Скачать 184.18 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Директор ИПП ___________Е.А.Каюмова «___»_______________200__г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Р.04. МУЗЕИ МИРА Специальности 020600 (031401.65) «Культурология» Очная форма обучения 1. Цели и задачи Курс состоит из 4 разделов, что обусловлено историческим развитием музейного дела в мире. Цель курса – формование музейной культуры студентов на основе изучения музейной сети мира. Задачи курса:
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Студент, прослушавший курс «Музеи мира», должен знать:
Студент должен уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. От греческого мусейона к публичному музею XVIII в. Коллекционирование а античную эпоху. Древняя Греция: храмы, святилища, пинакотеки. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Частные собрания Древнего Рима. Общественные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья. Храмы и их сокровищницы. Частное коллекционирование. Средневековый Восток. Возникновение музеев. Исторические предпосылки. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Студиоло. Антикварии. Кунсткамеры. Естественно-научные кабинеты XVI – XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII в. Идеология просветителей и концепция публичного музея. Возникновение российских музеев. Кабинеты и галереи конца XVII - первой четверти XVIII в. Кабинеты учебных и научных учреждений. Тема 2. Музеи мира в XIX – начале XXI вв. Развитие европейских музеев в XIX в. Наполеоновские войны и музейное строительство. Музей и национальное самосознание. Наука и музей. Музеи и просвещение. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии, Азии и Африки. Музеи мира в XX в. Музейное строительство в послеоктябрьской России. Музей в тоталитарном обществе. Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX в. Основные тенденции развития музеев мира в начале XXI в. Тема 3. Стоунхендж – один из крупнейших мегалитических памятников (Великобритания) Месторасположение и краткая характеристика. Происхождение названия «Стоунхендж». Основные этапы строительства. Легенды о Стоунхендже и цели его постройки (храм, обсерватория, кладбище, древний компьютер). Версия Дж. Хоскинса. Современное состояние. Тема 4. Пирамиды Гизы – загадка Древнего Египта (Египет) Плато Гиза. Три великие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина. Древние источники о пирамидах и их строительстве. Особенности пирамиды как архитектурного сооружения. Версии постройки. Большой Сфинкс. Тема 5. Памятники античного мира (Афинский Акрополь, Греция; Помпеи, Италия) Афинский Акрополь. Роль Акрополя в жизни города. Архитектурный ансамбль Акрополя. Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Портик кариатид. Парфенон. Помпеи. История города. Извержение Везувия. Открытие города Помпеи. Особенности архитектуры. Мозаика в Помпеях. Граффити в Помпеях. Тема 6. Боробудур – каменная энциклопедия буддизма (о. Ява) Месторасположение и краткая характеристика Боробудура. Остров Ява. Происхождение названия памятника. Архитектурные особенности Боробудура. Религиозное и философское значение храма. Восстановление Боробудура. Тема 7. Киото – сокровищница японской архитектуры (Япония) История города в контексте истории Японии. Взаимодействие буддизма и синтоизма в архитектуре Киото. Храм Киёмидзудэра. Золотой павильон. Серебряный павильон. Сад камней при храме Рёандзи. Сёгунский замок Нидзё. Императорский дворец Госё. Загородный дворец Кацура Рикю. Тема 8. Музейный комплекс «Гугун» (Пекин, Китай) История создания Гугуна. Архитектурный ансамбль Запретного города. Площадь Тяньаньмэнь. Ворота Умэнь. Павильон Высшей гармонии. Павильон Полной гармонии. Павильон Сохраненной гармонии. Нэйтин Дворец Небесной чистоты. Павильон Соединения и процветания. Дворец Земного спокойствия. Императорский сад. Тема 9. Галерея Уффици – итальянская сокровищница живописи Возрождения (Флоренция, Италия) Роль семейства Медичи в создании галереи Уффици. Строительство здания галереи. Архитектор Дж. Вазари. «Трибуна». «Аллегория весны» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Тема 10. Лувр – первый европейский публичный музей (Париж, Франция) Лувр и история Франции. Складывание современного облика Лувра. Стеклянная пирамида. Коллекции Лувра. Галерея Древнего Востока. Галерея Древнего Египта. Греческая, Этрусская и Римская галереи. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Скульптура. Джоконда. Ника Самофракийская. Венера Милосская. Тема 11. Дрезденская картинная галерея – крупнейшая картинная галерея Германии (Дрезден, Германия) Центр коллекционирования картин в Дрездене. Здание «Конюшен». От кунсткамеры к картинной галерее. «Зеленый свод». Дрезденская галерея во время II мировой войны. «Сикстинская мадонна» Рафаэля. «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» Тициана. Тема 12. Британский национальный музей – мировая сокровищница (Лондон, Великобритания) Основание Британского национального музея. Роль частных лиц. Новое здание Британского национального музея. Библиотека и читальные залы музея. Зал рукописей. Формирование коллекций Британского музея. Египетские древности. «Розеттский камень». «Мраморы Элджина». Тема 13. Музей Прадо – крупнейший испанский музей живописи (Мадрид, Испания) Собрания испанских королей. Влияние наполеоновских войн на открытие музея Прадо. От королевского музея к государственному музею города Мадрида. Музей живописи. Планомерность формирования коллекций. Тема 14. Метрополитен-музей – самый знаменитый музей Америки (Нью-Йорк, США) Цель создания Метрополитен-музея (основные версии). Влияние мировой обстановки на формирование коллекций нью-йоркского музея. Отличия Метрополитен-музея от европейских музеев. «Почетные члены» и «покровители» Метрополитен-музея. Деятельность МЕТа. Тема 15. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (Москва, Россия) История Московского Кремля. Особенности формирования ансамбля Кремля. Характеристика отдельных частей ансамбля. Башни Кремля. Спасская башня. Красная площадь. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. Успенский собор. Архангельский собор. Благовещенский собор. Здание Сената. Арсенал. Тема 16. Эрмитаж – первый российский императорский музей (Санкт-Петербург, Россия) История создания Эрмитажа. Инициатива Екатерины II. От закрытого музея к публичному. Коллекции Эрмитажа. Первобытная культура. Культура и искусство античного мира. Западноевропейское искусство. Арсенал. Культура и искусство Востока. Русская культура. Нумизматика. Галерея драгоценностей. Музей фарфора. Тема 17. Государственная Третьяковская галерея – крупнейший национальный художественный музей России (Москва, Россия) История Третьяковской галереи. Роль П. М. Третьякова в создании галереи. Коллекции Третьяковской галереи. Собрание русской живописи (XVIII – начала XX вв.). Графика (XVIII – XIX вв.). Искусство домонгольской Руси. Иконопись. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная литература: 1. Лысикова, О. В. Музеи мира : учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О.В. Лысикова. - М. : Флинта, 2002. - 128 с., [8] л. ил.:ил. б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины Специализированная музейная библиотека при музейном комплексе ТГПУ. Видеотека специализированной мультумедийной аудитории (ауд. 335). 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Наличие специализированной аудитории для демонстрации видеопрограмм в главном корпусе ТГПУ (ауд. 335). 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1.Методические рекомендации преподавателю Тема 1: Семь чудес древнего мира. Рекомендации: При изучении темы необходимо обратить внимание на роль, которую выполняли чудеса света в древнем мире. На этом занятии предполагается просмотр фильма «Семь чудес древнего мира», посвященного древним чудесам света, в число которых входят: египетские пирамиды, "висячие сады" Семирамиды (Вавилон), храм Артемиды в Эфесе (нынешняя Турция), Колосс Родосский (о. Родос), Александрийский маяк (о. Фарос в Средиземном море), гробница Мавсола в Галикарнасе (нынешняя Турция) и статуя Зевса Олимпийского (Греция), с последующим ответом на вопросы (отдельно по каждому чуду света): Тема 2: Новые чудеса света. Рекомендации: При изучении темы студентам необходимо выбрать одно из современных чудес света, в число которых входят: Колизей в Риме (Италия), храм Тадж-Махал (Индия), статуя Христа в Рио-де-Жанейро (Бразилия), город древних инков Мачу-Пикчу (Перу), пирамида племени майя Чичен-Итца (мексиканский полуостров Юкатан), храмовый комплекс Петра (Иордания), Великая китайская стена, и выступить с докладом. Тема 3: Музеи памятники древности. Рекомендации: При изучении темы предполагается актуализация визуального материала посредством работы с карточками (индивидуально и в группах), изображающими музеи-памятники, а также создание проекта по выбранному музею. Тема 4: Музеи Европы и Америки. Рекомендации: При изучении темы предполагается актуализация визуального материала посредством работы с карточками (индивидуально и в группах), изображающими музеи Европы и Америки и экспонаты, находящиеся в них, а также создание проекта по выбранному музею. Тема 5: Музеи России. Рекомендации: При изучении темы предполагается актуализация визуального материала посредством работы с карточками (индивидуально и в группах), изображающими музеи России и экспонаты, находящиеся в них, а также создание проекта по выбранному музею. Тема 6: Музеи мира для школьников. Рекомендации: Работа по теме семинарских занятий предполагает подготовку и реализацию проекта «Музеи мира для школьников». На первоначальном этапе участникам проекта предстоит установить контакт со школой, выбрать класс, а, соответственно, и возрастную группу, с которой им предстоит работать, а затем провести для школьников презентацию музеев и конкурс, способствующий закреплению изученного материала. 8.2. Методические указания для студентов Семинарские занятия по курсу «Музеи мира» призваны помочь студентам научиться применять полученные на лекциях теоретические знания на практике, использовать известную информацию для создания собственных проектов, а также адаптировать изученный материал для школьников. При изучении раздела, посвященного истории развития музейного дела следует уделить особое внимание связи исторических процессов и возникновения и функционирования музеев. В разделе, посвященном музеям-памятникам, необходимо сначала рассмотреть историю создания и первоначальные функции памятника, и лишь затем — его роль в качестве музея. Разделы, посвященные изучению наиболее известных мировых музеев Европы, Америки и России, предполагают изучение истории создания этих музеев, характеристику коллекций, хранящихся в них, а также рассмотрение наиболее известных экспонатов. Более подробную указания можно найти в учебно-методическом комплексе дисциплины. Примерная тематика практических занятий:
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
Примерная тематика рефератов, курсовых работ:
Примерный перечень вопросов к экзамену зачету:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению специальности 020600 (031401.65) «Культурология». Программу составили: доцент кафедры отечественной истории и культурологии, к. и. н._____________________________________Т.В. Галкина методист музейного комплекса ТГПУ ____________________________О.А. Диденко Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии протокол № 1 от 29.08. 2008 г. Зав. кафедрой _________________________С.А.Кочурина Программа дисциплины одобрена метод. комиссией Института профессиональной подготовки ТГПУ. Председатель метод. комиссии Института профессиональной подготовки ________________________О.А. Батурина Согласовано: Директор Института профессиональной подготовки __________________________Е.А. Каюмова |
Учебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность... Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат) | Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600... Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога | ||
Программа дисциплины опд. В. 03 Современная массовая культура специальность... ... | Программа дисциплины гсэ. Ф. 03 Отечественная история специальности... Целью преподавания дисциплины является формирование у будущих педагогов системы знаний, закладывающих методологический фундамент... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность... Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами... | Программа спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного... Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная | ||
Образовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология... Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов... | Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём | ||
Учебно – методический комплекс учебной дисциплины «риторика» федеральная... Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,... Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В2 Художественные музеи... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа государственного экзамена для специальности 031401. 65 «Культурология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по дисциплине «Классический танец в контексте культуры» Предназначена студентам специальности 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | В н. волков А. В. Датий Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |