«Вологодский меценат»





Скачать 321.05 Kb.
Название«Вологодский меценат»
страница1/2
Дата публикации21.11.2014
Размер321.05 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2































Бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья Вологодской области

«Грязовецкая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат III вида»


Реферат по истории на тему: «Вологодский меценат»

Выполнила: ученица 11 класса Ризнык Вера.

Руководители: учитель истории и

обществознания

Шалашова Татьяна Евгеньевна,

учитель информатики

Дебелая Татьяна Анатольевна.
Грязовец

2012

Содержание


  1. Введение




  1. Основная часть


2.1. Причины развития меценатства в России в XIX – начале ХХ вв.
2.2. Личность Христофора Семеновича Леденцова, его общественно-политическая деятельность в Вологодском крае во второй половине XIX- начале ХХ вв..

2.3. Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х. С. Леденцова


  1. Заключение




  1. Список литературы и информационные ресурсы


Введение
Нравственное богатство народа исчисляется памятниками деяний на общее благо...

В. О. Ключевский

Тема моего реферата: «Вологодский меценат». Я выбрала именно эту тему, потому что считаю ее очень интересной и актуальной.

Весной 2012 года исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося вологжанина Христофора Семеновича Леденцова – общественного деятеля, крупного предпринимателя, мецената.

Традиция покровительства имущих неимущим берет начало в Древнем Риме в I веке до нашей эры, когда правил император Август. Его приближенный, которого звали Меценат, поддерживал материально великих поэтов Вергилия и Горация. С тех пор его имя стало нарицательным, им называют тех, кто помогает искусству, литературе, науке.

Термин «меценатство» пришел в Россию не раньше 17 века, а до него использовалось понятие «благотворительность».

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Вот один из ярких эпизодов благотворительности в России XVII века. В Вологодском крае в 1671 году случился сильный голод. Люди умирали от нехватки хлеба. И вот Федор Ртищев, служивший дворецким у царя Алексея Михайловича в Москве, отозвался на беду. Он продал лишнюю одежду, лишнюю домашнюю утварь и вырученные деньги посылал голодающим в Вологду. Тем самым подавал пример милосердия и другим богатым людям.

«Золотой век» русского меценатства связан с классом предпринимателей, в основном купеческого сословия, вступившим на общественную арену во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Одна из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенная историческая традиция заключена в том, что, едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности появился во второй половине XIX в. и убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Неслучайно поэтому значительные средства отчислялись дарителями на образование, особенно на профессиональное.

Понятия "меценатство" и "предпринимательство" нельзя разрывать. Это было бы похоже на, то, как если бы у дерева отрубить корни, оставив только крону. Только создав свое дело и поставив его на ноги, предприниматель мог заниматься благотворительностью или меценатством. Здесь важен весь процесс - и то, каким образом создавались первые капиталы, и как люди приходили к идее благотворительности, и что они успевали сделать в этой сфере.

Невозможно разъединить понятия "меценатство" и "благотворительность". Например, Павел Третьяков действовал как меценат, передавая в дар Москве свою галерею. Но он же открыл богадельню для вдов и сирот художников, а на Донской улице построил училище для глухонемых детей, выступив таким образом как благотворитель. Поэтому рассказ о меценатах необходимо начать с того, как они начинали свой бизнес, и как пришли к благотворительности. Это важно для правильного понимания не только конкретного человека, но и явления благотворительности в целом.

Среди блестящей плеяды российских предпринимателей, прославившихся своей благотворительной деятельностью, пожалуй, особое место занимает Христофор Семенович Леденцов, основавший частное общество поддержки научных исследований. Немногие известные меценаты считали своим долгом помогать деятелям науки. Очевидно, что помощь художникам, театральным деятелям больше обоснована личными интересами человека. Помогая науке, невозможно рассчитывать на скорые результаты. Особо хотелось бы отметить завещание Х. С. Леденцова, в котором он обосновывает необходимость использования его капиталов на благо человечества. Тем самым он предстает истинным патриотом своей страны, который даже после смерти позаботился о преумножении величия нашей родины.

В настоящее время остро стоит вопрос, как нам обустроить Россию, как сделать так, чтобы каждому человеку было комфортно жить в своей стране, чтобы больше оптимизма звучало в настроении ее жителей.

Я учусь в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей г. Грязовца Вологодской области. Таких школ в России немного, но государство не всегда имеет возможность их содержать в полной мере. Нужны спонсоры. Есть местные организации, которые помогают организовывать поездки, подарки к праздникам и тому подобное. Есть родители некоторых учеников, которые за свой счет покупают мебель, компьютеры, телевизоры, но это лишь единичные примеры помощи. На мой взгляд, нет помощи от действительно богатых людей или организаций, которые смогли бы существенно изменить ситуацию к лучшему.

Последние два десятилетия в России снова появилась благотворительность: сначала в виде подарков от частного в детский дом, в библиотеку, в больницу. Потом начали возникать фонды, попечительские советы, похожие на западные структуры.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

С точки зрения закона, благотворительность — это оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Формы выражения благотворительной деятельности разнообразны:

передача имущества, в том числе денег, бескорыстное выполнение работ, оказание услуг, иная поддержка, предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи. Социальная помощь оказывается в виде работы с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.

Актуальность своей работы я вижу в том, чтобы на примерах прошлого показать, как меценатская и благотворительная деятельность способствуют подъему интеллектуальной и духовной жизни страны, формированию элементов цивилизованного сознания, подлинного, а не мнимого патриотизма.

Хотелось бы, чтобы современным предпринимателям не были чужды идеи общественного служения, гражданской ответственности перед отечеством.

Это важно не только для страны, это важно для них самих. Нельзя не согласиться со словами Э. Карнеги: «Богатые люди должны быть благодарны Всевышнему за одно неоценимое преимущество. Еще в течение своей жизни они могут заняться филантропией - делом, которое даст много пользы их ближним, а им самим - смысл жизни».
Цель моей работы заключается в том, чтобы проследить причины широкого распространения меценатства в России в XIX – начале XX века; показать, что это явление распространялось не только в крупных городах, но и в провинции; познакомиться с судьбой и деятельностью «Русского Нобеля» вологодского купца Христофора Семеновича Леденцова; выяснить, какую роль сыграло созданное им «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» в развитии научного потенциала России.

Основная часть.


  1. Причины развития меценатства в России в XIX - начале XX века.


Российское меценатство было одним из самых замечательных явлений в истории нашего отечества. Развитие меценатства тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Меценатская деятельность в области культуры, образования и науки многих его выдающихся представителей была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочения национальной государственности. Таковы были главные внутренние пружины того необыкновенного размаха, который был присущ российскому меценатству на протяжении длительного времени.

Вместе с тем многогранная деятельность этих подвижников культуры способствовала распространению достижений европейского просвещения, науки, литературы и искусства, идей европейской общественной мысли в стране, громадное большинство населения которой было оторвано от остального мира и лишено возможности пользоваться плодами мировой цивилизации. А в образованных слоях не все осознавали необходимость в этом для дальнейшего развития общества.

Со становлением купеческого собирательства и меценатства историки связывают решительный поворот к поддержке национального, берущего свое начало в народной жизни, отечественного искусства, наметившийся к середине XIX века. Понятия «национальности» и «народности» приобрели особое значение в связи с Отечественной войной 1812 г., ставшей переломным рубежом в истории России. 1812 год вызвал общенародную борьбу против иноплеменного нашествия, став поворотной точкой в развитии национального самосознания, побудительным импульсом к складыванию нового общественного идеала, основанного, в большей мере, уже не на идее абсолютистского государства, а на идеях национальности и народности.

Однако наибольшие плоды это влияние принесло позднее, когда усилились непосредственные контакты представителей торгово-промышленного мира России с европейской культурой, резко повысился их уровень образования, круг интересов. Плоды знакомства с достижениями европейской культуры и цивилизации особенно ярко выразились впоследствии в деятельности таких крупных меценатов из купечества, как К. Т. Солдатенков, С. И. Щукин, М.А. и И. А. Морозовы, Н. П. Рябушинский, С. А. Поляков, целого ряда предпринимателей, финансировавших дягилевские проекты, в массовом уходе представителей молодого купечества в творческую деятельность.

Огромное влияние на развитие меценатства оказали идеи славянофилов.

Многие из виднейших представителей купечества разделяли взгляды славянофилов на исключительность пути России, на необходимость поисков и поддержки национальных достижений и проявлений в литературе и искусстве, поощрения интереса к отечественной истории и культуре, развитию народного просвещения. В купеческой, прежде всего московской, среде под влиянием агитации славянофилов распространяется увлечение собирательством памятников отечественной и славянской культуры. Эти взгляды и настроения во многом определяли и направления их коллекционерской и меценатской деятельности.

Кроме того, многие из купцов сами в недавнем прошлом были выходцами из низов и глубоко чувствовали свою связь с корнями народной жизни, с национальными истоками. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Многие из них исповедовали старообрядчество. Поэтому, обратившись к собирательству и меценатской деятельности, они привнесли с собой новый, свежий вкус и впечатления, новые представления о народности и гражданственности, об истории страны, о предназначении литературы и искусства, научных знаний. В большинстве случаев, особенно в первых поколениях, гораздо менее образованные по сравнению с рафинированными представителями дворянства, но ближе ощущавшие потребности людей из народа, эти новые «меценаты» проявили глубокий интерес к народным, религиозно-православным корням русской культуры и к ее гражданским основам.

Традиции меценатства и благотворительности в предпринимательской среде были издавна распространены в России. Для одних они были модой, дыханием времени, а для других нормой жизни. Знаменитая фраза Марины Цветаевой, брошенная ею однажды, как бы вскользь, по поводу истоков меценатства одного из российских предпринимателей — Нечаева-Мальцева («сознание неправды денег в русской душе невытравимо»), — совсем не случайна. Она схватывает одну из важных особенностей русского сознания — глубоко заложенное в нем чувство справедливости. Стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире, было главнейшей побудительной причиной расцвета российского купеческого меценатства.

Несомненно, были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий, поощрительное налоговое законодательство. Однако главным источником, определившим размах этого удивительного движения, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, постепенно приводившие их, в лице наиболее дальновидных, просвещенных и мыслящих из них, к осознанию личной ответственности перед обществом. Судьбы многих из них самым драматическим образом определялись осознанием этого, может быть, наиболее болезненного противоречия всей русской жизни — противоречия между личным богатством и общественным благом. Это был долгий, мучительно трудный путь к современному цивилизованному сознанию и высшим культурным достижениям от психологии крепостнического рабства и сословной ограниченности — путь, который прошли многие известные предпринимательские династии. И тем, что особенно сильно содействовало этому пути, было широкое, свойственное России, развитие меценатства и благотворительности в их среде. Ведь именно при соприкосновении с культурой, в общении с творческими людьми — писателями, художниками, учеными — зарождались и впервые широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного сознания, либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.

История коллекционерства и меценатства в России знала два наиболее значительных взлета на своем пути. Первый — был связан с расцветом дворянской культуры и просвещения. Он охватывал, прежде всего, период 2-й половины XVIII — 1-й трети XIX в., в особенности век Екатерины II и Александра I, и теснее всего связан с типом петербургского собирателя и мецената — знатного вельможи или крупного царского сановника. Второй, еще более значительный по своим масштабам и широте, подъем меценатской деятельности в России связан, главным образом, с купеческим меценатством 2-й половины XIX — начала XX в. Видное место здесь принадлежит московскому купеческому, ставшему своего рода символом вклада российских предпринимателей в развитие русской культуры. Но громкие имена, прославившиеся покровительством наукам и искусствам, были и во многих других местах обширной империи, как в центральных ее губерниях, так и в отдаленных районах севера европейской России, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Подробнее остановимся на деятельности вологодского общественного деятеля и мецената Христофора Семеновича Леденцова.


  1. Личность Христофора Семеновича Леденцова, его общественно-политическая деятельность в Вологодском крае во второй половине XIX - начале XX вв.


В пореформенный период наблюдалось оживление общественной жизни как в центре, так и в провинции. Формы проявления общественной активности носили разнообразный характер. Довольно частым было создание различных общественных организаций. К началу XX века только в Вологде действовало 29 обществ, среди которых было пятнадцать благотворительных, восемь религиозных и культурно-просветительских, два научных, страховое, потребительское и другие. Одним из первых в начале 1860-х годов было создано Вологодское женское благотворительное общество. Средства складывались из членских взносов, пожертвований, доходов от благотворительных спектаклей, лотерей, пособий от земств.

Во второй половине XIX века примеры практической деятельности подобных обществ можно было встретить в любом уголке Вологодского края, будь это Кириллов, Тотьма, Устюжна, Череповец или Великий Устюг.

Христофор Семенович Леденцов родился в 1842 году в семье вологодского купца первой гильдии Семена Алексеевича Леденцова (этот купеческий род уходит корнями еще в Петровскую эпоху). Каких-либо документальных свидетельств о раннем периоде жизни Христофора, к сожалению, нет. «Детство и отрочество Христофора вряд ли отличались от жизни его сверстников - купеческих сыновей, - писал один из первых исследователей биографии Леденцова. - Днем парнишка помогал по магазину, вечерами ни шагу со двора - занимайся домашними делами, да начинай-ка исподволь постигать торговые премудрости...».

Домашнее воспитание Христофора не ограничивалось рамками обычаев и нравов, попытками приобщения к семейной профессии. У образованных родителей была хорошая библиотека, подросток много читал, с раннего возраста тянулся к знаниям. И вскоре Христофора определили на учебу в Вологодскую губернскую мужскую гимназию.

С первых шагов в гимназии Христофор обратил на себя внимание учителей незаурядными способностями: отличной памятью, любознательностью, усидчивостью, сообразительным умом. Христофор одинаково хорошо постигал естественные предметы и гуманитарные.

В служебном формуляре, составленном 16 октября 1885 года со слов Христофора Леденцова, записано: «Воспитание получил первоначально в Вологодской губернской гимназии, где окончил полный курс 19 июля 1860 года с похвальным аттестатом...».

Через пять дней после получения аттестата Христофору исполнилось 18 лет - совершеннолетие по современным меркам. Его, как и других молодых, манили широкие возможности проявления себя в переустройстве общества, о чем тогда шумели, говорили, писали. Да, 60-е годы XIX века часто называли «бурные времена». И это, действительно, так. С одной стороны, официальная отмена крепостного права, реформы правительства, жажда перемен в экономике, поиск согласия в обществе, подъем интеллектуальной и духовной жизни, подвиги великих святых в монастырях Русской Православной Церкви; с другой - рост революционных настроений, требования разночинцев-демократов, пронизанные нигилизмом статьи Д. Писарева, А. Добролюбова, Н. Чернышевского, заграничный «Колокол» А. Герцена. О единстве общественного сознания не могло быть и речи. Так что тем, кто становился взрослым, не просто было определиться в общественных пристрастиях.

Христофор Леденцов еще на гимназической скамье загорелся желанием стать высокообразованным. Похвальный аттестат его свидетельствовал о любви к знаниям. И вполне естественным было желание Семена Алексеевича определить сына для дальнейшей учебы. Христофор поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, высшее учебное заведение, недавно открытое на пожертвования крупных русских промышленников.

Увлеченный любовью к наукам, он не довольствовался лишь занятиями в коммерческой академии. Нина Дмитриевна Луковцева (правнучка купца) свидетельствовала: «Христофор Семенович стал образованным в полном смысле. Он, в частности, знал восемь иностранных языков. Вдумайтесь - восемь! Причем иностранные языки, в основном, выучил сам. Приезжая из Москвы к родителям в Вологду, Христофор делился планами на будущее. Возможно, в одной из таких бесед и возникла мысль продолжить образование за границей. С согласия отца, Семена Алексеевича, Христофор послал письмо ректору Кембриджского университета, в котором интересовался условиями приема. Вскоре получил из Англии вежливое уведомление о том, что Кембриджский университет будет рад видеть господина Леденцова в числе своих студентов. Там же содержалось приглашение приехать в Англию для ознакомления с университетом. После обсуждения приглашения и получения согласия, выехал в Англию, имея при себе доверенность на заключение контракта с английскими фирмами о поставке мехов, льноволокна и приобретении машин и оборудования...».

Но еще до отъезда за границу произошло событие, которое можно назвать судьбоносным для Христофора.

Существует такое семейное предание.

Стройный, высокого роста, с правильными чертами лица, умными, выразительными глазами, Христофор привлекал окружающих. В нем чувствовалась «порода». Однажды шел он по набережной реки Вологды, где гуляли обыватели. Из-за поворота выскочила легкая прогулочная конка, молодая девушка, стоя, управляла лошадью. В тот момент она напоминала древнеегипетскую царицу: косы развивались по плечам, лицо выражало восторг... Вдруг лошадь «закусила удила», понеслась вперед, не подчиняясь наезднице. Девушка от страха закричала, звала на помощь - обыватели шарахались в стороны...

Христофор, мгновенно оценив ситуацию, бросился наперерез неуправляемой лошади. Сильной рукой ухватил за удила, резко дернул вниз, конь встал. Он подошел к наезднице, подал руку, помог сойти на землю. Взгляды их встретились. Они влюбились друг в друга с первого взгляда.

Набережная реки Вологды стала любимым местом, где они часто встречались, подолгу гуляли, говорили на языке влюбленных. Юноша и девушка нашли немало общего друг в друге; они даже родились в одном месяце: Серафима - 4 июня, а Христофор - 24 июня.

Отправляясь в дорогу, молодой человек хранил в сердце любовь к избранной девушке и любовь к науке.

Леденцов прожил за границей около двух лет. По некоторым источникам, кроме прослушивания лекций в Кембриджском университете, успел побывать во Франции, Швейцарии, и, возможно, в Германии. И везде с интересом изучал научные достижения, беседовал с учеными. Может быть, уже тогда возникли какие-то планы относительно развития науки в России.

За границей удачно сложились и коммерческие сделки Леденцова. Все, что поручал отец, он успешно исполнил, заключил выгодные контракты. Но курс в Кембриджском университете Христофор не успел закончить, заспешил на Родину.

В университете Кембриджа Леденцову настойчиво предлагали остаться, продолжить обучение, но он отказался. И не только по причине того, что скучал по Вологде, где ждала любимая девушка, но и по другим обстоятельствам. Ему не терпелось испробовать на практике запасы знаний, которые приобрел в Москве и за границей, так сказать, приложить их к конкретному делу.

Да, он блестяще выдержал экзамены в губернской гимназии и в практической Академии коммерческих наук. А теперь предстоял самый важный экзамен - в реальной жизни подтвердить свои исключительные способности.

В десятилетие, прошедшее после женитьбы, Христофор проявил себе талантливым купцом, состоялся как руководитель, научился эффективно применять финансовые средства, то есть - выдержал «экзамен» на взрослую жизнь. Приобретенный опыт пригодился позже в его деятельности на общественном поприще.

Очень важной мне представляется и этическая сторона личности Х. С. Леденцова. В купеческой среде Вологды его авторитет возрастал год от года, что в значительной мере определяли личные качества: честность, порядочность, верность слову. Купца отличала высокая деловая культура, понимание того, что хозяйствовать добросовестно гораздо выгоднее, чем обирать других или плутовать. Именно эту культуру спустя годы он положил краеугольным камнем в созданный им Технический музей содействия труда в Москве.

А между тем семья Христофора Семеновича не знала роскоши, ее потребности были просты и разумны. Чем выделялся в домашнем кругу Христофор Семенович? Об этом рассказывает его правнучка Нина Дмитриевна Луковцева: «Он был очень жесткий, не терпел необязательности, нечестности. И был в то же время в какой-то степени аскет. Для себя обходился необходимыми вещами, жил без роскоши и пышности, хотя мог бы их иметь, средства позволяли. По семейным преданиям, Христофор Семенович страшно не любил купеческого бахвальства, о котором принято говорить теперь, будто купцы просиживали в ресторанах. Ничего этого не было. Я в родстве с купеческими линиями Прохоровых, Морозовых, это были люди, которые сделали для России столько доброго!»

Об этой черте в характере великого мецената свидетельствовал и его правнук из Санкт-Петербурга, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, физик Николай Леденцов: «Христофор Семенович жил достаточно скромно. Снимал недорогие квартиры, не покупал ни особняков, ни пароходов. При минимальных расходах на себя он максимум средств тратил на общество».

Но в то же время на благотворительность Леденцов, не скупясь, тратил немалые средства. Началось это еще в Вологде, когда он стал членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам вологодской гимназии.

Во второй половине XIX века Христофор Семенович Леденцов становится одним из активных общественных деятелей Вологодского края.

В марте 1871 года городская Дума первого созыва избрала Леденцова гласным на четырехлетний срок, говоря современным языком, - депутатом. Впервые в истории Вологды гласные сами решали разнообразные городские проблемы, начиная от учета поступающих средств и кончая возведением и реконструкцией предприятий. Гласным Христофора Семеновича избирали три срока подряд.

Не менее ответственна была и другая должность: в июне 1873 года Вологодское земское уездное собрание избрало его почетным мировым судьей Вологодского судебного округа. Судьи избирались сроком на три года. Леденцов отработал судьей девять лет, что было своего рода рекордом по тому времени: все-таки должность выборная.

Деловой авторитет, личные качества Христофора Леденцова высоко оценили горожане. Летом 1883 года успешного купца и благотворителя внесли в списки для голосования на пост главы Вологды.

9 сентября Христофор Семенович стал главой города. В подчинении у него находилась городская Дума и управа, он координировал их деятельность, работал по 12-14 часов в сутки.

Начало 90-х годов ХIХ века современники часто называли «смутным временем». В какой-то части общества копилось недовольство существующими порядками, излишним богатством немногих и нищетой многих. О «необходимости революции» рассуждали не только социалисты, нигилисты, разночинцы, но даже императорские чиновники.

В такой достаточно непростой общественно-политический период развития страны возглавил управление губернским городом Христофор Семенович Леденцов.

Один из исследователей отмечал: с первых дней новый глава повел жесткую линию против взяточников. Если узнавал о чиновниках, которые требовали «дополнительную плату» за государственные услуги, строго предупреждал, а за получение взятки увольнял со службы. Ежедневная деятельность главы в далекое время мало отличалась от той, которой занят современный мэр: это жизнеобеспечение города, его благоустройство и развитие.

Изучая документы и материалы далекой исторической эпохи, убеждаешься: главной задачей для нового главы Вологды стала борьба с бедностью, оказание помощи малоимущим слоям населения разными приемами и способами.

Христофор Леденцов решал острую проблему конкретно. Неимущих граждан требовалось накормить, одеть, предоставить им крышу над головой и подобающие званию человека условия. Тогда все это делали через дома призрения, которые в обиходе называли богадельнями. Действовали Скулябинский дом призрения, богадельни близ Введенского кладбища.

В сентябре 1884 года, спустя примерно год после смерти своего отца Семена Алексеевича, рядом с церковью Рождества Богородицы Христофор открыл самый лучший по тому времени дом призрения, выстроенный на средства отца. Там были мужское и женское отделения в общей сложности на 30 неимущих посетителей. Они могли почувствовать себя в приюте не выброшенными из жизни, им организовали хорошее питание и надлежащий уход.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вологодский меценат» iconПриказ №40» под общей координацией Череповецкого филиала аоу во дпо...
Провести конкурс творческих работ обучающихся за страницами учебника на базе ресурсного центра мбоу «Средняя общеобразовательная...
«Вологодский меценат» iconПрограмма учебной дисциплины
Организация-разработчик: аоу во спо «Вологодский колледж связи и информационных технологий»
«Вологодский меценат» iconВологодский государствнный педагогический университет планы и методические рекомендации
Печатается по решению ученого совета Вологодского государственного педагогического университета
«Вологодский меценат» iconОбразовательная программа среднего профессионального образования...
Заместитель директора боу спо во «Вологодский политехнический техникум» Левашова И. В
«Вологодский меценат» iconНоу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю
Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса
«Вологодский меценат» iconРеферат по теме: Источники права: понятие и виды по дисциплине: Право
...
«Вологодский меценат» icon«с душою жаждал говорить…»
В августе 1982 года я переехал из Череповца в Вологду и вступил в должность редактора газеты «Вологодский комсомолец», а в сентябре...
«Вологодский меценат» iconВологодской области «вологодский политехнический техникум» Утверждаю: Директор техникума
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 190701 Организация перевозок...
«Вологодский меценат» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информируем Вас о том, что аоу во дпо «Вологодский институт развития образования» в соответствии с планом работы института проводит...
«Вологодский меценат» icon21 января — день памяти В. И. Ленина 21 января Вологодский областной...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
«Вологодский меценат» iconПриложение Правила поведения учащихся боу во "Вологодский многопрофильный лицей"
Учащиеся приходят в класс и занимают своё рабочее место не позднее звонка на урок, готовят все необходимые учебные принадлежности:...
«Вологодский меценат» iconДепартамент образования Вологодской области аоу во дпо «Вологодский...
Группа кратковременного пребывания «Алёнушка» при мбоу «Тойгильдинская оош» Моргаушского района чр
«Вологодский меценат» iconРеферат по дисциплине «Правоведение». Тема: «Теории происхождения...
...
«Вологодский меценат» iconГипотезы. Ответы: наука XXI век Контрольные данные публикации монографии
Провести конкурс творческих работ обучающихся за страницами учебника на базе ресурсного центра мбоу «Средняя общеобразовательная...
«Вологодский меценат» iconМбоу «сош №4» 2012-2013 уч год Начальное общее образование
Провести конкурс творческих работ обучающихся за страницами учебника на базе ресурсного центра мбоу «Средняя общеобразовательная...
«Вологодский меценат» iconРеспубликанская научно-практическая конференция учащихся «чистая наука» г. Уфа, 26 апреля 2013г
Провести конкурс творческих работ обучающихся за страницами учебника на базе ресурсного центра мбоу «Средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск