Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44





НазваниеМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44
страница1/5
Дата публикации17.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 031401 «Культурология»
Содержание
Пояснительная записка 2

Государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования в области культуры и искусств 5

Тематический план курса (ОДО) 6

Тематический план курса (ОЗО) 7

Рабочая программа курса 8

Планы семинарских занятий (ОДО) 21

Вопросы к экзамену (ОДО) 33

Планы семинарских занятий (ОЗО) 35

Темы контрольных работ (ОЗО) 39

Методические указания по выполнению контрольных работ

для студентов ОЗО 41

Вопросы к экзамену (ОЗО) 44

Список основной и дополнительной литературы 46

Задания для самостоятельной работы студентов 48

Проверочные вопросы по основным темам курса 50

Тестовые задания для самопроверки 53

Пояснительная записка
Учебно – методический комплекс «История религий» соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 031401 «Культурология».

Целью курса «История религий» является изучение зарождения, формирования и развития религий.

Структура курса «История религий» построена таким образом, чтобы связать в единое целое три основополагающих элемента изучаемого предмета: феноменологию - позитивную историю религий и сравнительную историю религий.

Задачи курса:

- познакомить слушателей с общими и основополагающими понятиями и представлениями религиозного миросозерцания, такими как религиозное сознание, организация, деятельность, культ, священный предмет, пространство, время, число и т.п;

- познакомить слушателей с основными религиозными доктринами, такими как: христианство, буддизм, иудаизм, ислам, даосизм, конфуцианство;

- познакомить слушателей с основными вехами истории и географии религий в контексте общественных и культурных реальностей времени;

- познакомить слушателей с основными тенденциями развития мировых религий, а также новых разновидностей религий.

Таким образом предмет «История религий» представляет собой изучение возникновения, становления и развития национально – этнических и в последствии мировых религиозных культов.

Необходимо отметить важнейшую особенность, неотъемлемое качество религии – это наличие культа и культовой деятельности как фундамента любой разновидности религии.

В этой связи религиозный культ выступает как основной, качественный критерий отделяющий религию, например, от близкой и «родственной» ей политики. Например, культ Конфуция в Китае - это безусловно конфуцианство как религиозный институт и культовая деятельность, исторически сложившаяся в китайской культуре на основе учения величайшего китайского мудреца Кун-Цзы, (в русифицированном варианте Конфуция).

Но вне религиозного культа – конфуцианство представляет собой этико – политическую доктрину, своеобразное национальное «пособие» по государственному и социальному управлению.

Безусловно, невозможно «вживую» отделить культ от политической доктрины, так как они диалектически и культурно – исторически представляют собой единый национальный культурный комплекс в целом.

Тем не менее, большинство социально – политических и экономических мировых доктрин берут свое начало в религии, вырастая из них, а в последствии отделяясь посредством отрицания религиозных доктрин и замены их на научные теории (атеизм), вытеснения и замены религиозных культов социально – экономическими и политическими учениями и идеологическими утопиями.

Знание данных особенностей и прежде всего значения религиозного культа, позволит слушателям научиться отделять «зерна от плевел», или попросту религию от не - религий, что является актуальным и жизненноважным делом современной личности в условиях многообразия религиозных и квазирелигиозных организаций разного толка: от позитивного, экуменического движения, направленного на сближение верующих разных конфессий, до сатанизма, тоталитарных сект и мистерий, представляющих опасность для человека.

Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов предусматривается подготовка докладов, выполнение рефератов, изучение первоисточников.

Формы контроля самостоятельной работы студентов – проверка знаний первоисточников, тестирование, коллоквиум.

В структуру программы курса «История религий» включен библиографический список, тематический план курса, тематика семинарских занятий, темы контрольных работ и тестовые задания для самоконтроля.

Объем часов 180

4 курс 7 семестр: лекций 18 / семинары 18 / зачет

4 курс 8 семестр: лекции 28 / семинары 14 / экзамен

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования в области культуры и искусств

ОПД. Ф. 06. История религий.
Религия как феномен культуры.

Ранние формы религиозной культуры.

История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма.

Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры.

Основные христианские конфессии.

История ислама и специфика исламской культуры.

История православия и православной культуры Византии и России.

Современные религиозные движения.

Фундаментализм и модернизм в мировых религиях.

Культура межконфессионального диалога в ХХ веке.

Тематический план курса (ОДО)


Наименование тем курса

Количество часов

всего

лекции

семинары

срс

1. Религия как феномен культуры

14

4

2

8

2. Ранние формы религиозной культуры

20

6

4

10

3. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма

30

8

8

14

4. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры

20

4

2

12

5. Основные христианские конфессии

22

6

6

10

6. История ислама и специфика исламской культуры

16

4

2

10

7. История православия и православной культуры Византии и России

16

4

2

10

8. Современные религиозные движения

16

4

2

10

9. Фундаментализм и модернизм в мировых религиях

16

4

2

10

10. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке

12

2

2

8

Всего:

180

46

32

102


Тематический план курса (ОЗО)


Наименование тем курса

Количество часов

всего

лекции

семинары

срс

1. Религия как феномен культуры. Ранние формы религиозной культуры

14

2

-

12

2. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма

44

2

2

40

3. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии

44

2

2

40

4. История ислама и специфика исламской культуры

44

2

2

40

5. Современные религиозные движения. Культура межконфессионального диалога в ХХ веке

34

2

2

30

Всего:

180

10

8

162


Рабочая программа курса
Тема 1. Лекция 1. Религия как феномен культуры.

Предмет, метод, цели, задачи курса. История религий в системе гуманитарного знания. Основные подходы в изучении религии: биологический, психологический, социологический, этнологический, культурологический.

Религиозное сознание, его структура. Специфика религиозного сознания. Религиозная деятельность, ее виды. Специфика религиозной деятельности. Религиозные отношения, их виды. Специфика религиозных отношений. Религиозная организация, ее структура. Специфика религиозной организации.
Тема 1. Лекция 2. Религия как феномен культуры.

Место и роль религии в культуре. Э. Дюркгейм: функции религиозных институтов в формировании культуры. П. Сорокин: связь культуры и религии. Религиозная система, ее структурные элементы. Факторы влияния на изменение религиозной системы (социодинамика культуры). П. Тиллих: теология культуры. Иоанн Павел II о значении религии в культуре. Патриарх Кирилл: религия и современное общество.
Тема 2. Лекция 3. Ранние формы религиозной культуры.

«Примитивная» и «первобытная» религия: проблемы терминологии и хронологии. Традиционные характеристики «примитивной» религии: анимизм, фетишизм, тотемизм.

Продуцирующий обряд и его варианты. Представление о всеобщем родстве и оборотничестве. Табу. Магия. Виды магии. Магия и наука (сходство и различие основных установок). Шаманизм. Жизнь и смерть в первобытной культуре. Заупокойный культ. Миф и мифологическое сознание. Теория прамонотеизма (Шеллинг, Вл. Соловьёв, Макс Мюллер, Э. Лэнг, В. Шмидт).

Тема 2. Лекция 4. Ранние формы религиозной культуры.

Характерные особенности политеизма. Большая сложность религиозных представлений по сравнению с «примитивными» религиями (теология и культ). Понятие генотеизма. Классические примеры политеистической религии.

Религия древней Месопотамии. Культ богини Иштар. Зароастризм. Авеста. Время и место. Сакральная и сакрально-эпическая литература. Теогония и теология. Космогония и космология. Антропология: происхождение, назначение и место человека в космосе. Культ и жречество. Эсхатология. Общее религиозное настроение: фатализм, пессимизм, гедонизм.
Тема 2. Лекция 5. Ранние формы религиозной культуры.

Религия древнего Египта. Происхождение египетской культуры. Номовые генеалогии богов. Боги и космос. Боги и люди. Культовая практика. Осирис. Ра. Жречество и фараон. Антропотеизм. Эсхатология и заупокойный культ. Книга мёртвых Амдуат. Религиозный переворот Эхнатона.

Понятие и отличительные черты супремотеизма («монархизма»). Истоки античной религии (крито-микенская культура: основные характеристики). Олимпийская религия и хтонические культы: теогония, титаномахия, мантика. Пантеон как иерархия. Мир природы и мир гармонии. Государственный культ, индивидуальные суеверия и религия философов. Возвращение иррационального: мистерии, вакханалии, орфизм. Эсхатология. Религия древнего Рима. Возникновение религиозных культов. Римский пантеон богов. Позднеантичный синкретизм как религиозное вырождение.
Тема 3. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. Лекция 6. История иудаизма.

Общее понятие монотеизма. Иудаизм. Библейский (ветхозаветный) период еврейского монотеизма. Колена израилевые и Моисей. Понятие о едином Боге-Творце и Законодателе. Тора. Талмуд. Священное Писание иудаизма (Танах): происхождение и история, состав, проблема авторства, историческое и религиозное содержание. Ареал распространения.

Основные мировоззренческие, этические и культовые положения Писания. Талмуд; оформление иудаизма как национальной религии. Праздники. Каббала. Современный иудаизм. Хасидизм. Сионизм.
Тема 3. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. Лекция 7. История буддизма.
Возникновение буддизма: место, время, культурная ситуация. Общая характеристика буддизма.

Будда Шакьямуни: жизнь и проповедь. Три этапа жизненного пути Будды: жизнь в наслаждении, жизнь в аскезе, обретение и проповедь высшей мудрости. Будда - волшебник, аскет, мудрец. Основные темы размышлений будды: сон, страдание, смерть, пробуждение, просветление. Образование сангхи. Буддизм за пределами Индии. Основные направления в буддизме; главные философские школы. Буддийская сакральная литература. Метафизика буддизма. Понятие «дхарма». Космология и психология в буддизме. Учение о «переселении душ»: буддийский вариант. Нирвана. Буддийская этика. Монашество в буддизме: деятельность и созерцание. Ламаизм: Тибет, Монголия, Россия. Тибетская Книга Великого Освобождения. Необуддизм.
Тема 3. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. Лекция 8. История конфуцианства.

Конфуцианство: возникновение, общая характеристика, главные принципы. Кун-Цзы. Беседы с учениками. Учение о добродетельном муже. Учение золотой середины. Учение о прямом и кривом Дао. Ритуал и почитание. Специфика культа Конфуция. Ареал распространения. Роль Конфуция в обобщении основ «китайского образа жизни». Влияние конфуцианства на развитие дальневосточной культуры. Современное конфуцианство.
Тема 3. История иудаизма и буддизма, конфуцианства и даосизма. Лекция 9. История даосизма.

Натуралистический пантеизм: религии Китая. Характеристика натуралистической формы пантеистического мировоззрения. Начала китайской религиозной культуры: мифология, магический ритуал, мантика. Идея всеобщего круговорота: у син, ян-инь. И Цзин.

Даосизм. Желтый император и небесное послание. Лао Цзы и его учение. Центральные понятия даосизма: Дао. Дэ. Увэй. Книга перемен Дао дэ цзин.

Влияние даосизма на развитие китайской и дальневосточной культуры.
Тема 4. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры Лекция 10.
Христианское предание и основные положения христианского вероучения. Христианская догматика. Священное Писание христианства (Новый Завет): история, канонизация, состав, авторство; отношение к Ветхому Завету.

Происхождение и состав новозаветного канона. Учение о Боговоплощении. Содержание проповеди Иисуса Христа.

Распятие и Воскресение. Эсхатология: второе пришествие и Страшный Суд.

Христос и мессия Ветхого Завета. Путь Христа. Проповедь Христа. Деяния апостолов. Крещение, причастие, рукоположение. Начальная организация церкви.

Христианство и иудаизм. Период иудео-христианства. Ветхий и Новый Заветы: проблема отношения частей канона. Миссия апостола Павла.

Христианство и Рим. Причины гонений на христиан. Ответ Трояна на письма Плиния. Империя и проповедь Христа.

Христианство и Афины. Опасные и неопасные ереси. Арианство и монофизитство. Истоки ересей. Начало христианской теологии.

Латинская и греческая патристика.
Тема 4. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Лекция 11.
Разделение христианской церкви: Западное христианство (католицизм) и восточное христианство (православие). Политические аспекты церковных отношений Византии и Рима. Проблема символа веры и ее решение в западном и восточном пределах христианства. 1054 г. и раскол христианской церкви на западную и восточную ветви.

Распространение христианства в Западной Европе. Христианизация западноевропейской культуры. Христианизация славянских народов. Роль христианства в человеческой культуре.

Тема 5. Основные христианские конфессии
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconВопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические...
Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ №1,2 Для самостоятельной...
Английский язык. Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 для самостоятельной работы студентов-заочников первого...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Данные методические указания по выполнению контрольных работ по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) предназначены...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconПланы семинарских занятий по предмету «Теория скд» для студентов...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика»
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconМетодические указания для студентов заочного обучения
Настоящие методические указания ставят своей целью ознакомить студентов с объемом знаний, которые им необходимо усвоить; требованиями,...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconРуководство к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов озо 41 Вопросы к экзамену (озо) 44 iconРуководство к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск