования по краеведению для учащихся начальных классов Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | О. И. Ананьин Экономическая наука как объект методологической рефлексии Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | ||
Программа элективного курса «История Брянского края» Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального... | 9 класс мбоу сош №17 Учитель экономики – Зиборова Н. В. Что такое экономика? Время Оно раскрывает связь родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города,... | ||
Положение о проведении XXVII научно-практической конференции учащихся... Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... | Образовательная программа к курсу «Многообразие растительного и животного... Октябрьского района. Узнать и определить растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Буинска и Буинского района эффективность образовательных инициатив Intel, направленных на повышение качества образования, профессиональное... | Рабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)... Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся... | ||
Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» | Решением муниципального казенного учреждения «Управление образования... Общим собранием коллектива мбоу «Кошки-Теняковская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района рт» |