Рабочая программа дисциплины «История»





Скачать 317.35 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «История»
страница1/2
Дата публикации03.12.2014
Размер317.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________2011__ г.

Рабочая программа дисциплины

«История»
Направление подготовки

050100 – Педагогическое образование
Профиль подготовки

«Биология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

г. Саратов

2010 г.
1. Цель дисциплины: углубленное и систематизированное изучение российской истории, совокупности фактов, событий, явлений истории России на основе анализа источников с учетом новейших исторических исследований.

Курс по отечественной истории с древнейших времен по начало XXI века предназначается для студентов первого курса биологического факультета. Программа направлена на углубленное и систематизированное изучение российской истории. Особо освящена история народа, условия его жизни: природные, общественные, социально-экономические, политические, духовные. После создания государства история показана в связи с его внутренней и внешней политикой, развитием и усложнением общественно-политического строя. Большое внимание уделяется общинам, выделению социальных групп, их положению, роли церкви, развитию общественной мысли, общественных движений, культуры, росту населения, сел и городов. История не может быть правильно отражена без показа роли выдающихся деятелей государства, культуры, науки в плане их общественной значимости. Программа призвана выстроить архитектуру самообразования, которое является неотъемлемой характеристикой современного человека. На основе новейших достижений гуманитарного знания достигается постижение современности, постоянно меняющейся реальности. Чем шире образование, тем шире взгляд на мир, тем больше студент способен понять в стремительно изменяющемся мире. В процессе образования обретается студентом не только сумма знаний, но и постоянно совершенствуемое умение понимать и учиться самостоятельно. Главной воспитательной задачей курса отечественной истории остается воспитание гражданственности, патриотизма, чувства любви к своей Родине, ответственности за происходящее в стране.

Хронологически и проблемно курс посвящен истории России с древнейших времен по начало XXI века. Курс предполагает реализацию как цивилизационного, так и синергетического подхода к истории. Программа безусловно нацелена на тесные связи с политологией, социологией, экономикой, философией, историей культуры и религии, искусствоведением, исторической географией.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина входит в раздел ООП «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «Биология» и наряду с такими дисциплинами, как «Философия», «Иностранный язык» является обязательной для изучения и осваивается в 1 и 2 семестрах. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «История», равно и в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами «Гуманитарного, социального и экономического цикла», студент должен: знать основы философии, отечественной истории, психологии, педагогики, экономики и менеджмента, права, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям, уметь объяснить взаимосвязь человека и природно-географической среды, использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности, в профессиональной коммуникации и межличностном общении, в работе с различными контингентами учащихся, владеть способностью к ведению деловых дискуссий, деловых коммуникаций, правовыми и экономическими основами природопользования, охраны природы и способностью работать в коллективе.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «Биология»:

общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способность понимать движущие цели и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)

- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

профессиональные (ПК):

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «История».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Лек

ции

Практи-ческие

занятия

Само-стоя-тельная

работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам

1

Введение в изучение отечественной истории.


1

1

2

2

4

Собеседование

2

Образование древнерусского государства.


1

2

2

2

2

Коллоквиум

3

Политическая раздробленность русских земель.



1

3

2

2

2

Устный опрос

4

Русь в системе Золотой Орды.



1

4

2

2

2

Коллоквиум

5

Образование единого Московского государства.



1

5

2

2

2

Устный опрос

6

Россия в XVI в.


1

6

2

2

2

Устный опрос

7

Гражданская война и иностранная интервенция в России в начале XVII в.



1

7

2

2

2

Устный опрос

8

Модернизация России в первой четверти XVIII в.



1

8

2

2

2

Устный опрос

9

Просвещенный абсолютизм Екатерины II

1

9

2

2

2







Промежуточная аттестация













2

Зачет

10

Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. Отечественная война 1812 г.

2

1

2

2

4

Коллоквиум

11

«Эпоха Великих реформ».


2

2

2

2

4

Собеседование

12

Россия в начале ХХ в. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.


2

3

2




2

Устный опрос

13

Великая Российская революция 1917 г.



2

4

2

2

2

Собеседование

14

Форсированное строительство социализма в СССР.



2

5

2

2

2

Собеседование

15

Великая Отечественная война советского народа.


2

6

2

2

2

Устный опрос

16

Трудности и противоречия послевоенного развития СССР.


2

7

2

2

2

Коллоквиум

17

Распад СССР и рождение независимой России.

2

8

2

2

2

Устный опрос




Промежуточная аттестация













36

Экзамен

Всего: 144 часа




17

34

34

40





5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, консультации, коллоквиумы. На лекциях и семинарских занятиях используется мультимедийное сопровождение. При изучении социальных и военных конфликтов необходима организация «разбора конкретных ситуаций», а также «компьютерных симуляций» связанных с механизмом преодоления современных противоречий и противостояний в РФ и мире. На практических занятиях по истории отечественной культуры, истории социально-экономических и общественно-политических отношений необходимо использование деловых и ролевых игр. В рамках учебного курса планируется посещение Саратовского Краеведческого музея и Саратовского Музея этнографии народов Поволжья с написанием отчета об экспонатах музеев. При изучении истории межнациональных отношений в России целесообразно проведение лекций в культурно-национальных автономиях и культурных центрах Саратовской области с обязательным обсуждением и дискуссией по истории и культуре этносов «малой родины» с приглашением представителей КНА.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

После прочтения соответствующих разделов курса студентами выполняются контрольные работы. Первая контрольная работа проводится после прочтения лекций по истории России IX-XIX вв. и включает в себя написание эссе по следующим проблемам:

  1. Проблема этногенеза славян: дискуссии в исторической науке.

  2. Образование Древнерусского государства: споры вокруг норманнской теории.

  3. Значение религиозных реформ Владимира для русской истории.

  4. Русь в системе Золотой Орды: «иго» или «военный союз»?

  5. Россия в середине XVI века: выбор путей общественного развития.

  6. Смута на Руси в начале XVII в.: гражданская война или династический кризис?

  7. Россия в XVII в.: «новый период русской истории» или «бунташный век»?

  8. Модернизация России при Петре: случайность или закономерность?

  9. «Эпоха дворцовых переворотов»: отказ или продолжении петровских реформ?

  10. Расширение границ Российской империи при Екатерине II: экономическая целесообразность или агрессивный характер?

  11. Время Александра I: реформы или «аракчеевщина»?

  12. Бородинское сражение: победа или поражение?

  13. Восстание декабристов: династический бунт, масонский заговор или революция?

  14. Правление Николая I: «золотой век» русской культуры или «мрачное тридцатилетие»?

  15. Эпоха Великих реформ или контрреформы Александра III: проблема модернизации и «особого пути российской цивилизации»?

После изучения истории XX в. проводится вторая контрольная работа с целью проверки знаний студентов по истории советского общества, а также приобретенных навыков и умений самостоятельно оценить основные направления развития общества и государства в минувшем веке. Вторая контрольная работа выполняется в форме реферата по одной из актуальных дискуссионных тем отечественной истории XX в.

Темы рефератов:

1. Реформы П.А. Столыпина: путь к капитализму или разрушение русского общинного идеала?

2. Революция 1917 г. и ее место в мировом историческом процессе.

3. Россия в октябре 1917 г.: большевистский переворот или социальная революция?

4. Русская революция 1917 г.: реализация идеала социальной справедливости или начало создания тоталитарного общества?

5. Декрет о комбедах: спасение республики от голода или решающий шаг к гражданской войне?

6. Гражданская война в России: «правда красных», «правда белых», «правда зеленых».

7. НЭП: отступление или передышка?

8. «Коренной перелом» 1929 г.: «революция сверху» или «сталинский термидор»?

9. Сталинские репрессии: «номенклатурная революция» или «большой террор»?

10. «Пакт о ненападении» 23 августа 1939 г.: пролог мировой войны, защита национальных интересов, раздел сфер влияния в Европе?

11. Причины поражений Красной Армии в 1941 г.

12. Цена и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

13. СССР в 1945-1953 гг.: восстановление народного хозяйства или подготовка к третьей мировой войне?

14. Реформы Н.С. Хрущева: демонтаж или укрепление социалистической системы?

15. СССР в 1965-1985 гг. : «ранний» или «развитой» социализм?

Учебно-методическая литература для самостоятельной работы студентов указана в разделе 7 настоящей программы. Самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с рабочей программой дисциплины «Отечественная история»:

Проблема происхождения славян. Споры о черняховской культуре II – IV вв. Великое переселение и история славян. Занятия славян. Культура славян. Язычество.

Образование древнерусского государства. Генеалогические споры и четыре версии образования государства. Норманская теория и ее критика. Взаимоотношения Земли и Власти в исторической литературе.

Социальный строй Древней Руси. Дискуссия 1930-х годов: позиции Б.Д. Грекова и С.В. Юшкова. Концепция И.Я. Фроянова. Проблема рабства у славян. «Русская правда».

Крещение Руси. Болгарская (М.Д. Приселков), моравская (Н.К. Никольский), католическая версии. В.Н. Татищев о четырех крещениях Руси. Современные версии крещения. Споры о времени утверждения на Руси митрополии.

Внешнеполитическое положение Руси IX–XI вв. Отношения с Хазарией. Русь и степь. Русь и Волжская Болгария. Договоры с Византией. Внешняя политика Святослава.

Русь эпохи феодальной раздробленности. Степень единства древней Руси. Съезд князей 1097 г. в Любече. Владимир Мономах и стабилизация положения. 1132 г. – начало политической раздробленности. Взаимоотношения Земли и Власти в период феодальной раздробленности. Северо-Восточная Русь. Новгородская олигархическая республика. Галицко-волынская Русь

Культура домонгольской Руси. «Слово о полку Игореве». «Повесть временных лет». Храмовое строительство. Киевская София. Живопись. Миниатюры «Остромирова евангелия». Берестяные грамоты.

Татаро-монгольское нашествие и его последствия. Катастрофа 1237-1241 гг. Русь в системе Золотой Орды. Концепция Л.Н. Гумилева. Взгляды Дж. Феннела. Споры о роли Александра Невского. Начало возвышения Москвы. Политика первых московских князей. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Новгорода. Падение монгольского ига. Иван III. Боярская дума. Судебник 1497 г. Деятельность Василия III.

Реформы середины XVI века. Иван IV Грозный. «Избранная рада». Земские Соборы. Приказы. Стрелецкое войско. Земская и губная реформы. Опричнина – форсированный метод централизации государства. Расширение территории государства. Ливонская война. Закрепощение крестьян.

Культура России в XIV – XVI вв. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Храмовое зодчество. XVI век – век публицистики.

Смутное время в Российском государстве – гражданская война. Социальные противоречия в государстве. Борис Годунов. Движение холопов. Лжедмитрий I. Судебник 1606 г. Василий Шуйский. Лжедмитрий II. Движение И. Болотникова. Польская интервенция. «Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение и освобождение Москвы от поляков. Основание династии Романовых.

Государство после Смуты. Первые Романовы. Боярская дума и Земские соборы. Приказы. Местное управление. Законы. Государство и церковь. Никон и церковный раскол. Преемники царя Алексея.

Социальные противоречия и потрясения. Сословия. Народные восстания. Восстание Степана Разина. Восстания в Москве.

Внешняя политика: войны, расширение границ. Русско-польская (Смоленская) война. Укрепление южных границ. «Азовское сидение». Воссоединение Украины с Россией. Война России и Украины с Речью Посполитой. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Крымские и азовские походы. Присоединение Сибири.

Русская культура в XVII века Просвещение. Симеон Полоцкий. Славяно-греко-латинское училище. Научные знания. Географические открытия. Исторические сочинения. Фольклор и литература. Архитектура. Дворец в Коломенском. «Московское» барокко. Изобразительное искусство. С. Ушаков. Театр.

Россия при Петре I (первая четверть XVIII в.). «Двоецарствие» Ивана и Петра. Стрелецкие бунты и политика Софьи. Азовские походы. «Великое посольство». Первые реформы. Создание Северного Союза и осада Нарвы. Первый период Северной войны. Полтавская битва.

Политика и экономика. Царь и сельское хозяйство. Роль государства в развитии крупного производства. Мелкое производство и ремесло в петровской России. Торговля. Положение крестьянства, дворянства, купечества.

Реформа органов управления и суда. Губернская реформа. Сенат и коллегии. Реформа местного управления. Финансы и бюджет.

Рождение петровской армии и флота. Волнения и восстания низов. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника.

Война и дипломатия после Полтавы. Итоги Полтавы и присоединение Прибалтики и Карелии. Война с Турцией. К господству на море. Завершение Северной войны. Каспийский поход.

Ломка старых традиций и зарождение новой культуры. Политические идеи, инициативы и проекты. Просвещение и наука. Литература. Театр. Трансформация придворного быта. Живопись и архитектура. Санкт-Петербург.

Оценка петровской «модернизации» в отечественной историографии.

Россия в эпоху «дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.). Борьба придворных партий за власть. Екатерина I и Верховный тайный совет. Петр II. Кондиции 1730 г. и бироновщина. Иван Антонович, Анна Леопольдовна. Елизавета Петровна. Петр III.

Государственные преобразования и финансовая политика. Органы государственного управления. Финансовый кризис 20-30-х годов XVIII в. Областная контрреформа. Эволюция финансовой политики.

Социально-экономическое развитие России и социальные взрывы во второй четверти XVIII в. Земледелец и его труд. Помещик и крестьянин. Крестьянские промыслы. Развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции. Формирование капиталистического уклада. Социальные взрывы и национальные движения после Петра I. Национальное движение в Башкирии.

Россия и европейские державы после Петра I. Война за «польское наследство». Восточный вопрос и русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Россия и война за «австрийское наследство». Семилетняя война 1757 – 1763 гг.

Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Императрица и трон. Российское дворянство и проблемы социально-экономического развития страны. Политические иллюзии и реальная политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия 1767 г. Конкурс Вольного Экономического общества. Полемика сатирических журналов.

Крестьянская война 1773 – 1775 гг. Предвестники восстания. Е.И. Пугачев и его скитания по России. Начало восстания и осада Оренбурга. Второй и третий этап восстания. Идеология восставших. Причины крушения замыслов Е. Пугачева.

Преобразования государственной машины и социальная политика. Губернская реформа. Реформа центральных учреждений. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Управление окраинами империи.

Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М.М. Щербатовым. Борьба двух тенденций в критике крепостничества. Формирование просветительства в России. Революционные общественно-политические взгляды А.Н. Радищева.

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века. Проект «Северной системы» Н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и первый раздел Польши. Россия и французская революция 1789 г. Второй и третий разделы Польши.

Контрреформы Павла.

Культура России в XVIII в. Просвещение. М.В. Ломоносов и русская наука. Литература и журналистика. Театр. Ф.Г. Волков. И.А. Дмитриевский. Крепостной театр. Академия художеств. В.Л. Боровиковский, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, А.П. Лосенко. Архитектура. В.В. Растрелли, Ф. Аргунов, В.И. Баженов, И.К. Коробов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Скульптура. И.П. Мартос. Фальконе и «Медный всадник».

Россия в начале XIX в. Начало царствования Александра I. Указ о «вольных хлебопашцах». Введение министерской системы. М.М. Сперанский. Создание Госсовета. Борьба против наполеоновской Франции. Тильзитский мир. Континентальная блокада Англии. Русско-шведская война и присоединение Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Манифест о создании народного ополчения. Узаконение партизанской войны. Соединение русских армий у Смоленска. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Пожар Москвы. Тарутинский маневр. Битва у Малоярославца. Изгнание Наполеона из России. Заграничный поход русской армии и Венский конгресс. Священный союз.

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Проекты освобождения крестьян. Конституционные проекты. Военные поселения. Крестьянские реформы в Прибалтике. А. Аракчеев. Организация тайных обществ в России. Южное и Северное общества декабристов. Современные оценки значения восстания декабристов.

Николай I и его Империя. Расправа с декабристами. Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. «Чугунный» устав о цензуре. «Теория официальной народности». «Свод законов Российской империи». Реформы П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина. Картофельные бунты.

Военный конфликт на Кавказе. Вторжение в Венгрию. Крымская война. Оборона Севастополя. Причины поражения царизма в Крымской войне.

Общественное движение после декабристов. Кружок Веневитинова. В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Кружок Станкевича. Западники и славянофилы. Дело членов кружка М.В. Буташевича-Петрашевского.

Духовная жизнь России в первой половине XIX века. Образование и наука. Открытие университетов. Н.И. Лобачевский. Н.Н. Зинин. Пулковская обсерватория. Н.И. Пирогов. Н.М. Карамзин. Русские путешественники. И.Ф. Крузенштерн. Ф.Ф. Беллинсгаузен. В.М. Головнин. Г.И. Невельский. «Золотой век» русской культуры. О. Монферран. К.И. Росси. А.Н. Воронихин. А.Д. Захаров. О.И. Бове. К.А. Тон. Живопись. К.П. Брюллов. А.И. Иванов. О.А. Кипренский. П.А. Федотов. Театр. М.С. Щепкин. Музыка. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. А.А. Алябьев. Литература. А.С. Пушкин. А.С. Грибоедов. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь.

Русская православная церковь в первой половине XIX в.

«Эпоха Освобождения». Александр II. Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Закон о земском самоуправлении. Реформа городского самоуправления. Судебная реформа. Д.А. Милютин и военная реформа.

Промышленность и транспорт в пореформенной России. Железнодорожное строительство. Оформление основных промышленных районов России – Московского, Петербургского, Уральского и Южного. Промышленный переворот. Русская деревня после отмены крепостного права.

Общественное движение 1960 – 1970-х гг. Н.Г. Чернышевский. Народничество. «Земля и воля». «Хождение в народ».

Внешняя политика России в 1960 – 1970-е гг. А.М. Горчаков. Отношения с Германией и Францией. Присоединение Средней Азии и казахских степей. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс.

Подъем общественного движения после русско-турецкой войны. Земское движение. «Земля и воля». «Черный передел» и «Народная воля».

«Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова и конец реформ. Гибель императора Александра II.

Контрреформы Александра III.К.П. Победоносцев. Рабочее движение и распространение марксизма в России. Русская деревня в конце XIX в.

Духовная жизнь России во второй половине XIX в. Образование и наука. Открытие консерваторий в Петербурге и Москве. Бестужевские курсы. П.Л. Чебышев. А.Г. Столетов. П.Н. Яблочков. А.С. Попов. А.М. Бутлеров. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Русские путешественники. П.П. Семенов-Тян-Шанский. П.П. Кропоткин. Н.М. Пржевальский. Русская архитектура. Живопись. «Передвижники». В.Г. Перов. А.С. Саврасов. И.И. Шишкин. И.И. Левитан. И.Е. Репин. В.И. Суриков. В.А. Серов. Третьяковская галерея. Русский музей. Радищевский музей в Саратове. К.С. Водкин. Малый театр. Пьесы А.Н. Островского и А.П. Чехова. М.Н. Ермолова. Музыка. «Могучая кучка». Н.А. Римский-Корсаков. М.П. Мусоргский. А.П. Бородин. Балеты П.И. Чайковского. Русская литература.

Россия на рубеже XIX–XX вв. Реформы 1890-х годов и их итоги. Кризис начала века и монополизация российской промышленности. Капитализм «догоняющего» типа. Россия – страна «второго эшелона» капитализма. Социальная структура российского общества. Политическая система. Основные направления внешней политики. Русско-японская война. Особенности развития рабочего движения в России. Политические партии и движения.

Первая русская революция 1905–1907 гг. Причины и повод революции. «Кровавое воскресенье». Развитие революции «по восходящей». Восстание на броненосце «Потемкин». Всеобщая стачка в октябре 1905 г. Манифест 17 октября. Оформление буржуазных партий. Декабрьские события в Москве. Власть и «общество» в 1905 г. Изменение государственного строя. Высшие органы исполнительной власти. Начало российского парламентаризма. I и II Государственные думы. Начало аграрных преобразований. Третьеиюньский переворот. Итоги и значение революции.

Россия в 1907–1914 гг. Думская монархия. Реформы П.А. Столыпина и новая ситуация в деревне. Экономический подъем. «Русское чудо». Новый подъем революционного движения. Россия в системе международных отношений после 1906 г. Политика соглашений в действии. Присоединение России к Антанте. Обострение отношений с австро-германским блоком.

Россия в первой мировой войне (лето 1914 – февраль 1917 гг.). Вступление в войну. Планы сторон. Военный потенциал России. Кампания 1914 г. Война и русское общество. Фронт и тыл в 1915 г. «Великое отступление». Мобилизация хозяйства. Кризис власти летом-осенью 1915 г. Военные операции 1916 г. «Брусиловский прорыв»Внутриполитическая обстановка в стране. Накануне революции (конец 1916 – начало 1917 гг.). Россия перед катастрофой.

Российская революция 1917 г. Народные выступления в Петрограде (23 – 26 февраля). Свержение самодержавия (27 февраля – 3 марта). Историческая оценка Февраля. Общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г. Организация власти в центре и на местах. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Многопартийность и политическая борьба. Социальная напряженность и раскол революционной демократии. Июльские события – первая попытка захвата власти большевиками. Выступление Л.Г. Корнилова и его последствия. Углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г. Кризисные явления в народном хозяйстве. Социальные конфликты в городе, армии и деревне. Последний виток кризиса власти: Директория, Всероссийское демократическое совещание, Предпарламент. Октябрьско-ноябрьские события в Петрограде и Москве: большевики берут власть. Большевики меняют тактику борьбы за власть. Деятельность правительства, военных властей и подготовка большевиками восстания. Вооруженное выступление большевиков в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Поход на Петроград Керенского-Краснова и его неудача. Юнкерский мятеж в столице. «Кровавая неделя» в Москве. Установление новой власти в российской провинции.

Первые преобразования Советской власти. Представления большевиков о переходе к социализму в России. Вопрос об однородном социалистическом правительстве и формирование высших органов государственной власти. В.И. Ленин. Роспуск Учредительного собрания. Создание новой государственности. Социально-экономические преобразования первых месяцев Советской власти. Организация управления промышленностью. Первые аграрные преобразования. Продовольственная диктатура. Мятеж левых эсеров. Комбеды. Принятие первой Советской Конституции. Приход к власти большевиков и внешний мир. Брестский мир.

Гражданская война России. Сущность и особенности Гражданской войны в России. Создание Красной Армии. Л.Д. Троцкий. Борьба с «демократической контрреволюцией». Мятеж чехословаков. Красный террор. На Восточном и Южном фронтах. Война с Польшей. Разгром Врангеля. Третья сила. Кронштадский, Тамбовский, Западносибирский мятежи. В годы «военного коммунизма». Власть и крестьянство. Милитаризация промышленности. Рабочие в годы «военного коммунизма». Политическая система. Кризис военно-коммунистической системы. «Белое дело». Рождение Добровольческой армии. «Ледяной» поход. Реформаторская деятельность П. Врангеля. Значение «Белого дела». Причины победы большевиков в Гражданской войне.

Культурная и церковная политика Советской власти в годы революции и Гражданской войны.

Образование и развитие СССР в условиях новой экономической политики (1921 – 1928 гг.). Условия и особенности перехода к нэпу. Допущение частно-посреднической торговой деятельности. Состояние финансово-денежной системы в 1921-1922 гг. Денежная реформа 1922-1924 гг. Частное предпринимательство в промышленности. Трестирование государственной индустрии. Синдицирование трестов и предприятий. Особенности восстановления промышленности. Концессионная политика. Начало нового этапа аграрной политики. Земельный кодекс 1922 г. Основные направления землеустроительной политики. Кооперативная политика в деревне. Положение крестьянства. Образование и конституционное оформление СССР. Борьба за власть в последние годы жизни В.И. Ленина. «Оживление Советов». «Триумвират» и троцкистская оппозиция. «Дуумвират», «новая» и «объединенная» оппозиция. Борьба с «правой оппозицией». Формирование государственной бюрократии. Судьба оппозиционных партий. Советская внешняя политика в 1920-е годы. СССР и Коминтерн. Установление новых отношений со странами Востока. «Полоса признаний». Советская дипломатия во второй половине 1920-х гг.

Форсированная модернизация СССР (1928 – 1937 гг.). Поиски модели развития страны. Первый пятилетний план. Источники средств «сверхиндустриализации». Трудности и противоречия «большого скачка». Стройки первой и второй пятилеток. Героизм народа. «Революция сверху» в советской деревне. Хлебозаготовки и чрезвычайные меры 1928-1929 гг. Переход к политике «сплошной коллективизации». Раскулачивание как составная часть коллективизации и метод ее ускорения. Сопротивление крестьян. Голод 1933 г. Колхозная система. Итоги и последствия коллективизации. Политический режим в 1930-е годы. Завершение формирования аппарата принуждения. Искоренение организованной оппозиции. Лавирование правящего режима. Убийство С.М. Кирова. Конституция «победившего социализма» и борьба с «врагами народа». Террор 1937-1938 гг. И.В. Сталин. Основные характерные черты советской политической системы к концу 1930-х гг. Первые пятилетки как этап «культурной революции». Национальная политика. Внешняя политика 1930-х гг. Фашизм и стратегия Коминтерна. Признание США. Лига наций. Реализация идеи «коллективной безопасности». Итоги построения социализма «в основном».

СССР накануне военных испытаний. Укрепление обороноспособности СССР накануне войны. Советско-германские договоренности 1939 г. Начало Второй мировой войны и СССР. Поход Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Договоры СССР с Балтийскими государствами. Советско-финляндская война. Укрепление дальневосточных рубежей СССР. Положение в армии: господствующая военная доктрина, вооружение, репрессии. Экстренные меры Советского государства по отражению фашистской агрессии.

СССР в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.). Приграничные сражения. Перестройка страны на военный лад. ГКО. Чрезвычайные меры по укреплению боеспособности Красной Армии. Бои за Киев, Смоленск. Блокада Ленинграда. Московская битва, крах «блицкрига». Создание антигитлеровской коалиции. Военные действия весной – летом 1942 г. Приказ Сталина № 227. Оборона Сталинграда и Кавказа. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. Коренной перелом (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.). Разгром фашистов под Сталинградом. Советский тыл. Советское правительство и Русская Православная Церковь. Курская битва. Форсирование Днепра. Роспуск Коминтерна. Проблема открытия второго фронта в Европе. Тегеранская конференция. Завершающий период (1944 г. – сентябрь 1945 г.). Помощь СССР по ленд-лизу. Советские стратегические наступательные операции 1944 г. Висло-Одерская операция. Крымская конференция. Коллаборационизм в СССР. Депортации отдельных народов СССР. Битва за Берлин. Потсдамская конференция. Разгром Квантунской армии. Культура в годы войны. Значение, источники, цена победы.

СССР в послевоенные годы (1946 г. – март 1953 г.). Итоги войны. Послевоенная пятилетка. Восстановление народного хозяйства. Денежная реформа и отмена карточек. Голод 1946-1947 гг. Деревня в послевоенные годы. Заключенные и спецпоселенцы. Разработка атомной бомбы. Политический режим в последние годы жизни Сталина. «Ленинградское дело». Идеологические кампании. Церковь в послевоенные годы. Государственная политика в культурной области. СССР и «холодная война». Участие СССР в корейской войне. СССР и страны народной демократии. Итоги периода.

Советское общество в 1953 – 1964 гг. Расстановка и столкновение сил в политическом руководстве. Поражение Л.П. Берии в борьбе за власть. Падение Г.М. Маленкова. Упрочение позиций Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС. Критика Сталина и борьба с культом личности. Реабилитация ряда депортированных народов. Национальная политика. XXII съезд КПСС и программа «развернутого строительства коммунизма». Отставка Хрущева. Реформы в промышленности. Совнархозы. Реорганизация сельского хозяйства. «Целинная эпопея». Паспортизация на селе. Реорганизация МТС. «Рязанский почин». Аграрный кризис начала 1960-х гг. Социальная политика. Жилищная программа. Освоение космоса. Советская наука. «Оттепель» в литературно-художественной жизни. Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын, М.А. Шолохов. Зарождение диссидентства. Внешняя политика. Венгерские и берлинские события. Карибский кризис. Итоги периода.

СССР в период «развитого социализма» (1964 – 1985 гг.). Ранний «развитой социализм» (1964 – 1977 гг.). Утверждение Л.И. Брежнева у власти. Переход к консервативному внутриполитическому курсу. Изменения в политическом окружении Брежнева. Реформы А.Н. Косыгина. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е годы. Падение темпов экономического роста. «Пражская весна» и СССР. Конституция СССР 1977 г. и положение в стране в годы позднего «развитого социализма» (1977 – 1985 гг.). Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы правления Брежнева. Поиски путей упрочения социализма при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко. Положение в экономике и социальной сфере. Осложнение внешнеполитических условий развития СССР. Афганская война. Официальная идеология. Противоречия общественной жизни и культуры. Диссидентские движения. Национальная политика и национальные движения в 1964 – 1985 гг.

«Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.). Курс на ускорение социально-экономического развития советского общества (1985 – 1986 гг.). М.С. Горбачев. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС и перемены в общественно-политической жизни страны. «Революция ожиданий». Чернобыльская катастрофа. «Новое мышление» во внешней политике. От «ускорения» к «перестройке». Начало перестройки системы общественных отношений в СССР (1987 – весна 1990 гг.). Демократизация и гласность. Начало реформы политической системы. Поиск решения национальных проблем. «Парад суверенитетов» и судьба реформ (середина 1990 – середина 1991 гг.). Начало независимой политики РСФСР. Трудности перехода к рынку. Вопрос о сохранении СССР. Внешняя политика. Культура в период «перестройки». Демонтаж союзной государственности (август – декабрь 1991 г.). Политический кризис 19-21 августа 1991 г. Ликвидация государственно-политических структур СССР. Юридическое оформление распада СССР.

Россия в 1991 – 2005 гг. Начало перехода к новому обществу. Экономические реформы Е.Т. Гайдара и их последствия. Приватизация. Криминализация экономической жизни. Изменения в социальной структуре. Формирование и развитие новой политической системы. Углубление конституционного кризиса. Январь – октябрь 1993 г. Политический кризис 21 сентября – 4 октября 1993 г. Принятие новой Конституции. Второе президентство Б.Н. Ельцина. Российская культура в 1990-е годы. Проблемы духовного развития общества. Художественное творчество в России. Внешняя политика России в 1990-е годы. Российско-американские отношения. Россия и Европа. Россия и СНГ. Россия и локальные военные конфликты в мире. Национальная политика государства. Чеченская война. Россия на рубеже тысячелетий. Поиск новых ориентиров. Укрепление государственности. Экономическая политика. Проблема чеченского урегулирования. Итоги первого президентства В.В. Путина. Постановка новых задач.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения курса отечественной истории:

  1. Древние цивилизации на территории России.

  2. Восточные славяне в древности.

  3. Образование древнерусского государства в IX в.

  4. Русь в Х в. Реформы Ольги.

  5. Начало крещения Руси.

  6. Расцвет Киевской Руси в ХI в. Ярослав Мудрый.

  7. Культура Киевской Руси.

  8. Политическая раздробленность Руси.

  9. Русь в системе Золотой Орды.

  10. Возвышение Москвы в XIV – XV вв.

  11. Образование единого Московского государства в последней трети XV – начале XVI в.

  12. Реформы в России в середине XVI в. Опричнина. Иван Грозный.

  13. Ливонская война.

  14. Культура Руси в XV –XVI вв.

  15. Гражданская война и иностранная интервенция в России в начале XVII в.

  16. XVII век – «бунташный» век.

  17. XVII век – «новый период русской истории».

  18. Культура России в XVII в.

  19. Модернизация России при Петре Великом.

  20. Северная война.

  21. «Эпоха дворцовых переворотов».

  22. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

  23. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

  24. Внутренняя политика Александра I в 1801 -1812 гг.

  25. Отечественная война 1812 г.

  26. Внутренняя и внешняя политика Российской империи в 1813 – 1825 гг.

  27. «Мрачное тридцатилетие». Россия во второй четверти XIX в. Николай I.

  28. «Эпоха Великих реформ». Александр II.

  29. «Золотой век русской культуры».

  30. Контрреформы Александра III.

  31. Россия на рубеже XIX – XX вв.

  32. Русско-японская война.

  33. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

  34. «Думская» монархия в 1907 – 1914 гг. «Русское чудо».

  35. «Серебряный век» русской культуры.

  36. Россия в первой мировой войне.

  37. Февральская революция.

  38. Развитие революции от Февраля к Октябрю.

  39. Октябрьская революция и захват власти большевиками.

  40. Социально-экономические преобразования большевиков в 1917 – летом 1918 гг.

  41. Строительство Советского государства.

  42. Гражданская война в Советской России.

  43. Социально-экономический и политический кризис 1921 г. и переход к новой экономической политике.

  44. Нэповская Россия (1921 – 1928 гг.)

  45. Внешняя политика России в 1920 – 1930-е гг.

  46. Культурное развитие СССР в 1920 – 1930-е гг.

  47. Форсированное строительство социализма в СССР в конце 1920-х–1930-е годы.

  48. Политическая система в СССР в 1930-е гг.

  49. СССР накануне войны (1939 – 1941 гг.)

  50. Начальный период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.).

  51. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны в 1943 г.

  52. Заключительный победоносный этап Великой Отечественной войны (1944 – 9 мая 1945 г.).

  53. Рождение сверхдержавы (1945 – 1953 гг.).

  54. Хрущевская «оттепель» (1953 – 1964 гг.).

  55. Противоречия и трудности развития СССР в 1965 – 1985 гг.

  56. «Зигзаги холодной войны». Внешняя политика СССР в 1945–1985 гг.

  57. Культурное развитие СССР в 1945 – 1985 гг.

  58. «Перестройка» в СССР. М.С. Горбачев.

  59. Распад СССР. Российские реформы 1992 г.

  60. Современная история России: трудности и противоречия.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История» iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины Специальностей: 032301. 65 «Регионоведение»
История изучаемого региона (история сибири) [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Рабочая программа дисциплины «История» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины история отечественного государства и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа дисциплины «История» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»...
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
Рабочая программа дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины – «История»
Цель изучения дисциплины «История» развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск