Скачать 0.9 Mb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» «Утверждаю» Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций ______________Акулич Е.М. ____ ___________ 2010 г. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология», 080507 «Менеджмент организации», 070503 «Музейное дело и охрана памятников» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы _____________ Перевозкина Н.Ю. «___» ____________ 20___ г. Рассмотрено на заседании кафедры культурологии 16 января 2009 г. Протокол № 8 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __ стр., тираж ________экз. Зав. кафедрой ______________ Васильева Е.Н. «___» ____________ 20___ г. Рассмотрено на заседании УМК Института сервиса и социально-культурных коммуникаций Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________ Демьянова М.В. «___» ____________ 20___ г. «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки ______________ Соколова Н.П. «___» ____________ 20___ г Рецензенты: Э.А. Аринштейн, доктор физико-математических наук, профессор Тюменского государственного университета; К.Г. Рожко, доктор философских наук, профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в области культуры и искусства ЕН.Ф.02. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод. История естествознания, структура научных революций в развитии естествознания. Панорама современного естествознания; тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии. Законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ. Внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Пояснительная записка Курс «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов как дневной, так и заочной формы обучения. Задача курса - дать общие представления об исторических этапах развития наук о природе, осветить концепции современного знания о происхождении и эволюции Вселенной, жизни, человеческого общества, имеющие большое значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента. В задачу курса входит как проведение философского анализа той или иной проблемы, так и отображение конкретных знаний, полученных в естественных науках. Содержание курса. В рамках курса осуществляется попытка дать целостное представление о науке, этапах ее развития, ее современных достижениях и перспективах развития. Особое внимание уделяется современным фундаментальным естественнонаучным положениям. На семинарских занятиях студенты учатся делать правильные мировоззренческие и методологические выводы, что является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов. Студенты (по желанию) пишут рефераты на определенные темы и делают устные сообщения по теме семинара. Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). На семинарах обсуждается и анализируется теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также научные доклады, подготовленные студентами. Необходимым условием подготовки к лекциям и семинарам является чтение обязательной учебной литературы. Тематический план курса «Концепции современного естествознания» 031401 «Культурология» (ОДО)
Содержание курса «Концепции современного естествознания» Тема 1. Введение. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Понятие культуры. Естественнонаучные и гуманитарные культуры. Дополнительность естественнонаучного и гуманитарного стилей мышления. Материальная и духовная культура. Основные компоненты духовной культуры. Наука как один из основных компонентов духовной культуры. Отличие науки от других элементов культуры. Основные подходы к вопросу классификации наук (Кедров Б.М., Лойфман И.Ф., Джахай Л.Г.). Структура естественнонаучного познания. Понятие научной картины мира. Естествознание в системе наук. Тема 2. Научный метод. Понятие научной деятельности. Роль науки в жизни общества. Язык науки. Объект и предмет научного исследования. Понятия научной дисциплины, научного факта, теории, метода, методологии. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания. Понятие модели и моделирования как метода научного познания. Роль научных гипотез. Задачи и информационная модель научной дисциплины. Этапы научного исследования. Презентация результатов научной работы. Классификация методов научного познания. Методы эмпирического познания. Наблюдение. Эксперимент. Методы теоретического познания. Абстракция. Идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Индукция и дедукция. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ и синтез. Аналогия и моделирование. Гипотетико-дедуктивная модель познания. Тема 3. История естествознания. Структура научных революций в развитии естествознания. Знания о природе в древнем мире. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока. Возникновение науки в древнегреческой культуре. Античная математика: общая характеристика. Проблема субстанции в древнегреческой науке. Атомизм как первая научная теоретико-методологическая программа. Математическая программа в античной науке. Физика, механика и космология Аристотеля. Геоцентрическая система Птолемея и завершение создания первой научной картины мира. Упадок античной науки. Естествознание в эпоху Средневековья. Продолжение накопления в период Средневековья эмпирических фактов и обобщений, технического опыта и мастерства. Наука на средневековом Востоке. Сохранение достижений античной науки в университетах Западной Европы. Физические идеи средневековья. Химия и алхимия, астрономия и астрология в средневековье. Средневековая математика: общая характеристика. Эпоха Возрождения и начало коренных преобразований в способе познания природы. Мировоззренческая революция эпохи Возрождения. Правовые идеи Возрождения. Процесс отпочкования естественнонаучных знаний от философии и зарождение аналитического исследования природы. Формирование экспериментального метода. Гелиоцентрическая система мира Коперника как начало формирования классического естествознания. Мировоззренческое и методологическое значение труда Коперника "Об обращении небесных сфер" (1543 г.). Научная революция в естествознании ХVI-ХVII вв. Значение работ Кеплера, Галилея и Ньютона в формировании классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории. Законы динамики. Пространство и время в классической механике. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Энергия и импульс как меры движения в классической механике. Космология Ньютона. Развитие естествознания в ХVIII в. Принцип дальнодействия. Теория теплорода. Корпускулярная теория света. Развитие учения об электричестве и магнетизме в ХVIII в. Формирование идеи развития природы. Идея развития в астрономии. Создание внегалактической астрономии. Космогония Канта. Лапласовский детерминизм. Революция в химии (Лавуазье). Развитие геологии во второй половине ХVIII - начале ХIХ вв. Вторая (классическая) научная картина мира. Методологические установки классического естествознания. Важнейшие открытия в естествознании первой половины ХIХ в. Закон сохранения и превращения энергии. Победа атомно-молекулярного учения. Волновая теория света. Интерференция, дифракция и поляризация света. Возникновение полевой концепции. Дискретная и континуальная парадигмы в физике. Теория электромагнитного поля. Принцип близкодействия. Диапазоны электромагнитного излучения. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Проблема эфира. Вещество и поле. Специфика биологии как науки. Закономерности развития биологического знания. Структура биологического знания. Развитие биологии в конце ХVIII - начале ХIХ вв. Зарождение эволюционных представлений. Концепции эволюции: ламаркизм, катастрофизм, униформизм. Актуалистический метод. Дарвиновская революция. Принципы и понятия дарвиновской теории эволюции. Зарождение генетики. Тепловая физика: от Карно к Гиббсу. Энергия, температура, энтропия. Принцип возрастания энтропии. Становление статистической физики. Вероятность как атрибут сложных систем. Проблема необратимости систем реальности. Стрела времени. Фундаментальные открытия в физике во второй половине ХIХ в. как решающие предпосылки глубокого кризиса классического естествознания. Научная революция на рубеже ХIХ-ХХ вв. |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,... Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Учебно – методический комплекс «История религий» соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 031401... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401.... Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология» Цель курса – ознакомление студентов с историей развития молодежных субкультур и движений, формирование у обучающихся как теоретических... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | ||
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый... | Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание Учебная дисциплина «Культурная антропология» является фундаментальной культурологической дисциплиной, изучение которой входит в базовый... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Культурология» Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | В н. волков А. В. Датий Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | ||
Ирвинг Стоун Моряк в седле Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... | М. В. Швецов Мой дорогой внук! Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |